«Путешествие в сибирский лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Торговцева Екатерина Леонидовна

Технологическая карта

совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл torgovtseva_e.l._tehn.karta_3.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы  на тему:

«Путешествие в сибирский лес»

Составила: Торговцева Екатерина Леонидовна,

воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 99»

Цель: создание условий для формирования представлений у детей среднего дошкольного возраста о растительном мире Сибири.

Задачи:

Образовательные:

Расширить  и  систематизировать  знания  детей  о  растительном  мире  родного  края.

Совершенствовать умения: отвечать  на  вопросы  полным  предложением; по  смыслу  подбирать  прилагательное  к  существительному; отгадывать  загадки; внимательно  слушать  музыку, выполняя  действия  в  соответствии с  характером  музыки.

Формировать  представления  о  значении  растений  в  природе и в жизни  человека.

Развивающие:

Развивать  речь  детей, любознательность и наблюдательность, внимание, мышление, сообразительность, познавательные  интересы.

Формировать навыки общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками; умения  работать по определённым  игровым правилам.

Воспитательная:

Воспитывать  бережное  и  эмоционально  положительное  отношение к  природе  родного  края.

Обогащение словаря: названия  растений  Сибири, тайга, деревья: хвойные, лиственные; шишки: сосновые, кедровые, еловые, лиственничные, пихтовые.

Образовательная область: Познавательное развитие; в интеграции: речевое, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

- дидактические, словесные, подвижные игры;

- рассматривание иллюстраций с изображением природы Сибири;

- чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, сказки, легенды);

- отгадывание загадок.

Оборудование: импровизированный лес: ели, берёзы, кустик брусники, пенёчки, бревно; аудиозаписи; презентация, картинки  с  изображением  растений Сибири, дидактический  материал  «Тайга», шишки, части цветов, листочки берёзы.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Планируемые результаты: расширяются  знания  детей  о  растительном  мире  родного  края; формируются  представления  о  значении  растений  в  природе и в жизни  человека; совершенствуются умения: отвечать  на  вопросы  полным  предложением; по  смыслу  подбирать  прилагательное  к  существительному; отгадывать  загадки; развиваются любознательность и наблюдательность, познавательный  интерес; воспитывается  бережное  и  эмоционально  положительное  отношение к  природе  родного  края.

Компетенции: Знание специфики  дошкольного образования (особенностей организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста, общие закономерности их развития; особенности становления и развития детских деятельностей).

Структура

Содержание образовательной деятельности

Планируемый результат

Вводная часть: Организация детей  установка на предстоящую деятельность.

Создание проблемной ситуации (вход в деятельность).

Организационный момент.

Дети входят под спокойную музыку в зал, встают в круг.

Воспитатель:

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Мы с тобою встали в круг.

«Здравствуйте!» - Все вместе скажем,

И друг другу мы помашем.

Все под ноги посмотрите.

По листочку вы возьмите.

На одном из них -  загадка.

У кого она, ребятки?

Читает загадку:

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

Слайд 2

- А вы знаете, что такое подснежник? А где растут подснежники? А какие цветы ещё растут в тайге?

- Вот и я подзабыла. Что делать? Как быть?

Звучит музыка, под нее появляется Лесовичок

Здравствуйте, ребятишки.

Девчонки и мальчишки.

Я – добрый, мудрый старичок,

Старичок – Лесовичок.

Целый день в лесу брожу,

За порядком я слежу.

Все проверит старичок:

Может, сломан где сучок,

Вдруг случилась где беда, -

Птенчик выпал из гнезда,

Или хитрый лис опять

Хочет зайчика поймать.

Прогоню лисицу прочь.

Очень рад я всем помочь!

- А вам я, чем могу помочь?

- Здравствуй,  Лесовичок. Наши ребята очень хотят узнать, какие растения в тайге есть.

- Это не проблема. Я вас всех приглашаю ко мне в гости, в сибирский лес. Согласны? Тогда в путь.

Воспитатель:  На чём мы можем поехать в лес?

Звук сигнала автомобиля.

Дети имитируют под музыку поездку на автомобиле

        Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Дети настраиваются на предстоящую деятельность.

Способность детей к принятию собственных решений.

Выход из проблемной ситуации.

Основная часть:

Создание условий для разнообразной активной  деятельности детей.

Актуализация  имеющихся у детей знаний.

Работа по подгруппам.

Создание условий для достижения результата каждого ребенка.

Осуществление дифференцированного подхода.

Прибытие на лесную полянку. Перед детьми импровизированный лес:

     ели, берёзы, кустик брусники, брёвнышко, пеньки.

Слайд 3

Лесовичок:  Мы прибыли в сибирский лес.

Дети вместе с Лесовичком:    

Здравствуй, здравствуй, добрый лес!

Полный сказок и чудес.

- Ребята, лес таит в себе много загадок. Под каждым кустиком, у каждого деревца нас может встретиться сюрприз. Я предлагаю вам вместе со мной погулять по таёжному лесу, и вы узнаете много интересного.  

Дети идут вместе с Лесовичком

Дети находят конверт с заданием под берёзой.

Остановка 1.

Лесовичок:

Я буду вам читать загадки,

А вы их дружно отгадайте.

Русская красавица

Стоит на поляне.

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка)

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это —

Мы от этого чихаем. (Тополь)


И девчонки, и мальчишки

Все иметь хотели б шишки –

На орешки очень щедр

Богатырь – сибирский … (Кедр)

После отгадывания появляются картинки на слайде 4

Воспитатель:   Берёза, ель, тополь, кедр  – что это?

Воспитатель:   Где растут деревья?

Воспитатель:  Как называется наш сибирский лес?

Подвижная игра «Ель, ёлка, ёлочка»

Остановка 2.

Дети под ёлкой находят корзинку с шишками, они закрыты тканью.

Есть в тайге сибирской кедры,

На орехи кедры щедры.

Знают белки, знают мышки,

Что искать их надо в… (Шишке)


Дидактическая игра «Подбери слово».

        У сосны шишки - … (сосновые).

        У кедра шишки - … (кедровые).

У ели - …. (еловые).

У пихты - … (пихтовые).

У лиственницы - … (лиственничные).

Лесовичок:  Сосна, ель, кедр – это какие деревья? Почему они так называются?

- Их листья похожи на иголочки и называются хвоёй, отсюда – деревья – хвойные.

А ещё, какие бывают деревья? Почему они называются лиственные?

Слайд 5

Игра «Собери шишки».

Мальчики собирают сосновые шишки, а девочки – еловые.

Остановка 3.

Дети видят под кустиком картинки разрезные.

Лесовичок:

Кто-то картинки потерял,

Да ещё их и порвал.

Что нам делать?

Как нам быть?

Дети предлагают собрать их

Мальчики и девочки собирают разные картинки

Одна картинка – брусника, другая – черника

- Брусника и черника – это что? Какие ягоды ещё растут в лесу?

Слайды 6, 7

Я старый стал, позабыл, как они выглядят. Помогите мне картинки разобрать, пожалуйста.

Дети разбирают картинки на две группы: ягоды и цветы

- А какие цветы вы видите?

Слайд 8

     Игра «Собери цветок из лепестков» (ромашка, фиалка, незабудка).

Остановка 4.

Лесовичок:  В лесу растут разные …. (растения).

Как вы думаете, кто в лесу главный?

Лесным жителям растения нужны для пропитания и для строительства жилищ. Если исчезнут растения, то насекомым, птицам, животным негде будет жить, и нечем будет питаться.

       Лес – это дом для … (растений и животных).

Упражняются в умении отгадывать загадки.

Расширяют знания о деревьях.

Повышается двигательная активность.

Формируются умения подбирать прилагательные к существительным, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивают умения собирать целые картинки из частей.

Расширяют знания о цветах и ягодах.

Повышается двигательная активность.

Формируются умения анализировать, делать выводы.

Заключительная  часть: Подведение итогов деятельности.

Поощрение детей.

Лесовичок:

Дорогие ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Вам понравилось по лесу гулять

И много интересного узнавать?

Приглашаю вас: в круг вставайте,

Весёлый танец начинайте.

Дети исполняют песню на музыку А. Филиппенко «Северный хоровод».

Лесовичок:  Накопилось у меня дел в лесу, пора приниматься за работу. Я буду снова ждать встречи с вами. До свидания! До новых встреч!

Слайд 9

Дети прощаются:

До свиданья, Лесовичок!

До свидания, милый лес,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Вокруг себя повернись,

И в садике окажись.

- Куда мы с вами сегодня ездили? Понравилась вам наша прогулка? Что понравилось больше? Чем вы занимались в лесу? Что лучше получилось?

Что нового узнали?

- Я вам предлагаю найти занятие по желанию: рисование или раскрашивание растений, рассматривание альбомов и книг, познавательные игры.

Рефлексия.

Открытый конец образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Путешествие в сибирскую тайгу» в старшей группе

Обобщить   знания  детей  о природном мире сибирской тайги....

НОД для детей старшего возраста "Путешествие по Сибирскому краю"

Систематизировать знания детей о традициях Севера, особенностях жизни коренных народов; Учить детей уважать обычаи и традиции народов Севера, любить свою малую родину;Развивать устойчивый интере...

Социальное партнерство "Путешествие в сказочную тайгу" эколого-просветительский проект «Хвоинка» природного парка «Сибирские Увалы»

https://edu-nv.ru/news/25-novosti/1124-puteshestvie-v-skazochnuyu-tajgu27 ноября 2017 года стартовал эколого-просветительский проект «Хвоинка» природного парка «Сибирские Увалы...

Конспект занятия «Путешествие по Сибирскому краю»

Конспект занятия «Путешествие по Сибирскому краю»для детей 4-5 лет дошкольного возраста...

Интерактивное путешествие "Наш родной сибирский лес полон сказок и чудес"

Сценарий путешествия по природе родного краяпрактико-ориентированной направленностидля детей 5-7 лет...

Презентация "Путешествие по земле Сибирской» РППС МАДОУ №111"

         Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Пребывание в детском саду должно доста...

Путешествие в сибирский лес»

Презентация к занятиюна тему«Путешествие в сибирский лес»...