Педагогическая статья "Ребенок и природа"
статья по окружающему миру

Жукова Ольга Владимировна

Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировозрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Дошкольный возраст является базой формирования основ мироведения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rebenok_i_priroda.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая статья    "Ребенок и природа"

       

Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировозрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Дошкольный возраст является базой формирования основ мироведения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.

Природа — удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир, трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.   

     Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать.

        Психологи утверждают, что маленький ребенок очень тесно связан с природой. Поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства-в семье и в детском саду. Поэтому одна из главных моих задач — воспитать в детях любовь к природе, научить их понимать и беречь ее. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства.

Рассматривая с детьми цветы, траву, листья, я обращаю внимание на их красоту, нежность. Учу любоваться ими.

В общении с живой природой у детей воспитывается любовь к родному краю. Есть еще одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно.

Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения к природе, к себе. Другим людям как части природы.

Экологические знания — сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней4 об использовании природных богатств.

Формы и методы работы с детьми разнообразны: это и наблюдения, ведение разных календарей, занятия, целевые прогулки, походы и т.д.

Спецификой моей технологии является использование литературных произведений, которые доступны детям, учат быть наблюдательными. С любовью относиться ко всему живому. Рассказы В. Бианки, «героями» которых часто бывают птицы, помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернаты, их образе жизни, поведении.

Одним из средств полученных знаний о природе являются словесные, дидактические игры и речевые задачи. В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, то есть видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств; участвовать в создании жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Одной из главных моих задачи было формирование взаимодействие человека и природы. С этой целью проводились целевые прогулки и наблюдения, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных. Беседы сопровождались чтением художественной литературой.

Большую роль в работе, по экологическому воспитанию с детьми, отвожу уголкам природы. Воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями не только на занятиях. Но и в процессе повседневной жизни.

Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу на нашей планете, за ее здоровье.

Интерес к природе у дошкольников проявляется:

  • в стремлении познать природу;
  • в чтении книг о природе;
  • в деятельности по защите природы;
  • в изображении природы в картинках, рисунках, аппликации, лепке.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются:

  • прогулки и экскурсии на природу;
  • фенологические наблюдения;
  • использование элементов исследовательской работы;
  • изучение загадочных явлений природы;
  • деятельность по оказанию помощи природе;
  • чтение книг и просмотр видеофильмов о природе;
  • проведение бесед о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игры о природе и здоровье, их влияние на развитие ребенка"

В статье даны сведения о значении игр, их влияние на развитие личности ребенка. Представлены следующие виды игр: театрализованные, игры-иммитации, игры с движениями, сюжетно-дидактические и сюжетно-ро...

Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период ранней адаптации к ДОО»

В статье описаны основные направления адаптационной работы педагога-психолога с детьми раннего возраста с учетом требований программы "Теремок" (И.А. Лыкова). Рассмотрены классические и инно...

Педагогическая статья воспитателя первой младшей группы "Сенсорное развитие ребенка"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...

Педагогическая статья "Как привить ребенку любовь к чтению"

Данная статья содержит полезные советы родителям для прививания интереса к чтению книг. Время, проведенное с книгами, создает особые моменты для родителей, чтобы сблизиться со своим ребенком и наслади...

Статья «Взаимосвязь ребенка с природой»

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей мере испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются...

статья "Ребенок и природа"

В жизни каждого человека природа играет важную роль.Ведь,что такое природа- это все ,что нас окружает.Природа бывает: живая и неживая.А все ,что создает человек.это рукотворный мир,и все благодаря при...

СТАТЬЯ «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ»

Хотите, чтобы ваш ребенок развивался в гармонии с окружающим миром и вырос полноценным членом современного общества? Конечно же, да, скажет любой родитель. Научите его любить и ценить природу. Для это...