Интерактивное путешествие "Наш родной сибирский лес полон сказок и чудес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 

Сценарий путешествия по природе родного края

практико-ориентированной направленности

для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл путешествие30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 509 комбинированного вида»

 «Мой край родной»:

 «Природа родного края»

Сценарий путешествия по природе родного края

практико-ориентированной направленности

для детей 5-7 лет

«Наш родной

сибирский лес

полон сказок и чудес»

Подготовили:

Потапова Оксана Андреевна, I кв.к

Домникова Татьяна Владимировна, I кв.к

Новосибирск  2020

Сценарий реализации культурной практики

Название культурной практики

Путешествие, прогулка

Возраст детей

5-6 лет

Тема (с указанием культурного(-ых) объекта (-ов))

«Наш родной сибирский лес полон сказок и чудес»

Задачи реализации

Задачи:

Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):

  • приобретать опыт практической деятельности: учить детей самостоятельно собирать рюкзак для похода, выбирая необходимые для этого атрибуты, учить собирать палатку, складывать костер разными способами, ориентироваться на местности с помощью карты, проводить эксперименты и т.д.
  • формировать положительное отношение к природе родного края;
  • обобщить знания детей о лиственных и хвойных лесах; обитателях рек  и лесов;
  • продолжить развивать умение детей соблюдать правила безопасного поведения в лесу.

Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т.ч. речи):

  • расширять активный словарь детей по заданной теме;
  • развивать  у детей речевую и мыслительную деятельности, умение аргументировать свои высказывания;
  • активизировать познавательную деятельность.

Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):

  • воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.
  • формировать навыки сотрудничества в коллективе, самостоятельности, активности;
  • вызвать у детей чувство восхищения природой родного края.

Материалы и оборудование

Канат, палатки, аудио запись «Звуки леса», два стаканчика, ложечка, вода, соль, свежие яйца, две корзинки, картинки «съедобные и несъедобные грибы», картинки «съедобные и несъедобные ягоды», гитара, дрова для костра, котелок для чая, сухарики, одноразовые стаканчики, фломастеры, рюкзаки, картинки «живая и неживая природа», пазлы, карта.

Предварительная работа

Беседа «Что нужно взять с собой в поход», сбор рюкзаков: каждый ребенок выбирает  необходимые для похода атрибуты и складывает в свой рюкзак (палатка, котелок, компас, сухарики, пластиковый стаканчик и т.д.), дидактическая игра  «Правила безопасного поведения в лесу».

Место проведения

Уличная территория детского сада

Ход реализации культурной практики

Ход занятия:

Вводная часть.

Ведущий: Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать, узнавать что-то новое и интересное. Вот и сейчас мы с вами совершим путешествие в наш родной сибирский лес. А чтобы нам не заблудиться в бескрайних сибирских лесах, мы должны получить маршрутные карты у Профессора Природы.

Ребята проходят в лабораторию Профессора.

Профессор Природы: Здравствуйте, ребята! Рад видеть вас у себя в лаборатории. Знаю, что вы собираетесь в путешествие по природе родного края.  А как вы думаете, что такое природа?

Дети: Природа - это всё то, что нас окружает и не создано руками человека.

Профессор Природы: В моей лаборатории на столе находятся картинки с элементами живой и неживой природы, ваша задача выбрать только элементы живой природы, с обратной стороны картинок вы найдете пазл, собрав который, получите подсказку для поиска маршрутной карты.

Дети выполняют задание, собирают картинки и получают подсказку (микроскоп), находят в лаборатории микроскоп и рядом конверт с картой.

Профессор Природы: Молодцы, теперь давайте рассмотрим карту, что означают стрелочки на ней, как вы думаете?

Дети: На карте изображен путь нашего путешествия.

Профессор Природы: Ребята, перед тем, как отправиться в путешествие, нужно повторить правила поведения в лесу, кто их знает?

Профессор показывает детям символы - напоминалочки, дети называют правила.

  • Нельзя ломать ветки деревьев
  • Нельзя рубить здоровые крепкие деревья для костра
  • Нельзя оставлять не затушенным костер
  • Не оставлять после себя мусор
  • Нельзя вырывать растения с корнем
  • Нельзя мусорить в лесу
  • Нельзя разрушать птичьи гнезда
  • Нельзя разрушать муравейники
  • Нельзя шуметь в лесу

Профессор Природы: Молодцы! Желаю вам удачного пути, друзья!

Дети надевают свои рюкзаки, выходят на уличную площадку (Приложение № 1, рис.1).

Ведущий: Ну, что, ребята, отправляемся в путь? Куда нам нужно идти?

Дети смотрят на карту и определяют направление движения (Приложение № 1, рис.2).

Основная часть.

Ведущий: Пункт 1 – Дремучий лес. Вот мы с вами пришли.

Выходит Лесничий (Приложение № 1, рис.3).

Лесничий: Да, я погляжу никак, ребятушки, ко мне в гости пришли. Приглашаю вас в дремучий лес. Пройти в него смогут только самые смелые и дружные ребята.

Дети проходят через паутину, помогая друг другу (Приложение № 1, рис.4). 

Лесничий: Осмотритесь, в лесу растут деревья. Ребята, а какие именно, расскажите?

Дети: В лесу растут деревья: березы, ели, осины, пихты, лиственницы, ивы.

Лесничий: А каких деревьев больше в лесу?

Дети: Лиственных деревьев: береза, осина.

Лесничий: Посмотрите, ребята, а вот могучая ель и белоствольная береза. Много лет растут они рядом, а как-то раз зашел между ними спор: кто из них самый полезный и нужный в лесу? Ребята, кто из вас сможет решить этот спор?

Дети решают проблемную ситуацию.

Лесничий: Ребята, а какие ягоды и грибы растут в наших сибирских лесах?

Дети: Белый гриб, подберезовики, сыроежки, клубника, клюква, брусника, малина…

Лесничий: Вот у меня две большие корзины, в одну нужно собрать съедобные ягоды, а в другую съедобные грибы, справитесь с заданием?

Дети делятся на две команды. Одна собирает съедобные грибы, другая съедобные ягоды (Приложение № 1, рис.5-7).

Лесничий: Молодцы, знаете вы грибы и ягоды. А кто из вас скажет, что нам дает лес?

Дети: Лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает бревна для строительства, доски для мебели, дрова для печки, бумагу, из пихты делают пихтовое масло, кедровые орехи используют для изготовления лекарства, ягоды, грибы.

Лесничий: А еще, ребята, в лесу собирают хворост. Кто знает, что это такое? Для чего он нужен? 

Дети: Хворост-это упавшие на землю небольшие веточки и прутики, их собирают и зимой топят печь или разводят костер.

Дети помогают собрать хворост Лесничему (Приложение № 1, рис.8).

Лесничий: Спасибо вам, друзья. Кто с лесом дружит, тот и мой друг. Лес – это не просто деревья, цветы и звери, а волшебный мир чудес и загадок, который мы все должны любить и беречь. До свидания!

Дети прощаются с Лесничим.

   Ведущий: А нам пора отправляться дальше. Давайте посмотрим на карту и узнаем наш дальнейший маршрут (Приложение № 1, рис.9).

Дети направляются по указателям и приходят в Пункт 2 –река Обь.

Ведущий: Ребята, кто знает, как называется эта река? 

Дети: Обь.

Ведущий: Обь относится к числу самых больших рек земного шара. Наш город возник на берегу реки Обь, издавна наши предки строили поселения возле рек. Почему? 

Дети: Для хозяйства нужна была вода, чтобы пить, готовить пищу, стирать, поливать, мыть. Также река кормила людей рыбой.

Ведущий: А какую речную рыбу вы знаете?

Дети: Окунь, щука, судак, карп, пескарь….

Ведущий: А чем отличается речная вода от морской?

Ответы детей.

Эксперимент с яйцом, соленой и пресной водой.

Ведущий: А как вы думаете, ребята, что станет с яйцом, если его положить в простую воду?

Ответы детей

Ведущий: А что если в соленую?

Ответы детей

Ведущий: Давайте проверим.

Дети самостоятельно проводят эксперимент, опуская яйцо в соленую и пресную воду.

Дети:  Яйцо опустилось на дно в пресной воде. Яйцо плавает на поверхности в соленой воде.

Ведущий: Как вы думаете, почему так произошло?

Ответы детей

Ведущий: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.

Ведущий: Отправляемся дальше по маршруту, взгляните на карту, стрелочка показывает направление на другой берег реки, что поможет нам перебраться?

Дети: Канат

«Перебираемся» по канату на другой берег.

Ведущий: Вот мы и попали с вами в Пункт- 3- Бор. (Приложение № 1, рис.10). Ребята, посмотрите, какие деревья растут в нашем лесу: ель, сосна, кедр. Какие это деревья?

Дети: хвойные деревья.

Ведущий: Эти деревья не просто красивы. Они очищают воздух и дают кров и корм птицам, белкам, насекомым и множеству другой живности. Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь?

Дети: Из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино.

Ведущий: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Определи с какого дерева детка».

Дети собирают шишки, осматривают, определяют по запаху, по форме к какому дереву она относится. Объясняют свою точку зрения (Приложение № 1, рис.11-12).

Дети: На ели шишка продолговатая, шершавая, а на сосне шишка округлая, короткая, твердая.

Прослушивание аудио записи «Звуки леса»

Игра «Отгадай птицу по голосу»

Ведущий: Определяем дальнейшее направление по карте.

Дети идут по указателям и приходят в Пункт 4-Палаточный лагерь.

Ведущий: Привал! Ребята, вы устали и пришла пора нам отдохнуть (Приложение № 1, рис.13).

На Привале их встречают Охотник и Рыболов, помогают детям раскинуть палаточный городок, показывают, как правильно установить палатку, дети устанавливают самостоятельно, по необходимости взрослые оказывают помощь, помогают  детям разместиться по палаткам (Приложение № 1, рис.14-21). Дети разбирают свои рюкзаки, достают  котелки, сухарики и пластиковые стаканчики (Приложение № 1, рис.22).

Охотник учит детей  складывать  костер двумя разными способами (Приложение № 1, рис.27-32). Разводят костер и греют чай (Приложение № 1, рис.29).

Охотник и Рыболов угощают детей чаем, а они делятся сухариками (Приложение № 1, рис.42-44).

Рыболов: А мы с друзьями любим песни петь на природе, вот я и захватил с собой гитару (Приложение № 1, рис.18,39,41).

Дети поют походные песни.

Охотник: Ребята, у меня есть замечательное фоторужье и я хочу его вам показать, знаете вы чем оно отличается от обычного ружья?

Дети: С фоторужьем можно фотографировать природу и животных, не причиняя им вреда.

Охотник показывает фоторужье и фотографии, дети смотрят и называют увиденных птиц и животных (Приложение № 1, рис.33-38).

Охотник: Ребята, внимательно послушайте загадки и попробуйте отгадать представителей животного мира, которые живут в наших лесах.
1. Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Лиса)
2. Лесом катится клубок, у него колючий бок, он охотится ночами за жуками и мышами. (Ёжик)
3. Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.  Любит шишки, любит мёд, ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
4. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
5. Кто с высоких тёмных сосен в ребятишек шишку бросил?  И в кусты через пенёк, промелькнул, как огонёк? (Белка)

Охотник: Ребята, а кто главный враг леса?

Ответы детей.

Охотник: Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать и защитить себя не сможет.
А теперь, я вам буду задавать вопросы о птицах, эти птицы тоже обитают в наших краях:

  1. Назовите ночных птиц нашего края. (Филин, сова)
  2. Какая птица может подражать пению соловья? (Скворец)
  3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  4. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Рябчики, тетерева)
  5. Какие птицы не могут жить в клетке? (Ласточки, стрижи)
  6. В болоте плачет, а из болота не идет? (Кулик)
  7. Как зовут лесного “барабанщика”? (Дятел)
  8. Кто она – нерадивая мамаша – птица? (Кукушка)
  9. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей, взад – вперед по пашне вскачь, а зовется птица… (Грач)
  10. Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, здесь, под крышей, обитаю. (Воробей)

 Охотник: Молодцы, знаете вы природу родного края.

Ведущий: Пора нам возвращаться обратно, а по пути предлагаю собрать листья для нашего гербария. Ваша задача найти самые красивые листья, напоминаю, что собирать можно только опавшие листочки.

Дети прощаются с Охотником и Рыболовом, возвращаются обратно, по пути собирая листья для гербария (Приложение № 1, рис.45-46).

Пункт -5 - Эко-зона. 

Детей встречает Лесничий, забирает пластиковые стаканчики на переработку и в обмен дарит фломастеры (Приложение № 1, рис.47-48).

Рефлексия деятельности

Рефлексия.

Лесничий: Вот и закончилось ваше путешествие по природе родного края.

- Что же больше всего вам понравилось?  Было ли что-то, что вас удивило. Какое задание было особенно интересным?

Ответы детей.

Лесничий: Мы узнали, что Сибирь- это удивительный край, богатый красивейшими лесами, в которых обитают удивительные животные и птицы.

    Край сибирский, в песнях воспеваю
   Красоту, величие твоё –
   Земли лучшей в мире я не знаю,
   Сердце о тебе поёт моё.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Добрый лес, весенний лес, Полон сказок и чудес...” (Экскурсия в весенний лес)

Цель: - Познакомить с весенними явлениями в жизни природы;- расширять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно;- закреплять знания о деревьях. Учит...

Комплексное занятие по экологии "Здравствуй лес,зимний лес, полон сказок и чудес"

                                   КОНСПЕКТ      Комплексного занятия по...

Конспект спортивного праздника «Зимний лес полон сказок и чудес» для детей средней группы

_ обогащать и расширять знания детей о зиме, используя средства физической культуры,- сформировать привычку к здоровому образу жизни, научить детей заботиться о своём здоровье. Развивать ум...

"Зимний лес полон сказок и чудес"

Спортивный праздник для среднего дошкольного возраста...

Лес полон сказок и чудес

Интегрированное НОД в подготовительной группе...

«Вот стоит волшебный лес, полон сказок и чудес!»

Конспект интегрированной НОД по ФЭМП...

«Чудо-звери, чудо-лес полон сказок и чудес»

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта. Воспитание у детей любви и заботливого отношения к природе....