Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Наш дом Земля. Материки и океаны" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Степанова Лилия Олеговна

Цель: ознакомление с материками и океанами нашей планеты Земля.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать овладению представлений детей о нашей планете Земля;

- знакомить с названиями, физическими очертаниями и расположением    

материков и океанов;

- формировать интерес к познавательной деятельности.

Развивающие:

- расширять знания о разнообразии окружающего мира;

- активизировать память;

- создавать условия для формирования выводов;

- развивать активное познание.

Воспитательные:

- воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы;

- воспитывать навыки экологически грамотного и безопасного поведения на

природе;

- развивать навыки общения в группе;

- формировать умения работать в команде;

- стимулировать самостоятельную деятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

по познавательному развитию

на тему «Наш дом Земля. Материки и океаны»

подготовительной к школе группы

Разработал: Степанова Лилия Олеговна

ФИО

Санкт-Петербург, 2024

Тема: «Наш дом Земля. Материки и океаны»

Состав учебной группы: дети 6-7 лет, 6 человек

Цель: ознакомление с материками и океанами нашей планеты Земля.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать овладению представлений детей о нашей планете Земля;

- знакомить с названиями, физическими очертаниями и расположением

материков и океанов;

- формировать интерес к познавательной деятельности.

Развивающие:

- расширять знания о разнообразии окружающего мира;

- активизировать память;

- создавать условия для формирования выводов;

- развивать активное познание.

Воспитательные:

- воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы;

- воспитывать навыки экологически грамотного и безопасного поведения на

природе;

- развивать навыки общения в группе;

- формировать умения работать в команде;

- стимулировать самостоятельную деятельность.

Предварительная работа:

- изучение глобуса;

- чтение «Природа мира» Е.Ульева

- просмотр видеоролика о планете Земля;

- чтение энциклопедий об окружающем мире.

Методы и приемы: беседа с детьми, опрос, наблюдение, игровая и практическая деятельность, демонстрация.

Материально-техническое оснащение занятия: ноутбук, интерактивная доска, магнитно-маркерная доска, карта интерактивная, карта (контурные силуэты), фигурки животных, глобус, «мусор» для океана, удочки, зонт, тубус.

Ход занятия:

1. Настрой на занятие:

Рада вас видеть, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. А теперь возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и произнесем: «Будем мир мы открывать, много знаний получать». Отлично! Что за чувство появилось у нас?

(Радость, настрой, интерес…)

Хорошо! И с таким чудесным настроением мы сегодня с вами будем узнавать много нового!

2. Беседа:

Сегодня мы станем настоящей командой, командой путешественников. Кто же такие путешественники?

(Люди, которые отправляются в дорогу в неизвестные новые места, на отдых).

На чем можно путешествовать?

(На самолете, на поезде, на автомобиле, на корабле).

Правильно. Мы же с вами отправимся в путешествие по нашей планете на воздушном шаре.

Ребята, а какой же формы наша планета?

(Круглая!)

Да, действительно. А где мы можем это наглядно увидеть и оценить, с помощью какого предмета?

(С помощью глобуса).

Отлично! Если мы обратимся к глобусу, то сможем увидеть, что поверхность нашей Земли состоит из материков и океанов. Кто знает, сколько океанов на нашей планете?

(Не знаем, три, четыре...)

На нашей планете расположены пять океанов (Тихий, Северно-Ледовитый, Индийский, Атлантический и Южный). Южный океан появился на картах только в 2000 году. Международное географическое сообщество приняло решение определить водное пространство перед Антарктидой в океан и назвать его Южный.

А материков (континентов)?

(Возможно шесть...)

На нашей планете шесть континентов (Евразия, Австралия, Африка, Антарктида, Северная и Южная Америка).

Для того, чтобы стать настоящими исследователями новых мест, нам необходимы специальные предметы - атрибуты путешественника. Какие это вещи, как вы думаете?

(Карта, бинокль, подзорная труба, фотоаппарат, блокнот с ручкой, вода...)

Вот теперь мы готовы. Только у нас проблема. Когда я собиралась в путешествие с вами, моя волшебная карта мира разошлась на кусочки, исчезли все материки. Что же нам делать?

(Возможные варианты ответов детей).

Да, я тоже решила не унывать, потому что в моей команде такие умные и смелые ребята. Я подумала, что мы вместе сможем ее восстановить. Но перед тем, как отправиться в путешествие, нам необходимо размять ручки.

(Пальчиковая гимнастика):

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

Отлично. А теперь отправимся в полет вокруг нашей планеты на воздушном шаре. Подходите, жду вас всех. Итак, готовы?

(Да!)

Ну тогда полетели!

3. Полет - путешествие (1 часть):

Мы с вами будем путешествовать по материкам и отгадывать, кто же обитает на них. Итак. Взлетаем! Первый материк, который мы пролетаем называется Евразия. В какой стране мы с вами живем?

(Россия!)

Верно! И страна Россия тоже расположена на материке Евразия. Давайте отгадаем, какое же животное обитает на этом материке.

Загадка:

Этот зверь похож на кошку,

Но имеет грозный вид.

Если встретишь на дорожке,

Непременно зарычит.

Весь пушистый, полосатый,

Но суров, не любит игр.

Он зубастый и усатый.

Этот кот зовется... (ТИГР).

Давайте проверим, кто же у нас в мешочке? Правильно, это тигр. Здесь он обитает.

Евразию делят на две части света: Европу и Азию. Эта граница проходит по Уральским горам. На этом материке живёт наибольшее количество людей.

Природа в Евразии очень разнообразна. Тут обитают косули, медведи, панды, росомахи, рыси, слоны и многие другие животные. На территории Евразии произрастают такие растения: дуб, кедр, бамбук, лотос, берёза.

Берем контур нашего материка и полетели дальше. Пролетаем мимо следующего континента - Африка. Давай отгадаем загадку о его обитателях.

Загадка:

В жаркой Африке гуляет,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Желтый, в пятнышках... (ЖИРАФ)

Правильно. Это самый жаркий материк. В Африке находится много пустынь и саванн — местности, покрытой высокими травянистыми растениями и редко встречающимися деревьями. Тут находится крупнейшая жаркая пустыня — Сахара. Растения со временем приспособились к засухам и редким осадкам. На этом материке встречаются акации, баобабы, алоэ. В Африке обитают животные, которые способны выдержать жаркие условия с недостатком воды: слоны, гиены, крокодилы, бегемоты, зебры, обезьяны и другие животные.

Полетели дальше? Итак, пролетаем над Автралией.

Отгадаем загадку:

Очень медленны движенья,

И походка - как скольжение,

В дом свой прячется от страха,

Хвост поджавши, ..... (ЧЕРЕПАХА).

Австралия - это самый маленький материк.

Здесь есть животные, которых не встретишь ни на одном другом материке: кенгуру, коала, утконос, ехидна. Тут произрастают акации и эвкалипты. Берем с собой контур материка.

Теперь мы долетаем до самого холодного материка нашей планеты - Антарктиды. Давайте отгадаем загадку.

Загадка:

Про полёты позабыл,

Крылья в ласты превратил,

Рыбку ловит среди льдин

Антарктический…..(ПИНГВИН)
Правильно. Берем контур этого материка. Антарктида - самый холодный материк. Он почти весь покрыт льдом.

Из-за сурового климата на этом материке люди не могут проживать постоянно. На свободных ото льда участках очень бедная растительность — мхи, лишайники. Существуют животные, которые смогли приспособиться к условиям Антарктиды и обитают там: синий кит, пингвин, морской котик, тюлень, а также разнообразные рыбы и птицы.

4. Практическая работа-игра (очищение океана):

Теперь мы пролетим большое расстояние через моря и океаны к следующим материкам. Ой, что же мы видим?

(Мусор!)

Да, ребята, много мусора, к сожалению, попадает в моря и океаны. Человек загрязняет нашу природу. Морские жители очень страдают от этого. Что же мы можем сделать? Как помочь?

(Мы можем не мусорить, можем собрать мусор и навести порядок).

Хорошо, но для начала разомнемся. (Физкультминутка)

Море очень широко,

Море очень глубоко.

Рыбки там живут, друзья.

А вот воду пить-нельзя.

А над морем чайки кружат

Полетим за ними дружно

Брызги пены, шум прибоя,

И над морем мы с тобою.

А теперь можно приступать к работе.

Давайте вместе с вами наведем порядок.

(Работа детей)

5. Полет - путешествие (2 часть):

Так, молодцы! Тогда летим дальше. Перед нами большой континент - Южная Америка. Кто же на нем обитает?

Загадка:

Говорлив, и очень ярок

Тот из джунглей нам подарок.

Скажет всё, лишь помогай!

Чтоб общался… (ПОПУГАЙ)

Правильно! В Южной Америке есть очень густые леса с высокой влажностью — джунгли. На этом материке произрастают интересные растения: ярета, хинное дерево, психотрия. Здесь живут удивительные животные: броненосцы, ленивцы, муравьеды. Тут обитает много обезьян и красивых птиц. Берем с собой контур.

Далее летим и видим еще один большой материк - Северную Америку.

Новая загадка:

С толстой шкурой, цветом бурый.

Что за зверь? Что за фигура?

Кто живет в домах-берлогах?

От кого уносим ноги? (МЕДВЕДЬ)

Точно! На этом материке находятся удивительные места: ледяные пещеры Аляски, разные национальные парки и каньоны — глубокие речные долины со скалистыми высокими берегами. В Северной Америке можно встретить бизонов, койотов. Тут произрастают самые высокие деревья — секвойи.

Итак, сколько мы с вами пролетели материков?

(Шесть!)

Да, давайте их назовем еще раз.

(Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Южная и Северная Америка).

Над какими океана мы пролетали? Сколько их?

(Всего пять океанов: Северно-Ледовитый, Атлантический, Индийский, Тихий и Южный).

Отлично! Нам пора возвращаться на материк, на котором мы живем. Как он называется?

(Евразия!)

6. Практическая работа (создание карты):

Итак, мы собрали все контуры нашей карты, давайте ее восстановим.

(Работа детей).

7. Сюрпризный момент (появление интерактивной карты):

Ребята, мы с вами пролетели вокруг нашей планеты Земля. Изучили все материки, пролетали над океанами. Давайте теперь нашу собранную карту уберём в тубус путешественника.

И скажем вместе такие волшебные слова:

Вместе мир мы открывали,

Много нового узнали.

Давайте теперь вместе!

(Дети повторяют).

А сейчас проверим наш тубус. Что же там?

Вот это да! Наша карта стала целой, цветной и интересной! На ней изображены все материки и океаны, на которых мы с вами сегодня побывали. Давайте ее повесим на доску, и теперь мы сможем ее рассматривать и изучать дальше. А если навести на нее телефон или планшет, то появится дополнительная информация. Это волшебная интерактивная карта, которая теперь будет в нашей группе.

8. Обратная связь о приобретенных знаниях:

Что же нового вы сегодня узнали?

(Мы узнали, что наша планета Земля круглая, на ней расположены шесть материков (Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида), пять океанов (Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый и Южный).

9. Эмоциональный отклик о занятии:

Что вам понравилось на занятии?

(Нам понравилось путешествовать, разгадывать загадки, очищать океан от мусора, разглядывать новую карту).

Ребята, вы были настоящими исследователями. Я благодарю вас за путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказочный лес" для детей 2й младшей группы (3-4 года). Основная цель занятия - закрепление знаний о диких животных, развитие мелкой моторики...

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные и детеныши» с детьми первой младшей группы

Программное содержание:1. Образовательные:- учить детей различать взрослых животных и их детенышей.- учить отвечать на вопросы по содержанию.- уточнить характерные признаки внешнего вида диких животны...

Конспект занятия по познавательному развитию "Самый дорогой человек на свете" для детей подготовительной группы

Конспект занятия на тему:"Самый дорогой человек на свете"Программное содержание:воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;учить отвеч...

Конспект занятия по познавательному развитию (знакомство с окружающим миром) в подготовительно к школе группе.

Цели: закреплять знания детей о строении растения;закреплять знания детей о потребности растений во влаге, тепле, свете и т. д.Дать детям знания о способах размножения растений;формировать умение...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе.

Цель: развивать внимание детей;упражнять детей в сравнении групп предметов;закреплять знания детей о тупых, острых, прямых углахдать знания о равносторонних, остроугольных, прямоугольных и тупоугольны...