КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ СТАРШАЯ ГРУППА
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Терехова Татьяна Петровна

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ СТАРШАЯ ГРУППА

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8 39132) 2 66 77. Email: ds1@uo-minusinsk.ru

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ

ИГР ПО

 ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

 СТАРШАЯ ГРУППА

Подготовила:

 воспитатель

Терехова Т.П.

Модуль месяца

Сентябрь. Модуль «Юный гражданин»

1 неделя  

Права  и обязанности ребенка

«Наша группа»

В нашей группе все друзья.

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Есть у нас игрушка  Это – погремушка, 
Это – толстый мишка,  Это – чудо-книжка, 
Это – неваляшка,  Это – кукла Машка! 
Раз, два, три, четыре, пять,  Будем снова проверять! 

2 «Моя малая родина – город Минусинск,  частица Красноярского  края»

Пальчиковая гимнастика

Это правый бережок,                                              (показать большой палец правой руки)

Это левый бережок.                                                  (показать большой палец левой руки)

Между ними есть мосток,                  (переплести пальцы рук, большие пальцы поднять вверх)

А под ним течет река

И быстра и глубока.                       (постучать пальцами правой руки под ладонью левой руки)

Енисей, Енисей,

Лодочка, плыви быстрей.                                               (сделать лодочку из ладоней)

    Город

Город – это улицы, проспекты и дома, Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.
Площади, музеи, парков тишина, Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.
Блеск огромных стекол, праздничных витрин.

 Разводить пальцы в стороны и соединять.
Быстрое движенье Круговые движения руками, согнутыми в локтях.
На улицах много прохожих и машин Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

Дом

  Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

«Здравствуй»

Здравствуй, Солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)

3 «Моя страна»

У меня есть флажок,

Он на флаг большой похож.                (сделать флажок из пальцев рук развернутой ладошки)

Разноцветный, посмотри

1, 2, 3; 1, 2, 3!                                         (посчитать пальцы на одной, затем на другой                                  руке)

Сверху – белый,                       (соединить пальцы рук, постукивать указательными пальцам)

 в середине –                                                    (… средними пальцами)

мой флажок с полоской синей.

А последний – красный цвет,                   (… безымянными пальцами)

И его красивей нет

4  Диагностика

Ладушки ладошки

 (Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
 Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
 Ладушки ладошки!
Наварили кашки
 Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
 Ладушки ладошки!

Строили ладошки Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
 Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
 Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
 Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
 Ладушки ладошки!

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. 
(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, 
(печём "пирожки") 
Весь четверг искала мяч, 
(правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, 
(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. 
(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. 
(машем ладошками к себе)

Октябрь. Модуль «Чудеса природы»

1 неделя   Диагностика

Деревья

Раз, два, три, четыре, пять
(сжимать и разжимать кулачки)
Будем листики считать.
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.

Летом деревья росли, зеленели.

Летом деревья росли, зеленели.

(руки — «деревья»)

Осенью листья на них пожелтели.

(кисти рук — «падают»)

Стали деревья листья терять.

(поочередно пальцы прижимаются к ладони)

Стали деревья листья ронять.

(пальцы по очереди стучат о крышку стола)

Тихо ложится листок за листком.

(плавно кладем ладони на крышку стола)

Скоро накроет листья снежком.

(одна ладонь накрывает другую)

* * *

         Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина - молодец!

Показывают большой палец.

Осень. Дикие животные и птицы. Кто как готовится к зиме.

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

     Не страшны зимой метели

     Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

     Из ветвей, корней, коры

     Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

(загибают по одному пальчику)

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

(хлопки ладонями)

Птички 

Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.) И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».) Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора

 

4 ПРОЕКТ    Хлеб, полезные и вредные продукты

       Хлеб

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки, сдобные ватрушки,

Булочки и калачи - всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

Каша в поле росла,

(дети подняли руки, шевелят пальчиками)

К нам в тарелку пришла.

(«идут пальчиками по столу)

Всех друзей угостим, По тарелке дадим.

(в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки)

Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Всем дадим по ложке!

Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, 
Мы капустку трем-трем,  Мы капустку жмем-жмем. 
Мы марковку трём-трём, мы огурчик режим-режим 
Весь салатик мешаем-мешаем  Получился салат люкс 

         Мышка зёрнышко нашла

Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка – 
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

ПИРОЖКИ

 Я купила масло, Загибаем поочередно пальчики, перечисляя продукты 

Сахар и муку, Полкило изюма, Пачку творогу. Пирожки пеку, пеку,

Имитируем лепку пирожков.

Всех друзей я в гости жду!

 Ладони вперед, имитируем движения, подзывающие гостей.

Ноябрь. Модуль «Мой дом. Моя семья»

1 неделя    Мебель, посуда, бытовые приборы

«Наша квартира»

 

В нашей комнате-столовой – Есть отличный СТОЛ дубовый,

СТУЛЬЯ – спинки все резные, Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне – Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ С одеялами на вате

И берёзовый КОМОД, Мама там бельё берёт.

А в гостинной КРЕСЛА есть, Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный, В СТЕНКЕ – центр музыкальный.

(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в  хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными

Мебель

Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

                      

2  Дом мод

«Рубашка»

У рубашки два манжета,

(показать манжеты на двух руках)

Воротник,

(показать воротник руками)

И рукава

(провести ладонями по рукавам)

И застежка есть, чтоб легче

(показать застежку сверху вниз)

Проходила голова.

Пуговицы застегнем,

(имитировать застегивание пуговиц)

А потом гулять пойдем.

(«ходьба» пальчиками по столу)

       

       ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка Перчатку нашла,
Гнездо в ней устроив, Мышат позвала.

Им корочку хлеба дала покусать,
Погладила (отшлёпала) всех и отправила спать.

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Складываем ладоши "ковшом"
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). 

Сколько обуви у нас.

Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас.

(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки Для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки На ногах сапожки.

           Как у нашей свинки На ногах ботинки.

А у пса на лапках Голубые тапки.

           А козлёнок маленький  Обувает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Вот так, вот так новые кроссовки

(загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)

«Шагают» пальчиками по коленям (указательным и средним)

      Ботинки

Всюду, всюду мы вдвоём Неразлучные идём.

(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам, По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

(загибают по одному пальчику, начиная с  большого)

Будем там тихонько спать.

(укладывают ладони на стол)

3-4   «Моя семья»

     «Семья»

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я!

     «Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая да весёлая.

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

КТО ПРИЕХАЛ?

Кто приехал? Мы, мы, мы!

Мама, мама, это ты? Да, да, да!
Папа, папа, это ты? Да, да, да!
Братец, братец, это ты?
или: Ах, сестричка, это ты?
Да, да, да! Дедушка, а это ты?
или: Бабушка, а это ты?
Да, да, да! Все мы вместе, да, да, да!
 

(ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
(теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)
(хлопает кончиками больших пальцев)
(хлопает кончиками указательных пальцев
(хлопает кончиками больших пальцев)
(хлопает кончиками средних пальцев)
(хлопает кончиками больших пальцев)
(хлопает кончиками безымянных пальцев)
(хлопает кончиками больших пальцев)
(хлопает кончиками мизинцев)
(хлопает в ладоши)

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой — Это папа дорогой .

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Рядом с папой — наша мама. Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка — Милая девчонка.

И самый маленький крепыш — Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

Декабрь. Модуль «Зимушка-зима»

1 неделя    Зима. Явления природы

     Падал снег на порог.

Падал снег на порог.

(дети два раза медленно опускают ладони на стол)

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пёк,

(прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог)

Ручейком пирог утёк.

(«бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

(опять показывают, как пекут пирог)

2   Живая природа зимой

     «Кормушка»

     Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зёрнышек.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетайте, птички!

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко. 
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

3    «Зимние игры и забавы»

Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Про зиму
Облако зимнее,   Что несешь в корзине ты?
— Снеги сыпучие, Ветры колючие,
Вьюги завьюжные И снежинки дружные.
Прибегали ребятки, Приносили лопатки,
Ими снег сгребали, Его в ручки брали.
И лепили колобки, Белоснежные комки.

(Движение пальцев по тексту)

 Зимние забавы

Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

4   «Новый год стучится в двери»

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка

(пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки.

(кулачки; указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики,

(«шарики» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки,

(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки.

(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)

 Новогодние игрушки

Праздник приближается, Елка наряжается.

          Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят      

 в стороны.

Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

Наступает Новый год!

хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод.

кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики,

поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики.

фонарики

Вот сверкают льдинки,

сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки.

легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идет,

пальцы шагают по коленям или по полу

Всем подарки он несет.

трем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

по очереди массажируем каждый палец

Январь. Модуль «Это русская сторонка, это родина моя»

1 неделя   Каникулы

Круглый год

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают

 большим пальцем.

За зимой весна идет, А за весною следом

Торопится к нам лето. И у кого не спросим -

Идет за летом осень. А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой

«Подарки»

Пальцы в гости к нам пришли И подарки принесли.

Будем мы их представлять И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый, Книгу хочет нам вручить. 

Указательный придумал Нам фонарик подарить.

 Средний нам принес коробку. Интересно, что же в ней?

 Пластилин есть и бумага И набор карандашей. 

Безымянный — славный мальчик, Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!» И продолжим заниматься.

(Выполнять движения соответственно тексту.)

2   «Путешествие в город мастеров»

«Гномики-прачки»

Жили были в домике Маленькие гномики:

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять,

(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать:

(трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,               Чики – носочки,

Пики – платочки,              Мики умница был,

Лики – штанишки,            Всем водичку носил.

(загибают пальчики, начиная с больших)

 Профессии

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

3   «Знакомство с народной культурой»: устное народное творчество, быт, одежда, традиции

Ивану-большаку - дрова рубить,  Ваське-указке - воду носить, 
Мишке-среднему - печку топить,  Гришке-сиротке - кашу варить, 
А крошке-Тимошке - песенки петь.  Песни петь и плясать, 
Родных братьев потешать! 
(Русская народная) 

«У Матрёшиной сестрицы»

У Матрёшиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке, В теплом полушубке,

Курочка — в жилете, Петушок — в берете,

Коза — в сарафане, Заинька — в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

 

4  ПРОЕКТ

«Знакомство с народной культурой»: народные промыслы

На моей руке пять пальцев, 
Пять хватальцев, пять держальцев. 
Чтоб строгать и чтоб пилить, 
Чтобы брать и чтоб дарить. 
Их нетрудно сосчитать: 
Раз, два, три, четыре, пять! 

«Помощники»

Вот помощники мои, как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять. Не сидится им опять.

Постучали, повертели и работать захотели.

Поработали немного, Но дадим им отдохнуть.

(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)

 

Февраль. Модуль «Человек»

1 неделя    Я в мире человек

Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, 
А со Средним кашу ел, С Указательным запел. 
А Большой меня встречал И конфетой угощал. 
Указательный на правой Вел в поход нас всей оравой. 
Средний брат несет рюкзак, Безымянный ходит так, 
А Мизинец стал играть: Братьев слушать приглашать. 
Правый же Большой плясал. И на танец приглашал. 
Раз-два-три-четыре пять! 
(М.Кальцова)  

2   Если хочешь быть здоров!

Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул. Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит.
Солнце красное взойдет, утро ясное придет,
Будут птички щебетать, будут пальчики вставать!

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев.)

Третьи пальчики бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые пешком,

(Медленные движения безымянных пальцев по столу.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Стук кулаками по поверхности стола.)

Кто зубы не чистит, Не моется с мылом

Пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами 

Тот вырасти может Болезненным, хилым. 

Ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка. 

Дружат с грязнулями Только грязнули

Пальцы рук соединить в замок 

Которые сами В грязи утонули

 Движение имитирующее пловца 

У них вырастают Противные бяки,

Руки сгибаем в локтях, ладони друг за другом около носа, «дразнимся» 

За ними гоняются Злые собаки

Руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуты, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой, «пасть» 

Грязнули боятся Воды и простуд, А иногда и вообще не растут!

Руки скрещены на груди, затем волнообразные движения рукой, касаемся указательным и большим пальцем носа, а на последнюю строчку, совершаем отрицательные движения указательным пальцем.

3    «Российская армия»

Пальцы эти – все бойцы.

(растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак)

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

(приподнять два больших пальцев, другие крепко прижать к столу)

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

(приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу)

Два сметливых молодца!

(приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу)

Два героя безымянных,

(приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу)

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки –

(приподнять мизинцы)

Очень славные мальчишки!

(хлопнуть ладонями по столу)

     

     «Смелый капитан»

На корабле из дальних стран (Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан. (Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала, (Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало. (Смотрят в «бинокль».)

        Наша армия

Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты, Потом артиллеристы,

А потом пехота - Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

4   «Путешествие в прошлое» (древний мир, средние века,

Лодочка

Две ладошки прижму И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
 Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам
 Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

Март. Модуль  «Весна-красна»

1 неделя   «8 марта-женский день».

 Наши мамы

Много мам на белом свете, всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают

 себя за плечи.

Журналист и инженер, повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель, врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики»

Дружно маме помогаем

«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом – 
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, 
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем». 

2   Весна. Явления природы

Снеговик
Давай, дружок,  смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок —  Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа…    Нос… метла.
Но солнце припечет слегка —   Увы! — и нет снеговика.

ВЕСНА

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.

 Стучат всѐ громче дятлы, Синички стали петь. Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены. 

Встаѐт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. Движения повторяются.

Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повѐрнуты вниз).

А из под старой травки  Уже глядит цветок...  Ладони сомкнуты "ковшом". Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка) Движения повторяются. 

Раскрылся колокольчик В тени там, где сосна,  

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика). 

Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна.

Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".

Динь-динь, звенит тихонько, Динь-динь, пришла весна

       «Весна»

Иди, весна, иди, красна,

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)

Сосульки
Шаловливые сосульки сели на карниз.
Шаловливые сосульки посмотрели вниз.
Посмотрели чем заняться? Стали каплями кидаться.
Целый день идет трезвон:  Дили-дили, дили-дон!

3 Что изменилось весной? Домашние и дикие животные и птицы. Детеныши.

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,              - За морем бывала,

Милая касаточка,                  Весну добывала.

Ты где была?                         Несу, несу

Ты с чем пришла?                 Весну-красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

«Дрозд – дроздок»

Дружок ты мой, дрозд, В крапинку хвост,

    (машут сложенными ладонями, как крыльями)

Носик – остренький, Бочок – пёстренький,

Перья – тонкие, Песни – звонкие.

(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого)

Весной распеваются, Зимой забываются.

(машут сложенными ладонями, как крыльями)

    Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет  спросонок  Бурый, мохнатый, смешной  медвежонок.

Вращают большим пальцем.

КОШКА И МЫШКА

Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки.
И легонько их сжимает - Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо, Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает.

Домашние животные

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших

ПАСТУШОК
А я дудочку нашла,  Пастушку я отдала.
Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит  На теляток глядит.
А домой не идёт,  Молочка не несёт.
Надо кашу варить, Деток кашей кормить.

пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)

 (хлопки в ладоши) 
(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки) 
(можно произносить имя вашего малыша)

Пять утят

Пять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут... Трое утят плывут...
Двое утят плывут... Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт, И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.


Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").

Десять серых зайцев
Десять серых зайцев  Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:  “Вон человек с ружьём”
Двое закричали:  “Давайте убежим!”,
Двое прошептали  “Давайте помолчим!”,
Двое предложили:  “Мы спрячемся в кустах!”

А двое вдруг спросили:  "Он может сделать “Бах”?"
“Бах” - выстрелил охотник, Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев  Пустились наутёк.

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Хлопаем в ладоши.

Бежим пальчиками по столу или коленям

«Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели - С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели!

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

4 Живой мир природы. Растительный мир весной.

Цветок

 Вырос высокий цветок на поляне, (Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.) 

Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук.) 

Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.) Дружно дают под землей корешки. (Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

Цветы

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головками качают.

                                     

Апрель.  Модуль «Окружающий мир»

1 неделя Планета, на которой мы живем. Освоение космоса

Космос

Мы по глобусу шагаем, Пальцы дружно поднимаем

Перепрыгнули лесок, На гору забрались,

Оказались в океане – Вместе покупались.

Пошагали в Антарктиду, Холодно, замерзли.

 На ракету все мы сели – В космос улетели.

Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд.
Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди? 
Солнце, планеты, спутники, кометы,
Загибают пальчики обеих рук

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

2  Диагностика

Если пальчики грустят – Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –  Их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке

3  Диагностика

4 Места, где всегда зима или лето.

     «Слон»

(средний палец опущен, с одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой –указательным и большим)

В зоопарке стоит слон,

Уши, хобот – всё при нём.

Головой своей кивает,

(шевелить средним пальцем)

Будто в гости приглашает.  (Качать кистью)

«Животные Севера»

Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы,

(ладошками с плотно сомкнутыми  пальчиками похлопывать по коленям или по столу, руки при этом неподвижны)

Это ласты, а не лапы.

       У ЖИРАФОВ

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.


У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.  

Хлопаем по всему телу ладонями
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

 Щипаем себя, как бы собирая складки.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

      А под пальмой краб сидит

Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.

Май. Модуль «Все обо всем»

1 неделя  «День Победы»

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран (Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан. (Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала, (Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало. (Смотрят в «бинокль».)

Наша армия

Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты, Потом артиллеристы,

А потом пехота - Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

2  «Из чего это сделано» стекло, металл, дерево и т.д.

     Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка. Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка.

            Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

3   Насекомые и  пресмыкающиеся

Насекомые

Дружно пальчики считаем Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

     ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,  А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.

Пчёлки

Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать, Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке, Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать: Раз два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".

Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
 

ЧЕРВЯЧКИ 
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает,
Каркает: "Вот и обед!" Глядь - а червячков уж нет!

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди

ЗМЕЙКА
Посмотрите-ка, друзья, У меня живёт змея!.
По дивану, по коврам, Может ползать тут и там.
Хоть и нет у змейки ножек, Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот За лягушками ползёт.
Нет у этой змейки глаз И поймала в этот раз
Не лягушек, не стрекоз, А ребёночка за нос.


 Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".
Медленно вращаем кистью руки

 Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).
Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).

Волнообразные движения рукой

"Змея" хватает за нос партнёра по игре. 

ЖУЧОК

Этот маленький жучок  По земле  гуляет,
Листик сладенький найдёт И его кусает.
Чтоб ещё листочек съесть, Хочет он повыше влезть.

Этот маленький жучок По траве  гуляет...
Этот маленький жучок По кустам  гуляет...
Этот маленький жучок Выше залезает,
Вот он ямочку нашёл, Лёг и отдыхает.
Он не будет вас кусать, Хочет он чуть-чуть поспать.

Перебираем пальцами по ступням.
Щипаем ступни.

 Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей). Перебираем пальцами по коленям.
Перебираем пальцами по животу.

Перебираем пальцами по груди

"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.
Пальчики сжимаем в кулаки

Опускаем голову вниз, глаза закрываем.

Черепашка

Моя черепашка в коробке живёт,
Купается в ванне, По полу ползёт.
Её на ладошке я буду носить, Она не захочет меня укусить

Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.

Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре Волнообразные движение кулаком в воздухе.

"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Руки возвращаются в исходное положение.
Отрицательный жест головой

4 «Лето»

Капли первые упали, Пауков перепугали.
Дождик застучал сильней, Птички скрылись средь ветвей.
Дождь полил как из ведра, Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает, Гром все небо разрывает.

А потом из тучи солнце  вновь посмотрит нам в оконце!

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)

 (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Лето

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето? Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава. Три – ромашки – посмотри!

А четыре  - это лес, Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять. Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем. Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет, Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето. Вот за что люблю я лето!

         В лес по ягоды

Раз, два, три, четыре, пять

(пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.),

В лес идем мы погулять

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу).

За черникой за малиной

(указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого),

Зa брусникой и за калиной. Землянику мы найдем

И братишке отнесем

(указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)

РАДУГА

Гляньте: радуга над нами, Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение). 

Над деревьями, Домами,  Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. Руки сложены над головой крышей. 

И над морем, над волной, Нарисовать волну рукой. И немножко надо мной. Дотронуться до головы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ТРИЗ - РТВ технологии в младшей группе "В лесу"

Задачи: 1.Расширять представления детей о диких животных, знать и называть их.2. Дать детям представление о жизни лесных зверей зимой.3. Подвести детей к знаково – символической деятельност...

Как научить Незнайку ориентироваться во времени. Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе.

Как научить Незнайку ориентироваться во времени.Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе. Цель:  Расширить знания детей об измерен...

Конспект занятия по окружающему миру с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему " Ознакомление со свойствами стекла"

Конспект по окружающему миру с элементами триз технологий на тему " Ознакомление со свойствами стекла" для старшей группы....

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ «Беседа о головных уборах»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ...

Конспект открытого просмотра по развитию связной речи на занятиях по окружающему миру методами технологии ТРИЗ Тема: «Дикие и домашние животные»

Программное содержание: Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных Задачи:Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления д...