Проект " Вместе со сказкой"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

 Инновационный подход дает возможность в занимательной игровой форме развивать  у дошкольников интеллектуальную и эмоциональную сферу, интерес к процессу  обучения. Вовлечение детей в решение проблем взаимодействия с окружающим миром  природы , в обсуждение поведения персонажей сказок будет способствовать становлению экологических и социальных навыков ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Паспорт  проекта «Вместе со сказкой»

Подготовительная  группа  

Воспитатель: Юрова Л.И.   дата: октябрь2023  

Аннотация.

Проект « Вместе со сказкой» является одним из нетрадиционных вариантов развивающего образовательного процесса , в котором интегрируется художественно- литературное произведение  и  окружающий мир. Такой инновационный подход дает возможность в занимательной игровой форме развивать  у дошкольников интеллектуальную и эмоциональную сферу, интерес к процессу  обучения. Вовлечение детей в решение проблем взаимодействия с окружающим миром  природы , в обсуждение поведения персонажей сказок будет способствовать становлению экологических и социальных навыков ребенка.

Актуальность: 

« Сказка ложь, да в ней намек ! Добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает , знакомит дошкольников с окружающим миром, добра и зла. Она удивительный учитель. Сказка в занимательной форме развивает у дошкольника интеллектуальную и эмоциональную сферу.

Цель: Формировать предпосылки дошкольников к учебной деятельности на основе сказок, развивать личностные качества ребенка.

Задачи.

1.  Формировать речь детей через описание иллюстраций и ответов на вопросы по тексту.

2. Развивать наглядно- образное и словесно- логическое мышления.

3. Формировать умение работать в группе, отстаивать свое мнение.

4.Формировать экологически грамотного , безопасного поведения дошкольника в природе.

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированные.

Состав участников: групповой .

Продолжительность проекта: средней продолжительности.

Социальные партнёры: родители воспитанников, воспитатели группы .

Возраст детей: дети дошкольного возраста (6-7 лет),

Формы реализации проекта:

-НОД

-игры ( дидактические, экологические, речевые, подвижные, настольно-печатные);

-беседы о жизни насекомых;

-изобразительная деятельность;

- макет гнезда из веток, глины.

-рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;

-экскурсии  на поле, реку.

- драматизация сказки;

-использование мультимедийных презентаций

- чтение худ. литературы

- книжки - самоделки

 -работа с родителями.

Предполагаемый результат: 

Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологическибезопасного поведения в природе.

Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования живой природы.

Этапы работы над проектом .

1 этап (целеполагание, постановка проблемы)

• Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями (консультации, рекомендации,  памятки, анкеты, информационные листы)

- Беседа « Что мы знаем о насекомых?»

- Цикл наблюдений за муравьями летом.

- Цикл целевых прогулок в места массового скопления муравьев летом,осенью.

- Анкетирование родителей « Экологическое воспитание дошкольников»

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

2 этап (разработка проекта)

Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями:

-подбор материала и оборудования для ОД, бесед, разнообразных игр и других видов деятельности;

-подбор художественной литературы, музыкальных игр,  физминуток, связанных с тематикой проекта;

-оформление фотоальбома по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы;

-беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

3 этап (выполнение проекта)

Мероприятия с детьми:

- Открытое занятие  по развитию речи " Вместе со сказкой".

 ( см. Приложение)

- Чтение художественной литературы В Бианки « Как Муравьишка домой спешил»

- Беседы: «Насекомые нашего края», « Жалобная книга природы».  «Как развивается муравей, пчела» , « Растения – Хронометры»

- Наблюдение за работой муравейника.

-Чтение В. Зотова « Лесная Мозаика»

- Выставка детских работ « Маршрут Муравьишки»

- Модели муравья ,паука, майского жука, кузнечика и др .персонажей.

-Драматизация сказки « Как Муравьишка домой спешил»

-Разучивание песни « В траве сидел кузнечик»

-Моделирование муравейника из хвоинок и пластилина

- Изготовление книжки- самоделки

- Создание лэпбука по сказке

- Работа по  учебному пособию ( тетради) " Как Муравьишка домой спешил"

- Самостоятельное чтение детьми сказки .

-Игровая деятельность:

Дидактические: « Поезд героев сказки», « Портретная галерея», « Собери картинку»,     "Летит –не летит", «Составь сказку», « Четвертый лишний», « Кто из героев исчез», "Зерколо", « Дорисуй портрет», «Узнай героя по его речи».

Мероприятия с педагогами:

Подбор демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта;

Создание и использование мультимедийных презентаций;

Изготовление пособий для ОД, ( атрибутов , эмблем, раскрасок, заданий)

Мероприятия с родителями:

Печатные консультации по темам: «В союзе с природой »,  рекомендации  «Не разрушай муравейник – он санитар леса», Памятка  «Азбука поведения в природе» ( СмПриложение)

Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.

 4 этап подведение итогов:

Оформление фотоальбома" Не обижайте муравья»"

Выставка  детских работ « Маршрут Муравьишки»

Театрализованное представление по  сказке « Приключение Муравьишки»

 Физкультурное  занятие с элементами ЗОЖ." Как Муравьишка домой спешил"

 Презентация проекта на педсовете.

Ожидаемый результат:

 • Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни насекомых ,которые  обитают на территории района.

• Заинтересованность  детей совместно с родителями в  наблюдении за насекомыми , сохранении численности муравейников .

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Активное участие родителей в реализации проекта.

• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

                                                        Приложение

Конспект занятия по развитию речи для детей 6 лет.

Тема : Вместе со сказкой.

Цель:  Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные произведения.

Задачи:

Образовательные:

1.Совершенствовать фонематический слух:  называть слова с определенным звуком .

2. В процессе пересказа  правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей .

3.Развивать  умение выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперировать условно символическими моделями: составлять звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей.

Развивающие:

1.Отрабатывать интонационную выразительность речи

2.Продолжать совершенствовать  монологическую форму речи

3.Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

4.Развивать воображение, фантазию в изображении персонажей сказки с помощью мимики, жестов.

5.Закрепить формы речевого этикета.

6. Продолжать учить анализировать предложения, состоящие из 3  слов, включая предлоги и союзы, усваивать правила написания предложений, графически изображать на  листах бумаги.

7.Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

8.Закреплять приемы вырезания.

Воспитывающие:

1. Воспитывать уважительное и доброе  отношение  к окружающим.

2.Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

Предварительная работа:  Чтение сказки « Как Муравьишка домой спешил», Физкультурное занятие с элементами театра, лепка персонажей сказки, создание декорации  сказки.

Материал: карточки с картинками  для звукового анализа, пластилиновые персонажи, карандаши красного, синего цвета ,медальки, цветные карандаши, ножницы.

                                           Ход занятия.

Артикуляционная гимнастика « Грибок». «Маляр», « Трубочка». « Варенье».

1.Игровой момент. (  беседа воспитателя средней группы  с детьми) ( детина стуле, на ковре)

- Здравствуйте, я воспитатель средней группы прошу вас рассказать любую сказку, ребятам моей группы.

- Ребята, какие сказки мы можем предложить младшим  дошкольникам?

- Я уважаю ваш выбор. Предлагаю послушать отрывок из знакомой вам сказки.

« - А вниз – то мне как? У меня ножки болят. Я упаду и шею себе сломаю.

- А уж как тебе вниз спуститься , не знаю».

- Как называется сказка? – Кто автор?  Нам необходимо вспомнить содержание сказки, выбрать участника , который может последовательно рассказывать, правильно строить предложения, проговаривать четко слова.

- Кого вы выбираете, тот получает медали за лучший рассказ и отправляется рассказывать сказку, в среднюю группу . (  участников может быть2-3 ребенка.)

2.Игра с мячом «Назови слова с звуком Б» ( дети стоят в кругу)

-Вспомним с какого дерева начал путешествие Муравьишка?

– С какого звука начинается слово?

- Поиграем, назовите слова начинающие с звука « Б».

3.Беседа по содержанию сказки. ( около декорации)

- Как Муравьишка оказался вдали от своего муравейника?

-Почему ему потребовалась помощь?

- Кто предложил помощь первым?- Почему отказался от помощи Гусеницы – Землемера?.

- Какая особенность была у Паука – Сенокосца?

-Кто бежал на 6 ногах быстро как конь? ( жужелица)

- С кем « отщелкал»  картофельное поле? ( жук - Блошачок)

-Для кого из персонажей забор не оказался преградой? ( кузнечик)

- Чем помогла « лодочка на ножках»? Как зовут этого персонажа?. ( водомер- клоп)

- Почему Хрущ не полетел на муравейник?

- Почему  укусил Гусеницу-Листоверку?

- Почему так торопился домой?.

4.Составление предложений.

- Составьте предложения со словами, выражающими просьбу ( пожалуйста, будьте любезны, будьте так добры, не затруднит ли вас, не окажите ли мне любезность).

5.Звуковой анализ слова. ( дети за столами)

- Какие  картинки вы видите? ( паук, жук, жаба) –Это персонажи сказки.

- Отметьте  гласные, согласные звуки. –Назови в слове гласные, согласные

( индивидуально)

- Сколько слогов в слове жук, паук, жаба? –Проскандируйте хором.

Проектор с иллюстрациями из книги « Приключение Муравья»

6.  Предложение по картинке.

- Придумайте предложение по картинке из 3 слов с словом  « жук» .( Ползет майский жук, тяжелый неуклюжий жук, несет жук Муравья, буравит воздух жук)

- Графически изобразите на листах бумаги.  ( Индивидуально  читают предложение.)

7.Физминутка.  "Зеркало" ( дети на ковре в кругу).

Один игрок изображает персонажи сказки с помощью мимики, жестов, будто отражает его в зеркале. Остальные участники отгадывают, кто изображен, называют и повторяют жесты игрока.

8.Продуктивная деятельность.

-  Ребята, нас пригласили   к младшим детям,  приятно сделать для них подарок, предлагаю раскрасить силует любого персонажа  и вырезать.

- Соберем ваши работы  в коробку,  подарим от всех нас детям средней группы.

9.Пересказ сказки . ( дети на стульях полукруг , декорации с пластилиновыми персонажами)

- Ребята,  наступил момент ,который поможет вместе по цепочке восстановить содержание сказки.

( один начинает часть сказки , следующий продолжает)

10. Итог.

- Как вы считаете, кто из ребят эмоционально, содержательно  рассказывал сказку.  

 По решению детей награждаем медалями тех кого выбрали.  отправляются с декорациями.

                                                                                                    Длит.30 мин.

Конспект физкультурного  занятия с элементами ЗОЖ.

Возраст 6 лет.

Тема: Как Муравьишка домой спешил.

Цель: Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Задачи.

1.Развивать мелкую моторику рук.

2Укреплять дыхательную мускулатуру,  а также  мышц глаз.

3.С помощью релаксации снять физическое напряжение.

4.Упражнять в умение ползать по – пластунски , используя перекрестную координацию.

5.Развиватьсилу отталкивания в прыжках на скамейку покрытую матом. Закрепить выполнение группировки при запрыгивании.

6.В прыжках через канат упражнять детей в отталкивании одновременно двумя ногами и мягком приземлении.

7.Развивать равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке.

8.Воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность,  привычку к здоровому образу жизни.

Материал:  индивидуальные коврики, скамейка покрыта матом, гимнастическая    скамейка, канат, дуги, аудиозапись .

                                                                    Ход занятия.

1.Вводная часть.

Построение в шеренгу. – Ребята, отгадайте загадку. Он работник настоящий,

                                                                                                  Очень, очень, работящий,

                                                                                                   Под сосной в лесу густом

                                                                                                   Из хвоинок строит дом.

- Мы знакомы со сказкой « Как Муравьишка домой спешил».

- Попробуем превратиться в  Муравья. Построение в колонну по одному. Ходьба по залу обычным шагом.( 1 круг)

 – Муравей на плечах несет бревно. ( туловище в сгибе рука на спине).

- Шагает широким шагом. – Прыгает через ямы. ( прыжки на двух ногах).

- Покажем, как Муравьишка залез на березу.

 И.п: стоя на четвереньках на  прямых ногах и руках, упор на ладони и носки ног движение вперед.

- Сел Муравей на лист.

И.п: сидя  руки на коленях. поворот в право, влево вокруг себя  переступая ступнями ног.

- Муравьишка  сидя на листе делает гимнастику.

Гимнастика для глаз.               ( Перемещать взглядвверх-вниз)

На сосне сидит сова,

Под сосной стоит лиса,

На сосне сова осталась,                            (Выполнять круговые вращения глазами сначала по часовой

Под сосной лисы не стало.                               стрелке, затем против нее)

- Сорвал ветер  лист и несет Муравья .

Бег  медленный.(2 раза) Перевернул лист. Бег  спиной вперед. Утих ветер. Спокойная ходьба.Ветер кружит лист, ходьба с поворотом на месте.

-  Слабый ветер  спокойная ходьба. - Упал лист, отшиб ноги Муравьишка. Надо их подлечить.

« Массаж для ног»

- Ребята садимся на коврики.

И.п: сидя на ковре, ноги вытянуты вращение ступнями вправо – влево.(2-3 раза каждой ногой)

И.п: сидя упор сзади на руки, ноги согнуты в коленях, поочередное перебирание пальцами ног с продвижением ступни вперед.(2-3раза)

И.п: то же ,ноги вытянуты, пятки ног сомкнуты, соединим носки ног , образуя лодочку, разводим носки  в стороны. ( 3-4 раза)

И.п: тоже, кулаком проводим по подошве ног от носка до пятки и наоборот.( 3-4 раза)

2.Основная часть.

- Муравью помогали преодолевать препятствия  Жужелица.

1. И .п:  о.стойка последовательные вращательные движения прямыми руками вперед – назад ( 10 раз)

- Муравьишка просит  Паука - сенокосца о помощи  перенести  через лес.

2. И.п: стоя ноги расставлены – присесть на одной ноге, другую прямую  ногу отставить в сторону, руки вперед, перенести тяжесть тела на другую ногу.( 8 раз)

- Водомер, перенеси меня через реку!

3.И.п: лежа на животе,  руки в обхват ступни ног, 1- приподняться, 2- и.п.  (6 раз)

- Землемер,  снеси меня домой!

4.И.п:  сидя ,упор на ладони ,1-вытянуть ноги ,2- вернуться в и.п.,  ( 6 раз).

-Устал  Муравьишка,  решил сделать дыхательную гимнастику.

1. Упражнение « Трубач» Воображаемая трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту ( 15-20с)

2. Упражнение «Ловим комара» Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать в местах, где он может находиться ( 4-5 раз)

3. Упражнение «Будильник» Сесть на пол, скрестив ноги . Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами «тик-так», через 4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить  « ку-ку».

4. Упражнение « Косарь» Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х. ( 5-8 раз)

-  Просит майского жука, за лес снести.

5.И.п: о.с. сидя в упоре на руки, ноги вместе поднимать туловище.( 8 раз.)

Жучок – блошачок  снеси меня домой.

6. сидя, упор руками сзади , подтянуть ноги к груди, захватить руками голень, голову подтянуть к груди, перекатиться на спину – выпрямиться, махом рук сесть в и.п. ( 8 раз).

-Кузнечик перенеси меня через забор !

7.И.п: руки на поясе ноги вместе , прыжки вправо, влево.( 8 раз)

-Гусеница –листоверка спусти меня с березы.

8.И.п: лежа на спине ,руки вдоль туловища, 1-поворот на живот  ,без помощи рук. 2- и.п. (6 раз )

- Решил отдохнуть сделать  гимнастику для пальцев. ( сидя на ковре).

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики   обеих   рук   «здороваются», начиная с больших.)

В лес идем мы погулять. (Обе   руки   «идут»   указательными   и средними пальцами по столу.)

За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

Основные виды движений.

Построение в колонну по одному.

- В муравейнике много комнат и коридоров, чтобы войти в свою комнату необходимо выполнить  упражнения:

1.Запрыгивание на покрытую гимнастическим матом скамейку и спрыгивание до определенной черты 60 см. (2 раза)( страховка)

2.Ползание по – пластунски  под дугой. ( 2 раза)

3.Ходьба  по гимнастической скамейке с поворотом на середине( 2 раза).( страховка)

4.Прыжки через канат вправо, влево на двух ногах (2 раза).

- Осталось чуть-чуть дойти до комнаты .Ходьба в колонне по одному. Вот и добрался  и с друзьями играет в игру « Затейники» ( Ровным кругом друг за другом мы идем из ряда в ряд,Стой на месте дружно вместе сделаем вот так…»

3.Заключительная часть. Релаксация.

- Устал, лег на ковер отдохнуть. ( дети на ковриках, звучит спокойная музыка).

                                                                                                              Длит 30 мин.

                                        Памятка: «Азбука поведения в природе» 

Лес – это верный наш помощник в борьбе за урожай. Деревья хранят влагу, поддерживают полноводность наших рек, смягчают климат, останавливают жаркие пески, рост оврагов, являются могучими зелеными лабораториями, вырабатывающими кислород. Охрана леса – долг и обязанность каждого человека. 
Не ломайте ветки деревьев и кустарников! 
Берегите лес! Раны на стволе дерева – двери для проникновения и размножения множества вредителей и болезнетворных микроорганизмов. 
Не повреждайте кору деревьев! 
Срывая для букета самые крупные и красивые цветы, мы уносим с луга самые лучшие семена, а из-за этого может исчезнуть луговая красота. Не рвите в лесу, на лугу, в поле большие охапки цветов! Для букетов хороши цветы, выращенные своими руками! Лекарственные растения – это общее достояние, наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. 
Не рвите бесцельно цветы! 
Муравьи – санитары леса. Они разносят семена растений, рыхлят почву, спасают лес от пожара, уничтожают массу вредных насекомых. 
Не разрушайте муравейники! 
Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг – не луг. 
Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей, пчел! 
Животные в природе – не потерянные и не брошенные, они своей жизнью. Никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей. 
Не ловите животных и птиц, не уносите их домой! 
Ягоды – источник пищи не только для человека, но и для животных. Сбор ягод в букетики дорого обходится растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. 
Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки! 
Несъедобными плодами бузины, рябины, крушины, жимолости кормятся птицы. 
Не обрывайте ягоды дикорастущих растений бесцельно! 
Ядовитые растения опасны для человека только тогда, когда он их ест, берет в руки и нюхает. 
Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их! 
Мухоморы и поганки нужны лесу: их грибница питает влагой и азотом корни деревьев, с которыми они растут рядом. Нужны грибы и животным, они ими лечатся. 
Не сбивайте несъедобные грибы, ими лечатся животные! 
Грибы не только украшают лес, но необходимы ему. Кто будет жарить один гриб? Никто! Так зачем же срывать? 
Не срывайте ради забавы одиночные грибы! 
Если поранить весной ствол березы, из него начинает сочиться по каплям прозрачная, чуть сладковатая жидкость – березовый сок. Это вредно для дерева. Растение истощается, так как лишается своих запасов, необходимых для образования молодых побегов и листвы (сок несет питательные вещества для этих органов). Через ранку попадают микробы, которые вызывают различные заболевания дерева. Сама рана долго не заживает. 
Не собирайте березовый сок! 
Дождевые черви существенно улучшают структуру и увеличивают пористость почвы. 
Не уничтожайте дождевых червей! 
Много личинок, гусениц вредителей истребляют пауки. 
Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков! 
Птицы – враги вредных насекомых. Они уничтожают их в огромных количествах, особенно в период выкармливания своих прожорливых птенцов. 
Не подходите близко к гнездам птиц и не разоряйте их! 
Отдыхая в лесу, помните, что вы находитесь в гостях у природы. Всегда ли вы приводите в порядок то место, на котором отдыхали? Брошенная бумага разлагается в течении 2-х лет, консервная банка не менее – 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать сотни лет, так как нет бактерий, которые могут его разложить. 
Не оставляйте после себя мусор! 
Никогда не выбрасывайте его в водоем! Когда в лес приходит много людей, сильно уплотняется верхний слой почвы,где находится основная масса тонких всасывающих корней растений. При уплотнении почвы корни «задыхаются», испытывают недостаток влаги. 
Не разрешайте детям бегать, где попало! 
Оставляйте нетронутые островки природы! 
Большой вред лесу причиняют костры. Непогашенный костер может стать причиной страшного бедствия – лесного пожара, Если пламя находится поблизости от стволов деревьев, оно сильно их нагревает. Высокая температура вызывает гибель дерева. Огонь отпугивает зверей, птиц. 

Не разводите в лесу костров, будьте осторожны с огнем
В тех местах, где разведение костров разрешено, новый костер, как правило, разжигают на старом месте, чтобы причинять наименьший вред лесу. Чтобы восстановить травяной покров полностью нужно 15-20 лет. 
Не устраивайте новых кострищ, пользуйтесь старыми! 
Брошенные осколки банок, бутылок способны, как мины, «срабатывать» даже через 1000 лет. Сколько уже людей получили травмы из-за стекол, которые прорезают обувь? В солнечную погоду осколки стекол способны сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар. 
Не бросайте банки, бутылки в лесу, уносите их с собой! 
Включенные на полную мощность транзисторы тревожат зверей и птиц, они покидают свои гнезда и норы. При этом молодь не поспевает за взрослыми, теряется и нередко гибнет. От колебаний воздуха, издаваемых транзисторами и магнитофонами, чистотой более 600 герц, не могут подняться в воздух шмели, жуки, пчелы и другие насекомые. 

Консультация для родителей

«В союзе с природой»

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.

В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»

И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.

Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.

Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.

В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.

Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.

Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.

Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.

А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.

Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим ( не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.

Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошою



Предварительный просмотр:

                                          Паспорт  проекта «Вместе со сказкой»

Подготовительная  группа  

Воспитатель: Юрова Л.И.   дата: октябрь2023  

Аннотация.

Проект « Вместе со сказкой» является одним из нетрадиционных вариантов развивающего образовательного процесса , в котором интегрируется художественно- литературное произведение  и  окружающий мир. Такой инновационный подход дает возможность в занимательной игровой форме развивать  у дошкольников интеллектуальную и эмоциональную сферу, интерес к процессу  обучения. Вовлечение детей в решение проблем взаимодействия с окружающим миром  природы , в обсуждение поведения персонажей сказок будет способствовать становлению экологических и социальных навыков ребенка.

Актуальность: 

« Сказка ложь, да в ней намек ! Добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает , знакомит дошкольников с окружающим миром, добра и зла. Она удивительный учитель. Сказка в занимательной форме развивает у дошкольника интеллектуальную и эмоциональную сферу.

Цель: Формировать предпосылки дошкольников к учебной деятельности на основе сказок, развивать личностные качества ребенка.

Задачи.

1.  Формировать речь детей через описание иллюстраций и ответов на вопросы по тексту.

2. Развивать наглядно- образное и словесно- логическое мышления.

3. Формировать умение работать в группе, отстаивать свое мнение.

4.Формировать экологически грамотного , безопасного поведения дошкольника в природе.

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированные.

Состав участников: групповой .

Продолжительность проекта: средней продолжительности.

Социальные партнёры: родители воспитанников, воспитатели группы .

Возраст детей: дети дошкольного возраста (6-7 лет),

Формы реализации проекта:

-НОД

-игры ( дидактические, экологические, речевые, подвижные, настольно-печатные);

-беседы о жизни насекомых;

-изобразительная деятельность;

- макет гнезда из веток, глины.

-рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;

-экскурсии  на поле, реку.

- драматизация сказки;

-использование мультимедийных презентаций

- чтение худ. литературы

- книжки - самоделки

 -работа с родителями.

Предполагаемый результат: 

Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологическибезопасного поведения в природе.

Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования живой природы.

Этапы работы над проектом .

1 этап (целеполагание, постановка проблемы)

• Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями (консультации, рекомендации,  памятки, анкеты, информационные листы)

- Беседа « Что мы знаем о насекомых?»

- Цикл наблюдений за муравьями летом.

- Цикл целевых прогулок в места массового скопления муравьев летом,осенью.

- Анкетирование родителей « Экологическое воспитание дошкольников»

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

2 этап (разработка проекта)

Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями:

-подбор материала и оборудования для ОД, бесед, разнообразных игр и других видов деятельности;

-подбор художественной литературы, музыкальных игр,  физминуток, связанных с тематикой проекта;

-оформление фотоальбома по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы;

-беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

3 этап (выполнение проекта)

Мероприятия с детьми:

- Открытое занятие  по развитию речи " Вместе со сказкой".

 ( см. Приложение)

- Чтение художественной литературы В Бианки « Как Муравьишка домой спешил»

- Беседы: «Насекомые нашего края», « Жалобная книга природы».  «Как развивается муравей, пчела» , « Растения – Хронометры»

- Наблюдение за работой муравейника.

-Чтение В. Зотова « Лесная Мозаика»

- Выставка детских работ « Маршрут Муравьишки»

- Модели муравья ,паука, майского жука, кузнечика и др .персонажей.

-Драматизация сказки « Как Муравьишка домой спешил»

-Разучивание песни « В траве сидел кузнечик»

-Моделирование муравейника из хвоинок и пластилина

- Изготовление книжки- самоделки

- Создание лэпбука по сказке

- Работа по  учебному пособию ( тетради) " Как Муравьишка домой спешил"

- Самостоятельное чтение детьми сказки .

-Игровая деятельность:

Дидактические: « Поезд героев сказки», « Портретная галерея», « Собери картинку»,     "Летит –не летит", «Составь сказку», « Четвертый лишний», « Кто из героев исчез», "Зерколо", « Дорисуй портрет», «Узнай героя по его речи».

Мероприятия с педагогами:

Подбор демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта;

Создание и использование мультимедийных презентаций;

Изготовление пособий для ОД, ( атрибутов , эмблем, раскрасок, заданий)

Мероприятия с родителями:

Печатные консультации по темам: «В союзе с природой »,  рекомендации  «Не разрушай муравейник – он санитар леса», Памятка  «Азбука поведения в природе» ( СмПриложение)

Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.

 4 этап подведение итогов:

Оформление фотоальбома" Не обижайте муравья»"

Выставка  детских работ « Маршрут Муравьишки»

Театрализованное представление по  сказке « Приключение Муравьишки»

 Физкультурное  занятие с элементами ЗОЖ." Как Муравьишка домой спешил"

 Презентация проекта на педсовете.

Ожидаемый результат:

 • Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни насекомых ,которые  обитают на территории района.

• Заинтересованность  детей совместно с родителями в  наблюдении за насекомыми , сохранении численности муравейников .

• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

• Активное участие родителей в реализации проекта.

• Формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.

                                                        Приложение

Конспект занятия по развитию речи для детей 6 лет.

Тема : Вместе со сказкой.

Цель:  Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные произведения.

Задачи:

Образовательные:

1.Совершенствовать фонематический слух:  называть слова с определенным звуком .

2. В процессе пересказа  правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей .

3.Развивать  умение выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперировать условно символическими моделями: составлять звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей.

Развивающие:

1.Отрабатывать интонационную выразительность речи

2.Продолжать совершенствовать  монологическую форму речи

3.Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

4.Развивать воображение, фантазию в изображении персонажей сказки с помощью мимики, жестов.

5.Закрепить формы речевого этикета.

6. Продолжать учить анализировать предложения, состоящие из 3  слов, включая предлоги и союзы, усваивать правила написания предложений, графически изображать на  листах бумаги.

7.Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

8.Закреплять приемы вырезания.

Воспитывающие:

1. Воспитывать уважительное и доброе  отношение  к окружающим.

2.Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

Предварительная работа:  Чтение сказки « Как Муравьишка домой спешил», Физкультурное занятие с элементами театра, лепка персонажей сказки, создание декорации  сказки.

Материал: карточки с картинками  для звукового анализа, пластилиновые персонажи, карандаши красного, синего цвета ,медальки, цветные карандаши, ножницы.

                                           Ход занятия.

Артикуляционная гимнастика « Грибок». «Маляр», « Трубочка». « Варенье».

1.Игровой момент. (  беседа воспитателя средней группы  с детьми) ( детина стуле, на ковре)

- Здравствуйте, я воспитатель средней группы прошу вас рассказать любую сказку, ребятам моей группы.

- Ребята, какие сказки мы можем предложить младшим  дошкольникам?

- Я уважаю ваш выбор. Предлагаю послушать отрывок из знакомой вам сказки.

« - А вниз – то мне как? У меня ножки болят. Я упаду и шею себе сломаю.

- А уж как тебе вниз спуститься , не знаю».

- Как называется сказка? – Кто автор?  Нам необходимо вспомнить содержание сказки, выбрать участника , который может последовательно рассказывать, правильно строить предложения, проговаривать четко слова.

- Кого вы выбираете, тот получает медали за лучший рассказ и отправляется рассказывать сказку, в среднюю группу . (  участников может быть2-3 ребенка.)

2.Игра с мячом «Назови слова с звуком Б» ( дети стоят в кругу)

-Вспомним с какого дерева начал путешествие Муравьишка?

– С какого звука начинается слово?

- Поиграем, назовите слова начинающие с звука « Б».

3.Беседа по содержанию сказки. ( около декорации)

- Как Муравьишка оказался вдали от своего муравейника?

-Почему ему потребовалась помощь?

- Кто предложил помощь первым?- Почему отказался от помощи Гусеницы – Землемера?.

- Какая особенность была у Паука – Сенокосца?

-Кто бежал на 6 ногах быстро как конь? ( жужелица)

- С кем « отщелкал»  картофельное поле? ( жук - Блошачок)

-Для кого из персонажей забор не оказался преградой? ( кузнечик)

- Чем помогла « лодочка на ножках»? Как зовут этого персонажа?. ( водомер- клоп)

- Почему Хрущ не полетел на муравейник?

- Почему  укусил Гусеницу-Листоверку?

- Почему так торопился домой?.

4.Составление предложений.

- Составьте предложения со словами, выражающими просьбу ( пожалуйста, будьте любезны, будьте так добры, не затруднит ли вас, не окажите ли мне любезность).

5.Звуковой анализ слова. ( дети за столами)

- Какие  картинки вы видите? ( паук, жук, жаба) –Это персонажи сказки.

- Отметьте  гласные, согласные звуки. –Назови в слове гласные, согласные

( индивидуально)

- Сколько слогов в слове жук, паук, жаба? –Проскандируйте хором.

Проектор с иллюстрациями из книги « Приключение Муравья»

6.  Предложение по картинке.

- Придумайте предложение по картинке из 3 слов с словом  « жук» .( Ползет майский жук, тяжелый неуклюжий жук, несет жук Муравья, буравит воздух жук)

- Графически изобразите на листах бумаги.  ( Индивидуально  читают предложение.)

7.Физминутка.  "Зеркало" ( дети на ковре в кругу).

Один игрок изображает персонажи сказки с помощью мимики, жестов, будто отражает его в зеркале. Остальные участники отгадывают, кто изображен, называют и повторяют жесты игрока.

8.Продуктивная деятельность.

-  Ребята, нас пригласили   к младшим детям,  приятно сделать для них подарок, предлагаю раскрасить силует любого персонажа  и вырезать.

- Соберем ваши работы  в коробку,  подарим от всех нас детям средней группы.

9.Пересказ сказки . ( дети на стульях полукруг , декорации с пластилиновыми персонажами)

- Ребята,  наступил момент ,который поможет вместе по цепочке восстановить содержание сказки.

( один начинает часть сказки , следующий продолжает)

10. Итог.

- Как вы считаете, кто из ребят эмоционально, содержательно  рассказывал сказку.  

 По решению детей награждаем медалями тех кого выбрали.  отправляются с декорациями.

                                                                                                    Длит.30 мин.

Конспект физкультурного  занятия с элементами ЗОЖ.

Возраст 6 лет.

Тема: Как Муравьишка домой спешил.

Цель: Совершенствовать технику ocновных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Задачи.

1.Развивать мелкую моторику рук.

2Укреплять дыхательную мускулатуру,  а также  мышц глаз.

3.С помощью релаксации снять физическое напряжение.

4.Упражнять в умение ползать по – пластунски , используя перекрестную координацию.

5.Развиватьсилу отталкивания в прыжках на скамейку покрытую матом. Закрепить выполнение группировки при запрыгивании.

6.В прыжках через канат упражнять детей в отталкивании одновременно двумя ногами и мягком приземлении.

7.Развивать равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке.

8.Воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность,  привычку к здоровому образу жизни.

Материал:  индивидуальные коврики, скамейка покрыта матом, гимнастическая    скамейка, канат, дуги, аудиозапись .

                                                                    Ход занятия.

1.Вводная часть.

Построение в шеренгу. – Ребята, отгадайте загадку. Он работник настоящий,

                                                                                                  Очень, очень, работящий,

                                                                                                   Под сосной в лесу густом

                                                                                                   Из хвоинок строит дом.

- Мы знакомы со сказкой « Как Муравьишка домой спешил».

- Попробуем превратиться в  Муравья. Построение в колонну по одному. Ходьба по залу обычным шагом.( 1 круг)

 – Муравей на плечах несет бревно. ( туловище в сгибе рука на спине).

- Шагает широким шагом. – Прыгает через ямы. ( прыжки на двух ногах).

- Покажем, как Муравьишка залез на березу.

 И.п: стоя на четвереньках на  прямых ногах и руках, упор на ладони и носки ног движение вперед.

- Сел Муравей на лист.

И.п: сидя  руки на коленях. поворот в право, влево вокруг себя  переступая ступнями ног.

- Муравьишка  сидя на листе делает гимнастику.

Гимнастика для глаз.               ( Перемещать взглядвверх-вниз)

На сосне сидит сова,

Под сосной стоит лиса,

На сосне сова осталась,                            (Выполнять круговые вращения глазами сначала по часовой

Под сосной лисы не стало.                               стрелке, затем против нее)

- Сорвал ветер  лист и несет Муравья .

Бег  медленный.(2 раза) Перевернул лист. Бег  спиной вперед. Утих ветер. Спокойная ходьба.Ветер кружит лист, ходьба с поворотом на месте.

-  Слабый ветер  спокойная ходьба. - Упал лист, отшиб ноги Муравьишка. Надо их подлечить.

« Массаж для ног»

- Ребята садимся на коврики.

И.п: сидя на ковре, ноги вытянуты вращение ступнями вправо – влево.(2-3 раза каждой ногой)

И.п: сидя упор сзади на руки, ноги согнуты в коленях, поочередное перебирание пальцами ног с продвижением ступни вперед.(2-3раза)

И.п: то же ,ноги вытянуты, пятки ног сомкнуты, соединим носки ног , образуя лодочку, разводим носки  в стороны. ( 3-4 раза)

И.п: тоже, кулаком проводим по подошве ног от носка до пятки и наоборот.( 3-4 раза)

2.Основная часть.

- Муравью помогали преодолевать препятствия  Жужелица.

1. И .п:  о.стойка последовательные вращательные движения прямыми руками вперед – назад ( 10 раз)

- Муравьишка просит  Паука - сенокосца о помощи  перенести  через лес.

2. И.п: стоя ноги расставлены – присесть на одной ноге, другую прямую  ногу отставить в сторону, руки вперед, перенести тяжесть тела на другую ногу.( 8 раз)

- Водомер, перенеси меня через реку!

3.И.п: лежа на животе,  руки в обхват ступни ног, 1- приподняться, 2- и.п.  (6 раз)

- Землемер,  снеси меня домой!

4.И.п:  сидя ,упор на ладони ,1-вытянуть ноги ,2- вернуться в и.п.,  ( 6 раз).

-Устал  Муравьишка,  решил сделать дыхательную гимнастику.

1. Упражнение « Трубач» Воображаемая трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту ( 15-20с)

2. Упражнение «Ловим комара» Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать в местах, где он может находиться ( 4-5 раз)

3. Упражнение «Будильник» Сесть на пол, скрестив ноги . Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами «тик-так», через 4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить  « ку-ку».

4. Упражнение « Косарь» Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х. ( 5-8 раз)

-  Просит майского жука, за лес снести.

5.И.п: о.с. сидя в упоре на руки, ноги вместе поднимать туловище.( 8 раз.)

Жучок – блошачок  снеси меня домой.

6. сидя, упор руками сзади , подтянуть ноги к груди, захватить руками голень, голову подтянуть к груди, перекатиться на спину – выпрямиться, махом рук сесть в и.п. ( 8 раз).

-Кузнечик перенеси меня через забор !

7.И.п: руки на поясе ноги вместе , прыжки вправо, влево.( 8 раз)

-Гусеница –листоверка спусти меня с березы.

8.И.п: лежа на спине ,руки вдоль туловища, 1-поворот на живот  ,без помощи рук. 2- и.п. (6 раз )

- Решил отдохнуть сделать  гимнастику для пальцев. ( сидя на ковре).

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики   обеих   рук   «здороваются», начиная с больших.)

В лес идем мы погулять. (Обе   руки   «идут»   указательными   и средними пальцами по столу.)

За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

Основные виды движений.

Построение в колонну по одному.

- В муравейнике много комнат и коридоров, чтобы войти в свою комнату необходимо выполнить  упражнения:

1.Запрыгивание на покрытую гимнастическим матом скамейку и спрыгивание до определенной черты 60 см. (2 раза)( страховка)

2.Ползание по – пластунски  под дугой. ( 2 раза)

3.Ходьба  по гимнастической скамейке с поворотом на середине( 2 раза).( страховка)

4.Прыжки через канат вправо, влево на двух ногах (2 раза).

- Осталось чуть-чуть дойти до комнаты .Ходьба в колонне по одному. Вот и добрался  и с друзьями играет в игру « Затейники» ( Ровным кругом друг за другом мы идем из ряда в ряд,Стой на месте дружно вместе сделаем вот так…»

3.Заключительная часть. Релаксация.

- Устал, лег на ковер отдохнуть. ( дети на ковриках, звучит спокойная музыка).

                                                                                                              Длит 30 мин.

                                        Памятка: «Азбука поведения в природе» 

Лес – это верный наш помощник в борьбе за урожай. Деревья хранят влагу, поддерживают полноводность наших рек, смягчают климат, останавливают жаркие пески, рост оврагов, являются могучими зелеными лабораториями, вырабатывающими кислород. Охрана леса – долг и обязанность каждого человека. 
Не ломайте ветки деревьев и кустарников! 
Берегите лес! Раны на стволе дерева – двери для проникновения и размножения множества вредителей и болезнетворных микроорганизмов. 
Не повреждайте кору деревьев! 
Срывая для букета самые крупные и красивые цветы, мы уносим с луга самые лучшие семена, а из-за этого может исчезнуть луговая красота. Не рвите в лесу, на лугу, в поле большие охапки цветов! Для букетов хороши цветы, выращенные своими руками! Лекарственные растения – это общее достояние, наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. 
Не рвите бесцельно цветы! 
Муравьи – санитары леса. Они разносят семена растений, рыхлят почву, спасают лес от пожара, уничтожают массу вредных насекомых. 
Не разрушайте муравейники! 
Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг – не луг. 
Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей, пчел! 
Животные в природе – не потерянные и не брошенные, они своей жизнью. Никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей. 
Не ловите животных и птиц, не уносите их домой! 
Ягоды – источник пищи не только для человека, но и для животных. Сбор ягод в букетики дорого обходится растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. 
Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки! 
Несъедобными плодами бузины, рябины, крушины, жимолости кормятся птицы. 
Не обрывайте ягоды дикорастущих растений бесцельно! 
Ядовитые растения опасны для человека только тогда, когда он их ест, берет в руки и нюхает. 
Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их! 
Мухоморы и поганки нужны лесу: их грибница питает влагой и азотом корни деревьев, с которыми они растут рядом. Нужны грибы и животным, они ими лечатся. 
Не сбивайте несъедобные грибы, ими лечатся животные! 
Грибы не только украшают лес, но необходимы ему. Кто будет жарить один гриб? Никто! Так зачем же срывать? 
Не срывайте ради забавы одиночные грибы! 
Если поранить весной ствол березы, из него начинает сочиться по каплям прозрачная, чуть сладковатая жидкость – березовый сок. Это вредно для дерева. Растение истощается, так как лишается своих запасов, необходимых для образования молодых побегов и листвы (сок несет питательные вещества для этих органов). Через ранку попадают микробы, которые вызывают различные заболевания дерева. Сама рана долго не заживает. 
Не собирайте березовый сок! 
Дождевые черви существенно улучшают структуру и увеличивают пористость почвы. 
Не уничтожайте дождевых червей! 
Много личинок, гусениц вредителей истребляют пауки. 
Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков! 
Птицы – враги вредных насекомых. Они уничтожают их в огромных количествах, особенно в период выкармливания своих прожорливых птенцов. 
Не подходите близко к гнездам птиц и не разоряйте их! 
Отдыхая в лесу, помните, что вы находитесь в гостях у природы. Всегда ли вы приводите в порядок то место, на котором отдыхали? Брошенная бумага разлагается в течении 2-х лет, консервная банка не менее – 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать сотни лет, так как нет бактерий, которые могут его разложить. 
Не оставляйте после себя мусор! 
Никогда не выбрасывайте его в водоем! Когда в лес приходит много людей, сильно уплотняется верхний слой почвы,где находится основная масса тонких всасывающих корней растений. При уплотнении почвы корни «задыхаются», испытывают недостаток влаги. 
Не разрешайте детям бегать, где попало! 
Оставляйте нетронутые островки природы! 
Большой вред лесу причиняют костры. Непогашенный костер может стать причиной страшного бедствия – лесного пожара, Если пламя находится поблизости от стволов деревьев, оно сильно их нагревает. Высокая температура вызывает гибель дерева. Огонь отпугивает зверей, птиц. 

Не разводите в лесу костров, будьте осторожны с огнем
В тех местах, где разведение костров разрешено, новый костер, как правило, разжигают на старом месте, чтобы причинять наименьший вред лесу. Чтобы восстановить травяной покров полностью нужно 15-20 лет. 
Не устраивайте новых кострищ, пользуйтесь старыми! 
Брошенные осколки банок, бутылок способны, как мины, «срабатывать» даже через 1000 лет. Сколько уже людей получили травмы из-за стекол, которые прорезают обувь? В солнечную погоду осколки стекол способны сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар. 
Не бросайте банки, бутылки в лесу, уносите их с собой! 
Включенные на полную мощность транзисторы тревожат зверей и птиц, они покидают свои гнезда и норы. При этом молодь не поспевает за взрослыми, теряется и нередко гибнет. От колебаний воздуха, издаваемых транзисторами и магнитофонами, чистотой более 600 герц, не могут подняться в воздух шмели, жуки, пчелы и другие насекомые. 

Консультация для родителей

«В союзе с природой»

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.

В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»

И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.

Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.

Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.

В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.

Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.

Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.

Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.

А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.

Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим ( не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.

Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошою


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вместе с мамой, вместе с папой мы идем в страну Здоровья"

Организация совместных физкультурных занятий поможет родителям лучше видеть и понимать интересы и потребности детей, искать и осваивать новые для себя методы оздоровления детей и применять их в семейн...

Педагогический проект "Вместе с мамой, вместе с папой!"

Проблема написания проекта:пассивное участие родителей в жизни детского сада.Причины: загруженность родителей, потребительское отношение к детскому саду, нежелание родителей, недостаточная реклама про...

Проект "Вместе с мамой, вместе с папой!"

Особое внимание я уделяю оздоровлению детей, а также привлечению родителей к этой проблеме. Самым интересным для детей и познавательным для родителей считаю метод проекта, в нём в игровой и заниматель...

Проект для второй младшей группы "Вместе со сказкой"

Краткосрочный проект предназначен для детей 3-4 лет...

Педагогический проект "Живем вместе со сказкой" в старшей группе

Педагогический проект "Живем вместе со сказкой" в старшей группе...

проект . Вместе со сказкой " Гадкий утенок"

. Сказка в занимательной форме развивает у дошкольника интеллектуальную и эмоциональную сферу, интерес к занятиям, к процессу обучения, вовлекает ребенка в решение проблем взаимодействия с окружающим ...