Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в подготовительной группе на тему: «Волшебное перевоплощение соли »
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Белогривцева Ольга Ивановна

Cоздать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Закреплять представления детей по познавательно -исследовательскому развитию в области изучения свойства соли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_sol.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1155

Дошкольное отделение №2

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в подготовительной группе на тему:

«Волшебное перевоплощение соли »

        

Подготовила:

воспитатель  11 группы

Белогривцева Ольга Ивановна

Москва 2022

Цель: создать условия для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
  2. Узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё?
  3. Исследовать свойства соли опытным путём;
  4. Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательные потребности;
  2. Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом;
  3. Развивать творческие способности, воображение, любознательность;
  4. Развивать монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.
  5. Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику.
  6. Развивать умение действовать согласованно;
  7. Расширять словарь детей; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий;
  8. Способствовать развитию у детей умения сотрудничать с воспитателем и друг с другом;

Познавательные задачи:

 1.​ Закреплять представления детей по познавательно -исследовательскому развитию в области изучения свойства соли..

 Воспитательные задачи:

  1.  Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, формировать навык работы в коллективе;
  2.  Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе;
  3. Воспитывать аккуратность в работе;
  4.  Соблюдать правила техники безопасности;
  5.  Испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование: карточки с символическим изображением методов исследования, Энциклопедия от А до Я, мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль», сундучок, кристаллы соли, соль, стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипячёной водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца салфетки, лупы.

Конспект НОД познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебное перевоплощение соли ».

  1. Организационный момент.

Дети встают вместе с воспитателем в кружок и произносят слова:

(Приветствие сопровождается движениями)

Здравствуй, Небо!                       Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце!                   Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля!                      Плавно опустить руки вниз

Здравствуй, планета Земля!       Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

Воспитатель: Ребята, на нашей планете Земля есть интересное вещество, без которого не сможет жить человек. Хотите узнать, что это за вещество? Ну хорошо, давайте отправимся в путешествие. «Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Мы прибыли в нашу загадочную страну.

Смотрите, волшебная шкатулка, в ней лежал конверт с каким-то непонятным ребусом и письмом и мешочек со странным на ощупь веществом. Написано, как только мы разгадаем ребус, сразу же поймём, что это за вещество. Подпись на нём, Волшебник Изумрудного города, я никак не могу разгадать, что там зашифровано. Поможете разгадать его ребята.

Дети открывают шкатулку, достают конверт и разгадывают ребус:

соль (1)

Воспитатель: Предлагаю вам отгадать загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке».

-Отдельно, я не так вкусна,

но в пище каждому нужна (соль).

Ну, что догадались что в мешочке. Ответы. Детей. Да, правильно, это соль. (Показ слайда)

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, а у нас же ещё было письмо в шкатулке. В нём описана  одна удивительная история. Хотите послушать? (ответы детей)

Однажды пошёл Иван – купец со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – мехами, соболями, разными драгоценными камнями. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль в страну. А правил этой страной  волшебник изумрудного города. Отправился Иван к нему, чтобы продать ему соли. А волшебник про соль, ничего не слыхивал: во всем его государстве соли - то не ели. Поразмышлял он, подумал, да и купил у Ивана соль.

У меня есть волшебное зеркальце, для того чтобы связаться с волшебником, но, чтобы оно заработало необходимо сказать заклинание. Закроем глаза и произнесём слова.

«Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем.»

 Звук из зеркальца.

Волшебник: дорогие ребята, купил я у Ивана - купца мешок белого вещества, ой, ведь даже названия не помню.

Помогите мне разобраться, что это за вещество и для чего оно, что с ним сделать то можно и какие опыты провести.

Воспитатель: Ребята, поможем волшебнику?

Дети: Да.

Воспитатель: а как же нам быть? Как помочь тебе, мы же и сами не знаем, что с ним делать, кроме того, как употреблять в пищу.

Давайте возьмём наш мешочек с необычным веществом и посмотрим, что можно с ним сделать.

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы разобраться, что у волшебника за вещество и какими свойствами оно обладает, предлагаю вам отправиться в лабораторию.

Волшебник: - А что такое лаборатория?

Лаборатория — оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований.

Воспитатель: -Ребята, но путь в лабораторию заколдовал злой колдун, и чтобы пройти в неё необходимо разбить силу колдуна, для этого нужно быть сильными и сделать волшебную разминку, тогда колдун сразу превратится в облачко, а нам поможет солнышко и путь в лабораторию будет свободен.

Солнышко ты нам помоги,

В волшебную лабораторию перенеси,

В ладоши мы хлопнем раз, два и три,

Ногами топнем и подпрыгнем

Покрутись, повертись

В волшебной стране окажись

И в исследователей превратись!

Молодцы, прекрасно размялись, вот теперь путь свободен, проходите в нашу лабораторию у каждого из вас на стульчике висит белый халат надевайте его и присаживайтесь на свои рабочие места.

Педагог высыпает соль в ёмкость и задаёт вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?”

Воспитатель: Соль полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает морская и поваренная. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье, но и много употреблять её тоже вредно. Много лет назад соли добывали мало, и она была дороже золота. У кого соль была на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета соль рассыпал к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы о соли.

                                        Без соли, без хлеба худо беседа.

                                        Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

                                        Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

                                        Пуд соли вместе съели.

                                        Без воли — силы нет, без соли вкуса нет.

                                        Без денег торговать, как без соли хлебать.

                                        Без попа, что без соли. Без попа не приход.

                                        Без соли что без воли: жизнь не проживёшь.

                                        Без соли, без хлеба — половина обеда.

                                        Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Соль была известна человечеству с древних времён и очень ценилась, к ней относились бережно и уважительно.

- А вы хотите узнать, как стали добывать соль?

Просмотр фильма «Добыча соли, её применение»

Давайте посмотрим фильм «Добыча соли, её применение» Наша планета очень богата солёными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как она туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата морская вода испарилась, и соль кристаллизировалась.

Ещё один способ добычи соли - выпаривать морскую воду до тех пор, пока на поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать.

В природе существуют соляные пещеры. Там очень целебный воздух и совсем нет микробов. Так же соль используют в народной медицине (ингаляция, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

Давайте вместе сделаем вывод, для чего нужна соль: Соль необходима для жизни и здоровья человека, и приготовления пищи.

Игра «Солёный - несолёный»:

Ребята, смотрите, птица принесла послание, а в нём написано, чтобы лаборатория начала работать необходимо сыграть в игру: «Солёный - несолёный»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

Воспитатель:- Молодцы, отлично поиграли, а теперь исследователи  скорее в лабораторию, творить чудеса. Как вы думаете, что мы там будем делать? (Показывает карточку - схему «Провести эксперимент»).

Воспитатель: Да, правильно будем делать опыты с солью. Сегодня всем нам предстоит немножко стать учёными. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним о правиле проведения опытов. (Показ Слайда)

При работе с солью:

1.Не трогать руками глаза.

2.Соблюдать тишину.

3. Не толкать соседа во время работы.

4.Сначала посмотри, а потом повтори.

5.Выполнил и положи на место.

- Юные исследователи, обратите внимание, перед вами тарелки.

Что мы видим на них?

Дети: это соль.

Ребята, на, что похожа соль?

Детисоль похожа на маленькие кристаллики.( Показ слайда)

Опыт № 1:

Воспитатель:- А как вы думаете, соль растворяется в воде?

Давайте проверим.

В стаканах налита вода – тёплая и холодная, положите одну столовую ложку соли и размешайте. Начинайте исследовать сами.

Какой вывод можно сделать?

ДетиСоль, в тёплой воде растворяется быстрее и лучше, чем в холодной.

(Показ слайда.)

Опыт № 2

Воспитатель:- Как вы думаете, какая соль на вкус?

Дети: Солёная.

Пробовать соль на вкус.

Воспитатель: Правда, очень солёная.

Воспитатель: Ребята, понюхайте, имеет ли соль запах?

Дети: нет.

Воспитатель: -Ребята, какой можно сделать вывод?

Детисоль белая, солёная, не имеет запаха, хорошо растворяется в воде.

Волшебник: а соль что с неба сыпется или на деревьях растёт? Откуда её берут?

Воспитатель: ребята, давайте расскажем волшебнику, как добывают соль, ведь мы же с вами посмотрели фильм и знаем про это.

Дети- ее добывают различными способами: добывают в море и на суше, в подземных шахтах. Раньше соль добывали вручную и это был очень тяжёлый труд, но в наше время при добычи соли используют специальные комбайны – солесосы.

Волшебник: как много интересного вы мне рассказали! Вот только я так и не понял, что с ней делать то надо?

Воспитатель: А для того, чтобы узнать, для чего её используют, нам нужно перейти во второй отдел «лабораторию пищевой продукции».

Ребята, как вы думаете, для чего используют соль?

Дети: для приготовления пищи, засолки

Воспитательсоль, в качестве добавки к пище, вошла в наш рацион очень - очень давно. Ведь недаром в России дорогих гостей принято встречать «хлебом с солью». Соль необходима всем людям.

- и сейчас мы с вами проверим (нарезаны кусочки огурцов с солью и без, дети пробуют).

-на кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к блюдам. Например, чтобы с лёгкостью очистить варёные яйца от скорлупы, надо в воду, в которой они варятся добавить немного соли. Процесс очистки станет легче.

Волшебник: значит, соль нужна для приготовления пищи?

Воспитатель: знаешь, волшебник, соль нужна не только для приготовления пищи, но и необходима растениям и животным, и конечно же человеку.

Правда, ребята?

Волшебник: да это не соль, а просто чудо природы!

А чтобы по - больше узнать, мы с вами отправляемся в следующий отдел «химическая лаборатория»

Действительно, соль используют не только на кухне, но её ещё широко используют в быту.

Как вы думаете, где её применяют?

Дети: посыпают дороги.

Воспитатель: Для чего посыпают дороги солью? (Чтобы быстрее таял лёд)

Опыт № 3

- Сейчас мы проведём опыт со льдом и с солью.

-соль способна растопить лёд. И мы это с вами проверим.

- берём кубики 2 кубика льда, кладу на тарелки и посыпаю один солью, а второй нет.

-что происходит?

Дети: Лёд тает, где есть соль быстрее, чем где её нет.

Волшебник: никогда бы не догадался, что такое возможно.

Опыт № 4

Воспитатель: -Ребята, скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной(да)

-Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)

- Сейчас расскажет вам, как красила соль цветными мелками в домашних условиях.

-Я измельчила мел, затем соединила его с солью и смешала.

Получилась соль голубого цвета.

-Сегодня мы с вами будем рисовать на льдинках .

-А делается это так: у вас у всех на столах стоят тарелочки со льдом с солью и баночки с мелом, мы всё соединим, размешаем, для получения цветной соли. Соль нужно насыпать слоями до конца и плотно закрыть крышечкой.

Опыт №5 «Плавающая картошка »

Для опыта возьмём 2 картошки и две кружки  с водой. Нальём воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки картошку,посмотрите  там где была солёная вода, картошка всплыла, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора - картошка оказалось примерно посередине кружки.

Какой слелаем вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

Воспитатель: молодцы, ребята, что помогли Волшебнику.

Теперь ты понял, что же продал тебе Иван - купец?

Волшебник: да, это соль. Спасибо вам, ребята, за помощь.

Теперь я буду дорожить солью и обязательно расскажу всем в моей стране чему вы меня научили. Помогите мне опять отправиться в мою страну с помощью зеркальца и скажите заклинание. Дети говорят заклинание и прощаются с волшебником.

Ребята, но нам тоже как-то нужно вернуться обратно в группу и закончить наш рабочий день в лаборатории. Снимаем исследовательские костюмы. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова

Всем туловищем вперёд,

Всем туловищем назад

Покрутись, повернись

И в группе окажись.

3. Заключительная часть. (Рефлексивно - корригирующий этап).

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с солью. Ребята, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет? Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, чтобы помочь волшебнику разобраться в тайнах соли.

В ходе исследования мы узнали, что:

Соль – вещество белого цвета, не имеет запаха. (Показ слайда)

Соль растворяется в воде, но не испаряется. (Показ слайда)

Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере. (Показ слайда)

Соль – кристаллизующееся вещество. (Показ слайда)

Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в различных целях. (Показ слайда)

Соль полезна, так как в ней содержатся микроэлементы.

Большое количество соли может нанести вред человеку

Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вот такие медали, которые мне незаметно передал волшебник на них написано «Солёных дел мастер». Молодцы, все активно сегодня участвовали в экспериментах с солью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему: «Страна - Дружляндия»

- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание, память, умение вырази...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие на остров «Фантиков».Группа: подготовительная группа. Задачи:Образовательная-обогащать знание детей об  истории появления конфет, расширять  кругозор;умение...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию детей старшей группы на тему: « Путешествие по сказкам»

Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках, Формирование речевого развития детей через игровую деятельность....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в младшей группе по теме « Сундучок с загадками»

Задачи и цели:1 .Формировать умение быстро отгадывать загадки об овощах.2. Закрепить названия, цвет и размер овощей.3. Вспомнить с детьми знакомые названия предметов через активизацию словаря: матрёшк...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в старшей группе "Секретное письмо".

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Секретное письмо"...