Конспект занятия «Россия – самая многонациональная страна»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: закрепление целостного представления детей о России как о многонациональном государстве.

Задачи:

  • закреплять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России.
  • систематизировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей России (национальные костюмы, блюда, жилища, традиции).
  • развивать мышление, внимание и память.
  • воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_mnogonatsionalnaya_strana.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Россия – самая многонациональная страна»

Цель: закрепление целостного представления детей о России как о многонациональном государстве.

Задачи:

  • закреплять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России.
  • систематизировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей России (национальные костюмы, блюда, жилища, традиции).
  • развивать мышление, внимание и память.
  • воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

Материалы: презентация.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

- Ребята, присаживайтесь все в круг на ковре. У меня есть такая ленточка, но она не простая, давайте это проверим! Передавая ленту, наматывайте её на свой палец. Обращаю ваше внимание, что пальчик лентой сильно не затягиваем!

Читаю стихотворение.

- Посмотрите, ребята, как мы все связаны одной «нитью». Мы с вами сейчас – единое целое. А как вы думаете, в нашей группе, что нас всех объединяет?

Ответы детей.

- Конечно, это дружба!

2. Основная часть.

- В России проживают разные народы, и всех объединяет дружба! Дружба – великая сила. Один посадит дерево, а все вместе – сад. Один успеет положить кирпич, а у тех, кто взялся строить вместе уж и дом готов. И еще есть пословица – один в поле не воин. Все мы разные, и всех нас объединяет дружба. А теперь давайте вернем нашу ленту на место. Ребята, садитесь на подушки и посмотрите на экран, давайте вспомним, где проживают различные народы, населяющие нашу большую Родину.

Показ презентации «Народы России». (в презентации карта России с появляющимися на ней картинками 10 самых многочисленных народностей –русские, татары, марийцы, чуваши, удмурты, башкиры, буряты, чеченцы, ханты, чукчи)

- Чем один народ отличается от другого? (Разный язык, свои национальные костюмы, своя культура, традиции, обычаи.)

- Да, ребята, у каждого народа свои сказки, песни, игры, вышивают разные узоры, ткани ткут по-разному, игрушки делают из разных материалов, и даже дома у них разные.

- Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны.

- Я вам предлагаю побывать в республике Татарстан. (Показ на карте.) Это республика находится в центральной части России. Столица Татарстан – город Казань.

- Посмотрите – это узор, составленный из элементов татарского орнамента, который используется в одежде, обуви, предмета быта. Рассмотрим национальные татарские костюмы.

- Что особенного в национальном татарском костюме? (Мужчины носили тюбетейки. Женщины – калфак – бархатная шапочка с вышивкой. У мужчин широкий халат. У женщины платье с оборками. На ногах высокие сапоги с украшениями – ичиги. Мы с вами рассмотрели татарскую национальную одежду.

- Чем занимается татарский народ в городах и селах? (В Татарстане проживают трудолюбивые люди, умеющие дружить и веселиться. В городах издавна мастера делают глиняную посуду, игрушки и другие нужные вещи для дома. Крестьяне выращивают овощи, разводят овец и лошадей.

- Но татарский народ не только умеет трудиться, но и весело отдыхать. У татарского народа есть традиция отмечать веселый праздник Сабантуй. «Сабан» - это плуг, «туй» - праздник. Этот праздник проводили после завершения весеннего сева. Это обрядовый, люди просили природу, чтобы она им принесла богатый урожай. Сопровождался праздник песнями, плясками, играми, состязаниями. Для проведения праздника выбирали большую поляну, на которую съезжались жители с близлежащих селений. В центре поляны устанавливали большой шест, верхушку которого украшали яркие лоскуты ткани и после этого объявляли о начале соревнований. (Показ иллюстраций.)

- Как празднует этот праздник татарский народ,  какие игры, соревнования проводятся на празднике, вы узнаете, послушав стихотворение «Здравствуй, праздник Сабантуй».

Чтение стихотворения «Здравствуй, праздник Сабантуй».

Зазвенел теплом июнь

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днем

Мы станцуем и споем

Победит, кто будет сильным.

Смелым, ловким, удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь.

Управляет им джигит.

А чуть дальше посмотри,

На поляне силачи:

Вот высокий шест стоит

Всех людей к себе манит.

А попробуй-ка в мешке,

Пробежаться по траве.

Ведра полные воды

Очень быстро пронеси.

Смех, улыбки, шутки, пляс

Всё здесь есть сейчас.

Веселись же и ликуй.

Это праздник Сабантуй!

- Какие игры, состязания проводились на празднике? (Скачки на лошадях, состязание борцов, бег с ведрами с водой, бег в мешках, перетягивание каната. Показ иллюстраций.) Все участники награждались призами.

- Дети, наше путешествие по республике подошло к концу. В какой республике мы с вами побывали? Какой народ проживает в Татарстане? (Татары.)

- Мы продолжаем путешествие по России. Дети, подойдите к карте. Сейчас мы с вами побываем на Крайнем Севере нашей страны. (Показ.) Здесь находится Северный Ледовитый океан, холодные моря.

- Какой климат здесь, какая погода? (Суровый, морозный, здесь долгая полярная ночь, короткое лето, здесь вечная мерзлота.)

На крайнем Севере зима

Заснежены просторы

Полгода вместо солнца тьма

И тускло светят звезды.

Но несмотря, что здесь суровый климат.

Север – это волшебный дом.

Тундра вся вместилась в нем

Чудеса природы, разные народы.

- Дети, назовите коренных жителей Севера. (Чукчи, нанайцы, ненцы…) Я вам предлагаю побывать в гостях у ненецкого народа. На чем мы с вами прокатимся по заснеженной тундре, вы мне скажите, отгадав загадку.

В тундре зимой без нее не на шаг

С места рванет, только ветер в ушах.

(оленья упряжка)

(Показ иллюстрации.)

- Что такое «оленья упряжка»? (Олени, впряженные в сани – нарты.)

- Кто управляет оленьей упряжкой? (Каюр.)

- Вот, мы с вами приехали в гости к ненецкому народу. А встречает нас «утко». «Утко» в переводе с ненецкого языка на русский означает «кукла». Посмотрите, во что одета ненецкая кукла?  (Меховая шуба с капюшоном – кухлянка, украшена бисером, сшита из оленьих шкур.) Что еще носят ненцы? (Меховые штаны, меховые рубашки.) На ногах? (Унты.) Такую теплую одежду носят и взрослые и дети.

- Дети, как вы думаете, чем занимается ненецкий народ? (Охота, оленеводство, рыболовство.)

- Основное занятие ненецкого народа – оленеводство. Оленеводы – смелые, сильные, выносливые люди. Место, где они живут, называется стойбище. В стойбище, можно, увидеть несколько чумов. (Показ иллюстрации.) Что такое чум? (Это дом ненцев.)

- Чем покрыт чум? (Оленьи шкуры.) Такое жилище хорошо защищает от ветра и холода, хорошо собирается и разбирается. Оленеводы не могут жить долго на одном месте. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, ненцы переезжают в другое место вместе с оленями. Оленеводы кочуют с оленями. Чум можно собрать и перевезти в другое место.

- Как и у всех народов – у народов Севера есть свои национальные праздники. Один из главных праздников ненецкого народа связан с окончанием полярной ночи, когда солнце после длительного отсутствия вновь появляется на небосклоне.

- Как вы думаете, какие соревнования устраивались на празднике? (Соревнования на оленьих, собачьих упряжках)

- Что у меня в руках? (Бубен.) Правильно. Ни один праздник не обходился без этого музыкального инструмента. Бубен – это музыкальный инструмент народов Севера. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент. (Звучит музыка, ребенок играет на бубне.)

- Ну, вот мы с вами побывали на Крайнем Севере. У какого народа?

- А теперь нас в гости ждет к себе кукла – русская красавица Дарьюшка.

- Дети, посмотрите, в каком красивом наряде кукла Даша. На ней русский народный костюм. Давайте поговорим с вами о русском народном костюме. Посмотрите на мужской и женский русские народные костюмы.

- Какая часть одежды присутствует и в женском и мужском народном костюмах? (Рубаха.) Рубаха – это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Чем украшена рубаха? (Вышивкой.)

- Как вы думаете, для чего? (Не только для красоты. Люди  считали вышивку оберегом. Вышивка оберегает людей от бед, болезней, несчастий.)

- Из чего состоит мужской старинный костюм. (Показ иллюстрации.) Рубаха с поясом, штаны (порты), на ногах лапти, сапоги.

- А девушки во что наряжались? Рубаха с сарафаном. Девушка выходила замуж, наряд её менялся. Она могла носить рубаху с поневой. Понева – это старинная юбка. Поверх поневы женщины надевали передник с вышивкой. Но вышивка непростая. Она рассказывала все о женщине: из какой деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например: если в рисунке есть кони, значит, у нее сыночки, если птички – дочки. Посмотришь на передник, и все узнаешь о хозяйке. Завершал русский народный костюм – головные уборы: кокошники, ленточки вокруг головы, корона, кичка, платки, косынки. Хранили одежду в сундуках. В праздничные дни надевали красивую, нарядную одежду, как у нашей куклы.

- Какие праздники праздновали на Руси, которые сохранились до наших дней? (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Новый год…)

- Как традиционно русские люди отмечали праздники? (Веселились, пели песни, частушки, водили хороводы, плясали, играли в игры, прыгали через костер и т.д.) Праздники справляли весело.

- А посмотрите, какой красивый чеченский костюм.

- мужской костюм состоял из: башмета - полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове - папаха.

У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.

Традиционными блюдами чеченцев были и остаются жижиг-галнаш (мясо с галушками и соусом), корта-когиш (баранья голова и ноги с галушками и чесночной приправой), домашняя колбаса, сискал, хьовла. В каждом блюде присутствует кукуруза, делая блюдо колоритным и сытным.

Главным национальным праздником является  Курбан-байрам. Обряды Курбан-байрам не меняются веками. По утру вся семья надевает чистые одежды и отправляется в мечеть на молитву, совершает обряд намаза. После священно служения, мусульмане отправляются на кладбища, чтобы почтить память усопших. В праздничные дни нужно делать только благие дела, раздавать милостыню, проводить обряды.

Буряты — это монгольский народ, проживающий в России, в основном в Республике Бурятия и соседних регионах. Они имеют свой уникальный язык и культуру, которые сочетают элементы монгольской, тибетской и русской традиций. Традиционная национальная одежда бурятов отличается своей уникальностью и яркостью. Мужская национальная одежда включает в себя кожаные куртки и жилеты, плотные брюки и сапоги из мягкой кожи. В зимнее время мужчины могут носить дополнительные кожаные куртки, такие как «ушанка» или «куртка-парка». Кожаные изделия часто украшены резьбой и вышивкой.

Женская национальная одежда более разнообразна и может включать в себя шелковые платья, которые могут быть украшены вышивкой, бусами, перьями и другими декоративными элементами. Также женщины могут носить шелковые юбки, блузки, жакеты и другие аксессуары, такие как шарфы и украшения из бисера и камней.

Традиционные цвета национальной одежды бурятов — это белый, черный, красный и зеленый. Они могут быть использованы в различных комбинациях для создания уникальных и красивых образов.

Сегодня национальная одежда бурятов используется во многих ситуациях, включая праздники, традиционные мероприятия, выступления национальных ансамблей и туристические мероприятия.

Традиционная кухня бурятов состоит в основном из мяса, рыбы, овощей и злаковых продуктов. Некоторые из наиболее популярных блюд включают в себя:

  1. Поза/Буузы — это традиционное бурятское блюдо, похожее на пельмени. Они готовятся из тонкого слоя теста, начиненного мясом (часто из говядины, а также делают из оленины, свинины, баранины) и специями.
  2. Сагудай — это традиционный бурятский кожух из оленя или овцы, начиненный мясом, картофелем и луком.
  3. Суусы — это блюдо из тонкого слоя теста, начиненного картофелем, мясом и луком.

- Дети, наше путешествие по России подошло к концу. У каких народов России мы побывали?

- Ребята, вы теперь знаете, какие народы проживают в нашей большой стране. Но всё же, это не все нации. Их существует еще очень много.  

3. Заключительная часть. Рефлексия.

- Итак, ребята, давайте подведем итог нашего занятия. И я предлагаю вам собрать пазл.

- Что же у нас получилось?

- Итак, вы собрали Флаг России. Как вы думаете, почему именно флаг появился в конце нашего занятия?

- Верно, потому что все народы объединяет не только дружба, но и общая Родина, наша любовь к ней! Наш общий государственный символ – Флаг России. Давайте подумаем, а что еще объединяет все наши народы?

Ответы детей (большая территория нашей страны).Обратить внимание детей на карту России.

- Ребята, предлагаю вам выбрать человечков!

Дети выбирают грустного/веселого человечка из коробки.

- Расскажи, мне, пожалуйста, почему ты выбрал веселого /грустного человечка?

Дети объясняют свой выбор. Воспитатель подводит итог, и дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект занятия для самых маленьких

План конспект в секции «Бэби - фитнес» Тема:«Автомобилисты»Задачи урока:1.формировать навык остановки на звуковой сигнал в ходьбе;2.научить детей выполнять прыжок в высоту с места;3.совершенствовать з...

План -конспект занятия для самых маленьких

План конспект в секции «Бэби-фитнес»Задачи урока:1.формировать навык бега;2.упражнять детей в прыжках вверх с места с касанием предмета, подвешенного выше поднятой руки ребенка;3. упражнять детей в ме...

конспект занятия "Россия- страна моя родная"

\Дети знакомятся с  разнообразием природы в России, с расположенем территории России на карте полушарий в сравнении с другими странами; с государственными символами России: гербом, флагом, гимном...

Конспект занятия "Россия - наша страна"

Конспект поможет родителям самостоятельно провести занятие с детьми в домашних условиях...

Конспект тематического занятия Россия-великая наша страна

Конспект тематического занятия Россия-великая наша страна. Старшая группа...

Конспект занятия "Россия - моя страна"

Задачи:– продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;– познакомить детей с географическим расположением нашей страны,...