Проект в старше-подготовительной группе "Это удивительная соль"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Романовская Наталья Владимировна

Проект "Эта удивительная соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sol_st-pod.gr_.docx652.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Светлячок»

г. Цимлянска

Проект «Эта удивительная соль»

в старше – подготовительной группе «Почемучки»

https://bezsoski.ru/wp-content/uploads/2018/01/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%8E-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC.jpg

Подготовили воспитатели: Романовская Н.В.

                                                                               Бендерскова О.В

Ноябрь 2023г

Проект «Эта удивительная соль»

Участники проекта:

Воспитанники старше - подготовительного группы МБДОУ д/с «Светлячок» г. Цимлянска

Руководитель:

 воспитатели старше-подготовительной группы «Почемучки»

Романовская Н.В., Бендерскова О.В.

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.  Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

Задачи:

1 Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.

2 Исследовать свойства соли опытным путём.

3 Расширить представления о добыче соли.

4 Развивать у детей стремление к поисково- познавательной деятельности.

5 Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.

6 Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Актуальность:

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или  с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.

Гипотеза:

При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Вид проекта:

 Среднесрочный, исследовательский, познавательный, творческий.

Ожидаемый результат:

1 Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.

2 Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.

3 Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.

4 Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.

Этапы работы над проектом:

1 Подготовительный этап.

Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.

Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.

Рассмотрели соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Отгадывали загадки. Читали статьи о том, какую роль играла соль в средние века.

В конце этого этапа интерес к изучения соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.

2 Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.

Сначала мы изучили свойства соли. Для этого провели опыты и выяснили, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется  в тёплой воде быстрее, чем в холодной,  в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора  остаются кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной.

Рисовали солью, после чего окрашивали соль разными цветами.

Самым интересным для детей стал эксперимент по выращиванию кристаллов. Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.

3 Заключительный этап.

- Показ открытого занятия, где дети проводили опыт «Лавовая лампа», изготовили осеннее дерево из солёного теста.

- Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.

- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.

- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.

Результат.

В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.

Материалы для проведения проекта.

- Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки , соль, яйцо, ветки сосны, вода, гуашь.

- Материал для рисования: листы для рисования, соль, клей ПВА, краски.

- ИКТ- слайды

Список литературы

1 Детская энциклопедия «Всё обо всём».

2 Интернет ресурс.

Картотека опытов с солью

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется

Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.


Опыт №5 «Плавающая картошка и яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку), там где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

Опыт № 6 «Влияние соли на сосуды человека»

Взяли 3 баночки и налили в них одинаковое количество воды.

В первую баночку опустили  кусочек шерстяной нитки.

Во вторую баночку добавили соли и опустили такую же ниточку, как и в первую баночку.

А в третьей баночке сделали насыщенный раствор соли и так же опустила нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.

Через несколько дней я заметили:

1 баночка – нитка без изменений

2баночка – нитка стала мокрой и слегка покрылась белым налётом

3 баночка – нитка стала мокрой, покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми

Это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.

Опыт № 7 «Незамерзающая вода»

Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.

В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.

Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.

Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.

Опыт № 8  «Металл и соль»

Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.

Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.

Опыт № 9 «Наблюдение за кожаным ботинком»

Понадобится: старый кожаный ботинок, емкость, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Поместить в него кожаный ботинок.

3. Ботинок пропитался соляной водой и уже через 2 часа на верхней части ботинка образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка.

Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.

Опыт № 10  «Действие соли на растения»

Можно использовать рассаду перца, воду и соль.

1. Приготовить соляной раствор

2. Перец поливать соляным раствором 1 неделю.

3. На 2 день после полива в нижней части стебля перца появились кристаллы соли.

4. Через неделю растение погибло.

Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях. В природе соль накапливается с почве и губит все живое.

Опыт №11 «Снежная ветка сосны»

Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее.

Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

Опыт №12 «Выращивание кристаллов»

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.

Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать.

Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.

А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?

Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы

Опыт №13 Лавовая лампа

Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Поговорки  и пословицы

о соли

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой

На хлебе, на соли, да на добром слове

Без соли, без хлеба — худа беседа

Соли не жалей, так и есть веселей

Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит

Рассыпал соль — быть беде

Пуд соли вместе съесть

Подавая соль смейся, не то поссоришься

И старая кобыла до соли лакома

Без хлеба не сытно, без соли не сладко

Соли нету, так и слова нету

В воде родится, а воды боится

Речь без пословицы, все равно, что еда без соли

От хлеба-соли и царь не отказывается

Недосол на столе, пересол на спине

За хлебом-солью каждая шутка хороша

Щепотка соли делает сахар слаще

Без соли и хлеб не естся.

Без хлеба смерть, без соли смех.

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы).

В начале и в конце обеда, для счастья, съешь кусочек хлеба с солью.

Ешь солоно, пей горько (вино): умрешь — не сгниешь.

Ешь солоно, пей кисло — и в земле не сгниешь.

Кисло, сладко, солоно, пресно: хлебнешь — упадешь, вскочишь — опять захочешь (еще попросишь).

Хлеб-соль не бранятся.

 Боронись хлебом-солью.

Помяни соль, чтоб дали хлеба

Хлеб-соль платежом красна.

Хлеб-соль заемное дело.

Хлеб да соль и обед пошел.

Так солоно, что в пот бросает.

Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).

От хлеба-соли не отказываются.

Пей горячее, ешь солонее: умрешь — сердцем здоров будешь.

Пить вино вместе, а хлеб-соль пополам.

После хлеба-соли 7 часов отдыхать.

Присоля, хлебнешь. Посоля, все съестся.

Солоно ешь, масли плешь, кисло пей, через край не лей — и на том свете нас помянешь.

Юмор это соль жизни, а хорошо хранится то, что хорошо просолено.

Хлеб-соль разбойника побеждает.

И тесно и на брюхе пресно

От пресной еды и бары хворают.

ЗАГАДКИ С ОТВЕТОМ
"СОЛЬ"

Все ребята знать должны

Из чего пекут блины!

Ты не знаешь что ли?

Молоко, мука, яйцо и щепотка... СОЛИ



Одну меня не едят,

А без меня редко едят….СОЛЬ



В воде она родится,

Но странная судьба —

Воды она боится

И гибнет в ней всегда….СОЛЬ


Одну меня -

Не съешь никогда.

А без меня -

Не вкусна еда….СОЛЬ

Поваренная соль. Рассказ детям

Поваренная соль. Рассказ детямВ природе встречаются самые разные вещества. Но одно из них крайне необходимо человеку для жизни. Это поваренная соль. Все мы видели этот продукт на столе. Поваренная соль может быть и в виде крупных бесцветных кристаллов, и в виде мелкой «пудры». Для чего же нужна поваренная соль человеку и многим другим живым существам?

Поваренная соль представляет собой химическое соединение атомов хлора и натрия. В организме человека соль разделяется на отдельные ионы, которые активно помогают процессу пищеварения, мышечной деятельности и участвуют в передаче нервных импульсов. Недостаток соли в организме человека приводит к плохому самочувствию, а существенный дефицит этого вещества может нанести вред здоровью.

Казалось бы, добавляй в пищу больше соли и проблем со здоровьем не будет. Но это не так! Переизбыток поваренной соли в рационе человека также вреден для его здоровья. Организм в таком случае начинает задерживать воду, органы работают с перегрузкой, повышается артериальное давление. Поэтому в употреблении поваренной соли важно соблюдать меру и придерживаться рекомендаций врачей.

Откуда же появляется на нашем столе соль?

В природе соль можно встретить в виде залежей каменной соли (галлита), в том месте, где в древности располагались моря. Также соль добывают из морской воды путем ее выпаривания. С древних времен известен и такой способ добычи соли, как ее вываривание из рассолов в специальных печах.

До начала промышленной эры добыча соли во многих странах была трудным и дорогостоящим делом. Поэтому соль в те времена очень ценилась. Зачастую ее цена приравнивалась к цене золота.

Особое отношение к соли можно заметить в русских пословицах и поговорках. «Хлеб-соль», «не солоно хлебавши» и многие другие выражения со словом «соль» прочно вошли в нашу повседневную речь. Ценность соли и в том, что этот продукт является отличным консервантом. Соль позволяет сохранить выращенные летом продукты в течение длительного времени. Соленые огурчики, капуста, соленая рыба и многие другие соленья — традиционно любимые угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятел...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Эта удивительная соль"

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Эта удивительная соль"...

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Эта удивительная соль»

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Эта удивительная соль»...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Эта удивительная соль»

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Эта удивительная соль»...

Проект Исследовательско -творческий "Ах , эта удивительная соль!"

Данный проект направлен на расширение представлений детей группы о свойствах соли, решается главная проблема - "Как соль рождается в воде ?"...

Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»

Цель: Обогащение представлений детей о соли и о её свойствах. Задачи:Способствовать накоплению у ребят конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Помочь дошкольникам устанавливать...