Консультация воспитателей «Календарь природы своими руками».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сорокина Г.В.

          Уголок природы – важный дидактический материал каждой группы детского сада. Несомненно, для каждого воспитателя создание календаря природы – это полет фантазии! В календаре природы мы можем отмечать день недели, месяц, время года, погоду, расположить листы для зарисовки своих наблюдений за погодой, природой, числа от 1 до 7 (дни недели) или от 1 до 12 (месяцы).

          Для всестороннего развития ребенка, работа с календарями природы, имеет большое значение: наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. Дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию наглядно-образного, логического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-kalendar_prirody.docx25.85 КБ
PDF icon kalendar_prirody.pdf1.69 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА 1874

г. МОСКВА ДГ «РАДОСТЬ»

Консультация

воспитателей

«Календарь природы своими руками».

Подготовила

воспитатель:

Сорокина Галина Викторовна

г. Москва

2022 г.

Уголок природы – важный дидактический материал каждой группы детского сада. Несомненно, для каждого воспитателя создание календаря природы – это полет фантазии! В календаре природы мы можем отмечать день недели, месяц, время года, погоду, расположить листы для зарисовки своих наблюдений за погодой, природой, числа от 1 до 7 (дни недели) или от 1 до 12 (месяцы).

Для всестороннего развития ребенка, работа с календарями природы, имеет большое значение: наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. Дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию наглядно-образного, логического мышления. Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года, месяца, дни недели,время суток. И всё это детям будет намного быстрее и проще усвоить с помощью календаря природы.

Необходимость ведения календаря прослеживается и в необходимости создания условий для развития проектной деятельности, поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям. Помогает развитию речи, познавательному развитию, интеллектуальному и нравствунному развитию и даже трудовому воспитанию.

Сейчас много интересных календарей природы, погоды можно купить в магазинах. Они яркие , красочные, разнообразные, с насыщенной информацией. Это легкий способ приобреетения календаря. Но плохо то, что дети не принимают участия в моделировнаии и конструировании календаря, в обсуждении его создания. Соответственно отсюда и слабый интерес к нему. Покупные календари чаще можно только вешать на стену, что не всегда удобно, просто положить на стол. И к тому же есть еще минусы в использовании готовых календарей.

А вот если привлечь детей к созданию календаря, то он будет куда больше их радовать, интересен и принесет гораздо больше пользы, если будет изготовлен руками ребенка совместно с педагогом. И дети с большим удовольствием будут определять погоду, дни недели, знакомиться с временами года, делать зарисовки, что-то мастерить, моделировать, планировать. Дети будут работать осмысленно, осознанно, охотнее проявлять самостоятельность.

Привлечение детей к созданию календаря природы имеет много плюсов.

Покупные календари чаще можно только вешать, прикреплять к стенке. А ведь они могут быть разнообразными: их можно сделать в виде ширмы, в виде лэпбука, в виде раскладушки, в виде набора картинок на полотне, причем нарисованных своими руками. Но прежде необходимо вместе с детьми обсудить, продумать, спланировать, что будем делать, предложить создать символы, например, явлений природы, осадков, при этом развиваем разговорную речь, мыслитедьные операции.

Можно предложить макеты природных зон и варианты их изготовления. Очень интересно и необычно. У дошкольников, благодаря этой идеи, развивается мировоззрение, а также любознательность и наблюдательность. Макеты должны быть разнообразными, привлекательными, создавая и описывая их, ребенок не только получает новые знания, но и обобщает информацию, происходит развитие связной речи.

А можно просто нарисовать на листе план уголка природы, календаря. А можно предложить менять внешний вид и окружение уголка в зависимости от сезона. Осенью растения желтеют и листья опадают с деревьев, а весной наоборот – в уголке появляются цветы и новые растения, которые крепятся к стене, к макету. Зимой – белоснежные снежинки, изготовленные непосредственно детьми, красиво кружатся в уголке, как будто хотят плавно лечь на «заснеженный пол». А можно сделать оригами снегирей и разместить их на дереве. Весной на дереве сидят сделанные оригами грачи, цветут подснежники, выполненные в технике оригами или объемной аппликации. Можно вместе с детьми смастерить дерево, на котором висят листья, которые можно менять в зависимости от времени года. Помимо речевого общения, развиваем у детей пространственное ориентирование, употребление предлогов – на, над, перед, за и др.

Создание календаря природы мы можем начать вместе с детьми в младшей группе и с возрастом совершенствовать его, постоянно дополнять, обновлять, усложнять в зависимости от возраста. Совместно моделировать, планировать, обязательно использовать систему символов, которую дети могут создавать сами. Учим детей пользоваться свободно этими символами, создавать объемную аппликкацию, конструирование.

А можно смоделировать календарь природы в виде фланелеграфа и вместе с детьми проследить, как меняются времена года, какие государственные праздники отмечаем, приобщая детей к общественной жизни, привлекая к общению. Обсуждаем вместе с детьми, что будем наблюдать, где будем распологать символы, какие символы; изучать и повторять математические понятия.

Можно смоделировать календарь в виде часов. И опять, привлекаем детей к обсуждению, самостоятельному поиску решений, к сравнению, анализированию, моделированию. А для этого, как в былые времена, мы можем вернуться к зарисовкам своих наблюдений. На прогулке наблюдаем, а в группе делаем зарисовки своих впечатлений, отмечаем погоду.

Рисунки можно собирать в кармашек, а спустя неделю, месяц сравнить, каких дней было больше – дождливых или солнечных, каких осадков было больше, как это влияло на живую и неживую природу. Вот и закрепление знаний символов.

А вот и разные символы которые дети придумыавют сами, проявляют свое творчество, воображение, фантазию, рассуждают, обсуждают, учатся доказывать, предлагают свои варианты.

Благодаря этому мы сможем привить детям интерес к познанию окружающего мира, научить использовать уже имеющуюся инфрмацию, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности, воспитать умение действовать самостсятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Календарь можно сделать в виде инстоляции. Дети радуются своей работе. У них совсем другое отношение к календарям природы. Проявляются бережливость, познавательный интерес, желание что-то придумать самим, улучшаютя умения и навыки в рисовании, конструировании. Дети больше общаются друг с другом. Развивается культура речи.

Сколько было радости у детей, когда они увидели инстоляцию, сделанную своими руками: это мой листик, а под деревом стоит мой мухамор…; а я свой листик повесил на ветку…

Обсуждаем, что еще можно сделать? Кого еще можем добавить в календарь природы? А кто может жить на дереве, под деревом… Как, где будем распологать… Что сначала будем делать, что потом, почему, составляем план на бумаге…

Через, казалось бы в таком простом деле, как изготовление своими руками календаря природы, через обучение детей самостоятельно планировать, моделировать календарь, рассуждать, создавать, самостоятельно принимать нужные решения, искать ответы, учим детей концентрировать внимание, включаться в продуктивную, комбинированную практическую деятельность, включающую в себя исследовательскую работу – конструирование, математику, творчество, коммунакацию, словарную работу.

Данная инсталляция, сделанная руками детей – это часть календаря природы. И в процессе ее создания, мы изучали деревья, грибы, проводили опыты с листакми, рассматривали спилы деревьев, опредляя их возраст. Но сначала было обсуждение, что и как будем делать, составляли план инсталляции, обговаривали, что может жить под деревом, на дереве…

Работа с инсталлацией будет продолжаться, меняться в зависимости отвремени года. И главное, что по ее созданию и планированию дети предлагают свои идеи.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс как сделать стенд календарь природы своими руками автор: Тухватуллина в. Р.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам оригинальную идею для оформления уголка по экологии – календарь природы. Такой красивый календарь природы будет радовать детей, и они с удовольствием будут определять ...

Календарь природа своими руками.

Всем известно, что в каждой группе должен быть календарь природы. Я предлагаю изготовить его своими руками.Для этого вам понадобится:1. Плотный лист картона или пенопластовая потолочная плитка.2. Само...

Мастер - класс:" Красота природы - своими руками"( поделки из природного и бросового материала ). Для педагогов и родителей с участием детей старшей группы.

Цели этого мастер - класса научитьродителей и педагогов работать с приридным и бросовым материалом, развивать творческие с...

Календарь природы своими руками

Всем нам известно, что в каждой группе должен быть календарь природы. Сейчас много интересных календарей можно купить в магазинах, но это ведь самый легкий способ. Поэтому решила изготовить свой яркий...

Календарь природы своими руками

Календарь природы своими руками для детей средней группы....

уголок природы своими руками

Очень давно не могли дойти руки на нашего уголка природы в группе. Очень много искала полезной и интересной информации, что можно сделать , эстетически оформить красиво, и самое главное было интересно...

Макет "Круговорот воды в природе" (своими руками)

Дидактический материал предназначен для педагогов....