Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «На чём люди ездят»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе «На чём люди ездят»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_transport_na_chem_lyudi_ezdyat_15_11_2021.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе «На чём люди ездят»

   

     Цель: систематизация и расширение знаний детей о разнообразии видов транспорта. 

Задачи

Образовательные:

  - закрепить представления детей о понятии «транспорт» и о его значении в жизни человека;

- закрепить умения различать, называть и классифицировать виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

- познакомить детей с историей развития транспорта;

  - обогатить знания детей о средствах передвижения;

  - уточнить словарь по теме (сани, телега, повозка, карета, гужевой транспорт, извозчик);

  - расширить кругозор воспитанников по теме.

Развивающие:

- совершенствовать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарный запас детей;

- развивать слуховое восприятие, закрепить название транспорта;

- развивать зрительное восприятие, память, логическое мышление.

Воспитательные:

- упражнять в умении внимательно слушать задания;

- воспитывать самостоятельность и активность;

- поддерживать интерес к познавательной деятельности, используя ИКТ.

Предварительная работа:

Наблюдение за транспортом, рассматривание предметных и сюжетных картинок по

теме «Транспорт», раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных

средств, беседы, дидактические игры, чтение стихов, загадок, художественных произведений, сюжетно-ролевые игры.

Оборудование:

Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, моря, неба с облаками; аудиозаписи звуков; раздаточный материал - картинки с изображением транспорта.

Ход занятия:

- Ребята, здравствуйте, поприветствуйте друг друга и гостей.

«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно,
Говорю я вам «Привет!»
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

Ребята, сегодня утром в наш детский сад пришло письмо. Давайте откроем и прочитаем его. Пишет нам    …      Доктор Айболит.

Вот он Доктор Айболит. (показ картины).

А из какой сказки он пришел? («Айболит»).

Кто её написал? (Корней Иванович Чуковский).

Айболит должен срочно спешить на помощь. Животные Африки просят Айболита о помощи, но он не знает на чём к ним добраться по воде, по суше, по воздуху. Даже если Айболит будет быстро бежать, как вы думаете, он успеет к больным малышам? (Нет – Айболиту очень далеко добираться).

В сказке Айболит начал свой путь на волкАх.

А на чем люди ездят сейчас? (ответы детей). Автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, велосипеды, мотоциклы, повозки с лошадьми движутся по земле. Значит это наземный транспорт.

Прибежали волки на берег, и раскинулось перед Айболитом синее море.

А как вы думаете, на чём люди путешествуют по морю? (на корабле, картинка).

Как называется транспорт, который плавает по воде? (водный).

И вот Айболит переправился на другой берег. «И горы встают перед ним на пути».

На чем люди могли бы передвигаться по воздуху? (на самолете, вертолете).

Как называется транспорт, который передвигается по воздуху? (воздушный).

А для чего людям нужен транспорт? (перевозить грузы и людей).

Таким образом, Транспорт – это средства передвижения, то, что ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»

Дети выбирают картинку с изображением транспортного средства и кладут его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта.

Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше.

Но транспорт был не всегда таким, каким мы его видим сейчас.

Давным-давно в древности первобытный человек жил в пещере, носил шкуру вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги, все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело.

Шли годы. Древний человек думал, как же ему облегчить себе жизнь? И однажды он приручил дикую лошадь, и она стала для человека другом и помощником. С помощью лошади человек охотился, пахал землю, перевозил грузы, она стала для него первым транспортом (на помощь человеку пришли … домашние животные: лошади, быки, ослики, ишаки, а в жарких странах – слоны, верблюды).

Очень много лет домашние животные верно служили человеку.

Человеку  хотелось передвигаться быстрее, и он придумал … КОЛЕСО - великое изобретение, которое изменило жизнь людей.

     Люди стали делать повозки на колёсах. В них стали запрягать лошадей, быков. Появился первый транспорт на колёсах.

Прошло много лет, но весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес. Сможет ли машина двигаться без колёс?

Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги, в сани.

Летом люди передвигались на телеге, а зимой на санях.

- Дети, как вы думаете, чем отличаются друг от друга сани и телега? (У телеги - колеса, у саней – полозья).

Хороша ли была телега? (Дети отвечают.) В чем были недостатки? (Дети рассуждают).

Со временем человек придумал кареты… Посмотрите, как выглядела карета (Показ кареты). Карета – это крытая телега. В каретах ездили знатные люди. В кареты запрягали не одну, а несколько лошадей. Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик и слышно далеко, да и ехать веселей.

Управлял повозкой извозчик. Дети, а скажите, что у нас сейчас вместо карет и повозок? (вместо повозок сейчас машины).

Как видите, лошади очень долго служили людям в городе. А где сейчас можно встретить лошадей? (Ответы детей). Верно, они помогают сейчас в сельском хозяйстве.

Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее, на дальние расстояния. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошади, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама?

«А, что если мой конь будет железным?» - подумал человек. Никогда не будет уставать, не будет в дороге просить воды и пищи. И придумал такого коня из металла, назвал его автомобилем. Что бы автомобиль смог двигаться, человек придумал ему стальное сердце – мотор, а чтобы его сердце работало, стал использовать бензин.

Первые автомобили были похожи на кареты или повозки, поэтому их так и прозвали – «безлошадные повозки». Что же приводит в движение автомобиль? (двигатель, мотор)

Первый автомобиль с паровым двигателем. Котёл с водой поставили на повозку, пар приводил в движение автомобиль.

Потом появился первый автомобиль с бензиновым двигателем

Машин на дорогах становилось всё больше и больше, не стало на улицах лошадей с повозками. Началось время автомобилей.

Первые автомобили выглядели смешно, это были обыкновенные кареты и коляски, только с бензиновым двигателем вместо лошадей (показывает иллюстрации первых автомобилей). Посмотрите, как он выглядел.

Нравится вам такой автомобиль? Как вы думаете, удобный он был? Быстро можно было ездить на нем? (Дети высказывают свои предположения.)

Конечно, у такого автомобиля были недостатки… И вот мы видим современный автомобиль (его достоинства). Появились трамваи, автобусы, поезда.

А теперь давайте немножко разомнёмся.

Физкультминутка:

Едем, едем на машине, (вращения руками перед грудью)

Нажимаем на педаль. (нажимаем ногой на воображаемую педаль)

Газ включаем, выключаем, (переключаем воображаемый рычаг)

Смотрим пристально мы вдаль. (подставляем руку ко лбу, присматриваемся)

Дворники счищают капли (руками изображаем движения дворников)

Вправо – влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер. (руки вверх, двигаем вправо-влево)

Мы шоферы – хоть куда. (показываем «класс»).

Ребята, про какой вид транспорта мы сейчас говорили? (про наземный).

Давайте узнаем, как же развивался водный и воздушный транспорт.

Первыми плавательными средствами были стволы деревьев, плоты. Затем люди догадались выдолбить середину бревна – получилась лодка. А потом заметили, что двигать лодку удобно широким веслом. Человек мог перевозить грузы, заниматься рыболовством, изучать заморские страны.

Затем человек изобрел парус, стал строить корабли из дерева и использовать

силу ветра, надувающего паруса. По морям поплыли пароходы, катера, корабли.

Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Человек смотрел на птиц и хотел научиться так же, как они летать. И тогда он изобрел воздушный шар, который нагревался теплым воздухом.  Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше, придумал дирижабль (благодаря двигателю способен двигаться независимо от воздушных потоков), потом самолет, вертолет.  Неизведанные дали манили человека в космос и он создал аппарат для полета в космос – ракету.

Каким стал транспорт? (Транспорт стал более быстрым, вместительным, удобным).

Для чего используется весь транспорт? (Для перевозки грузов и пассажиров)

Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой)

Какие грузы можно перевозить при его помощи? (Камни, овощи)

Как называется транспорт, который перевозит людей? (Пассажирский)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, автомобиль это хорошо или плохо?

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

Например, чем хорош грузовой транспорт? (Можно перевозить разные тяжелые грузы.)

Что в нем плохого? (От него много шума, когда едет, портит воздух выхлопными газами, нельзя возить людей.) А почему? (Нет места для пассажиров и ремней безопасности.) Молодцы!

Что вы скажете о пассажирском транспорте? Что в нем хорошего? (Много людей, можно наблюдать из окна за красивым меняющимся пейзажем.)

А чем он плох? (Тяжело путешествовать: устает спина, читать нельзя, нет спального места, туалета нет, не на всех есть кондиционер.)

Да, есть и положительные, и отрицательные стороны. Но без транспорта нам не обойтись. А если мы хотим сохранить свое здоровье, что тогда делать? (Ходить пешком, ездить на велосипеде.)

Дидактическая игра «Чей сигнал?»

Сегодня мы с вами ничего не сказали про железнодорожный транспорт. А про него мы сейчас посмотрим познавательный мультфильм.

Ребята, возьмите красиво свои стульчики и садитесь перед экраном.

Просмотр мультфильма.

О чем был мультфильм?

А сейчас посмотрим, кто же лучше всех разбирается в транспортных средствах.

Загадки                                                                     

Это что за вентилятор,                                  
Над землей завис, ребята!                                
И ревет и тарахтит,                                                                                                                                                                               Хоть без крыльев, но летит. (Вертолёт)                    

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое? (Пароход)

Еду в нем на верхней полке
К морю, к солнышку, на юг.
А колеса без умолку:
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (Поезд)


Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
И что это? (Машина)

У него — два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами. (Велосипед)

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей (Транспорт)

Ребята, какие вы молодцы!

Посмотрите, какой длинный и интересный путь нам пришлось пройти: от первого транспортного средства – лошади, до современного транспорта (от кареты до ракеты).

Что нового мы сегодня узнали о транспорте? На какие группы можно разделить транспорт? (Водный, воздушный, наземный; пассажирский, грузовой)

Что вам больше всего понравилось?

 Каким видом транспорта вы пользуетесь, когда едете домой?

А кто на ваш взгляд был самым активным сегодня, себя не называть!

Какие вы, ребята, молодцы! Отлично все поработали.

Я думаю, что сейчас мы с вами легко сможем помочь Айболиту, давайте выберем нужные картинки с тем транспортом, на котором он сможет быстрее добраться до больных малышей и отправим их.

Посмотрите, что прислал нам в подарок Айболит! Награды -  настоящим знатокам транспорта!

Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания. Приобщение детей к государственной символике РФ нашло отражение в работе с детьми нашего детского сада. В результате прод...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»    Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Наш дом – планета Земля»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.Познако...

конспект занятию по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

Занятие проводилось по теме "кто нас учит в школе" из цикла занятий по знакомству детей подготовительной группы со школой....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный оле...