Проект "Сохраним природу вместе"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кузнецова Анастасия Анатольевна

Проект с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sohranim_prirodu_vmeste_2.docx727.83 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчик проекта:

Кузнецова Анастасия Анатольевна

г. Барнаул - 2023


Аннотация к проекту.

Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Данный проект способствует:

  • становлению и развитию у детей ключевых компетентностей по формированию правильного отношения к окружающей природе;
  • овладению элементарными знаниями окружающем мире;
  • формированию у детей сознательного отношения к природе, проявлению интереса к собственной безопасности.

Проект будет полезен педагогам дошкольных учреждений.

Каждый педагог может внести в проект необходимые изменения.


Актуальность проекта:

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Вид проекта: данный проект характеризуется как смешанный (информационно- творческий).

Продолжительность проекта: долгосрочный, групповой.

Участники проекта: реализация проекта проводилась с детьми старшего дошкольного возраста, родителями воспитанников, воспитателями.

Цель проекта: формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде, развитие коммуникативных качеств и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта:

1. Формировать знания об организации природы Земли в границах обитания человека.

2. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;

3. Познакомить с деятельностью людей по охране диких животных, птиц, насекомых, рыб, земноводных;

4. Закреплять и углублять представления о животных, птицах, млекопитающих;

5. Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;

6. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

Ожидаемый результат:

У детей:                                                                                                                

  • Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности;
  • Проявление инициативности, активности детей
  • сформировать представление о живой и неживой природе
  • расширить представления о взаимодействии человека с природой;
  • оформить уголок в группе «Как прекрасен этот мир…».

У родителей:

  • Формирование у родителей практических навыков воспитания здорового ребенка;
  • Укрепление заинтересованности родителей (законных представителей) в сотрудничестве с педагогами и детским садом. 

У педагогов:

  • Пополнение и систематизация знаний о безопасном поведении во время игр со снегом, при катании с горки, на санках и лыжах, при проведении подвижных игр;
  • Обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

  • 1. довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявления родителям);
  • 2. подобрать и изучить методическую литературу по данной теме;
  • 3. разработать консультаций для родителей;
  • 4. сформировать экологическое сознание, экологическую культуру, добра и милосердия как базисных качеств личности и коммуникабельности.
  • 5. Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе;
  • 6. Подобрать материалы, дидактические игры, обучающие пособия;
  • 7. Подобрать материал для продуктивной деятельности;

Основной этап:

Организация различных видов деятельности детей вокруг темы проекта, совместной деятельности воспитателя с детьми, самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности детей с родителями;

Работа с родителями.
Формы и методы работы 
Сроки выполнения


Октябрь
Консультация «Общение с природой – один из резервов контакта с ребенком» 

Ноябрь - Декабрь 
Подбор и изготовление атрибутов по теме «Эколята»

Праздник «Посвящение в Эколята»

Занятие «Путешествие в лес с Эколятами» 

Январь
Изготовление книжек - малышек 
Изготовление коллажей на тему «Берегите природу» 

Февраль 
Игра-викторина совместно с детьми «Знатоки природы» 

Март
Рекомендации для родителей о воспитании у детей бережного отношения к объектам живой и неживой природы 

Апрель
Оформление выставки на тему «Защитники Земли» 

Май

Образовательные области:

Речевое развитие:

  • Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней (В.В. Гербова стр. 46)
  • Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (В.В. Гербова стр. 57)
  • Пересказ рассказа эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» (В.В. Гербова стр.63)
  • Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок» (В.В. Гербова стр.76)
  • Пересказ сказки А.Н. Толстого «Еж» (В.В. Гербова стр. 84)
  • Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (В.В. Гербова стр. 87)
  • Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная» (В.В. Гербова стр. 102)
  • Составление описательного рассказа по картине "Зимой на прогулке"
  • Чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «На горке – на санках», «Тепло и в мороз», «Моя лыжня».
  • Проведение познавательных бесед: Беседа «Обходи стороной скользкие места!», Беседа «Правила поведения на горке»

Познавательное развитие:

  • НОД «Знакомство с Эколятами»
  • «Берегите животных! - (4 октября всемирный день животных)» О.А. Соломенникова стр.41)
  • «Прогулка по лесу» (О.А. Соломенникова стр.42)
  • Пернатые друзья» (О.А. Соломенникова стр.49)
  • «Покормим птиц» (О.А. Соломенникова стр.53)
  • «Как животные помогают человеку» (О.А. Соломенникова стр.55)
  • «Экологическая тропа в здании детского сада» (О.А. Соломенникова стр.59)
  • НОД «Прогулка в лес с Эколятами»
  • «Водные ресурсы Земли» (О.А. Соломенникова стр.69)
  • «Леса и луга нашей Родины» (О.А. Соломенникова стр.71)
  • Беседа «Правила поведения при общении с животными» (К.Ю. Белая стр.56)
  • Дидактические игры: «Гнездовья птиц», «Кому нужна вода, а кому - полянка», «Путешествие по карте леса» (Л.Ю. Павлова)
  • НОД «Эколята – друзья и защитники природы»
  • НОД «Эколята- дошколята»
  • «В январе, в январе, много снега во дворе…» (О.А. Соломенникова стр.34).
  • ОБЖ «Безопасные зимние прогулки».
  • Просмотр видео, фотоматериалов, рассматривание иллюстраций.

Физическое развитие:

  • Пальчиковые игры: «Кормушка», «Птички», «Сидит белка на тележке», «Осенние листья», «За ягодами», «Грибы», «Дрозд-дроздок»
  • Пальчиковые игры «Маленький Егорка», «Дружба», «Мы во двор пошли гулять», «Снежок», «Мы слепили снежный ком», «Зима», «Котик».
  • Подвижные игры:
  • «Белки в лесу», «Хитрая лиса», «Лягушки», «Медведь и дети», «Охотник, зайцы и собаки», «Ты медведя не буди!», «Хромая лиса», «Волк и овцы» (Э.Я. Степаненкова)
  • «Звериная зарядка», «Дерево, кустик, травка», «Жучок», «Мартышки», «Ели, елки, елочки» (М.М. Борисова)
  • Бег: «Ловлю птиц на лету», «Ловишки», «Зайцы и волк», «Беги к флажку».
    Прыжки: «Кому флажок? ».
    Ходьба: «По ровненькой дорожке», «Маленькие и большие ножки».
    Катание на санках и с горки. 
  • Ориентирование в пространстве «Дойди до снежинки»

Художественно – эстетическое развитие:

  • Рисование «Большие и маленькие ели» (Т.С. Комарова стр.57), «Синие и красные птицы» (Т.С. Комарова стр.58).
  • Лепка «Зайчик» (Т.С. Комарова стр.67).
  • Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» (Т.С. Комарова стр.71).
  • Аппликация «Снеговик» (Т.С. Комарова стр.78).
  • Лепка «Маленькие куколки гуляют на снежной поляне» (Т.С. Комарова стр.78)
  • Конструирование (из строительного материала) «Горки» (Л.В. Куцакова стр.60)
  • Театрализованная игра-ситуация «Морозные деньки» (Н.Ф. Губанова стр.63).
  • Самостоятельная деятельность детей: раскрашивание картинок по теме проекта (цветными карандашами).

Заключительный этап:

  • Выставка поделок из природного материала;
  • Представление книжек-малышек, сделанных родителями и детьми;
  • Показ экологической сценки.
  • Выпуск стенгазеты совместно с родителями

Результаты реализации проекта:

  • Подведение итогов реализации проекта, определение перспектив дальнейшей деятельности;
  • Удовлетворение и активность каждого участника проекта;
  • Предметно-развивающая среда группы обогатилась уголком «Как прекрасен этот мир…»
  • Презентация проекта для родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОО. 


Приложение

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с Эколятами»

Цель: познакомить детей со сказочными героями «Эколятами».

Задачи:

- Различать «героев» по именам и внешнему виду.

- Развивать внимательность, любознательность.

- Воспитывать чувство сострадания, желание помочь.

- Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

- Обогатить словарный запас детей словами - Шалун, Тихоня, Умница, Елочка.

Ход НОД:

На ковре, дети стоят вокруг воспитателя

Воспитатель: ой, смотрите, какое – то письмо! Ребята, вы не видели, кто его принес? Давайте его прочитаем. 

«Дорогие мои друзья! Я приглашаю вас в гости, к себе и к моим верным друзьям. Вы пройдете по волшебной тропинке, в конце которой вас ждет сюрприз. Но чтобы до него дойти нужно очень постараться. Если вы готовы, тогда в путь. Желаем вам удачи!»

Воспитатель: ну, что, ребята, вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь! (Дети под музыку «Шагают наши ножки» подходят к доске, на которой расположены герои «Эколята»: Шалун, Умница. Елочка, Тихоня).

(Дети рассматривают «героев», делают предположения о том, кто это). Ребята, хотите познакомиться с этими сказочными героями? (Ответы детей)

Дети проходят и рассаживаются на стулья.

Воспитатель: Ребята, герои которых вы встретили – это Эколята. Эколята — это малыши-желуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут нам ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её. Итак, давайте знакомиться.

Умница - в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет. Для встречи с вами Умница приготовила несколько загадок:

Белки в нём живут и волки,

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес!

Называют его … (лес).

Стоят у дорожки,

На одной ножке,

В панаме с полями,

Зовутся … (грибами)

Выносливый и хитрый,

Голодный и сердитый,

Добычу ищет в лесу,

Грозный, страшный серый …(волк)

Умница: молодцы ребята, вы справились с самыми сложными загадками. Я очень рада нашей встрече. Знакомьтесь это мой братишка-желудь Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Шалун все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.

Шалун: Ребята, в нашем лесу этой осенью выросло очень много разных грибов. Помогите мне их собрать.

П/И: «Собери грибочки».

Шалун: Молодцы ребята, вы очень ловкие и внимательные все грибочки собрали на нашей поляне. Спасибо вам.

Умница: Тихоня мой младший брат-желудь, он носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий, и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.

Воспитатель: Ребята давайте для наших новых друзей сделаем красивые цветочки.

Д/И: «Собери цветок».

А это Ёлочка, лучшая подруга малышей-желудей, она - веселая и общительная. Ёлочка носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.

Ёлочка: Ребята, а вы знаете какие плоды дарят мои сестры-сосны? (Ответы детей)

Давайте поиграем с шишками. (Самомассаж с музыкальным сопровождение «Шишечки»).

Все герои: Ребята, нам очень приятно было с вами познакомиться. Вы оказались очень дружными, ловкими и любознательными.

- Вам понравилось гулять по лесным тропинкам? (Да)

- Вы хотели бы вступить в отряд Эколят – юных защитников природы? (Да)

- Для этого нужно произнести клятву «Эколят». Мы будем говорить ее, а вы повторяйте.

- Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.

- Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!

- Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.

- Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.

- Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.

- Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.

- Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.

- Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Поздравляем вас ребята, вы приняты в многочисленные ряды Эколят. А в подарок мы хотим подарить вам значки «Эколят». (Вручают значки)

До свидания, ребята. До новых встреч!

Конспект НОД по экологии «Прогулка в лес с Эколятами» в старшей группе

Цель: формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. 

Задачи:

Продолжать знакомить детей с многообразием растений. 

Расширять у детей представление о природе. 

Закреплять знания поведения на природе. 

Развивать наблюдательность и любознательность. 

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. 

Образовательные области: 

«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материал и оборудование:

Листы газеты на каждого ребенка, канат, 2 веревки, картинки с изображением Эколят, листы для рисования, цветные карандаши, лекарственные травы, карточки с изображением лекарственных трав, фишки, плакаты «Берегите лес».

Предварительная работа:

Рассматривание лекарственных трав, плакатов «Берегите природу»

Ход НОД:

Организационный момент: дети сидят на ковре.

Воспитатель: сегодня мы с вами будем учиться правильно гулять на природе. Я вас познакомлю со сказочными героями – Эколятами, которые берегут природу. Они будут мне помогать. 

(Стук в дверь. Появляются эколята) 

Воспитатель: Это Умница – самая серьезная и самая старшая из Эколят. У нее 2 забавных косички и носит она зеленую юбочку, кофточку с зеленым воротничком, желтые перчатки и темно-розовые башмачки. А это Шалун. Он любит веселые игры и стремится узнать что-то новое и неизвестное. 
Одет он в ярко-желтую шапочку, синие башмачки, перчатки и шарфик. 
А еще есть младший брат желудя – Тихоня и подруга желудей – веселая и общительная Елочка. Но они помогают знакомить с природой детей в других группах.

Умница, Шалун: здравствуйте, ребята. 

Умница: Я познакомлю вас с правилами эколят поведения на природе. 

За каждый правильный ответ вы будете получать фишку и в конце мы узнаем кто лучше всех знаком с правилами

Шалун: А я буду с вами играть. 

Воспитатель: ну вот и познакомились. Мне сегодня пришло письмо от Красной Шапочки. Она просит помочь вылечить бабушку от простуды. Как ей помочь, если бабушка живет лесу? Ответы детей (напоить чаем с малиной, молоком, медом, дать отвар из трав и т. д.) 

Умница: Какие Лекарственные травы вы знаете? (Ответы детей - ромашка, шиповник, крапива, подорожник и т. д.)

Умница: правильно, все эти травы растут в лесу и лечат ими знахари - те люди, которые знают все о травах. Мы сейчас с вами пойдем к знахарю Пантилеймону. Закройте глаза и представьте, что мы идем по лесной тропинке. По обе стороны от нее растут вековые дубы, ели, сосны. Слышны пряные ароматы трав. Открывайте глаза.

Шалун: ой, смотрите, впереди ручеек. Его надо перепрыгнуть. Давайте перепрыгнем, отталкиваясь 2-мя ногами. Ну вот, мы на другой стороне. И теперь мы с вами пройдем по узкой тропинке (ходьба по канату) и попадаем в лес. 

Умница: Кто знает, как правильно вест и себя в лесу? 
Ответы детей не бросать мусор, не ломать деревья, кусты, аккуратно вести себя с животными и птицами. 

Умница: это 1-е правило Эколят - «Быть аккуратным с природой». Шалун хочет с вами поиграть. 

Шалун: Я сейчас буду подходить к ребенку, начиная предложение, а ребенок будет его заканчивать:«Быть аккуратным с природой – значит…» (не ломать ветки, не рвать цветы, не шуметь в лесу, не поджигать траву и т. д.). 

Умница: Аккуратным будь с природой, окружай ее заботой, Верным другом навсегда станет для тебя она! Я хочу познакомить вас со 2-м правилом Эколят - «Дружи с природой, будь ее другом и помощником».

Как вы думаете, ребята, обязательно человеку нужен друг? Можно ли обойтись без друга? (ответы детей).

Шалун: А я про дружбу игру знаю «Мне нравиться с тобой дружить»
(встать парами и каждый должен сказать: «Мне нравиться с тобой дружить, потому что…» (хороший, веселый и т. д.).

Воспитатель: Мы с вами находимся в лесу, а здесь надо соблюдать правила. Что можно делать, гуляя по лесу? (Ответы детей (кормить птиц, освободить маленькие деревья из-под упавших больших, убрать мусор и т. д.)).

Умница: А чего нельзя делать? (Ответы детей - не шуметь, не пугать птиц, зверей, не ломать ветки, не сбивать шляпки грибов).

Умница:Смотрите, на пенечке травы лекарственные. Их оставил знахарь Пантилеймон, а сам ушел другие собирать. Какие вы знаете лекарственные травы? (Ответы детей - крапива, мать-и-мачеха и т.д.).

Шалун:Сейчас поиграем в игру «Угадай и покажи» (На столе разложены травы). 

Кто живет весной с желтой головой,

Солнце ярче светит – голова белеет

Ветер налетает пух с него сдувает. Что это? (Одуванчик)

Растение – зеленый кустик. Дотронешься - оно укусит. (Крапива) 

Я на розу так похож, разве что не так хорош, 

Но зато мои плоды всем полезны для еды. (Шиповник) 

Три сестры летом зелены. 

К осени одна краснеет, другая чернеет, третья белеет. (Смородина)

Манит ягода сочная – ароматная и нежная

На варенье идет, а вкуснее прямо в рот. (Малина) 

Лечит раны, порезы, ожоги. Он обычно растет у дороги.  (Подорожник) 

Воспитатель: теперь можно возвращаться домой, а травы отдать Красной Шапочке, чтобы она отнесла бабушке.

Умница: Ребята, а что нужно сделать, уходя из леса? (Ответы детей - убрать за собой мусор).

Шалун: вот сейчас и посмотрим кто лучше уберет мусор. «Не загрязняй лес!» - 3-е правило Эколят. (Игра «Кто быстрее соберет мусор» - перед участниками разложении газета. Правую руку завести за спину, а левой скомкать газету в кулак.)

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться домой. Проходим по узкой тропинке, прыгаем через ручеек и оказываемся на опушке. 

Умница: теперь вы тоже маленькие эколята, давайте закрепим с вами правила поведения на природе, которые мы узнали. Я буду произносить, а вы хором отвечать «Да».

1. Быть аккуратным с природой – согласны? 

2. Быть вежливым, внимательным к природе.

3. Дружить с природой

4. Заботиться о Природе

5. Любить природу

6. Сохранять природу

7. Трудиться на благо природы

8. Уважать природу

9. Учиться у Природы

10. Главное – нести ответственность за спасение природы

Воспитатель: А сейчас я предлагаю нарисовать то, что вам больше всего понравилось на прогулке в лес и мы подарим эти рисунки Эколятам (Дети рисуют под музыку).

Молодцы! Вы настоящие Эколята - друзья и защитники Природы. Сейчас вы мне отдадите фишки, а я вам подарок за активное участие.

Конспект НОД «Эколята- дошколята» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

Формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе.

Задачи:

1.Развивать познавательный интерес к миру природы.

2.Формировать навыки бережного отношения к окружающей природе.

3.Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

4.Воспитывать у детей желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Материал:

Аудиозапись «Голоса леса», презентация «Правила поведения в природе», бытовые отходы (коробки от молока, сока, одноразовые стаканы и т.д.), корзинки, сказочный персонаж Баба - Яга, галстуки.

                                             Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю всем вместе отправиться в лес на прогулку. Вы хотите побывать в лесу? (Ответы детей) Но сначала вы должны отгадать загадки.

Что за дом среди ветвей под открытым небом? 
Угощает птичек он и зерном, и хлебом. 
(Кормушка). 

Все вы подкармливали птиц зимой, заботились о них. Вас по праву можно назвать настоящими друзьями птиц. 

Следующая загадка:

Богатырь стоит богат, 
Угощает всех подряд: 
Ваню земляникой, 
Анечку – брусникой, 
Машеньку - орешком. 
Петю - сыроежкой. 
Катеньку – малинкой. 
Васю - хворостинкой.
 (Лес) 

Лес хранит в себе много тайн и секретов. И если вы бережёте лес, ведете себя в лесу правильно, то он раскроет перед вами много интересного и многому научит. 
Воспитатель: тогда в путь. (Дети идут друг за другом)

Вот мы с вами и в лесу. Как здесь хорошо, красиво, воздух свежий, птички поют (Звучит запись «Голоса леса»).

Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Давайте их повторим?

Игра «Будь внимателен»

Воспитатель:Я буду вам говорить, как некоторые люди ведут себя в лесу, а вы должны определить правильность поведения ответами. (Если ответ правильный – хлопаем в ладоши, если нет – топаем).

На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой –

Мусор унесли с собой!

 

Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?

 

Можно уходя домой,

Уносить зверят с собой?

 

Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягодки сорвали,

Кустик не сломали.

 

Воспитатель: вот мы с вами и на лесной полянке. Посмотрите, какая грязная поляна, кто тут сидит на пенёчке? Давайте подойдём, посмотрим.

Баба - Яга: Вы кто?

Воспитатель: Мы с ребятами пришли в лес отдохнуть, послушать пение птиц, полюбоваться красотой леса.

Баба - Яга: А я тут живу (достаёт конфету, съедает, бросает фантик)

Воспитатель: что же вы делаете? Разве можно в лесу мусорить? Здесь разные животные живут, это их дом.

Баба - Яга: подумаешь, здесь везде мусор.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем навести порядок на полянке.

 Игра «Собери мусор»

Воспитатель: Ребята,а сейчас мы покажем Бабе - Яге, как надо вести себя в природе.

 Презентация «Правила поведения в природе»

Воспитатель: Ребята, вы помогли Бабе - Яге узнать, как вести себя в природе, ухаживать за растениями, охранять природу. И сегодня, вручаем вам галстуки «Эколята-дошколята» - теперь вы стали юными эколятами. Давайте повторим клятву эколят-дошколят:

- Клянусь всегда защищать братьев наших меньших.

- Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними.

- Клянусь беречь водоёмы от загрязнения.

- Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде.

- Клянусь заботиться о природе, животных и растениях.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Воспитатель: хорошо мы сегодня отдохнули на лесной полянке, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого надо сказать: «Раз, два, три, четыре, пять – возвращаемся в садик опять!».

КОНСПЕКТ НОД в старшей группе

«Эколята – друзья и защитники природы»

Цель: формирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.

Задачи: 

• дать знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;

• помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;

• расширить общий кругозор, способствовать развитию творческих способностей.

Ход НОД:

Воспитатель: здравствуйте дорогие друзья! Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озёра, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке.

Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде, а помогать нам будут сказочные герои «Эколята».

- А кто из вас уже знает, что – нибудь про «Эколят»?

Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогут нам весёлые сказочные герои. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить.

Давайте познакомимся с ними поближе. Итак, самый озорной Шалун. Любит веселые игры, и всё время стремится узнать что-то новое и неизвестное.

У Шалуна есть младший брат Тихоня. Он и вправду довольно тихий, и скромный, даже скорее стеснительный. Тихоня очень любит цветы.

Из всех малышей Умница самая старшая, она много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать.

У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка.

Все вместе наши герои берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. (Показать героев на картинках)

- Ну, что ж, дорогие ребята, готовы ли вы рассказать «Эколятам» о своем родном крае? Какие у нас тут растут растения? Для этого нужно отгадать загадки, которые приготовила Елочка:

 Растут на ветках группками,

Покрытые скорлупками (Орехи)

Ловит солнышко лучистое,

Зрея на опушке.

Покраснеет и душистая

Попадает в кружки (Земляника)

Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)

Рос шар бел, ветер подул - шар улетел. (Одуванчик)

Ручьями очищается и хвоя, и валежник, и первым появляется в проталине (Подснежник)

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с... (малиной)

На колючей тонкой ветке

В полосатых майках детки.

Куст с шипами — не шиповник,

Как зовется он? (крыжовник)

Воспитатель: А каких представителей животного мира нашей области вы знаете? (Ответы детей)

- Но, чтобы сохранить растения и животных, необходимо выполнять правила «Эколят»:

Правило – «Быть аккуратным с природой!»

Шалун: почему мы должны быть аккуратными с Природой и как это сделать? (Ответы детей)

Игра – эстафета «Чистый город»

Люди мусор раскидали,

За собою не убрали,

Все цветы завяли,

Бабочки пропали.

Ребята давайте наведём порядок на поляне, и тогда снова на ней расцветут цветы и прилетят красивые бабочки, жучки!

(2 команды соревнуются – переносят мусор)

Правило – «Дружи с Природой, будь для нее другом и помощником».

Воспитатель: обязательно ли нужны друзья? (Ответы детей) Зачем? Можно без них обойтись? (Ответы детей). Как стать другом Природе? (Ответы детей)

Тихоня: Давайте поиграем. Я буду перечислять слова, а вы должны будете назвать их, одним словом. (Игра «Назови одним словом»)

1. Волк, лиса, медведь, енот, заяц – это (звери) 

2. Малина, земляника, голубика — это (ягоды) 

3. Ель, сосна, береза, дуб, осина — это (деревья) 

4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка — это (птицы) 

5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) 

Умница: Ребята, а вы слышали о Красной книге?

- Что и кто изображен на ее страницах?

- А почему она Красная? (красный – цвет опасности).

- Что надо делать, чтобы ее страницы не увеличивались?

Умница: А теперь поиграем в игру: «Если я приду в лес». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, вы говорите: «Да», если плохо: «Нет».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)

Молодцы! Я думаю «Эколята» остались довольны вашими ответами и считают вас настоящими защитниками Природы! А чтобы это подтвердить, давайте дружно произнесем: «Клятву Эколят»

КЛЯТВА:

1. Любить и беречь природу (клянёмся)

2. Беречь прекрасный мир растений, сажать деревья и кустарники(клянёмся)

3. Заботиться о животных и птицах, подкармливать их зимой (клянёмся)

4. Соблюдать чистоту и безопасность во время пребывания в лесу, парке и

предупреждать об этом окружающих людей (клянёмся)

5. Охранять почву, воздух, реки и озёра от загрязнения (клянёмся)

6. Любить и беречь планету, помнить о том, что планета - общий дом для

человека (клянёмся)

Воспитатель: А теперь повторим правила:

- быть аккуратным с Природой

- быть вежливым и внимательным к Природе

- дружить с Природой

- заботиться о Природе

- Любить Природу

- сохранять Природу

- трудиться на благо Природы

- уважать Природу

- учиться у природы

- нести ответственность за спасение природы

Молодцы! Вы настоящие «Эколята» - друзья и защитники природы!

Домашнее задание:

Нарисовать рисунок на тему: «Эколята» - друзья и защитники природы!»

Беседа на тему: «Знакомство с Красной книгой»

Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; 
познакомить детей со страницами Красной книги; а также с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.

Ход беседы:

Ребята, в нашей стране очень много разных растений и животных. Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей).

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случится беда. Вот так выглядит Красная Книга России (Показ).

Она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Для удобства пользования, страницы у книги цветные.

На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны.

На желтых листах — уязвимые виды. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается.

На белых листах помещены сведения о редких видах растений и животных.

Эти виды не находятся под угрозой вымирания, встречаются очень редко, на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть.

На серых листах — сведения о мало изученных и редких видах. Возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся.

На зеленых листах — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.

Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей).

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

 Для того, чтобы помочь выжить редким растениям и животным, люди создали для них специальные парки и заповедники. В этих местах запрещается охотиться или собирать травы. Если человек будет вести охоту на животных или птиц на территории заповедника, то он будет считаться браконьером.
Ребята в нашем с вами Алтайском крае тоже есть заповедник «Тигирекский». В этом заповеднике живут животные и растут растения, занесенные в "Красную книгу".

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.

Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Подвижные игры:

Хитрая лиса

Ход игры. Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Воспитатель просит всех закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие 3 раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) - сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», - «хитрая лиса» быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а «лиса» их ловит. Пойманные, т.е. те, до которых «лиса» коснулась рукой, отходят в сторону.

После того как лиса поймала 2-3 детей, воспитатель дает сигнал «в круг!». Дети снова образуют круг, и игра повторяется.

Белки в лесу

Материал. Гимнастическая стенка; переносные устройства для лазанья: лесенка двойная, пирамида с прицепными досками и лесенками, скамейки, доски, положенные на крупные кубы, и другие устройства для лазанья.

Ход игры. Игра проводится на площадке или в комнате, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные устройства для лазанья.

Выбирается водящий - охотник. Он становится в домик - круг, начерченный в противоположной части площадки или комнаты. Остальные играющие - белки, они размещаются на лесенках, скамейках и т.п. — деревьях.

По сигналу воспитателя «берегись!» или удару в бубен все «белки» меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с лесенок, скамеек и т.п. и влезают на другие. В это время «охотник» их ловит — дотрагивается рукой.

Пойманными считаются «белки», которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают.

Воспитатель отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими. Игра проводится 5-6 раз. Новый охотник выбирается через 1-2 игры. В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети пользовались разными устройствами для лазанья и не спрыгивали со слишком большой высоты.

Лягушки

Материал. В ходе игры дети читают стихотворение А. Барто.

Ход игры. На земле очерчивается большой прямоугольник — это река. С двух сторон рисуют берега, на них — кочки (кружочки, очерченные на таком расстоянии, чтобы не трудно было с кочки одним прыжком попасть в воду, т.е. в очерченный прямоугольник).

«Журавль» сидит в своем гнезде, а «лягушки» (остальные дети) усаживаются на кочки и начинают свой концерт:

Вот с насиженной гнилушки
В воду шлепнулась лягушка.

И, надувшись, как волдырь,
Стала квакать из воды:
«Ква, кэ, кэ, ква, кэ, кэ,
Будет дождик на реке».

Как только «лягушки» скажут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» не даются, они прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается.

Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетает и пока не вылезают снова все «лягушки».

После того как «журавль» поймает несколько «лягушек» (например, 3-4), выбирается новый журавль из числа тех детей, которые ни разу не были пойманы.        

Дети на кочках сидят на корточках, а в воде могут плавать (бегать внутри круга). Обратно на кочку можно попадать только прыжком

Правила игры. Начинать движения можно только после того, как дети закончат говорить стихотворение. Ловить «лягушек» разрешается только за пределами реки - на кочке или между ними за прямоугольником. Каждый третий, пойманный «журавлем», меняется с ним ролью.

Указания к игре. От кочек до реки примерно 45-55 см. Надо показать детям, что это расстояние нужно перепрыгнуть одним прыжком.

Гнездо журавля должно был поблизости, иначе он не сможет поймать лягушку.

Необходимо следить за соблюдением первого правила, так как говоря стихотворение, дети отдыхают после прыжка. Следует также разъяснить детям, что «лягушки» не прыгают из воды на кочки до тех пор, пока не улетит «журавль». Таким образом, в игре регулируется прыганье, иначе дети очень устанут.

Образ журавля нужно нарисовать детям настолько ярко чтобы они сами, по-своему изобразили его в движениях: как он шагает на длинных ногах по берегу, выискивая лягушек, какой у него длинный клюв и т. п.

Медведь и дети

Материал. В варианте игры: какой-либо предмет, изображающий горшок с медом или улей.

Ход игры. Один из детей выбирается на роль медведя. Он сидит в своей берлоге (прямоугольник или круг, нарисованный на краю площадки). Все играющие изображают детей, которые идут в лес за грибами или за ягодами (ходят по площадке, наклоняются, будто ищут и рвут ягоды).

«Медведь идет, — неожиданно говорит воспитатель. — Не шевелитесь». «Медведь» выходит из берлоги и внимательно оглядывает каждого. Тех, кто пошевелится, он уводит к себе. Обойдя всех, «медведь» уходит в свою берлогу, а дети продолжают снова собирать ягоды.

Игра кончается тогда, когда «медведь» поймает условленное количество детей (4-6).

Правила игры. «Медведь» не выходит из берлоги до тех пор, пока воспитателем не будет дан сигнал. Дети должны остановиться в той позе, в какой их застал сигнал. Пошевелившихся «медведь» уводит.

Указания к игре. Если игра проводится в помещении, где имеется ковер, дети, спасаясь от «медведя», могут лечь. Это будет хорошим отдыхом после движений. Если много играющих, можно выбрать 2 медведей, которые должны переловить всех детей. Такой вариант легче.

Вариант игры. Когда будет поймано несколько детей, остальные отправляются выручать их.

В противоположной части площадки или комнаты кто-либо из не пойманных детей кладет предмет, который должен изображать горшок с медом или улей (если нет ничего подходящего, его можно нарисовать на земле). Подойдя к меду, «медведь» 3 раза просовывает в горшок или улей лапу и лакомится медом (делает вид, что ест, причмокивая языком и поворачивая лапу то наружной, то внутренней стороной). Если за это время пойманные дети успеют добежать из берлоги до дома (обозначается на земле напротив берлоги), они спасены, если нет, «медведь» их ловит снова. Затем выбирают нового медведя, и игра начинается сначала.

Указания к игре. Этот вариант дает возможность чаще менять роли в игре и воспитывать взаимовыручку. Расстояние между домом, где живут дети, и берлогой должно быть вдвое больше, чем от берлоги до улья, чтобы дети успели «выручиться». Лучше, если «медведь» будет стоять спиной к убегающим из берлоги. Можно придумать и другие способы, как «выручать» пойманных.

Охотник, зайцы и собаки

Ход игры. Площадка для игр изображает лесную полянку, где живут зайцы (дети).

Заячьи норки (их несколько) расположены вокруг полянки на некотором расстоянии друг от друга. «Зайцы» живут, в норках по 4-6.

«Охотник» ходит со своими собаками (несколько детей) и высматривает, не пробежит ли где-нибудь «заяц». А «зайцы» сидят смирно, тихо, притаившись в своих норках. «Охотник» с собаками уходит в дом (условленное место в стороне от норок).

«Зайцы» выскакивают на полянку прыгают, могут даже прискакать совсем близко к дому охотника.

Вдруг залаяли и выбежали «собаки». Их выпустил «охотник», который до этого удерживал их в доме (воспитатель держит их за руки, чтобы дать «зайцам» подойти совсем близко). «Зайцы» быстро убегают к своим норкам, где «собаки» их не могут достать. Пойманные «зайцы» отводятся к «охотнику» (и они пропускают одну игру).

Игра продолжается до тех пор, пока не поймают условленное количество «зайцев» (примерно 4-5). Затем выбираются новые собаки, и игра начинается сначала.

Правила игры. «Зайцы» прыгают по всей полянке; чем ближе к охотничьему дому они подходят, тем храбрее они считаются. «Собаки» выбегают из дома ловить «зайцев» только тогда, когда их пошлет «охотник». Пойманные «зайцы» из охотничьего дома не выбегают. Спасаться можно в любой норке.

Указания к игре. Можно ввести особое дополнительное правило: собаки выбираются из числа самых смелых и лучше прыгающих (в этой игре роль собак особенно привлекательна), это побудит детей следить за собой и не поддаваться «собакам». Игра может проводиться и на участке, и в помещении. Зимой заячьи норки можно сделать из снега, в виде небольших снежных загородок (три стороны загородить, одну оставить для входа). Летом можно норки выложить из шишек, камешков или нарисовать палочкой на земле.

Роль охотника выполняет воспитатель, так как он менее привлекателен для детей и наиболее подходит для руководства игрой.

Чтобы побудить детей к смелости, можно возле дома «охотника» начертить огород, куда будут прибегать «зайцы» за морковью и капустой.

В этой игре для каждого действующего лица есть свое время отдыха: для «зайцев» - когда «охотник» гуляет с собаками по лесу, для «собак» - когда «зайцы» скачут.

Постепенно можно усложнять игру, вводя следующие правила: «зайцы» могут спасаться только в своей норе, «собаки» бросаются ловить «зайцев» только тогда, когда «охотник» скажет «возьми!». Последнее правило требует большой выдержки. Детям легче, когда воспитатель сам их сдерживает и посылает ловить.

По примеру данной игры можно проводить разнообразные игры в охоту на разных зверей, вводя при этом разнообразные движения. Например, можно охотиться на обезьян, которые спасаются, влезая на деревья (дети влезают на лесенку) и т.п.

Хромая лиса

Материал. Жгут.

Ход игры. На полу чертят очень большой круг, в который становятся все играющие (4-20 человек); за кругом отмечают нору для лисы. Если комната небольшого размера, то чертят только лисью норку. Один из играющих назначается хромой лисой, ему дают жгут, остальные игроки — куры. «Лиса» скачет на одной ноге, стараясь осалить жгутом одного из играющих, которые в это время разбегаются по кругу в разные стороны. Осаленный становится хромой лисой вместо того, кто его осалит; но, чтобы получить право гнаться за курами и осалить их, «новая лиса» должна вбежать в свой дом.

Правила игры. Игрок все время, пока он находится в роли хромой лисы, обязан вне своего, дома прыгать на одной ноге. Если он устанет, то может встать на обе ноги в своем доме. Игроки не имеют права выходить из круга (или из места, отведенного для игры). Игрок в роли хромой лисы не имеет права салить того, кем только
что был осален сам.

Медведи

Ход игры. Два игрока (всего игроков может быть от 6 до 30) - «медведи», держа друг друга за руки, бегут за остальными игроками, чтобы кого-нибудь поймать. Пойманным считается тот, на кого набегут медведи и схватятся свободными руками так, что пойманный очутится между ними как в замкнутом круге. Тогда он отходит в сторону, а «медведи» снова ловят. Новый пойманный вместе с первым составляют вторую пару «медведей», которая ловит так же, как и первая, т. е. ловят уже две пары «медведей». Каждые два игрока, пойманные ими, составляют новую пару «медведей», которые ловят наравне с первыми. Так игра продолжается до тех пор, пока «медведями» не станут все игроки.

Волк и овцы

Ход игры. Одного из играющих (всего может быть от 6 до 30) выбирают волком, другого - пастухом; остальные игроки называются овцами.

В двух концах площадки отделяют по узкой (шириной 2-3 шага) полосе - загоны; сбоку между двумя загонами отделяют место - логово волка. Все остальное пространство - поле.

«Овцы» встают в один из загонов, «пастух» находится около них в поле. «Волк», стоящий в логове, обращается к «пастуху» со словами: «Пастух, гони стадо в поле!» - и тотчас бросается к выбежавшим из загона «овцам», старающимся перебраться в свободный загон на противоположной стороне загона, миновав волка. «Пастух» защищает «овец» от «волка». Если «волку» удается кого-либо поймать, пойманный становится его помощником. Игра возобновляется. Теперь ловить «овец» волк выходит уже с помощником. Когда в логове «волка» будет несколько помощников, они помогают «волку» ловить «овец», выбегая цепью, взявшись за руки.

Таким образом, игра продолжается до тех пор, пока «волк» не переловит всех «овец».

Правила игры. «Волк» не имеет права выходить из логова раньше, чем начнут выходить из загона «овцы». Ловить он может только в поле! Помощники не имеют права хватать «овец» руками (как и «пастух» - «волка»), они могут задерживать их только цепью, взявшись за руки, или расставив в стороны руки. Пойманная «овца» не имеет права вырываться, а став помощником, она обязана помогать волку в ловле других овец. Задерживаемые цепью помощников «овцы» не имеют права разрывать цепь; разорвавший считается пойманным. «Овцы» могут миновать цепь только тремя способами: или обегать ее по сторонам, или подлезать под руки, или перепрыгивать через сцепленные руки. «Пастух» и «овцы» не имеют права заходить в логове, так же, как и «волк» - в загоны.

Закаливание детей дошкольного возраста

                                 (Консультация для родителей)
Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. 
Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.
Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.
Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.
Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.
Чтобы получить положительный эффект, необходимо:
1.Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.
2.Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.
3.Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.
Существуют 3 основных способа закаливания детей:
1. Закаливание воздухом.
2. Закаливание водой.
3. Закаливание солнцем.
И конечно же не нужно забывать об утренней гимнастике и гимнастике после сна.
Утреннюю гимнастику и гимнастику после сна проводят в теплое время года при одностороннем проветривании.
в холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом - на открытом воздухе.
Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.

http://ds57-schel.edumsko.ru/uploads/3000/2157/section/159522/zakalivanie.jpg

Закаливание детей воздухом
Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка, чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов.
Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры). Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра.
Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов.
Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.
Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного одевания и раздевания. В эти 6-8 минут ребёнок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, воздушные ванны он получает, находясь в облегчённой одежде (трусы, майка, тапочки) во время ежедневной утренней гимнастики, которая вводится в режим дня детей с начала третьего года жизни.
Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.

Закаливание детей водой
Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела. При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня её снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня её снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов.
Умывание. 
При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. 
Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину.
Обливание. Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (ёмкостью 0, 5 л), воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание.
Более сильное действие оказывает общее обливание. Обливать ребёнка лучше из кувшина, ёмкостью 1, 5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность тела.
Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов). Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения.
В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра.

Закаливание детей солнцем
Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей.
Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определённое время: здоровым детям трудно лежать спокойно.
Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев.
Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые
лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0519/00076ba0-6c8e185e/hello_html_31e294e8.jpg

Желаем вам быть здоровыми и посещать детский сад!

Зимние забавы и безопасность

(Консультация для родителей)

Зима. Пожалуй, только это время года может порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе. Однако прагматичные родители при упоминании зимы гораздо чаще вспоминают о простудах и эпидемиях гриппа. Как ни парадоксально звучит, но именно поэтому надо скорее отправляться на улицу! Играть, закаляться и развиваться физически. Зимние игры, безусловно, идут на пользу малышам. Зимние прогулки - лучшая гарантия спокойного сна и стойкого иммунитета.

Заботливых родителей всегда мучает вопрос: как одеть малыша, чтоб он и не замерз, и не перегрелся? Надо помнить главное: ребенка не надо кутать! Помимо того, что детская одежда должна быть "многослойной", она должна быть из натуральным материалов. Перегрев не лучше, чем охлаждение. Найдите золотую середину!

Катание на лыжах

Лыжные прогулки – едва ли не лучший вид активного отдыха с ребенком в зимнее время. Уже в 2 года терпеливые мамы и папы вполне могут научить своих деток ходить по лыжне, и не просто топать, а даже скользить! Уже в 3-4 года ваши дети смогут кататься и 20, и 30 минут подряд, скатываться с маленьких горок и даже ездить на буксире. Выбирая лыжи в магазине, обратите внимание на то, чтобы они легко снимались и одевались, а ботинки к ним были как раз впору, ни больше, ни меньше. Многие малыши любят кататься на «коротышках», для которых не нужна лыжная трасса, а, значит, и особых проблем нет.

Безопасность. В целом, это наименее безопасный вид зимних прогулок. Однако, обратите внимание, может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует.

Катание на коньках

Если ваш малыш полюбит коньки – это на всю жизнь! Ничто не сравнится с тем ощущением полета и свободы, которое ощущаешь при катании на коньках. Но вам необходимо поспевать за ним и постоянно находиться рядом, для предотвращения травм и ушибов. Наиболее подходящий период для освоения этого стремительного и изящного вида спорта – 3-5 лет. Катание на коньках, укрепляет стопу и голеностоп, поэтому полезно любому ребенку! В идеале ботинок должен сидеть плотно, если на ноги ребенка надеты колготки и одна пара шерстяных носков.

Безопасность. В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным риском. Необходимо иметь в виду следующее:

1. Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Риск получить серьезную травму в этом случае крайне велик. Лучший вариант, если каток есть у вас во дворе.

2. Падения исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок был одет в плотную одежду. Во всяком случае, позаботьтесь о том, чтобы затылок был хорошо защищен (например, толстым слоем мягкой ткани).

3. Не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений.

G:\Зимние забавы и закаливание\1 (1).jpg

Санки

Чтобы зима для малыша не прошла даром, ему обязательно нужен "транспорт" для катания с гор и обычных прогулок. Это могут быть санки, либо (желательно) ледянка. В отличие от других зимних развлечений, которые связаны с активным движением, для прогулки на санках одеться надо потеплее.

Безопасность

1. Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то малыша необходимо вынуть. Следует учесть, что по малоснежной дороге с проплешинами асфальта санки едут медленно, поэтому родители должны быть особенно бдительными.

2. Кататься на санках с горки нежелательно, лучше на ледянках.

Горки

Катание с ледяной горки - одно из любимейших детских забав зимой. Правда многие малыши до определенного возраста боятся кататься на горке, примерно до 3,5-4 лет, но если взять с собой маму или папу, то не так страшно! Полюбив это занятие, детишки готовы кататься с горки до бесконечности и не хотят уходить от нее домой. Даже не смотря на показ любимого мультика! Спуск с горки настолько захватывает, что остановиться невозможно! Одежда должна быть не промокаемой, иначе уже через 20 мин. придется идти переодеваться, а малыши не любят, когда их отрывают от любимого занятия.

Безопасность.

Объясните малышу заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Катаясь с горки на санках (лучше и вовсе этого не делать) необходимо соблюдать осторожность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.

Игры около дома

Зима тем и хороша, что за развлечениями далеко ходить не надо! Достаточно просто выйти из дома, вдохнуть свежий морозный воздух и поиграть в снежки. Это всегда вызывает смех и поднимает настроение. Вариантов чем заняться множество. Главное не лениться!

Безопасность

Единственное, о чем можно предостеречь, это то, что под свежевыпавшим снегом может быть все что угодно: разбитые бутылки, камень либо проволока, может там оказаться и мусор, который кто-то не донес до помойки – да все что угодно! Поэтому, конечно, валяться и играть в сугробах, которые находятся, например, под окнами домов или около подъезда, нежелательно. И, конечно, не позволяйте прыгать в сугроб с высоты. Проследите, чтобы ребенок не ел снег или сосульки. Неизвестно, что таится в пушистом снежке.

Дорогие мамы и папы! Уделяйте как можно больше времени прогулкам с вашими детьми! Мамина посуда и не глаженое белье подождет, а папа сможет закончить работу на компьютере позже, но ребенок не будет ждать. Он растет и развивается, а насколько прогрессирует его развитие, зависит только от вас. Ему необходимы активный отдых и свежий воздух! Согласитесь, ведь и вам это никогда не помешает. Будьте здоровы!

«Составление описательного рассказа по картине "Зимой на прогулке"»

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи:

  • образовательные – учить детей рассматривать картину и понимать ее содержание, формировать умение замечать в ней главное, упражнять в развитии связной речи, учить повторять за воспитателем рассказ из 3-4 предложений по содержанию картины, закрепить представления детей о зимних забавах; совершенствовать умение детей понимать и отвечать на вопросы воспитателя отдельными словами и простыми предложениями; закрепить название одежды.
  • развивающие - способствовать развитию памяти, развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
  • воспитательные – учить детей здороваться при встрече и прощаться при расставании, воспитывать умение слушать и воспринимать рассказ воспитателя, составленный по картине.

Интеграция видов деятельности – коммуникативная, познавательная, двигательная.

Предварительная работа: беседа о зимних забавах, рассматривание иллюстраций по теме “Дети зимой на прогулке”.

Оборудование: заяц, картина “Зимой на прогулке”, картинки с зимними забавами, кукла с набором одежды и набором игрушек для снега и песка, снежки.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию.

На демонстрационной доске картинки с зимними забавами.

- Ребята, какое сейчас время года? Вы любите гулять зимой на улице? В какие игры вы любите играть, чтобы было интересно? Как надо одеваться зимой на прогулку?

2. Игровая деятельность: затруднение и осмысление.

Предлагаю обратить внимание на куклу с санками, одетую в панаму. (В саночках лопатка, мыльные пузыри, мелки и пр.)

- Ребята, кукла Катя собралась на прогулку – оделась, и саночки с собой взяла. Как вы думаете, нужные игрушки кукла с собой взяла? Что можно было оставить в группе? Что на прогулке зимой не пригодится? Как вы думаете, кукла по погоде оделась? Помогите кукле одеться на улицу?

3. Формирование новых умений: рассказывание по картине “Зимой на прогулке”.

Дети проходят, садятся на стульчики (картина находится перед детьми обратной стороной к ним). (стук в дверь).

- Посмотрите, кто к нам пришел?

Зайчик здоровается с детьми. Дети отвечают на его приветствие.

- Ребята, мне Заяц сказал, что он ничего не знает про то, как можно играть со своими друзьями-зверятами в лесу. Давайте с ним поиграем!

Пальчиковая гимнастика “Жили-были зайчики”

Жили-были зайки

На лесной опушке

Жили-были зайки

В маленькой избушке

Мыли зайки ушки

Мыли зайки лапки

Наряжались зайки

Надевали тапки

(вращают кисти рук (фонарик), ушки зайки показывают)

(прямые руки вверх, пальцы врозь (дерево) ладонями нарисовать плоскость (опушка))

(вращают кисти рук (фонарик), ушки зайки показывают)

(показывают домик над головой)

(гладят средний и указательный пальцы)

(потереть правой рукой левую и наоборот)

(покрутить кистями рук внизу)

(топают попеременно правой и левой ногой)

- Зайчик просит вас рассказать про игры детей в детском саду. Вы хотите ему помочь, рассказать про игры детей?

- Хорошо. Давайте, посмотрим, как дети в нашем саду гуляют?

(Поворачиваю картину).

- Что вы видите на картине?

- Дети в нашем саду любят гулять зимой на улице.

- Ребята, как вы думаете, какой был день? Какая была погода на улице?

- Кто вышел на прогулку?

- Какие игры придумали дети?

- Какое у них было настроение?

Предлагаю детям послушать, какой рассказ по картине я придумала.

“На дворе зима. Стоит солнечный день. На прогулку вышли дети. Мальчик катает девочку на санках. Рядом девочки строят горку. У одной девочки лопатка. Около девочек в саночках сидит игрушка медвежонок. Дети радостные. Они не замёрзли. Ребятам весело играть на улице зимой.”

Рассказ повторяю еще раз, дети помогают рассказывать.

Затем нескольким детям предлагается рассказать самостоятельно. При затруднениях остальные дети помогают.

- Ну, теперь, Зайчик, ты узнал про то, как дети играют в детском саду. А давайте сейчас с зайчиком поиграем в игру “Снежки”.

Игра “Снежки”.

- Мы весело в саду гуляем и тебя, Зайчик, научили! Теперь ты знаешь, как можно играть с друзьями - животными в лесу?

4. Итог занятия.

Кто сегодня к нам приходил в гости? Что вы делали для Зайчика? Как вы помогли Зайчику? Получилось у вас ему помочь? Почему?

- Правильно, вы помогли Зайцу, потому что вы уже большие, умеете сами хорошо рассказывать и объяснять.

- А хотите теперь тоже поиграть, как дети на картине? Посмотрите, кукла Катя уже оделась на прогулку и нас с собой зовет. Пойдемте гулять!

Беседа с детьми «Обходи стороной скользкие места!»

Программное содержание: познакомить детей с правилами безопасного поведения в гололед, научить определять по картинкам опасную ситуацию; описывать ее и правила, которые надо соблюдать.

Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.

Ход беседы:

1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары, как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела-

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти прохожий мог.

2. Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».

3. Вопросы к детям:

-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?

-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

-Почему в гололед люди часто получают травмы?

-Как обезопасить себя в гололед?

-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

4. Рассматривание картин- знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?

Запомнить правила: не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,

не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

Беседа с детьми «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ГОРКЕ»

Программное содержание: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

Материал: иллюстрации с изображением различных ситуаций на горке.

Ход беседы:

1. Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2. Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.

3. Подведя выводы, с детьми сформировать правила:

-Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;

-Подниматься на горку только по ступенькам;

-Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;

-Не кататься стоя, а только сидя;

-Не толкать, не цепляться за товарищей;

-Соблюдать очередность;

-Не спрыгивать с горки;

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Сохраним природу вместе!"

Цели и задачи: формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде  у детей.  Вырабатывать навыки грамотного и безопасног...

Конспект открытого занятия по экологии "Сохраним природу вместе"

Занятие посвящено обощению и закреплению знаний по теме "Охрана природы"...

Наблюдаем за природой вместе с детьми

Зима - чудесное время года .Задача взрослого - показать малышу, какая она красивая, веселая и сказочная, как много есть зимних игр и забав. Неоходимо познакомить малыша с признаками зимы, рассказать о...

Экологический КВН "Защитим природу вместе"

Экологический КВН был проведен между воспитанниками подготовительной группы. Целью данного мероприятия являлось: развитие в детях элементов экологического сознания, всеобщую взаимосвязь природы, челов...

Сохраним природу вместе

Презентация о загрязнении окружайщий среды, экологические бедствия....

Сохраним природу вместе

Презентация о загрязнении окружайщий среды, экологические бедствия....

буклет по экологии «ЗЕМЛЯ наш общий дом,природу вместе мы спасём!"

Сегодня во всем мире решаются и обсуждаются глобальные проблемы окружающей среды разрушение экосистемы, земельные ресурсы, опустынивание, загрязнение воздушной среды, сохранение горных районов, лесных...