КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека по окружающему миру

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ

ПРИРОДЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

1.Целевая прогулка « Где живут муравьи»

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни. Познакомить с муравьями.

Ход   наблюдения

 Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – все это притащили маленькие труженики – муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи снуют, каждый что-то несет. Муравьи никого не обижают.

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши – муравьята,                  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Новосибирска

«Детский сад № 401»

(383) 267-73-53

630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1

ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.02.304.8

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ

ПРИРОДЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3e267dcccc4f656640d1d6edd2a9ca21ae843dbd-9853580-images-thumbs&n=13

выполнила:  

                                                                           

                                                                                  Филина Н.В

                                 

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ

ПРИРОДЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

1.Целевая прогулка « Где живут муравьи»

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни. Познакомить с муравьями.

Ход   наблюдения

 Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – все это притащили маленькие труженики – муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи снуют, каждый что-то несет. Муравьи никого не обижают.

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши – муравьята,                  https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4b36d178a485c6da7cb9e95d15a3a3e6b8680dc7-11951399-images-thumbs&n=13

 

2.Наблюдение за тем, как педагог ухаживает за комнатными растениями.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b6d77e6d1a87dcf7d5cb8c9ba8ccfb97df835670-4533077-images-thumbs&n=13
Цель
: показать, что растения нуждаются в уходе. Педагог осматривает растения и ухаживает за ними: поливает, протирает листья, моет поддоны. При этом он удовлетворяет желание ребят участвовать в уходе за растением: дает им леечки, объясняет и показывает, как нужно правильно поливать (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, на первых порах можно даже держать руку ребенка с лейкой).

3.Наблюдение за уборкой овощей старшими детьми.

Цель: дать представление об овощах (моркови, помидорах, огурцах, репе); формировать умение находить в огороде овощи.

Ход   наблюдения

На огород мы наш пойдем
И овощей там наберем.
Дорога коротка, узка,
Идем, ступаем мы с носка.
И по бордюру мы пройдем
И приседаем мы на нем.
Потом обходим деревца
И пробежимся мы слегка

4.Наблюдение на прогулке за осенним деревом

Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья), упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают.

Ход   наблюдения

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...
5.Наблюдение за березой»

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: березе.

Ход   наблюдения

Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

6.Наблюдение за погодой»

Цель: продолжать ежедневно отмечать состояние погоды, предлагать детям определять, какая она (пасмурная, дождливая, ветреная, солнечная). Развивать наблюдательность детей, воспитывать дружеские отношения со сверстниками.

Ход   наблюдения

Дождь, дождь целый день

Барабанит стекла.

Вся земля, вся земля

От дождя промокла.

(Е. Трутнева)

Предложить детям посмотреть на ветви деревьев и определить, есть ли на улице ветер. Если есть, то какой (холодный, пронзительный):

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена!

Ветер листья с веток

Разогнал по свету ...

 

7.Наблюдение за цветущими растениями цветников

Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов. Учить бережно относиться к растениям.

Ход наблюдения: Рассмотреть растения, спросить, какого цветы цвета, формы, что у них есть, кроме цветов. Учить детей беречь цветы, не мять их, не рвать большие букеты.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

 

8.Наблюдение за комарами»

Цель: Продолжить работу по ознакомлению детей с насекомыми (комары). Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход:

Комарики у левого уха. Хлоп в ладошки! Комарики у правого уха. Хлоп в ладошки! Комарики у левого плеча. Хлоп в ладошки! Комарики у правого плеча. Хлоп в ла дошки!

https://img.razrisyika.ru/kart/24/1200/92065-komar-dlya-detey-6.jpg

9.Наблюдение за облаками»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=49ca7b81330d8ff8f9ddcadf6c0d2efe09c4ad2d-12438744-images-thumbs&n=13

Цели:  познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу.

Ход  наблюдения

Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам!

Фиолетовою тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл

Даже солнце заслонил.

10.Наблюдение за дождем

Цель: Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь.

Ход   наблюдения

Пронаблюдать за осенним дождем. Обратить внимание, что капли дождя крупные и частые. Послушать, как капают капли по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода. Какие на асфальте лужи?

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька

Лужу разрезал – не разрезал.

(Русская народная потешка)

 

11.Наблюдение за солнцем

Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце на улице тепло; поддерживать радостное настроение.

Ход   наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)

 

12.Наблюдение за листопадом

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=8d3faeed9762680092144cf8528d8b4ebfa85829-11005614-images-thumbs&n=13

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад».

Ход   прогулки

В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю по крыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья — все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружит ся и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья шурша полетели на землю. Это листопад.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят...

Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».

13.«Наблюдение за приметами золотой осени»

Цель –  уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.

Ход

Осень на опушки краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

теперь, когда наступила осень, овощи созрели. «Давайте мы вам поможем!» — предлагают малыши.

На огород мы наш пойдем
И овощей там наберем.
Дорога коротка, узка,
Идем, ступаем мы с носка.
И по бордюру мы пройдем
И приседаем мы на нем.
Потом обходим деревца
И пробежимся мы слегка

 

14.«Наблюдение за собакой»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=787d2094e6c6075ccfeb6b30f92625d5e6efdb48-9657345-images-thumbs&n=13

Цели: расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.

Ход    наблюдения

Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик — будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?

 Заворчал живой замок,

 Лег у двери поперек, 

 Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку.

Цель: уточнить представление детей о кролике, его внешнем виде, направлять внимание детей на сравнение кролика и кошки, на различия в длине передних и задних ног кролика, активизировать словарь, мышление, воспитывать желание заботиться о животных.

15.«Наблюдение за насекомыми» 

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

 Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них летают. Обратить внимание ни усы жуков – усачей. Рассмотреть, как жуки раскрывают крылья при полете, улетают искать себе пищу.

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом(жук)

 

16.«Наблюдение за птицами»

Цели: продолжать наблюдение за птицами, их повадками; сравнить воробья и голубя.

Ход    наблюдения

Начните наблюдение после того, как подкормите птиц.

Голуби, голуби —

Раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

Воробей над кормом

Прыгает, кружится,

Перышки взъерошены,

Хвостик распушился.

Это маленькие рыбки

17. «Наблюдение за дождем»

Цель: Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь, вызвать желание любоваться городом после дождя (свежо, нет пыли, легко дышится)

Ход   наблюдения

Пронаблюдать за осенним дождем. Обратить внимание, что капли дождя крупные и частые. Послушать, как капают капли по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода. Какие на асфальте лужи?

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька

Лужу разрезал – не разрезал.

(Русская народная потешка)

18. «Наблюдение за ветром»

Цель: расширять представления детей о том, что ветер дует, качает деревья. Если ветер сильный, то деревья раскачиваются больше.

Ветер щёки толстые

Надул, надул, надул,

На деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

19.«Наблюдение за небом и облаками» 

Цель: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.

Ход

В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице не так жарко.

Облака,

Белогривые лошадки,

Облака,

Что вы мчитесь без оглядки?

 

20«Наблюдение за свежевыпавшем снегом»

Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.

Ход   наблюдения  

На заборах и крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка

— Всюду снега намело.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только грозди на вершинке

Ярче прежнего горят

Воспитатель задает детям вопросы.

1.       Какое сейчас время года? (Зима.)

2.       Почему? (Кругом лежит снег, холодно.)

3.       Какого цвета снежинки? (Бесцветные.)

4.       Во время снегопада стало теплее? (Если  во время  снегопада  тем пература  воздуха изменилась, значит  и  форма  снежинок  меняется.)

21.«Наблюдение за морозными узорами»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9dce91742a57e01bcaec16a0ecabc61e2fff32a7-11497947-images-thumbs&n=13

Цель: рассмотреть на окне морозные узоры.

Ход   наблюдения

Не дождавшись тепла среди зимнего дня,

Распустились цветы на окне у меня.

Подошел я к цветам, стала мокрой щека,

Оттого, что окна коснулся слегка.

Подошел я к цветам, но не пахли они.

Для чего ж они выросли в зимние дни?

Наблюдать за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронутся до окон с узорами?

 

22.«Наблюдение за свойствами снега»

Цель: продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).

Ход прогулки. Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

Раз шажок, два шажок

Под ногой снежок.

 

23.«Наблюдение за снегопадом»

Цель: формировать представление о состоянии воды.

Ход   прогулки Дети выходят на прогулку и видят, что идет снег. «Снег! Снег идет!» — сообщают они воспитателю. «Правильно! — говорит воспитатель. — Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад!» Дети повторяют: «Снегопад!»

Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся, кто куда. А на нас садятся? Вот только что одна снежинка села на Танину шубу, а другая на шапку Саши». Дети внимательно осматривают себя: «А мне на валенки села! А мне на варежку!»

«Смотрите, как звездочка!» — говорит педагог и предлагает посмотреть на красивую снежинку, упавшую на рукав Олиной шубы. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка — подуть на нее. «Летит? Пусть летит дальше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!»

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

  

24Наблюдение за небом»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4724f3a7f926e385e7ddb21dfbcb336141ce8520-5474084-images-thumbs&n=13

Цели: продолжать знакомство с различными природными явлениями; учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Ход   наблюдения:

  Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чис тое, голубое.)

Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно — хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)

Дуют ветры,

Ветры буйные.

Ходят тучи,

Тучи ясные.

25. «Наблюдение за березой»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=efe829dab9345130753be24864502ac03da8a473-12606451-images-thumbs&n=13

Цели: расширять представление о дереве; формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитать желание защищать и оберегать природу.

Ход   наблюдения. Подвести детей к березе.

Улицей гуляет Дедушка Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берез.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол. (Белый, с черными полосками — похож на сарафан.) Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

26.«Наблюдение за синицей»

Цели: закреплять представление о названии птицы, характерных при знаках внешнего вида; воспитывать желание ухаживать за птицами.

Ход   наблюдения. Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой — это синичка. Понаблюдать, как она будет клевать сало, крошки хлеба.

Напомнить детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их надо подкармливать. Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах. Как их называют и чем они питаются?

Маленькая птичка

- Желтогрудая синичка,

По двору гуляет,

Крохи собирает

27. «Следы на снегу»

Цель: учить определять следы: детские, взрослые, следы животных.

Ход   прогулки. Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрос лого со следом ребенка.

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

Погляди, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз:

— Тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай нам, Денис, кормушки».

28.«Наблюдение за птицами»

Цели: закреплять желание детей заботиться о птицах; изучать их повадки и особенности.
Ход  прогулки   Дети выходят на прогулку. Воспитатель обращает их внимание на зимующих птиц и рассказывает, что зимой им голодно: нет мошек, червячков, только люди могут помочь — покормить их.

Дети отвечают на вопросы: как называют птиц, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше — у голубя или воробья.

Птицы пугливые. Чуть что — вспорхнут и улетят. Воспитатель гово рит: «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые люди. Ска жите им, ребята».

воспитатель предлагает отгадать загадку:

На суку сижу,   «Кар! Кар!» — кричу.

Чик-чирик!     С ветки прыг.

Клюй, не робей!  Кто это?

 (П.Воронько.)

 

29.«Наблюдение за сосульками»

Цель понаблюдать за сосульками в мороз и оттепель. Дети могут ответить на вопрос, почему сосульки тают, и появляется вода. Предложить послушать, как звенит капель (поставить ведерко под капающие сосульки).

Ход  прогулки

Загадка

Кто там с крыши надо мною,
Нависает в холода?
У кого это с весною,
С носа капает вода?
(Сосулька)

 

30. «Наблюдение за солнцем»

Целипродолжать знакомить с природными явлениями (солнечная
погода или нет); формировать понятия о признаках зимы.

Ход наблюдения

Февраль — последний месяц зимы. Он самый снежный и вьюжный. На солнечной стороне образуется капель.

Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно встает по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи и как греет? (Солнце светит, но не греет.)

31. «Весенними изменениями»

https://cpdsheksna.gov35.ru/upload/iblock/537/c3rwhwoqkf89zblm37dpa6asrtqv7ni2/10.jpg

Цель: развивать речь и пополнять словарный запас, коммуникативные навыки, координацию движений. Укреплять психическое и физическое здоровье.

Ход наблюдения

Наконец сегодня солнце

Заглянуло к нам в оконце,

Вместо злых метелей, стуж
На дороге много луж.      

32. «Наблюдение за капелью»

Цель: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Расширить представление детей о весне. Развивать познавательный интерес, мышление, речь.

Ход прогулки

Понаблюдать вместе с детьми за сосульками.

В: - Почему растут сосульки?

Предложить послушать капель. Вспомнить, что в морозную и пасмурную погоду капели нет. Посмотреть, как, оттаяв, сосульки падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки. Рассказать, что сосульки — это замерзшая вода, от тепла они тают. Солнышко пригревает всё сильнее и сильнее. Всё вокруг от этого тепла улыбается. Только сосулькам грустно и они стали плакать.

– Почему сосульки плачут?

(сосулькам жалко прощаться с зимой.)

Если солнышко пригрело, и сосулька стала таять, то с неё начинает капать вода.  Началась капель.

Художественное слово.

Стихи

* * *

Сосулька песенку поёт:

Кап-кап-кап!

Только кто её поймёт?

Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап!

Очень грустно мне

Кап-кап-кап!

Кто поможет мне?

* * *

Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
А. Алферов

Загадка

Кто там с крыши надо мною,
Нависает в холода?
У кого это с весною,
С носа капает вода?
(Сосулька)

33.«Приметы ранней весны»

Цель: закреплять знания о времени года; изучать приметы ранней весны.

Ход наблюдения

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

Скоро-скоро быть теплу —

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок — самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

34.«Наблюдение за птицами»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7461bf2663744dc7eb7a396a76c8a682fddc7d40-12714047-images-thumbs&n=13

Цель: продолжать знакомить с характерными признаками весны, закреплять знания детей о птицах, расширять представление об особенностях их внешнего вида.

Ход наблюдения

Загадать загадки

Вот вещунья - белобока,

А зовут ее …

 (Сорока - зимующая птица)

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей,

Кто же это…                      

(Воробей – зимующая птица)

Черный, проворный кричит «Крак»,

 Червякам враг.                  

(Грач - перелетная птица)

 Кто присел на толстый сук

  И стучит «Тук-тук, тук-тук»?  

(Дятел.  Зимует)

 Зимой на ветках яблоки,

  Скорей их собери!

   И вдруг вспорхнули яблоки,

   Ведь это…                        

  (Снегири – зимующие птицы)

   Прилетает к нам с теплом,

   Путь проделав длинный.

   Лепит домик над окном

   Из травы и глины.                    

(Ласточка – перелетная птица)

35.«Наблюдение за воробьями»

Цель: посмотреть, как воробьи купаются в весенних лужах, формировать представление у детей, что сейчас много насекомых, птицы вьют гнезда и находят корм сами.

Ход наблюдения

ЗИМА ПРОШЛА.

Воробей с березы

На дорогу – прыг!           

Больше нет мороза –

Чик, чирик!

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки –

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки –

Чик, чирик!

36.«Наблюдаем за воронами»

Цель: Внешний вид, чем питается, выводят птенцов. познакомить с жизнью птиц весной; воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Несу обед собаке в миске –

Она внимательно следит,

Бочком, бочком подходит близко,

Хватает кость и прочь летит.

Лохматый сторож не в обиде

К хромой соседке он привык.

Все понимает пес, все видит,

Но у животных свой язык.

37.«Наблюдение за насекомыми»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d74a356384a02535b282f2351638d046071eb179-12901607-images-thumbs&n=13

Цель: дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.

Ход наблюдения

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны

(пчела)

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо

(оса)

Точка, точка, два крючочка

Это лапки у жука,
Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка,
Справа точка, слева –

Точка, в черных крапинках бока.

(божья коровка)

 

 

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Новосибирска

«Детский сад № 401»

(383) 267-73-53

630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1

ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.02.304.8

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ

ПРИРОДЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3e267dcccc4f656640d1d6edd2a9ca21ae843dbd-9853580-images-thumbs&n=13

выполнила:  

                                                                           

                                                                                  Филина Н.В

                                 

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ

ПРИРОДЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

1.Целевая прогулка « Где живут муравьи»

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни. Познакомить с муравьями.

Ход   наблюдения

 Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – все это притащили маленькие труженики – муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Муравьи снуют, каждый что-то несет. Муравьи никого не обижают.

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши – муравьята,                  https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4b36d178a485c6da7cb9e95d15a3a3e6b8680dc7-11951399-images-thumbs&n=13

 

2.Наблюдение за тем, как педагог ухаживает за комнатными растениями.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b6d77e6d1a87dcf7d5cb8c9ba8ccfb97df835670-4533077-images-thumbs&n=13
Цель
: показать, что растения нуждаются в уходе. Педагог осматривает растения и ухаживает за ними: поливает, протирает листья, моет поддоны. При этом он удовлетворяет желание ребят участвовать в уходе за растением: дает им леечки, объясняет и показывает, как нужно правильно поливать (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, на первых порах можно даже держать руку ребенка с лейкой).

3.Наблюдение за уборкой овощей старшими детьми.

Цель: дать представление об овощах (моркови, помидорах, огурцах, репе); формировать умение находить в огороде овощи.

Ход   наблюдения

На огород мы наш пойдем
И овощей там наберем.
Дорога коротка, узка,
Идем, ступаем мы с носка.
И по бордюру мы пройдем
И приседаем мы на нем.
Потом обходим деревца
И пробежимся мы слегка

4.Наблюдение на прогулке за осенним деревом

Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья), упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают.

Ход   наблюдения

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...
5.Наблюдение за березой»

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: березе.

Ход   наблюдения

Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза раскудрявая!

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

6.Наблюдение за погодой»

Цель: продолжать ежедневно отмечать состояние погоды, предлагать детям определять, какая она (пасмурная, дождливая, ветреная, солнечная). Развивать наблюдательность детей, воспитывать дружеские отношения со сверстниками.

Ход   наблюдения

Дождь, дождь целый день

Барабанит стекла.

Вся земля, вся земля

От дождя промокла.

(Е. Трутнева)

Предложить детям посмотреть на ветви деревьев и определить, есть ли на улице ветер. Если есть, то какой (холодный, пронзительный):

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена!

Ветер листья с веток

Разогнал по свету ...

 

7.Наблюдение за цветущими растениями цветников

Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов. Учить бережно относиться к растениям.

Ход наблюдения: Рассмотреть растения, спросить, какого цветы цвета, формы, что у них есть, кроме цветов. Учить детей беречь цветы, не мять их, не рвать большие букеты.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке

 

8.Наблюдение за комарами»

Цель: Продолжить работу по ознакомлению детей с насекомыми (комары). Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход:

Комарики у левого уха. Хлоп в ладошки! Комарики у правого уха. Хлоп в ладошки! Комарики у левого плеча. Хлоп в ладошки! Комарики у правого плеча. Хлоп в ла дошки!

https://img.razrisyika.ru/kart/24/1200/92065-komar-dlya-detey-6.jpg

9.Наблюдение за облаками»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=49ca7b81330d8ff8f9ddcadf6c0d2efe09c4ad2d-12438744-images-thumbs&n=13

Цели:  познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу.

Ход  наблюдения

Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам!

Фиолетовою тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей

Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл

Даже солнце заслонил.

10.Наблюдение за дождем

Цель: Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь.

Ход   наблюдения

Пронаблюдать за осенним дождем. Обратить внимание, что капли дождя крупные и частые. Послушать, как капают капли по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода. Какие на асфальте лужи?

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька

Лужу разрезал – не разрезал.

(Русская народная потешка)

 

11.Наблюдение за солнцем

Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце на улице тепло; поддерживать радостное настроение.

Ход   наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)

 

12.Наблюдение за листопадом

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=8d3faeed9762680092144cf8528d8b4ebfa85829-11005614-images-thumbs&n=13

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад».

Ход   прогулки

В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю по крыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья — все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружит ся и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья шурша полетели на землю. Это листопад.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят...

Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».

13.«Наблюдение за приметами золотой осени»

Цель –  уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.

Ход

Осень на опушки краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

теперь, когда наступила осень, овощи созрели. «Давайте мы вам поможем!» — предлагают малыши.

На огород мы наш пойдем
И овощей там наберем.
Дорога коротка, узка,
Идем, ступаем мы с носка.
И по бордюру мы пройдем
И приседаем мы на нем.
Потом обходим деревца
И пробежимся мы слегка

 

14.«Наблюдение за собакой»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=787d2094e6c6075ccfeb6b30f92625d5e6efdb48-9657345-images-thumbs&n=13

Цели: расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.

Ход    наблюдения

Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик — будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?

 Заворчал живой замок,

 Лег у двери поперек, 

 Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку.

Цель: уточнить представление детей о кролике, его внешнем виде, направлять внимание детей на сравнение кролика и кошки, на различия в длине передних и задних ног кролика, активизировать словарь, мышление, воспитывать желание заботиться о животных.

15.«Наблюдение за насекомыми» 

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

 Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них летают. Обратить внимание ни усы жуков – усачей. Рассмотреть, как жуки раскрывают крылья при полете, улетают искать себе пищу.

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом(жук)

 

16.«Наблюдение за птицами»

Цели: продолжать наблюдение за птицами, их повадками; сравнить воробья и голубя.

Ход    наблюдения

Начните наблюдение после того, как подкормите птиц.

Голуби, голуби —

Раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

Воробей над кормом

Прыгает, кружится,

Перышки взъерошены,

Хвостик распушился.

Это маленькие рыбки

17. «Наблюдение за дождем»

Цель: Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь, вызвать желание любоваться городом после дождя (свежо, нет пыли, легко дышится)

Ход   наблюдения

Пронаблюдать за осенним дождем. Обратить внимание, что капли дождя крупные и частые. Послушать, как капают капли по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода. Какие на асфальте лужи?

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька

Лужу разрезал – не разрезал.

(Русская народная потешка)

18. «Наблюдение за ветром»

Цель: расширять представления детей о том, что ветер дует, качает деревья. Если ветер сильный, то деревья раскачиваются больше.

Ветер щёки толстые

Надул, надул, надул,

На деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

19.«Наблюдение за небом и облаками» 

Цель: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.

Ход

В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице не так жарко.

Облака,

Белогривые лошадки,

Облака,

Что вы мчитесь без оглядки?

 

20«Наблюдение за свежевыпавшем снегом»

Цели: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.

Ход   наблюдения  

На заборах и крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка

— Всюду снега намело.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только грозди на вершинке

Ярче прежнего горят

Воспитатель задает детям вопросы.

1.       Какое сейчас время года? (Зима.)

2.       Почему? (Кругом лежит снег, холодно.)

3.       Какого цвета снежинки? (Бесцветные.)

4.       Во время снегопада стало теплее? (Если  во время  снегопада  тем пература  воздуха изменилась, значит  и  форма  снежинок  меняется.)

21.«Наблюдение за морозными узорами»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=9dce91742a57e01bcaec16a0ecabc61e2fff32a7-11497947-images-thumbs&n=13

Цель: рассмотреть на окне морозные узоры.

Ход   наблюдения

Не дождавшись тепла среди зимнего дня,

Распустились цветы на окне у меня.

Подошел я к цветам, стала мокрой щека,

Оттого, что окна коснулся слегка.

Подошел я к цветам, но не пахли они.

Для чего ж они выросли в зимние дни?

Наблюдать за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронутся до окон с узорами?

 

22.«Наблюдение за свойствами снега»

Цель: продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).

Ход прогулки. Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

Раз шажок, два шажок

Под ногой снежок.

 

23.«Наблюдение за снегопадом»

Цель: формировать представление о состоянии воды.

Ход   прогулки Дети выходят на прогулку и видят, что идет снег. «Снег! Снег идет!» — сообщают они воспитателю. «Правильно! — говорит воспитатель. — Идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад!» Дети повторяют: «Снегопад!»

Педагог продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся, кто куда. А на нас садятся? Вот только что одна снежинка села на Танину шубу, а другая на шапку Саши». Дети внимательно осматривают себя: «А мне на валенки села! А мне на варежку!»

«Смотрите, как звездочка!» — говорит педагог и предлагает посмотреть на красивую снежинку, упавшую на рукав Олиной шубы. Педагог предлагает подставить руку навстречу падающему снегу, а когда упадет на варежку большая снежинка — подуть на нее. «Летит? Пусть летит дальше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!»

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

  

24Наблюдение за небом»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4724f3a7f926e385e7ddb21dfbcb336141ce8520-5474084-images-thumbs&n=13

Цели: продолжать знакомство с различными природными явлениями; учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).

Ход   наблюдения:

  Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чис тое, голубое.)

Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно — хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)

Дуют ветры,

Ветры буйные.

Ходят тучи,

Тучи ясные.

25. «Наблюдение за березой»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=efe829dab9345130753be24864502ac03da8a473-12606451-images-thumbs&n=13

Цели: расширять представление о дереве; формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитать желание защищать и оберегать природу.

Ход   наблюдения. Подвести детей к березе.

Улицей гуляет Дедушка Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берез.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол. (Белый, с черными полосками — похож на сарафан.) Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

26.«Наблюдение за синицей»

Цели: закреплять представление о названии птицы, характерных при знаках внешнего вида; воспитывать желание ухаживать за птицами.

Ход   наблюдения. Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой — это синичка. Понаблюдать, как она будет клевать сало, крошки хлеба.

Напомнить детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их надо подкармливать. Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах. Как их называют и чем они питаются?

Маленькая птичка

- Желтогрудая синичка,

По двору гуляет,

Крохи собирает

27. «Следы на снегу»

Цель: учить определять следы: детские, взрослые, следы животных.

Ход   прогулки. Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрос лого со следом ребенка.

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

Погляди, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз:

— Тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай нам, Денис, кормушки».

28.«Наблюдение за птицами»

Цели: закреплять желание детей заботиться о птицах; изучать их повадки и особенности.
Ход  прогулки   Дети выходят на прогулку. Воспитатель обращает их внимание на зимующих птиц и рассказывает, что зимой им голодно: нет мошек, червячков, только люди могут помочь — покормить их.

Дети отвечают на вопросы: как называют птиц, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше — у голубя или воробья.

Птицы пугливые. Чуть что — вспорхнут и улетят. Воспитатель гово рит: «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые люди. Ска жите им, ребята».

воспитатель предлагает отгадать загадку:

На суку сижу,   «Кар! Кар!» — кричу.

Чик-чирик!     С ветки прыг.

Клюй, не робей!  Кто это?

 (П.Воронько.)

 

29.«Наблюдение за сосульками»

Цель понаблюдать за сосульками в мороз и оттепель. Дети могут ответить на вопрос, почему сосульки тают, и появляется вода. Предложить послушать, как звенит капель (поставить ведерко под капающие сосульки).

Ход  прогулки

Загадка

Кто там с крыши надо мною,
Нависает в холода?
У кого это с весною,
С носа капает вода?
(Сосулька)

 

30. «Наблюдение за солнцем»

Целипродолжать знакомить с природными явлениями (солнечная
погода или нет); формировать понятия о признаках зимы.

Ход наблюдения

Февраль — последний месяц зимы. Он самый снежный и вьюжный. На солнечной стороне образуется капель.

Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно встает по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи и как греет? (Солнце светит, но не греет.)

31. «Весенними изменениями»

https://cpdsheksna.gov35.ru/upload/iblock/537/c3rwhwoqkf89zblm37dpa6asrtqv7ni2/10.jpg

Цель: развивать речь и пополнять словарный запас, коммуникативные навыки, координацию движений. Укреплять психическое и физическое здоровье.

Ход наблюдения

Наконец сегодня солнце

Заглянуло к нам в оконце,

Вместо злых метелей, стуж
На дороге много луж.      

32. «Наблюдение за капелью»

Цель: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Расширить представление детей о весне. Развивать познавательный интерес, мышление, речь.

Ход прогулки

Понаблюдать вместе с детьми за сосульками.

В: - Почему растут сосульки?

Предложить послушать капель. Вспомнить, что в морозную и пасмурную погоду капели нет. Посмотреть, как, оттаяв, сосульки падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки. Рассказать, что сосульки — это замерзшая вода, от тепла они тают. Солнышко пригревает всё сильнее и сильнее. Всё вокруг от этого тепла улыбается. Только сосулькам грустно и они стали плакать.

– Почему сосульки плачут?

(сосулькам жалко прощаться с зимой.)

Если солнышко пригрело, и сосулька стала таять, то с неё начинает капать вода.  Началась капель.

Художественное слово.

Стихи

* * *

Сосулька песенку поёт:

Кап-кап-кап!

Только кто её поймёт?

Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап!

Очень грустно мне

Кап-кап-кап!

Кто поможет мне?

* * *

Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
А. Алферов

Загадка

Кто там с крыши надо мною,
Нависает в холода?
У кого это с весною,
С носа капает вода?
(Сосулька)

33.«Приметы ранней весны»

Цель: закреплять знания о времени года; изучать приметы ранней весны.

Ход наблюдения

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

Скоро-скоро быть теплу —

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок — самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

34.«Наблюдение за птицами»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7461bf2663744dc7eb7a396a76c8a682fddc7d40-12714047-images-thumbs&n=13

Цель: продолжать знакомить с характерными признаками весны, закреплять знания детей о птицах, расширять представление об особенностях их внешнего вида.

Ход наблюдения

Загадать загадки

Вот вещунья - белобока,

А зовут ее …

 (Сорока - зимующая птица)

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей,

Кто же это…                      

(Воробей – зимующая птица)

Черный, проворный кричит «Крак»,

 Червякам враг.                  

(Грач - перелетная птица)

 Кто присел на толстый сук

  И стучит «Тук-тук, тук-тук»?  

(Дятел.  Зимует)

 Зимой на ветках яблоки,

  Скорей их собери!

   И вдруг вспорхнули яблоки,

   Ведь это…                        

  (Снегири – зимующие птицы)

   Прилетает к нам с теплом,

   Путь проделав длинный.

   Лепит домик над окном

   Из травы и глины.                    

(Ласточка – перелетная птица)

35.«Наблюдение за воробьями»

Цель: посмотреть, как воробьи купаются в весенних лужах, формировать представление у детей, что сейчас много насекомых, птицы вьют гнезда и находят корм сами.

Ход наблюдения

ЗИМА ПРОШЛА.

Воробей с березы

На дорогу – прыг!           

Больше нет мороза –

Чик, чирик!

Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек,

И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки –

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки –

Чик, чирик!

36.«Наблюдаем за воронами»

Цель: Внешний вид, чем питается, выводят птенцов. познакомить с жизнью птиц весной; воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Несу обед собаке в миске –

Она внимательно следит,

Бочком, бочком подходит близко,

Хватает кость и прочь летит.

Лохматый сторож не в обиде

К хромой соседке он привык.

Все понимает пес, все видит,

Но у животных свой язык.

37.«Наблюдение за насекомыми»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d74a356384a02535b282f2351638d046071eb179-12901607-images-thumbs&n=13

Цель: дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.

Ход наблюдения

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны

(пчела)

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо

(оса)

Точка, точка, два крючочка

Это лапки у жука,
Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка,
Справа точка, слева –

Точка, в черных крапинках бока.

(божья коровка)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за объектами живой и неживой природы

Календарно-тематическое планирование наблюдений за объектами живой и неживой природы на прогулках в подготовительной к школе группе...

Картотека наблюдений за объектами живой и неживой природы в младшей группе..

В данном материале содержится планирование наблюдений за обьектами природы для детей младшего возраста....

Картотека наблюдений за объектами живой и неживой природы в младшей группе..

В данный материал можно использовать в календарном планировании наблюдений за обьектами живой и неживой природы для детей младшего возраста....

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений об объектах живой и неживой природы у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – очень значимый этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются ...

Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы. Тема: «Наблюдение с объектами живой и неживой природы»

Конспект проведения образовательной деятельности познавательное развитие с детьми старшей группы.Тема: «Наблюдение с объектами живой и неживой природы» Цель: «Формирование целос...

Разработка системы наблюдения в течении месяца (Март), за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста

Разработка системы наблюдения в течении месяца (Март), за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста...