Методическая разработка конспекта занятия «Солнце и окрестности»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

В конспекте представлены материалы для проведения итогового занятия по теме "Солнце и окрестности " в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solntse_i_okresnosti_dlya_konferentsii.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта итогового занятия

«Солнце и окрестности»  
(
с использованием средств ТСО и игровых технологий)

Автор разработчик:

Миронова Наталия Юрьевна-воспитатель

ГБДОУ детский сад №24 комбинированного вида Приморского р-на СПб

Возрастная адресованность: подготовительная группа детского сада компенсирующей направленности с ТНР (6-7лет)

Длительность занятия: 30 минут.

 Цель: закрепление и расширение представлений детей о космосе, освоении космоса людьми.

Задачи

  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. Развивать чувство гордости за свою страну
  • Расширять знания детей о космосе, солнечной системе.  Развивать познавательный интерес к изучению космоса, обогащать кругозор детей.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Космос» за счет слов: ракета, комета, метеорит, скафандр, тюбик, планеты, звёзды, невесомость, кратер, Млечный путь, названия планет. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление распространённых предложений о Земле); Совершенствование грамматического строя речи: упражнять в умении согласовывать существительные с числительными 1, 2, 5 (2 кометы, 5 ракет, 4 метеорита, 6 спутников…); упражнять в подборе однокоренных (родственных) слов к слову «звезда» (звёздочка, звёздный, звездочёт, звездолёт, звездопад…); в подборе прилагательных к слову космонавт;-Развитие общих речевых навыков (чтение стихотворений о космосе детьми) Развитие внимания, воображения, речевого слуха («космическое слово», «рифмованные загадки»);
  • Развивать двигательную активность и координацию движений
  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии, видео о космосе.

Предварительная работа

- рассматривание и беседа по фотографиям космических глубин и явлений; знакомство с именами и достижениями выдающихся космонавтов;

-разучивание детьми стихотворений о космосе, космонавтах, небесных телах и явлениях;

-разучивание с воспитателями п/и «Я ракета», п/и «Планеты»; беседа о планетах

-Чтение Т. А. Шорыгина серия «Педагогические беседы о космосе»; чтение художественной литературы по теме (К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”, «Звёздные сказки», П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»)

-изготовление совместно с воспитателями макета ракеты, поделок по тематике;

- сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор (игры: «Собери вещи в полёт», «Собери слово», «Ракета», презентация на тему «Космос», иллюстрации, аудиозаписи, видео, тюбики с продуктами).

Ход мероприятия

Дети с воспитателем под музыку «Марш авиаторов» входят в зал.

Доброе утро ребята, давайте поприветствуем друг друга

Здравствуй, правая рука, (помахать правой рукой)

Здравствуй, левая рука, (помахать левой рукой)

Здравствуй, весь наш дружный круг (взяться за руки)

Ты мой друг и ты мой друг (киваем головой направо и налево)

Воспитатель: «Напомните мне пожалуйста какой сейчас месяц, а число? А вы помните какой праздник мы отмечаем 12 апреля?»

Слайд 2. Воспитатель предлагает вспомнить, что у истоков развития космонавтики стоял русский ученый – конструктор Сергей Павлович Королев, который в 1957 г. создал первый искусственный спутник Земли, потом в 1961 г. отправил в космос первых животных. Кто были эти животные? Как их звали?

Слайд 3. Только после того, как Белка и Стрелка успешно вернулись домой, был отправлен в космос человек. Как его звали? Как назывался космический корабль, на котором Ю.А. Гагарин полетел в космос. Когда он полетел в космос?  Подвести к мысли, что именно по этому 12 апреля отмечают День Космонавтики.

Слайд 4 Видео – запуск «Восток -1» (0:30)

Воспитатель сообщает, что сейчас не только ученые-исследователи летают в космос, но даже некоторые люди могут стать космическими туристами. Предлагаю тоже немного пофантазировать и отправиться в космическое путешествие. Но, прежде чем отправиться в путешествие нужно определиться, что нам может понадобиться в космосе?

Слайд5 на слайде предложены картинки: зонт, кепка, мороженное, скафандр, питание в тюбике. Дети выбирают нужную картинку.

Воспитатель интересуется, почему еда должна быть в тюбике, а не на тарелке? Воспитатель спрашивает у детей, а в обычной жизни на Земле, какие продукты упаковывают в тюбики? (варенье, сгущенку, горчицу, зубную пасту…) Продемонстрировать тюбики с продуктами.

Слайд 6-7 Воспитатель предлагает узнать, что за еда в наших тюбиках, а для этого, нужно взять по первому звуку от названия каждой картинки. Воспитатель просит назвать картинку и первый звук. Затем разложить карточки с буквами на столе, пригласить детей найти соответствующую букву и составить слова. Для проверки нажимаем на тюбик и появляются верные ответы

Собака, Облако, Кот (СОК) Санки, Улитка, Пушка. (СУП)

Кубик, Автобус, Шапка и Ананас (КАША); Щётка, Иголка (ЩИ)

Слайд 8 

Отлично! Пора собрать остальной провиант! Определите количество слогов в названии картинки и поместите её в нужный тюбик. В тюбик с одним отверстием отправляются слова в 1 слог и т.д. Дети называют предмет, количество слогов в нем. По щелчку этот предмет отправляется в нужный тюбик с одним, двумя или тремя окошками. (капуста, каша, лимон, сок, сыр, баклажан, ананас, рыба, щи, пирог)

Воспитатель сообщает, что мы собрали почти все необходимое для полета в космос, осталось только

собрать ракету.

Д/и «Ракета».

Дети наугад вытаскивают из папки карточки с номерами и частями ракеты затем выкладывают по порядку карточки и получают изображение ракеты.

Слайд 9 (изображение ракеты)

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

 Опоздавшим — места нет! Занимайте места!

Слайд 10 Воспитатель: «К полёту готовы! Что же ждёт нас в далёком космосе?

Отрывок читает ребенок

"В космосе так здорово..." Оксана Ахметова 

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчатся там и тут!

Воспитатель: начинаем обратный отсчет (10,9,8… вместе)

Слайд 10 Посмотрите на звездном небе рассыпались буквы, давайте из них попробуем составить слово. Какая команд написана на экране?

 Слайд11запустить видео взлета «Земля из космоса» -гиперссылка (00:44)

 Слайд 12 Воспитатель: «Поздравляю мы в космосе и теперь можем посмотреть на нашу Землю со стороны. Земля — это планета, на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна — это облака, снег и лед. Суша — это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. Уникальность нашей планеты в том , что только на ней возможна жизнь , а почему сейчас мы с вами узнаем.  

Слайд 13 Видео «Планета Земля» (1:33)

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Солнце и Земля». 

Пригласить детей с изображением Солнца и Земли в центр зала. Воспитатель напоминает, что благодаря вращению Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи, в той части Земли, которая повернута к Солнцу -день, а на обратной стороне ночь. Воспитатель показывает, где мы живем и просит Землю повернуть к Солнцу лицом -день, а затем спиной -ночь. Наша Земля одновременно вращается вокруг себя и вокруг Солнца. Предложить продемонстрировать это вращение. Для того чтобы облететь Солнце Земле нужен целый год.

Нам пора отправляться в путь. Давайте посмотрим в иллюминаторы нашей ракеты, что же мы там видим?
Слайд 14 За бортом у нас планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун) Все эти планеты не просто разбросаны в космосе, а находятся на определенном расстоянии от Солнца и вращаются вокруг него. Для того чтобы нам получше запомнить расположение планет, давайте мы выполним пальчиковую гимнастику «Планеты»

Слайд 15 «Планеты солнечной системы»– (1:34)

Воспитатель предлагает поиграть в солнечную систему и сами превратимся в планеты (дети одевают на себя изображения планет) Ребенок- Солнышко выходит в центр. Затем воспитатель предлагает выстроиться планетам в нужном порядке. Первая планета – Меркурий, вторая планета-Венера и т.д.

Воспитатель сообщает, что сейчас у нас все планеты выстроились в ряд — это очень редкое явление и называется оно парад планет.

Планеты не стоят на месте, они постоянно вращаются вокруг Солнца никогда не меняют свой маршрут и не сталкиваются. Воспитатель предлагает планетам облететь Солнце и снова превратиться в девочек и мальчиков.

Слайд 16 -17 Воспитатель сообщает, что мы снова на борту нашей ракеты и предлагает выглянуть в иллюминаторы, что же мы там видим.  (по щелчку появляются объекты) дети называют, согласовывая числительное с сущ. «я вижу два спутника», «я вижу четыре метеорита», …

Слайд 18 По щелчку на экране появляется изображение звезды, Воспитатель предлагает поиграть в родственные слова. Какие слова называют родственными? (это слова «из одной семейки, похожие по звучанию и всегда имеющие общую часть)

(по щелчку мыши – появляются образованные слова-объекты)

(небо в звёздах – (какое?) звёздное, маленькая звезда – звёздочка; человек, считающий звёзды – звездочёт, корабль, летящий к звёздам – звездолёт, процесс сгорания метеоров в небе, похожий на то, что звёзды падают, люди назвали – звездопад…

Слайд 19

Ребята, похоже, что у нас заканчивается топливо! Срочно садимся на дозаправку. Интересно, на какой планете мы оказались? +звук

«Суровая, ржавая,

Красно-оранжевая» (Марс)

Слайд 20 Здесь живут забавные марсиане и они приглашают вас на весёлую музыкальную паузу!

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА «Я ракета» гиперссылка откроется при нажатии на «магнитофон» (2:12)

Я ракета (показывают двумя руками на себя)

Полетела в космос (соединяют руки над головой и подпрыгивают)

Раз- стыковка, два -стыковка (хлопки)

А вокруг планеты Солнце и Луна (поочередно показывают руками налево и направо)

Слайды 21- 22    

Воспитатель: «Отправляемся дальше, а чтобы было не скучно в полете, давайте отгадывать космические загадки Мои загадки рифмованные, поэтому отвечать можно хором»

(по щелчку мыши появляются отгадки)

 На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на… (Ракете)

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски … (космонавт)

Самый первый в космосе,

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень, 

Наш космонавт … (Гагарин)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам … (Луна)

 Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

Он дружит с ветром и водой,

Она – с Полярною звездой. 

Никак не могут встретиться

Медведь с Большой … (медведицей)

Специальный космический есть аппарат, 

Сигналы на Землю он шлет всем подряд, 

И как одинокий путник,

Летит по орбите … (спутник)

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект… (комета)

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть, чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

Звёзды светят – не уснуть,

Вижу в небе - …. (Млечный путь)

Серебристая полоса, образованная звёздами, называется «Млечный путь». В древности люди называли её с «молочной дорожкой» – «будто кто-то высоко в небе разлил молоко» так полосу из звёзд стали называть Млечный путь.

Слайд 23

Воспитатель: «Как здорово мы провели время в полёте и не заметили, как облетели вокруг Земли! Как быстро летит наша космическая ракета, и скоро мы вернёмся с вами в детский сад».

Читает ребенок «Есть одна планета сад…» Яков Аким.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

Воспитатель сообщает, что мы приземлились на родную планету, а после приземления космонавты должны отдохнуть и приглашает ребят присесть на полянку и поиграть в игру «Космические слова», которых теперь вы знаете очень много! Как только услышите слово, связанное с нашим космическим путешествием – громко хлопните в ладоши над головой.

Комета, котлета, планета, кассета, орбита, открыто, водолаз, скафандр, космонавт, метеорит, материал, Марс, марка, Венера, варан, невесомость, Луна, лук, спутник, ласты, Юпитер, свитер, Солнце, наклон, Солнечная система, схема метрополитена.

Молодцы, вы были очень внимательны. Наше путешествие подходит к концу.

Рефлексия. Понравилось ли вам наше путешествие? А кто хочет стать космонавтом? А хотите ли вы познакомиться с инопланетянами? Давайте на следующем занятии нарисуем, как вы их себе представляете.

Слайд 24 аудио марш Авиаторов 

Всем присутствующим сегодня на нашем космическом корабле я объявляю почётное звание «отважных юных космонавтов»! Предлагаю отправиться в группу под марш Авиаторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «На Пасху солнце играет»

Развлечение для детей старших и подготовительных к школе  групп «На Пасху солнце играет»...

Методическая разработка «Физкультурно-экологический праздник «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, СПОРТ, ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методическая разработка «ФИЗКУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, СПОРТ, ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!» Летний оздоровительный  период...

Методическая разработка Лэпбук на тему: "ЗОЖ. Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья! Яркие краски лета".

Методическая разработка Лэпбукна тему:"ЗОЖ. Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья! Яркие краски лета". Цель создания моего лэпбука, это формирование у детей представлений о зна...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми в младшей группе по Речевому развитию на тему "Краденое солнце!"

Методическая разработка совместной деятельности с детьми в младшей группе по Речевому развитию на тему "Краденое солнце!"С примемнением интерактивного оборудования.Цель методической разработ...

Методическая разработка на тему "День Солнца"

В силу сложившихся обстоятельств мы оказались перед необходимостью реализовывать обучение дистанционно.Для того, чтобы ваша самоизоляция проходила полезно, предлагаю вам провести занятие по рисованию ...

Методическая разработка «Краденое солнце».

Методическая разработка НОД «Краденое солнце»Целью методической разработки НОД «Краденое солнце» закрепить представление детей  о характерных признаках весны; развивать ум...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Солнце, солнце, загляни в оконце» средняя группа

Сформировать представление детей о солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле. Расширение представления де...