Картотека игр по экологии
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Куриневская Светлана Германовна

Игры для детей старшего и среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzh-rol_igry_po_ekologii.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

БУРАТИНО ЗНАКОМИТСЯ С БУМАГОЙ (для детей 6-7 лет)

Дидактическая цель: уточнить представление детей о бумаге, ее различном назначении; дать знания о том, что бумагу делают из древесины, она идет на изготовление тетрадей, книг, альбомов, салфеток и пр. Воспитывать в детях экономно-бережное отношение к чистой бумаге, книгам, развивать конструктивные умения при вторичном использовании бумаги (газет).

Ход игры 

Воспитатель организует небольшую выставку бумажных изделий. В разных местах группы: на столах, полках и подставках раскладывается несколько экспозиций: 

1) бумага разных видов: писчая, ватман, салфетки и туалетная, бархатная и гофрированная, пергамент и папиросная, картон; 

2) печатная продукция: книги разного формата и качества бумаги, в том числе подарочные издания; газеты, журналы; плакаты или географические карты; 

3) картон и упаковки от конфет, парфюмерных изделий и пр.

Собрав детей, воспитатель сообщает, что сейчас будет осмотр выставки бумажных изделий, предлагает позвонить Буратино и пригласить его. Говорит, что он хорошо разбирается в дереве, а про бумагу он ничего не знает - ему полезно посетить такую выставку. Получив согласие ребят, воспитатель звонит по игрушечному телефону и просит Буратино скорей приехать - дети его ждут. Пока Буратино «едет» воспитатель рассказывает, как делают бумагу, какой это трудный процесс, как много идет древесины. Говорит о том, что белая бумага - это ценный продукт, ее надо беречь и экономить, просто так пачкать и рвать ее не стоит. На бумаге печатают книги - это самая большая ценность для всех людей, потому что из них узнают про все на свете, по книгам-учебникам учатся дети в школе, студенты в институте.

Вместе с Буратино дети осматривают выставку, по очереди все экспозиции. Воспитатель предлагает детям брать в руки бумагу и изделия из нее, говорить, какие они (тонкие, толстые, мягкие, жесткие, гладкие или матовые и пр. особенности). Разыгрывает роль Буратино: от его имени задает вопросы, совершает игровые действия. Возле стенда с книгами воспитатель говорит кукле и детям, что книги надо беречь, в них написано много-много интересного. Их надо смотреть сидя за столом, листать аккуратно чистыми руками, чтобы случайно не испачкать и не порвать. Старые книги можно чинить, подклеивать.

После осмотра выставки воспитатель обращает внимание всех детей на стопку газет. Говорит, что это старые газеты, их уже давно прочитали, теперь их молено использовать на изготовление игрушек. Можно также сдать в приемный пункт макулатуры, они пойдут в переработку, из них сделают новую бумагу, которая годится для упаковки разных товаров. Предлагает детям сделать игрушки: голубей, кораблики или шапочки на голову - кто что может. Буратино хочет иметь шапочку. Ребята делают игрушки, воспитатель помогает им, а Буратино наблюдает и ждет.

ПРОГУЛКА В ЛЕС (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: вызвать у детей интерес к жизни лесных обитателей (животных и растений), познакомить с их приспособительными особенностями; учить детей правильно вести себя в лесу, бережно относиться к природе.

Ход игры 

Дети покупают билеты и на поезде, составленном из стульев, отправляются за город. «Доехав» до станции «Лесная», идут на прогулку в «лес». Воспитатель напоминает правила поведения в лесу, показывает знаки (см. цветную вклейку), затем показывает картины (или слайды) с изображением лесных растений и животных. Дети рассказывают о том, какие ягоды и грибы они увидели в лесу. У «болотца» им попадается лягушка, в «овраге» притаилась семья барсуков. Ребята издали наблюдают, как к «ручью» спускается молодой олень и пьет воду. На поляне они с интересом рассматривают цветы, бабочек и стрекоз, вьющихся над ними. Детей поджидает машинист. Все садятся в «вагоны» и возвращаются в город.

Основой игры является воображаемая ситуация: дети идут по лесу (комнате), время от времени присаживаются на поляне (ковре). Возле «болота» идут осторожно («вязнут ноги»). Важным моментом ИОС является установка воспитателя на правильное поведение в лесу (дети должны быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев, не помять цветы).

Примечание. Игру проводят в помещении в любое время года. Познакомить детей с жизнью животных можно с помощью картин или игрушек.

ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ (для детей старшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: дать детям представление об Африке, ее жарком климате, пустынях, познакомить с экзотическими африканскими животными, их образом жизни. Развивать воображение детей, их игровые умения.

Ход игры 

Отправиться в Африку можно на корабле. Во время «плавания» (это первая часть игры) воспитатель, играющий роль опытного путешественника, выясняет, что дети знают об Африке, животных, которые там обитают (слон, жираф, лев, обезьяна, крокодил).

Высадив путешественников на берег Африки, руководитель похода выясняет, все ли имеют темные очки от солнца, флягу с водой - предстоит длительный переход по пустыне и всем захочется пить. Рассказывает участникам похода, что такое пустыня, какая здесь жара, сухость, дождей почти не бывает или они не успевают долетать до земли, вода испаряется. Сообщает, что африканская пустыня Сахара самая большая на планете, это самое жаркое место на Земле. Но жарко только днем, а ночью бывает холодно. Песчаные бури, горячие ветры, невыносимая жара и отсутствие воды - это очень тяжелые условия для жизни. Здесь трудно жить всем: растениям, животным, людям.

После долгого и утомительного перехода по песчаной пустыне путешественники видят оазис - место, покрытое растительностью, кустарники и травы. Руководитель похода делает остановку, на привале все отдыхают, пьют воду. Он рассказывает о животных, их жизни в этих местах. Показывает пальмы, кокосовые орехи, финики (угощает детей, если представится возможность). Рассказывает также о других животных, обитающих в Африке. Это слоны, обезьяны, крокодилы и др. (показывает картинки с их изображениями).

Возвращение из Африки может быть «на самолете» (дети убегают, изображая полет).

ЭКСПЕДИЦИЯ В АРКТИКУ - НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС (для детей старшего дошкольного возраста)

ЗИМНЯЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В АРКТИКУ - НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

(для детей старшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: расширить и углубить представления детей о природе северного края; рассказать о том, как приспосабливаются животные к суровым условиям Севера; дать представление о полярной ночи, северном сиянии, трудной работе полярников.

Ход игры такой же, как и в предыдущем случае. Игра проводится в зимнее время во второй половине дня. Самолет встречает полярник (взрослый), который поведет экспедицию к полюсу. Он рассказывает ее участникам о белых медведях, тюленях и других полярных животных, о жизни и сложной работе полярников, помогает водрузить флажок на полюсе, объясняет, что такое северное сияние, долгая полярная ночь. 

Примечание. 

Оформление зала несколько изменяется. Делают сплошное «ледовое покрытие»; игрушечный белый медведь лежит среди сугробов; к потолку подвешивают вертящийся зеркальный шар, имитирующий метель; северное сияние можно показать с помощью цветомузыки, слайдов и т. д. Игру проводят в темном зале с открытыми форточками, чтобы создать иллюзию холодной полярной ночи на Северном полюсе.

ПУТЕШЕСТВИЕ К БЕРЕГАМ АНТАРКТИДЫ В ТЕПЛОЕ ВРЕМЯ ГОДА

(для детей старшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: познакомить детей с крупными морскими животными (кит, дельфин, акула); пингвинами - обитателями Антарктиды, их образом жизни и приспособленностью к водной среде обитания. Дать первоначальное представление о планете Земля, ее главных континентах, океанах. Учить детей пользоваться глобусом, имитировать в игре разные ситуации: пересечение жаркого экватора, приближение к холодной Антарктиде. Дать детям представление об охране животных Антарктики. Развивать воображение детей, их игровые умения.

Примечание. Организация и оформление игры могут быть такими же, как в предыдущих ИОС с учетом необходимости создания воображаемой ситуации многодневного плавания по океану на большом корабле. Животные - это подходящие игрушки или их изображения на картинах.

ПОСЕЩЕНИЕ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ФЕРМЫ (для детей старшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: уточнить представления детей о домашних сельскохозяйственных животных: содержание на ферме, кормление, уход, их использование. Знакомить детей с трудом животновода. Воспитывать интерес и доброе отношение к животным.

Ход игры 

Воспитатель в группе или другом помещении устраивает ферму для сельскохозяйственных животных, в которой находятся коровы, свиньи, козы, овцы. Это могут быть «загоны», сделанные из стульев или крупного «строителя». В качестве животных могут быть картины из наглядного пособия «Домашние животные» или подходящего размера и облика игрушки. В каждом «загоне» может быть несколько животных, могут быть взрослые животные и их детеныши.

Приведя детей на ферму, воспитатель надевает белый фартук и косынку - становится дояркой. И уже в этой роли проводит с детьми экскурсию: у каждого «загона» спрашивает, кто в нем находится, зачем содержат этих животных. Рассказывает, чем их кормят, как за ними ухаживают, как ласково с ними обращаются. Рассказывает о труде животноводов, предлагает детям помочь накормить животных. Дети раздают заранее заготовленное «сено», игрушечные овощи (слепленные из глины, пластилина или вырезанные из картона). Дети могут помочь навести порядок в «клетках» (подмести, протереть). Доярка говорит, что труд животноводов нелегкий, но очень важный, т.к. они обеспечивают всех людей молоком, мясом, шерстью.

Доярка прощается с детьми, приглашает их приходить еще на ферму (воспитатель снимает атрибуты одежды), и все возвращаются.

Примечание. Если ИОС проводилась в группе, педагог может не разбирать сооруженные фермы, дошкольники воспользуются им для самостоятельной игры.

ПОСЕЩЕНИЕ ЗООПАРКА (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Традиционной для дошкольников является игра в путешествия, многочисленные варианты которой приемлемы для детей разных возрастов.

«Путешествие» - это собирательное название, под ним понимается сюжетно-ролевая игра, в которой дети «посещают» новые места или учреждения. В такой игре их внимание может быть сосредоточено на разных моментах: сюжете, ролевых действиях, воображаемой ситуации. Дети совершают «поездки»: пассажиры сидят, выходят и заходят на остановках, покупают билеты, водитель сидит за рулем, управляет транспортом. Появляются ролевые взаимоотношения во время поездки - мама разговаривает с детьми, с другими пассажирами, водитель объявляет остановки, предупреждает об опасности при выходе из автобуса и т. д.

Важной особенностью игры является то, что в ней всегда есть ведущий (экскурсовод, руководитель похода и т.д.), роль которого берет на себя взрослый. Именно поэтому в процессе игры дети узнают много нового о местах, где они «побывали» во время «путешествия». Эту сторону игры можно использовать в дидактических целях при ознакомлении детей с природой.


Дидактическая цель: расширить представления дошкольников о диких животных; познакомить с животными, занесенными в Красную книгу.

Ход игры 

В помещении группы из мебели или строительного материала воспитатель устраивает «клетки», в которых находятся «животные» (большие игрушки или картины). Можно соорудить «пруд» для водоплавающих птиц, «загон» для лошадей; в зоопарке можно устроить аквариум, обезьянник и т. д.

Посетители зоопарка могут взять с собой «своих детей» - кукол (воспитатель тоже может быть с «сыном» или «дочкой»). Кассир, продавая билеты, предупреждает о том, что зоопарк через час закрывается, и просит ребят не задерживаться Контролер, пропуская посетителей и отрывая билеты, просит детей не подходить близко к «клеткам», не кормить животных m территории зоопарка посетителей встречает экскурсовод который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том что они едят, как себя ведут, какой у них характер). В роли экскурсовода выступает воспитатель, но может быть и ребенок из старшей группы. Детям говорят, что сотрудники зоопарка любят его обитателей, заботятся о них. Экскурсовод возле каждой «клетки» ведет с детьми разговор: выясняет, что они знают про это животное, а затем коротко дает новую, небольшую «о объему информацию.

При посетителях можно организовать раздачу корма, осмотр животных ветеринарным врачом, чистку «клеток». Эти Ролевые действия, выполняемые детьми, поддерживают игровую ситуацию и позволяют ребятам получать новые сведения при этом воспитывается бережное отношение к животным

Завершающими объектами осмотра могут быть животные, которые занесены в Красную книгу и охраняются государством (белогрудый медведь, лошадь Пржевальского, снежный барс, уссурийский тигр, гепард, кавказский леопард). Экскурсовод рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.

Примечание. Для самых старших дошкольников эта ИОС может быть проведена с резиновыми и пластмассовыми игрушками небольшого размера, клетками и помещениями для которых могут служить ячейки шкафов и стеллажей. Такой зоопарк может быть организован на столах.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА СОБИРАЕТ ГРИБЫ (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: уточнить представление детей о лесе, грибах, учить различать съедобные и несъедобные грибы. Воспитывать бережное отношение к лесу.

Ход игры 

Воспитатель сначала беседует с детьми о лесе, выясняет, кто в нем был и видел, что там растет. Педагог сообщает, что в лесу, кроме деревьев, кустарников, ягод, растут еще грибы. Показывает им картинки с изображением сыроежек, боровика (белого), подосиновика, лисичек и опят. Дети их сравнивают, находят отличительные особенности каждого вида грибов. Воспитатель говорит, что это съедобные грибы: люди их собирают, чистят, варят суп, жарят, по-разному заготавливают впрок. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Затем педагог показывает картинки с изображением мухомора и бледной поганки. Поясняет, что это ядовитые грибы, людям их есть нельзя - можно отравиться, сильно заболеть и даже умереть. В дверь стучат - пришла Красная Шапочка с корзиной грибов. Она собрала их по дороге домой, когда шла от бабушки. Было темно, и она собирала все подряд, теперь просит детей помочь ей разобраться, какие грибы хорошие, а какие надо выбросить. Воспитатель вместе с куклой раскладывает грибы: достает по одному, просит ребят сравнить каждый гриб с картинкой, назвать и сказать, какой он - съедобный или ядовитый. Распределив грибы, дети складывают съедобные в корзину. Красная Шапочка благодарит ребят. Про мухомор и поганку воспитатель говорит, что, несмотря на то, что они ядовитые для людей, в лесу их трогать не следует: на них приятно смотреть - они красивые. Кроме того, некоторые животные их едят. Воспитатель предлагает детям и Красной Шапочке отгадать несколько загадок:

Растут в траве зеленой рыжие сестрички,

Клади скорей в корзину - это же ... (Лисички)

Я родился в день дождливый под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Боровик)

Уж больно красивый на беленькой ножке.

Он с красною шляпкой, на шляпке горошки. (Мухомор)

Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Собирай, не мешкай! Это ... (Сыроежки)

КРАСНАЯ ШАПОЧКА ВСТРЕЧАЕТ ЛЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

16.10.2012, 11:36

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С КРАСНОЙ ШАПОЧКОЙ.

Красная Шапочка очень популярна среди детей. Ее любят за то, что она добрая, навещает бабушку, носит ей угощение. Ее жалеют, потому что волк ее обманывает. Красная Шапочка ходит через лес - это ее главная «экологическая» особенность, она может послужить для разработки содержания разных игровых обучающих ситуаций. Кукла Красная Шапочка имеется в каждом детском саду, ей только необходимо сделать дополнительную атрибутику: разнообразную, в том числе и зимнюю, одежду, корзину, грибы, цветы, ягоды и пр.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА ВСТРЕЧАЕТ ЛЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ  (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 

Дидактическая цель: уточнить представления детей о жизни зайца, ежа и белки в лесу (особенности передвижения, питания, защиты от врагов, выведения потомства).

Ход игры 

Красная Шапочка приходит к детям: «Ребята, я вчера ходила к своей бабушке совсем другой дорогой. Волк мне не попался, зато я повстречала таких добрых и хорошеньких жителей леса! Вот догадайтесь, кто это?»

Кукла загадывает загадки:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц)

Красная Шапочка просит рассказать ребят, все что они знают про зайца. После высказываний детей она добавляет то, что они не сказали: об этом она узнала от зайца, когда с ним беседовала. Оказывается, он тоже не любит волка, потому что тот за ним охотится.

Затем кукла рассказывает, как она увидела необычную рыжую «птичку» на дереве, и загадывает вторую загадку:

Кто на ветке шишки грыз

И бросал чешуйки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Красная Шапочка говорит, что белка очень спешила к своим детям, и поэтому они не сумели поговорить. Она просит ребят что-нибудь рассказать про белку. Они высказываются, воспитатель помогает, дополняет, сообщает им и кукле то, что дети забыли или не знают.

Затем Красная Шапочка говорит, что один зверь ее сильно напугал: он громко топал, шуршал в кустах, фыркал. Она хотела убежать, но он с ней начал разговаривать. Кукла загадывает загадку:

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь.

А зовется это... (Еж)

Красная Шапочка удивлена: какой смешной зверь! У всех бывает мягкая шерсть, а у него колючки, у всех есть хвост, а у него нет. Просит ребят рассказать что-нибудь про ежа. Дети высказываются, воспитатель их дополняет.


Перед уходом Красная Шапочка благодарит детей за интересную беседу, обещает еще раз прийти к ним в гости. Говорит, что будет теперь ходить к бабушке только по этой дороге, чтобы не встречаться с волком и видеть своих новых друзей.

ПОЖАР В ЛЕСУ (для детей старшего дошкольного возраста)

16.10.2012, 11:42

Дидактическая цель: познакомить детей с разными свойствами дерева: оно не тонет в воде, легко воспламеняется и быстро горит. Дать представление о том, что неосторожное обращение с огнем в лесу приводит к большой беде - пожару. Люди не должны в лесу разводить костры, бросать окурки и стекла, лес - это общее природное богатство, его надо беречь.

Воспитатель проводит с детьми опыты и показывает, что деревянные предметы (чурочки, шарики, колечки и пр.) не тонут в воде (плавают на ее поверхности) в отличие от металлических и стеклянных предметов. Показывает детям картинки, на которых изображены лодки, деревянные суда.

В дверь стучат, приходит Буратино с папкой (или книжкой) под мышкой. Воспитатель говорит ему, что он вовремя пришел, потому что разговор идет о дереве, предлагает ему посмотреть, что и как плавает в воде. Буратино смеется - он все это хорошо знает, потому что и сам он не тонет.

Далее он рассказывает детям о свойстве дерева легко воспламеняться от огня и быстро сгорать. Подтверждает свой рассказ иллюстрациями, которые достает из папки, загадывает детям загадки:

Я не сам по себе, я сильнее всего,

Я страшнее всего.

И все любят меня, и все губят меня. ( Огонь)

Я мала, да зла, чуть-чуть свечу,

Иногда упаду и много горя принесу. (Искра)

Летом спит, зимой горит,

Пасть открывает, что дают, глотает,

Дрова быстро сжигает. (Печь)

Буратино рассказывает о пожарах в лесу, о том, какое это горе для всех его обитателей - зверей, птиц, растений, грибов. И для людей - это тоже большое несчастье! Говорит о том, что причиной пожара чаще всего бывает неосторожное, небрежное поведение людей в лесу: то окурок бросят, то костер разведут, а то и осколок от бутылки оставят. Если на такой осколок падает луч солнца, то может произойти самовозгорание, а результат один - сгорает лес, потому что всякое дерево легко горит. Буратино напоминает: не зря же спички, которыми зажигают газовую плиту или печь с дровами, делают из дерева. Не зря же спички не дают детям, ими пользуются только взрослые. Потому что огонь опасен везде: и в лесу, и в деревянном доме, и в городской квартире. Буратино шепотом говорит, что папа Карло запрещал ему брать спички в руки: «Ведь он сделал меня из сухого полена!»

Перед уходом Буратино выражает надежду, что ребята поняли, как опасен огонь и как надо правильно вести себя в лесу.

ГЕРОИ СКАЗКИ ДЖАННИ РОДАРИ РАССКАЗЫВАЮТ ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ (для детей среднего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: закрепить представление детей об овощах и фруктах, особенностях их произрастания, пользе для здоровья человека; учить их сравнивать настоящие овощи и фрукты с муляжами; развивать любознательность, интерес к героям известной сказки.

Ход игры 

Воспитатель предлагает детям вспомнить содержание сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино», перечислить ее основных героев и найти их в книге. Спрашивает: «Какие овощи или фрукты напоминают эти сказочные персонажи?». Предлагает рассмотреть две корзины с овощами и фруктами. В одной находятся настоящие плоды, а в другой -муляжи. Дети внимательно рассматривают их, трогают, нюхают и пытаются объяснить, чем они отличаются друг от друга. Воспитатель уточняет: настоящие плоды растут в земле или на дереве, имеют запах, их можно употреблять в пищу, нельзя долго хранить. Выясняет у детей, что можно приготовить из овощей и фруктов. Затем спрашивает: «Что можно делать с муляжами? »

В конце занятия воспитатель предлагает детям приготовить из овощей и фруктов салат, а с муляжами поиграть - угостить мишек и зайчиков из игрушечного уголка.

Примечание. 

Эту ИОС можно включить в занятие, которое проводится осенью во время сбора урожая.

ОГОРОД НА ОКНЕ (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: учить детей сажать в землю корнеплоды, луковицы, клубни, проращивать их, правильно ухаживать за посадками.

Ход игры 

Воспитатель готовит два ящика с землей, трехлитровую банку (или другую прозрачную емкость) для посадки картофеля.

В группе появляется Чиполлино с корзинкой (или мешком), в которой лежат по два овоща моркови, свеклы, лука, клубень картофеля, несколько головок чеснока. Он предлагает детям сделать огород на окне. Малыши сначала рассматривают овощи, говорят, какие они, чем различаются. Чиполлино объясняет им, как надо посадить их в землю, как за ними ухаживать, чтобы они начали расти. Дети сажают в один ящик морковь, свеклу, лук. В другом - устраивают грядку чеснока: каждый ребенок сажает дольку. Чиполлино рассказывает им, как полезен для здоровья чеснок, как он убивает вредные микробы. Чеснок может прорасти, если его дольками посадить в землю.

Воспитатель таинственно говорит, обращаясь к детям и кукле, что клубень картофеля посадят отдельно от других овощей в прозрачную емкость. (Чиполлино удивлен.) Очень интересно наблюдать, как он под землей начнет прорастать: давать корни, выпускать стебли, как потом на корнях начнут расти клубеньки молодого картофеля. (Чиполлино хлопает в ладоши: «Ура! Мы все увидим!») Дети помогают посадить картофель в трехлитровую банку, в которую на дно сначала кладут дренаж, затем заполняют ее хорошей почвой. Клубень сажают вплотную к стеклу, чтобы было видно его прорастание. Все посадки поливают.

Воспитатель приглашает Чиполлино приходить через неделю - все будут рассматривать посадки, выяснять, что изменилось, что начало расти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов по экологии

Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта        Содержание опыта Показать, что в почве есть воздух.     Напомнить о том, что в Подземном царстве — по...

Картотека опытов по экологии

Картотека опытов по экологии...

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

картотека игр по экологии

подборка по темам...