Проект в старшей группе "Я люблю Россию"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Инна Игоревна Радченко

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, её столицей и символами.

В проекте «Я люблю тебя, Россия» предложен материал для работы с детьми старшей группе, который помогает расширить знания детей о стране через различные образовательные области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_lyublyu_rossiyu.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Глушковский детский сад №2 «Радуга»

Проект для детей старшей группы на тему:

«Я люблю тебя, Россия!»»

                                                                                                     

                                                                                               Старший воспитатель:

                                                                      Радченко И.И.

Пояснительная записка

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.

Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, её столицей и символами.

В проекте «Я люблю тебя, Россия» предложен материал для работы с детьми старшей группе, который помогает расширить знания детей о стране через различные образовательные области. 

Цель: 

формирование у детей духовности, нравственно – патриотических чувств.

Задачи проекта:

      -воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому,

       детскому саду, Родине.  

-формировать бережное отношение к природе и всему живому.

-развивать интерес к русским традициям и промыслам.

- формирование элементарных знаний о правах человека.

-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

          Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель и родители.

Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.

Сроки проведения проекта: с сентября по май.

Тип проекта :   долгосрочный

Возрастная группа:  5-6лет

Содержательный раздел.

Актуальность темы: 

По мнению многих авторов, дошкольное детство – это важнейший этап становления его личности, воспитания нравственности и патриотизма. Поэтому основная задача, которая встает перед педагогами и родителями - это вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, надо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни. Много написано стихотворений и рассказов о нашей Родине, ее природе!

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

Именно в этот период закладываются такие чувства, как любовь к семье, к детскому саду, своему городу и стране – любовь к своей малой и большой Родине, гордость за свой народ, и ощущение своей связанности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.

Знакомство детей с малой Родиной, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Перед выбором темы проекта нами было поведено анкетирование детей и родителей, которое показало следующие результаты: к 5 годам у 75% детей недостаточный  уровень познавательного интереса к истории и культуре города, области и страны; у 68% - низкий уровень знаний об истории своего города; 80% родителей не могут посещать культурно – массовые мероприятия совместно с детьми по разным причинам; 35% родителей затрудняются в знании истории города, области; 10% родителей не знают и не хотят знать историю города и страны.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в МБДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края.

 Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал.
Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.

 Формы работы с детьми:

- Беседы

- Продуктивная деятельность

- Выставки

- Слушание песен

- Оформление мини музея в группе

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения

- наглядные методы: демонстрации рисунков, иллюстраций.

- практические методы: изготовление рисунков.

Предполагаемый результат:  

У детей:

  • расширение и пополнение знаний детей о России, повышенный интерес к истории своего города, края.
  • осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений с взрослыми и сверстниками
  • бережное отношение к природе своего края
  • освоение доступных знаний детей в символах родного поселения, области, государства
  • ощущение любви к своему родному краю и государству
  • осознанное желание быть полезным своей Родине.
  • проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.

У родителей:

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов:

  • поиск методов, приёмов управления развитием нравственно-патриотического воспитания детей, а также профилактики патриотического чувства у родителей.
  • подборка диагностики детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
  • разработка консультативно-практического материала для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».
  • разработка бесед с детьми на нравственно-патриотические темы.

Развивающая среда  представлена:

Патриотический уголок в группе, художественная литература, иллюстрации.

Средства, необходимые для реализации проекта:

 Книги, брошюры, презентации о родном городе и России,  игрушки, атрибуты для деятельности, дидактические игр,  подбор иллюстрированного  материала, художественной литературы.

1 этап (подготовительный)

- Изучение методической литературы по теме «Я люблю Россию! Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;

-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Я люблю Россию! Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)»;

- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

2 этап (практический)

Работа с детьми

Октябрь

Составление описательных рассказов о богатырях.

Цель: расширение представлений о русском фольклоре, знаний о русских богатырях – защитниках земли Русской; развитие диалогической речи, связной речи, зрительного восприятия и внимания.

Ноябрь

«Мы – дети России с тобой».

Цель: закрепление представления о России как многонациональном государстве; развитие диалогической речи, связной речи, памяти, речевого слуха, слухового внимания.

Декабрь

«Россия – Родина моя».

Цель: закрепление и расширение знаний о Родине; развитие речевого слуха; воспитание патриотизма.

Январь

 «Флаг России – он трехцветный».

Цель: закрепление и расширение знаний о Родине, формирование представлений о государственных символах России; развитие диалогической речи, связной речи, памяти, речевого слуха, слухового внимания.

Февраль

Физкультурный досуг «Россия – Родина моя!».

Цель: способствование формирования у детей патриотизма, уважения к истории и традициям своей страны; способствование воспитания доброго, дружеского отношения детей друг к другу.

 Март

Физкультурный досуг «Весенний Петербург».

Цель: создание атмосферы дружелюбия, эмоционального благополучия; воспитание чувства любви к родному городу Санкт – Петербургу, закрепление знаний о его достопримечательностях.

Апрель

 Краткий пересказ «Сказки о военной тайне, Мальчишке – Кибальчише и его верном слове».

Цель: обучение толкованию пословиц; расширение словаря прилагательных и глагольного словаря, развитие образной речи, мышления; воспитание патриотизма, любви к родной земле.

Май

Составление рассказов о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны.

Цель: обучение составлению описательных рассказов о героях Великой Отечественной войны; развитие диалогической речи, связной речи, внимания, памяти.

Работа с родителями:

  1. Фотовыставка «Наш поселок».
  2. Выставка «Мы в лесок пошли, мы грибок нашли» (совместное с родителями творчество).
  3. Выставка «Мужчины моей семьи на защите Отечества».
  4. Вечер поэзии «Мои любимые стихи».
  5. Возложение цветов к памятнику защитникам Отечества.  

3 этап – заключительный        
1. Викторина «
Моя Родина-Россия»

2. Развлечение, с использованием русского фольклора «Русские посиделки»

3. Презентация проекта

Изучение литературы по теме:

  1. Ветохина А.Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2023.
  2. Железнова Е.Р. «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси». СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2021.
  4. Конкевич С.В. «Беседы с детьми о Великой Отечественной войне». СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2022.
  5. Леонова Н.Н. «Знакомство дошкольников с русскими народными традициями». СПб, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе "Люблю берёзку русскую"

Проект подготовили и провели воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель...

Проект в старшей группе «Люблю березу русскую…»

Воспитание любви к русской берёёзе- символу России....

Информационно-творческий проект в старшей группе "Народы России "

Наша страна великая, сильная и красивая. Страна-это не только леса, реки и города. Страна-это прежде всего люди, которые в ней живут. Наша страна сильна дружбой разных народов ее населяющих. А народов...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Я люблю Россию"

Цель проекта: Создание условий для становления основ патриотического сознания детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности....

Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Я люблю Россию».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. Крепкая, нерушимая и могучая стра...

Проект в старшей группе №2 "Россия-Родина моя"

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она ста...