Главные вкладки

    Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством
    проект (подготовительная группа) на тему

    Гишварова Анжела Сергеевна

    Вид проекта: творческо-исследовательский.

    Продолжительность проекта: краткосрочный.

    Участник проекта: Корогод Марк                                                                      

    Руководитель проекта: воспитатель Гишварова Анжела Сергеевна

    Цель исследования. Изучить причину образования статического электричества.

    Объект исследования: статическое электричество.

    Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chudesa_s_elektrichestvom.docx41.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска

    муниципального образования Ейский район

    Проект

    творческо-исследовательской деятельности

    «Чудеса с электричеством»

    Занимательные опыты со статическим электричеством

    Автор: Коргод Марк

    подготовительная

    к школе группа

    Руководитель: Гишварова

    Анжела Сергеевна

    г. Ейск

    2015 г.

    Проект

    творческо-исследовательской деятельности

    «Чудеса с электричеством»

    Занимательные опыты со статическим электричеством

    Паспорт проекта.

    Вид проекта: творческо-исследовательский.

    Продолжительность проекта: краткосрочный.

    Участник проекта: Корогод Марк                                                                      

    Руководитель проекта: воспитатель Гишварова Анжела Сергеевна

             

    Актуальность. 

    В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством - это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т.д.). Электричество очень опасно и шутить с ним  нельзя. В работе с электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но папа мне сказал, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Но как его можно получить я не знаю. И поэтому решил поближе познакомиться с образованием этой энергии, а называется оно - статическим.

    Цель исследования. 

    Изучить причину образования статического электричества.

     

    Объект исследования: статическое электричество.

    Предмет исследования: образование статического электричества в окружающей среде.

    Гипотеза исследования. 

    1. Статическое электричество образуется в результате трения некоторых предметов.
    2. Все ли вещества электризуются.
    3. Что в воде электроны свободно перемещаются.

    Задачи исследования.

    • Узнать, что собой представляет статическое электричество.
    • Выяснить причину возникновения статического электричества.
    • Узнайте о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в быту.

    Методы исследования:  

    1. Подумал сам.
    2. Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».
    3. Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука».
    4. Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.
    5. Спросил у родителей и воспитателя.
    6. Провел исследование, эксперименты, опыты.
    7. Освоил «занимательные» фокусы.

    Этапы исследования.

    Этапы

    Цель

    Методы

    1 этап

    Теоретическое исследование проблемы

    Выяснить:

    - что такое статическое электричество;

    - причины возникновение статического электричества.

    - подумать самому;

    - просмотр мультфильмов «Фиксик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы»;

    - просмотр научно-познава-тельных передач «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука»;

    - просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей;

    - спросил у родителей и воспитателя.

    2 этап

    Практическое исследование проблемы

    Выяснить:

    - какой материал, при трении может электризоваться;

    - причины возникновение статического электричества;

    - все ли вещества электризуются;

    - а в воде электроны свободно перемещаются.

    - опыты, эксперименты;

    - моделирование;

    - наблюдение;

    - анализ;

    - сравнение.

    3 этап

    Практическое использование результатов исследования.

    - выступление перед ребятами группы «Занимательные фокусы» -

    с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Золушка» и др.

    - показ компьютерной презентации «Электричество…»

    - демонстрация фокусов.

    1 этап. Теоретическое исследование проблемы.

    Что такое статическое электричество и

    причины возникновение статического электричества.

            Что же такое статическое электричество? Чтобы ответить на этот вопрос я попросил маму, чтобы она отвела меня в библиотеку. Здесь мне предложили интересные научные журналы и книги и мы с мамой стали читать их и рассматривать иллюстрации. С папой вечером мы посмотрели детские передачи «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука». И вот что я узнал.

    Статическое электричество – это форма электричества, которое не течет, – это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд.

    Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из определенных материалов): при этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.

    Положительно и отрицательно заряженные объекты притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает сбросить лишние электроны, а другой, наоборот, получить их. Когда статическое электричество становится достаточно мощным, электроны перескакивают с одного предмета на другой в таком количестве, что это порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).

    А если одним из объектов, между которыми перескакивают электроны, являетесь вы, то вы почувствуете легкий «удар». Молния, между прочим, представляет собой гигантскую электрическую искру, электрический разряд в результате накапливания статического электричества в туче во время грозы.

    2 этап. Практическое исследование проблемы.

            Чтобы понять как получается статическое электричество необходимо провести опыты и в этом мне помогла  Анжела Сергеевна, мой воспитатель. Она подобрала  опыты и необходимый материал. И мы приступили к интересным исследованиям.

    1. Опыт «Статическое электричество»

    Цель. Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используете в быту.

    Материал и оборудование:

    Два воздушных шарика

    Головные волосы

    Алюминиевая банка

    Шерстяная ткань

    Начинаем эксперимент:

    Потрём шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти. Поднесём их друг к другу. Что происходит?

    Потрём один из шаров о наши волосы, немного поднимем шарик над волосами. Что происходит?

    Положим алюминиевую банку на бок на столе, поднесём к ней воздушный шар, который мы потёрли о волосы. Как только мы поднесли шарик к банке, медленно отводим его. Что происходит?

    В первом случае воздушные шары будут отталкиваться друг от друга.

    Во втором случае шарик будет притягивать наши волосы к себе.

    В третьем случае банка будет катиться за шариком. Как это произошло?

    Протирая шары шерстяной тканью или нашими волосами, мы создаем на нем статическое электричество. Оно включает в себя  отрицательно и положительно заряженные частицы. Когда мы трем воздушные шары  против наших волос или ткани, шарик заряжается отрицательно. (Приложение 1)

    1. Опыт «Понятие об электрических зарядах»

    Цель: посмотреть, что будет в результате контакта между двумя различными предметами, возможно разделение электрических разрядов.

    Материал и оборудование:

    Воздушный шарик.

    Шерстяной шарф.

    Начинаем эксперимент:

    Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?

    Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы  приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет  к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.

    Вывод:  В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. (Приложение 2)

    1. Опыт «Танцующая фольга»

    Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

    Материал и оборудование:

    Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).

    Ножницы.

    Пластмассовая расческа.

    Бумажное полотенце.

    Начинаем эксперимент:

    Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать». Почему так происходит?

    Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».

           Вывод:  Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются. (Приложение 3)

    1. Опыт «Прыгающие хлопья»

    Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

    Материал и оборудование:

    Чайная ложка хрустящих овсяных хлопьев.

    Бумажное полотенце.

    Воздушный шарик.

    Шерстяной шарф.

    Начинаем эксперимент:

    Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему?

    В результате контакта между шариком и шерстяным шарфом произошло разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья  к себе.

    Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. (Приложение 4)

    1. Опыт «Поможем Золушке. Способ разделения перемешанных соли и перца»

    Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

    Материал и оборудование:

    Чайная ложка молотого перца.

    Чайная ложка соли.

    Бумажное полотенце.

    Воздушный шарик.

    Шерстяной шарф.

    Начинаем эксперимент:

    Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд  и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

    Вывод:  В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

    1. Опыт « Гибкая вода»

    Цель: узнать, что в воде электроны свободно перемещаются.

    Материал и оборудование:

    Раковина и водопроводный кран.

    Воздушный шарик.

    Шерстяной свитер.

    Начинаем эксперимент:

    Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика.  Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

    Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

    Вывод:  В воде электроны могут свободно перемещаться.

    1. Опыт «Ожившие волосы».

    Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.

    Материал.

    Расческа

    Шерстяной шарф

    Начинаем эксперимент:

    Берем расческу и трем ею о шерстяной шарф, дотрагиваемся до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом». Почему так происходит? 

    Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки.

    Вывод:  В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов. (Приложение 7)

    1. Опыт «Электрический спрут»

    Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.

    Материал.

    Макет спрута из бумаги

    Шерстяной шарф

    Начинаем эксперимент:

    Из бумаги отрезали полоску и нарезали 8 полосок-щупалец. Хорошенько погладили спрутика шерстяным шарфом. Наэлектризованного спрута подняли и скрутили в кольцо не разрезанную сторону листа. Щупальца растопырились в стороны! Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее схватят! Почему так происходит?

    Вывод: «щупальца» спрута  получили отрицательно заряженные частицы, поэтому оно отталкиваются друг от друга. (Приложение 8)

    3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.

             Теперь я знаю, что такое статическое электричество и как оно образуется. Я подтвердил свою гипотезу о том, что не все вещества электризуются и что в воде электроны свободно перемещаются.

    А знания и умения я теперь применяю при показе друзьям фокусов, с наэлектризованными предметами – «Волшебная палочка», «Поможем Золушке», «Живые волосы», «Электрический спрут», «Гибкая вода» (Приложение 5)

    Использованная литература.

    1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
    2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
    3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007
    4. Рыжова Л. Методика детского экспериментирования (ФГОС)Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания, д/гуверн. и родит. Детство-пресс.2014.
    5. http://ext.spb.ru/faq/2448-2013-03-02-20-53-23.html
    6. http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-vladimirovna-rahmatulina/cikl-opytov-na-temu-yelektrichestvo.html
    7. http://www.antichubays.hentaif.net/article/367-staticheskoe_elektrichestvo_opyty_dlja_detej


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экспериментальная деятельность в подготовительной группе " Занимательные опыты" с детьми 5-7 лет

    В рамках недели " Игры и игрушки ", с детьми подготовительной группы провела опыты и эксперименты , с разными веществами: вода, молоко, моющее средство, пищевой краситель,пена для бритья и д...

    Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

    Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

    Образовательный проект творчески-исследовательской направленности для детей среднего дошкольного возраста «Волшебная глина»

    Ознакомление с природным материалом глиной, её свойствами и применением. Перспективно - тематический план реализации проекта "Волшебная глина". Фотоматериалы....

    Проект творческо-исследовательской деятельности на тему "Моё село - одно на всю Россию" (природа и заповедные места моей малой Родины)

    Участники проекта:• дети 5-7 лет;• родители;• воспитатели.Предполагаемые результаты реализации проекта:1.     Формирование бережного отношения к природе родного края...

    Опыты со статическим электричеством для дошколят

    Опыты со статическим электричеством для детей и их родителей....

    Проект экспериментально-исследовательской деятельности «Ее величество - электричество».

    Цель исследования.Изучить причину образования статического электричества...

    Проект творческо-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебное электричество».

    Проект творческо-исследовательской деятельности в подготовительной группе«Волшебное электричество».Занимательные опыты со статическим электричеством.Вид проекта: творческо-исследовате...