Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Аралова Анна Юрьевна

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы. Нелегко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Но растущий человек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Не теряя времени зря, ребенок действует, радуясь всему новому и необычному.

 

И задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации познавательно - исследовательской деятельности детей – проектный метод, который позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект328.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №26

Проект

познавательно-исследовательской деятельности

«Эта удивительная соль»

Занимательные опыты с солью

Автор: Вознюк Артем

старшая группа

Руководитель: Аралова А.Ю.

 г. Армавир

2018 г.



Проект

познавательно-исследовательской деятельности

«Эта удивительная соль»

Занимательные опыты с солью

Паспорт проекта.

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участник проекта: Артём Вознюк

Руководитель проекта: воспитатель Аралова Анна Юрьевна

Тип проекта: исследовательский, групповой

Длительность проекта: краткосрочный.

Декабрь-январь

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), воспитатель, родители воспитанников.

Актуальность. 

Однажды я увидел, как в ванну мама добила что-то из пакета, похожее на соль. «Ты, что хочешь, чтобы я стал соленым?» - спросил я маму. Мама рассмеялась и сказала, что соль бывает разная, а в ванну она добавила морскую соль. Это меня очень удивило, и я захотел узнать все про соль. В этом мне помогла Анна Юрьевна. Так получился мой проект.

Цель исследования. 

Узнать всё о соли.

 

Объект исследования: соль.

Предмет исследования: выяснить, что такое соль и откуда она берётся.

Гипотеза исследования. 

1. Узнать, как можно больше о соли из книг, журналов и интернета.

2. Провести опыты и узнать, почему соль бывает разного цвета.

3. Самостоятельно вырастить кристаллы соли.

4. Познакомиться с пословицами и поговорками о соли.

5.  Оформить альбом «Вот она, какая соль»


Задачи исследования.

1.Выяснить, что такое соль и откуда она берётся.

2.Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? И почему соль бывает разная?

Методы исследования:  

  1. Подумал сам.
  2. Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.
  3. Спросил у родителей и воспитателя.
  4. Провел исследование, эксперименты, опыты.
  5. Освоил «занимательные» фокусы.
  6. Самостоятельно вырастить кристаллы соли.
  7. Оформить альбом, лэпбук «Вот она, какая соль»

Этапы исследования.

Этапы

Цель

Методы

1 этап

Теоретическое исследование проблемы

Выяснить:

-Выяснить, что такое соль и откуда она берётся.

-Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? И почему соль бывает разная?

- подумать самому;

- просмотр мультфильмов «Фиксик», «Смешарики»,;

- просмотр научно-познава-тельных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука»;

- просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей;

- спросил у родителей и воспитателя.

2 этап

Практическое исследование проблемы

Выяснить:

- что соль — это приправа к пище, она белого цвета и очень соленая на вкус;

- соль используют в медицине, значит она лечебная;

- морская соль - ее добавляют в ванну с водой для купания;

-что соль бывает разного цвета.

- опыты, эксперименты;

- моделирование;

- наблюдение;

- анализ;

- сравнение.

3 этап

Практическое использование результатов исследования.

-Соль - белое вещество с солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде;

 -соль-полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве;

- соль - помощница в хозяйстве.

-соль - пища и приправа;

-соль необходима для жизни и здоровья человека.

-при испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.

-рассмотрели иллюстрации.

-просмотрели видео «Где и как добывают соль»

-познакомились, с художественными произведениями, в которых говорилось о соли (пословицы, поговорки, загадки)

1 этап. Теоретическое исследование проблемы.

Что такое соль и

возникновение соли.

Что же такое соль? Чтобы ответить на этот вопрос я попросил маму, воспитателя Анну Юрьевну, чтобы они рассказали, что такое соль и откуда она берётся? С папой вечером мы посмотрели детские передачи «Галилео», «Фиксики», «Забавная наука» и я узнал-

Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени.

Из энциклопедии «Наука для дошкольников» которую мы прочли совместно с Анной Юрьевной я узнал о том, что соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах, она является приправой, без которой пища будет пресна.

2 этап. Практическое исследование проблемы.

        Чтобы выяснить, что такое соль и откуда она берётся.

Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? И почему соль бывает разная? Как можно провести опыты и в этом мне помогла Анна Юрьевна, мой воспитатель. Она подобрала опыты и необходимый материал. И мы приступили к интересным исследованиям.

  1. Опыт «Соль легко растворяется в теплой воде»

Цель: растворить ли соль в воде.

Оборудование: два стакана, ложка.

Материалы: соль, вода.

Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждую из них по одной столовой ложке соли «с горкой».

Вода в обоих стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной. (приложение 1)

Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее. Соль меняет плотность воды.

2.Опыт «Определение запаха»

Цель: определить запах соли.

Оборудование: ложка.

Материалы: соль.

В первую очередь, мы провели опыт на определение запаха. Для этого насыпал соль разных видов и понюхала каждый из них. №1 - поваренная соль, №2 – морская соль.

(приложение 2)

Вывод: что соль, несмотря на разнообразие видов, обладает специфическим запахом.

3.Опыт «Плавающий картофель»

Цель: проверить плотность воды с солью.

Оборудование: банка, крепкий солевой раствор.

Материалы: соль, вода, картофель.

В банку с пресной водой опустили картофель утонул. Растворили в другой банке несколько столовых ложек соли. Размешивали до полного растворения. Опустили, картофель он всплыл на поверхность. (приложение 3)

Вывод: оказывается, соль, повышает плотность воды, поэтому предметы в солёной воде не тонут. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Вот почему так легко научиться плавать в морской воде!


4.Опыт «Выращивание кристаллов соли»

Цель: испарится ли соль вместе с водой.

Оборудование: два стакана, медная проволока, блюдце, ложка, увеличительное стекло.

Материалы: соль, вода.

Для этого надо было налить в стакан не очень горячей воды и насыпать соли столько, пока она не перестанет растворяться. Раствор процедить через салфетку или вату.

Поставить стакан, где нет сквозняков и ждали несколько дней. Рассмотрели их с помощью увеличительного стекла. (приложение4)

Вывод: соль не исчезает, а только растворяется в воде. Таким образом, стали образовываться камушки - кристаллы. Они росли без чьей- либо помощи. Мы получили каменную соль. В стакане, где была солёная вода, после её испарения также образовались кристаллы соли.

5.Опыт «Окрашивание соли цветным мелом»

Цель: окрасится ли соль с помощью мела.

Оборудование: листы картона, разноцветный мел.

Материал: соль, цветной мел.

В первую очередь мы разложили соль на разных поверхностях, а затем втирали в соль разноцветный мел. (приложение 5)

Вывод: соль окрашивается.

3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.

После всего, что я узнала о соли, я могу твердо сказать, что человек не может обходиться без соли, и что раньше я ошибался.

Использованная литература:

-О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»  «ДЕТСТВО- ПРЕСС»2004

-Дыбина О. В. «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004

-энциклопедия «Наука для дошкольников» 2017 г.

Артюхова И.С., Иванова Л.А., Киктев С.М.

-интернет ресурсы- http://www.vredno-vsyo.ru/food/71-vred-soli.html

https://www.ja-zdorov.ru/blog/polza-abrikosovyx-kostochek-dlya-zdorovya/ 


1.Актуальность проблемы:

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы. Нелегко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Но растущий человек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Не теряя времени зря, ребенок действует, радуясь всему новому и необычному.

И задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации познавательно - исследовательской деятельности детей – проектный метод, который позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

Цель: изучить, закрепить, расширить и обобщить знания детей о соли, её

свойствах, пользе и вреде; формировать представление о соли как

необходимом для человека продукте.

Задачи:

1. Выяснить, откуда берется соль.

2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё, почему соль разная.

3. Исследовать свойства соли опытным путем.

4. Найти сведения о соли в разных художественных произведениях.

5. Стимулировать познавательную активность, создавать условия для

исследовательской деятельности.

6. Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

9. Воспитывать у детей опасение к чрезмерному употреблению соли.

Гипотеза:

дети получат представления о соли, ее свойствах, видах соли, ее пользе и вреде, используют разные методы для получения информации.

Выбор методов исследования:

- определение темы

- выбор группы участников

- уточнение имеющейся информации (беседы: «Что такое соль, для чего она нужна?», «Что мы хотим узнать о соли?»)

- определение источников информации (беседа «Где можно найти нужную информацию?»

Реализация проекта:

Придя в садик, я подошел к Анне Юрьевне, и задал ей интересующие меня вопросы про соль. Ответив на некоторые из них, воспитатель предложила поискать информация в энциклопедиях, журналах, интернете. Также я спросил у детей моей группы, что они знают о соли? В основном все говорили, что без соли не будет вкусной пища, но какой-то новой и полезней информации я от своих товарищей не получил.

Дома с родителями поискали информацию в интернете, с братом почитали энциклопедию. С папой вечером мы посмотрели детские передачи «Галилео», «Фиксики», «Забавная наука» и я узнал-

Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени.

Из энциклопедии «Наука для дошкольников» которую мы прочли совместно с Анной Юрьевной я узнал о том, что соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах, она является приправой, без которой пища будет пресна.

Деятельность педагога:

-     определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задач;

-     Подбор и разработка необходимых материалов (тематических бесед, подбор художественной литературы, составление плана реализации проекта).

Взаимодействие с семьей:

-     Опыты дома, создание лэпбука «Эта удивительная соль»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством

Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участник проекта: Корогод Марк     ...

Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятел...

Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО» «Этот удивительный мир» Подготовительная группа

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебное перевоплощение соли »

Cоздать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Закреплять представления детей по познавательно -исследовательскому развитию в обла...

Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»

Цель: Обогащение представлений детей о соли и о её свойствах. Задачи:Способствовать накоплению у ребят конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Помочь дошкольникам устанавливать...