Конспект занятия по познавательному развитию № 25 в средней группе Тема: «Обитатели воды - рыбы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию

в средней группе «Обитатели воды - рыбы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25_obitateli_vody_-_ryby.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию № 25

в средней группе

Тема: «Обитатели воды - рыбы»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: уточнить и расширить представление детей о рыбах.

Программное содержание: уточнить и расширить представление детей о рыбах; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи; закрепить умение соблюдать правила безопасности.

Предварительная работа: накануне положить в прозрачный сосуд с водой кусочек пластилина, прочитать детям сказку «По-щучьему веленью».

Материалы и оборудование: демонстрационный – прозрачный сосуд с водой, кусочек пластилина; иллбюстрации с изображением рыб, большой сосуд с водой (надувной бассейн), лодочки, кубики; лента для игры; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети имеют представления о рыбах.

Структура занятия

I

Вводная часть

 

1 мин

II

Основная часть

17 мин

1

Игра

«Ловись рыбка»

2 мин

2

Опыт

2 мин

3

Физкультминутка

1 мин

4

Беседа

О рыбах

2 мин

5

Опыт

1 мин

6

Работа с пособием

«Что не правильно нарисовали дети?»

2 мин

7

Работа с пособием

«Кто идет ловить рыбу?»

2 мин

8

Физкультминутка

«Рыбаки»

2 мин

9

Работа с пособием

«Кто какую рыбу поймал?»

1 мин

10

Работа с пособием

«Помоги ребятам заполнить…»

2 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 20 минут

Ход занятия

I. Вводная часть

- Ребята, а какое сейчас время года? (Зима.)

- Что происходит зимой с озёрами, реками? (Они замерзают.)

- Кто из вас видел замёрзшее озеро?

- Вы обращали внимание на людей, сидящих на льду?

- Что они делают?

- В какой сказке волк занимался подлёдным ловом?

II. Основная часть

1. Игра «Ловись рыбка»

Дети изображают рыб, а воспитатель волка. В определённый момент волк просыпается и ловит рыбу лентой.

- Давайте поиграем в игру. Я буду волком, а вы – рыбками. Я пришёл вас ловить. Мой хвост – это лента. Ловись, рыбка, большая и маленькая, ловись рыбка…  Так какую же я рыбку поймал? И совсем это не рыба – две руки, две ноги. Ты кто?

Ребёнок называет какую-нибудь рыбу,  а воспитатель не уступает.

- Ты на рыбу не похож. Посмотрите на разных рыб (воспитатель показывает картинки: щука, пескарь, лещ и любые другие наиболее непохожие). Чем они отличаются?

Дети с легкостью находят отличия.

- А чем они похожи?  

- Как нам их обозначить всех одной картинкой?

Дети затрудняются найти общее решение. И ищут его вместе с воспитателем.

2. Опыт

- Давайте рассмотрим форму рыб. Что у них общего?

- Их тело напоминает капельку. Попробуем узнать, почему же природа создала их такими.

Наливаем в таз воду и по очереди проводим рукой, поставленной на ребро с сомкнутыми пальцами, в воде. Зачем то же самое открытой ладошкой.

- В каком случае рука идёт легче через воду? (В первом.)

- Теперь сами объясните, почему рыбы имеют такую форму.

- Мы уже говорили о том, что человек учится у природы. А чему он научился у рыб?

- Водный транспорт создан по их подобию.

Дети пускают воду маленькие лодочки, и для сравнения, деревянный кубик.

3. Физкультминутка

- Плаваем стилем брасс.

Руки идут вперёд, сложенные вместе с ладошками. Потом их разводят в стороны, ладонями назад.

- Ребята, объясните, зачем мы делаем руками, такие движения во время плавания.

4. Беседа о рыбах

- Давайте рассмотрим разных рыб.

Перед детьми картинки с изображением щуки, сома, карася и других рыб.

- Все рыбы такие разные! Что же их объединяет?

- Они живут в воде, покрыты чешуёй. Не зря люди придумали такие загадки.

В воде жива,

На суше мертва,

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

- Чем рыбы отличаются от зверей?

- Рыба, живое существо? (Да.)

- Почему вы так думаете?

- Как всякое живое существо, она дышит, ест, растёт, у неё появляются детки. Чем же дышит рыба?

5. Опыт

- В воде есть немного воздуха. Давайте рассмотрим пластилин, который находится в воде. Что вы видите? (Он покрылся пузырьками воздуха.)

- Когда зимой в водоёмы замерзают, то воздуха в воде становится мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, чтобы воздух попадал в воду. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

6. Работа с пособием (задание 2)

- Что неправильно нарисовали дети?

- Помогите им исправить рисунки. (В левом аквариуме надо «дорисовать» воду, в правом – хвост рыбке.)

- Вспомните сказку «По щучьему веленью». Емеля прорубил прорубь и поймал щуку рукой. Конечно, в сказке всякое бывает. Но здесь всё похоже на правду. Подумайте почему. Вода была скована льдом, щуке было нечем дышать, а когда Емеля сделал прорубь, щука поднялась поближе к воздуху. Тут Емеля её и схватил.

7. Работа с пособием (задание 1)

- Кто идёт ловить рыбу?

- Почему вы так думаете?

- Для чего ловят рыбу?

- Что можно из не приготовить?

- Кто из диких животных,  нарисованных на картинке, любит рыбу?

- Кто из домашних животных любит есть рыбу?

- В каких сказках герои ловили рыбу и что из этого вышло?

- Дети у рыбки появляются из икры. Они называются мальки. Почему?

- Рыбу любят и звери (медведи) и некоторые птицы (чайки), и люди.

- Чем люди ловят рыбу? (Сетями, на удочку.)

- Как называется человек, ловящий рыбу? (Рыболов.)

 - Из каких двух слов образовалось это слово?

- Послушайте стихотворение:

С утра сидит на озере

Любитель рыболов.

Сидит, мурлычет песенку,

А песенка без слов.

А песенка чудесная,

И радость в ней и грусть,

И знает эту песенку

Вся рыба наизусть.

Как песня начинается,

Вся рыба расплывается….

- Как вы думаете, почему расплывается рыба, услышав песенку?

8. Физкультминутка

Все дети изображают рыбаков, сосредоточено глядя на воображаемый поплавок. Периодически они вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая и маленькая рыбка, которой дети распоряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро с водой, отдают кошке, отпускают в реку).

9. Работа с пособием 

- Кто какую рыбу поймал?

10. Работа с пособием 

- Помогите ребятам заполнить аквариум жильцами. Проведите линии от изображений рыб в аквариум. Нарисуйте воду и водоросли.

III. Заключительная часть

- Как вы думаете все ли, кто умеет плавать, – рыбы? (Нет, есть водоплавающие птицы и звери, человек тоже умеет плавать.)

- Послушайте:

Щука проглотила щётку,

Щётка ей щекочет глотку.

– Удивительное дело!

Что же за рыбку я съела?     (Г.Виеру)

- Отгадайте загадки, и объясните, по каким признакам вы догадались, о ком идёт речь.

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица. (Рыба.)

Блещет в реке чистой

Спинкой серебристой. (Рыба.)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука.)

Крылья есть,

Да не летает,

Ног нет.

Да не догонишь. (Рыба.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»

: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе                               Тема: «Вода и ее свойс...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Волшебные превращения воды»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Волшебные превращения воды»  ...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема: "Обитатели воды - рыбы"

Цель занятия - на примере аквариумных рыб познакомить детей с обитателях воды, а также.в оспитывать бережное отношение к рыбам....

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские обитатели»

Цели: познакомить детей с обитателями глубин морей и океанов.Задачи:Образовательные:обогащать знания детей о морских животных, об их особенностях;закрепить знания детей о глобусе, как о моде...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Берегите и цените воду»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды, дать детям понятия о важности воды в жизни людей и животных. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов....