Наблюдение как метод ознакомления детей с объектами живой и неживой природы
статья по окружающему миру (старшая группа)

Барина Надежда Александровна

Метод набдюдения один из главных методов ознокамление детей дошкольного возраста с объектами живой и неживой природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_kak_metod_oznakomleniya.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение как метод ознакомления детей дошкольного возраста

 5-6 лет с объектами живой и неживой природы.

В настоящее время проблема ознакомления детей дошкольного возрасты с объектами живой и неживой природы часто становится объектом исследования.

  Актуальность подтверждается особой заинтересованностью со стороны государства, и как подтверждение этой заинтересованности - принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте ознакомлению с объектами живой и неживой природы, а также развитию познавательного интереса будет способствовать такая организация деятельности, при которой ребенок вовлечется в процесс самостоятельного поиска и самостоятельного открытия новых знаний. Таким видом деятельности является наблюдение за природой, который включает в себя различные психические, мыслительные, сенсорные процессы, опирающиеся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка.

Основным фундаментом познавательной активности дошкольника в ознакомление с объектами живой и неживой природы служат противоречия между сложившимися у ребенка знаниями, умениями и навыками, полученными путем исследований, достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, которые возникают в процессе непосредственной познавательной деятельности и наблюдений.

Чем больше у ребенка знаний о природе и окружающем его мире, тем больший интерес он проявляет к исследованию своего окружения, ориентируясь уже на свой опыт, а не только на рассказ и объяснение взрослого. Поэтому воспитателю важно поддерживать познавательную активность ребенка, создавая благоприятные условия для самостоятельного поиска информации, поскольку знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно получение нужной информации через ее изменение, дополнение и самостоятельное применение ее в личном опыте формирует знание.

Наблюдение является для детей самым популярным и доступным методом исследования и часто используется в повседневной жизни. Стоит отметить, что наблюдение должно всегда осуществляется с определённой познавательной целью. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует свою культуру наблюдения, то у него развивается такое качество личности, как наблюдательность. Наблюдательный человек видит больше, понимает и глубже чувствует, так как улавливает самые существенные и малозаметные признаки предметов, явлений, событий. Такой человек может делать более правильные выводы и осмысливать происходящее, опираясь факты и свой опыт.

Суть наблюдения заключается в познании природных явлений и объектов через чувства, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное.

Правильная организация познания природы ведет к формированию и развитию у детей отчётливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях природы.

Контролируя и комментируя наблюдения даёт возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы.

Очень важны для детей дошкольного возраста наблюдения за сезонными явлениями. Они могут включать наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, изменения температуры воздуха, наблюдения за осадками и их видам, а также наблюдения за ростом, развитием и состоянием растений и животных в разное время года. В организации наблюдений предусматривается системность, что обеспечивает их взаимосвязь. Наблюдения за сезонными явлениями предоставляют возможность взаимодействовать, погружаться в мир природы в рамках образовательного процесса в ДОУ.

Правильно организованное наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всей ее красе и многообразии. Если ребенок познает простейшие взаимосвязи в природе, он сформирует элементарные представления об окружающем мире, его неповторимости ценности. Систематическое использование наблюдений в ознакомлении с объектами живой и неживой природы научит детей приглядываться, подмечать ее особенности и приведет к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания и развития познавательного интереса.

В системе дошкольного образования выделяют три способа наблюдения:

- распознающее наблюдение (отвечает на вопросы: Что это? Кто это? Каковы его свойства?). Такие наблюдения позволяют установить связь, как меняется, растет объект наблюдения и т. д. В таком наблюдении важна роль памяти, т.к. ребенку нужно помнить предыдущее состояние объекта;

- циклическое наблюдение в котором весь объем знаний распределяется на части. Каждое следующее наблюдение позволяет увидеть ребенку новое в наблюдаемом объекте, уточнять и расширять представления о нем. Такое многоразовое обращение к одному объекту формирует устойчивый интерес и возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.

- воссоздающее наблюдение по отдельным признакам воссоздает объект в целом (например, по цвету почвы определить влажность, по цвету ягод спелость, по листу определить дерево и т.п.). В данном способе наблюдений развивается мышление, воображение, также происходит обобщение ранее усвоенного материала.

Методика организации наблюдения заключается в следующем.

1. Определение места наблюдения в предстоящей работе по экологическому воспитанию детей, его задачи (содержание умений и навыков в соответствии с программой).

2. Выбор объекта для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы) с учетом интереса детей и доступности для восприятия.

3. Подготовка всех необходимых в ходе наблюдения инструментов.

4. Продумывание размещения детей во время наблюдения (объект должен быть виден и доступен всем) и хорошее освещение объекта.

Структура наблюдения должна включать три компонента:

– начало (концентрация внимания детей на объекте),

– основная часть (использование приемов, обеспечивающих самостоятельное получение детьми сенсорной информации);

– заключительная часть

Как правило, все планируемые наблюдения за сезонными явлениями проводятся на прогулке и вовремя специально организованных экскурсий.

В старших группах наблюдения более длительные, чаще проводят повторные наблюдения одного и того же объекта или явления, что позволяет сформировать умение замечать изменения, подводить к простейшему обобщению накопленных представлений о природе. Все наблюдения способствуют формированию представлений  детей об объектах живой и неживой природы, о природных явлениях в соответствии с программным материалом и возрастными особенностями детей.

Таким образом, можем сделать вывод, что в дошкольном образовательном учреждении могут быть использованы различные виды наблюдений: эпизодические, длительные, групповые, распознающие, с использованием раздаточного материала, плановые и спонтанные, итоговые или сравнительные. Методика подготовки, организации и проведения наблюдения будет зависеть от его вида. Воспитателю необходимо помнить, что при организации любого наблюдения нужно учитывать условия, при которых наблюдение будет эффективным, этими условиями являются: четко поставленная цель и задачи наблюдения. Важно помнить, что задача должна носить познавательный характер, небольшой круг формируемых представлений. В ходе наблюдений уделять внимание развитию умственной и речевой активности дошкольников.  Все виды наблюдений способствуют формированию и развитию познавательной активности дошкольников.

Проанализировав, как наблюдения за явлениями природы, за объектами живой и неживой природы, влияют на развитие познавательной активности детей в образовательном процессе можно сделать вывод, что познавательная активность ребенка меняется на протяжении дошкольного возраста. Показатели познавательной активности ребенка возрастают при правильной организации правильной систематической и целенаправленной работы с детьми в ходе наблюдений.

В ходе наблюдений за сезонными явлениями природы в процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируется познавательный интерес, о котором говорят такие возрастные характеристики, как:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения предметам и явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать

Из вышесказанного следует, что использование наблюдений за объектами живой и неживой природы является эффективным и необходимым для развития у детей дошкольного возраста предпосылок к исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема представлений, умений и навыков исследовательской деятельности.

Список литературы.

1. Вопросы дошкольной педагогики . Кошелева О.А. Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы.

2. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. [Текст] / А.И. Иванова. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 56 с.

3.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за объектами живой и неживой природы

Календарно-тематическое планирование наблюдений за объектами живой и неживой природы на прогулках в подготовительной к школе группе...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Наблюдение за объектами живой и неживой природы в ДОУ

Подборка фотографий  объектов живой и неживой природы, за которыми наблюдают и рассматривают дети в нашем  детском саду в старшей группе «Солнышко»Цель: показать и рассказать дет...

Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности  Введению термина «экспериментирования&raq...

Разработка системы наблюдения в течении месяца (Март), за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста

Разработка системы наблюдения в течении месяца (Март), за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста...