Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Обыкновенный ёж»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ахметова Алина Фанусовна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Обыкновенный ёж»

Задачи

1.      Формировать элементарные представления детей о жизни дикой природы.

2.      Познакомить с лесным обитателем — обыкновенным ежом.

3.      Учить детей называть характерные особенности ежа (внешний вид, место обитания, особенности питания).

4.      Развивать знания детей о связи места обитания и названия животного.

Материалы: изображения ежей разных видов, зайца.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Сегодня я хочу вас познакомить с лесным животным — ежом. Посмотрите на картинку, на ней изображен ежик, он живет в лесу. Мордочка ежа вытянута и покрыта шерстью. Спина и бока все в иголках, а живот покрыт редкими грубыми волосками. Иголки на спине и голове нужны для защиты от хищников. Иголки пестрые, коричнево-бежевые — это делает, ежа незаметным в зарослях травы. Как только еж почувствует опасность — он свернется клубком, пряча мордочку и мягкий животик. Колючие иголки не позволяют схватить или укусить ежа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_okruzhayushchim_mirom_obyknovennyy_yozh.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Обыкновенный ёж»

Задачи

1.        Формировать элементарные представления детей о жизни дикой природы.

2.        Познакомить с лесным обитателем — обыкновенным ежом.

3.        Учить детей называть характерные особенности ежа (внешний вид, место обитания, особенности питания).

4.        Развивать знания детей о связи места обитания и названия животного.

Материалы: изображения ежей разных видов, зайца.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Сегодня я хочу вас познакомить с лесным животным — ежом. Посмотрите на картинку, на ней изображен ежик, он живет в лесу. Мордочка ежа вытянута и покрыта шерстью. Спина и бока все в иголках, а живот покрыт редкими грубыми волосками. Иголки на спине и голове нужны для защиты от хищников. Иголки пестрые, коричнево-бежевые — это делает, ежа незаметным в зарослях травы. Как только еж почувствует опасность — он свернется клубком, пряча мордочку и мягкий животик. Колючие иголки не позволяют схватить или укусить ежа.

Обороняется еж не только иголками. Еще у ежей острые зубы и когти, которые они сразу пускают в ход против неприятеля, если не успели свернуться клубком. Кусается еж очень сильно и больно. Питается ежик дождевыми червями, насекомыми, лягушками, змеями, яйцами птиц. Ежик ведет в основном ночной образ жизни. С наступлением холодов зверек утепляет свою норку под стилкой из листьев. Зимой ежик впадает в спячку.

С нашим ежом однажды произошла интересная история. Встретились в лесу ежик и заяц. Посмотрел заяц на ежика и стал смеяться: у ежика ножки маленькие, бегает он медленно. Обиделся ежик и предложил зайцу соревнование: кто быстрее перебежит полянку. Рассмеялся заяц и согласился. Договорились утром встретиться и посоревноваться. Пришел ежик домой, рассказал своей ежихе, как смеялся над ним заяц и что утром пойдет бегать наперегонки с зайцем. Наступило утро, встретились заяц с ежиком на краю полянки — побежали. Заяц так бежал, спешил перегнать ежа, что даже не видел, как еж бежит. Добежал до края полянки, а там ежик сидит и говорит: «Что-то долго ты, заяц, бежал, я устал тебя ждать!» Рассердился заяц и говорит: «Давай опять наперегонки!» Побежали. Заяц еще быстрее побежал, бегает, а ежик уже сидит и ждет его. Целый день заяц бегал, а перегнать ежика не смог.

Как вы думаете, почему не смог заяц перегнать ежика?

Дети. Ежик бегал быстро.

Воспитатель. Нет, дети, ежик оказался хитрее зайца: просто на одном краю полянки сидел ежик, а на другом краю полянки — его жена-ежиха. Заяц не смог отличить, ежа от ежихи.

Подвижная игра «Перебежки»

Задачи: учить детей бегать группой с одного края площадки на другой; развивать умение согласовывать движения.

Дети делятся на две группы, становятся друг против друга по краям «полянки». По сигналу бегут навстречу — чья команда первой добежит до противоположного края «полянки».

Воспитатель. Дети, вот послушайте, для чего ежику колючки на спине.

                                     Шубка дивно хороша!

                                     Может ежика сберечь

                                     От опасных грозных встреч!

                                     Если серый страшный волк

                                     Над ежом зубами щелк,

                                     В шубке каждая колючка

                                     Сразу станет острой злючкой!

                                     Волк завоет и помчится!

                                     Как куда? К врачу лечиться.

                                                                             Т. Ефимова

Так для чего ежику нужны колючки?

Дети. Колючки ежику нужны для защиты.

Воспитатель. Дети, посмотрите друг на друга и скажите, вы все одинаково выглядите?

Дети. Нет.

Воспитатель. Чем вы отличаетесь друг от друга?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, у вас разные рост, цвет волос, глаз. И ежи тоже разные бывают. Наш ежик называется обыкновенным, а еще европейским, потому что он живет в европейской части России. Там, где протекает река Амур, живет какой ежик?

Дети. Амурский.

Воспитатель. Правильно, у амурского ежика нос длиннее, европейского. В Африке живет карликовый ежик: он намного меньше амурского ежа. Скажите, как можно назвать ежика, который живет в Африке?

Дети. Африканский ежик.

Воспитатель. А как называется ежик, который живет в Китае?

Дети. Китайский.

Воспитатель. Правильно. Китайский ежик живет высоко в горах. Ночью спит, а днем охотится. А в пустыне живет ушастый ежик. У него уши торчат, почти как у зайца, и ноги длиннее, чем у других ежей. А вы знаете, что едят ежи?

Дети. Червей, лягушек, змей.

Воспитатель. Правильно. Если вы встретите ежика в лесу, можно забрать его домой?

Предположения детей.

Воспитатель. Нельзя забирать ежа домой — дома он погибнет. Ёжик привык жить в лесу. Там его дом, там он находит пищу, которую любит. Поэтому давайте не трогать лесных обитателей, пусть они живут в своем доме, а мы — в своем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром старшей группы. Тема «История обыкновенных вещей»

расширять представленик детей о знакомых предметах, истории их происхождения....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром старшей группы. Тема «История обыкновенных вещей»

Расширять представления детей о знакомых предметах,историей их происхождения....

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....