Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период ранней адаптации к ДОО»
статья

Петренко Елена Александровна

В статье описаны основные направления адаптационной работы педагога-психолога с детьми раннего возраста с учетом требований программы "Теремок" (И.А. Лыкова). Рассмотрены классические и инновационные методы психолого-педагогического сопровождения раннего детства. Материал будет полезен педагогам-психологам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_konferentsii_2020.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка

в период ранней адаптации  к ДОО»

Петренко Елена Александровна

Воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № 17 «Алёнка»

Аннотация

      Современное общество нацелено на научно-обоснованное, гуманное отношение к организации и содержанию психолого-педагогической работы в образовательной сфере. Внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования, Государственного Стандарта Педагога  способствует  активному поиску инноваций в дошкольной сфере, пересмотру устаревших взглядов на психолого-педагогическое сопровождение дошкольного детства. Одним из таких вопросов является  адаптация детей в  ДОУ. В статье рассмотрены современные формы   работы педагога-психолога с детьми раннего возраста, в рамках осуществления программы «Теремок», нацеленные на комфортное проживание ребенком сложного периода привыкания к новому социальному окружению.  Результативность работы  специалиста отражена в итоговой диагностике воспитанников и выражена снижением психологического дискомфорта у всех участников образовательного процесса.

Введение

     Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» [6] определяет ключевые направления психолого-педагогической работы в системе дошкольного образования:  «Одной из важнейших задач модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация», что предполагает в том числе: «защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста».  Таким образом,  актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса адаптации детей к  условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы  сохранению и укреплению их физического и психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке новых действенных приемов и методов,  способствующих  повышению адаптационных возможностей детей , поступающих в ДОУ.

     Темой данной работы является «Психолого-педагогическое сопровождение ранней адаптации детей к условиям ДОУ» в рамках осуществления  программы «Теремок».

     Целью работы является поиск новых методов и приемов, способствующих сохранению и укреплению психологического и физического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации в ДОУ. Отсюда следуют следующие задачи работы: определить основные методы и приемы психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольников  посредством изучения основных публикаций по теме, подтвердить (опровергнуть) эффективность использования новых методов профилактики дезадаптации в раннем возрасте.

Основная часть

      Изучением темы ранней адаптации  занимались такие специалисты, как А.И.Жукова, Н.Д.Ватутина, Н.И.Добрейцер, Р.В.Тонкова- Ямпольская, Н.М.Аксарина, и др.  Авторы указывают на «необратимость негативных последствий в личностном развитии ребенка в случаях неготовности его к переходу в новые социальные условия» [3] Подчеркивают важность целенаправленного, дифференцированного подхода к  планированию адаптационных мероприятий.  Реализация работы  в условиях ДОУ проходит через решение следующих задач:

  1. обеспечение положительной эмоциональной атмосферы в группе детей;
  2. формирование у каждого ребенка активной познавательной и игровой деятельности, как главных механизмов развития;
  3. создание доверительных взаимоотношений между ребенком и взрослым;
  4. психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов [3,4]

       Отечественные специалисты выделяют следующие основные методы  в адаптационной работе:

- диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ через ведение индивидуальных листов адаптации на каждого ребенка с последующим учетом полученных данных

-анкетирование родителей воспитанников и педагогов по теме

- проведение подгрупповых и индивидуальных консультаций и лекций для родителей

-организация адаптационных занятий с детьми

-наблюдения за детьми в повседневной жизни группы и в общении с родителями [3,2]

Исходя из принципа амплификации развития, предусмотренным программой «Теремок», согласно которому «психическое развитие личности на каждой возрастной стадии осуществляется непосредственно в процессе деятельного освоения социокультурного опыта, через  системное, постепенное и последовательное расширение круга освоенных объектов и явлений в разнообразии их свойств, функций, взаимосвязей» [5]; адаптационные занятия с детьми раннего возраста должны быть организованы с учетом познавательной потребности воспитанников и наибольшей эмоциональной комфортности, реализуемой за счет использования следующих приемов:

-внедрения элементов разнообразных психотехник (арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, телесноориентированной терапии и др)

- организации совместных адаптационных занятий с детьми и родителями

-осуществление психолого-педагогической пропаганды родителей воспитанников через интернет-ресурсы, социальные сети и использование индивидуальных сайтов ДОУ.

         Проведенная нами аналитическая работа доказала эффективность внедрения новых методов в  организации адаптационных мероприятий с детьми раннего возраста. Так, по итогам начальной диагностики, только  4 (20%) родителям было известно, что во второй группе раннего возраста  проводится  работа по адаптации детей, 10 (50%) родителей не обладали данной информацией, еще 4 (25%) родителей воздержались от ответа.  Но благодаря активной пропаганде деятельности ДОУ на личном сайте, организации вебинаров по теме, в конце учебного года все родители группы имели представления о проводимой специалистами в ДОУ работе, отмечали полезность информации, активно использовали полученные знания на практике. Диагностика уровня детской адаптированности в сентябре показала, что только 3 (15%) детей адаптируются легко, 13 детей (65%) переживают  период привыкания к саду в средней степени тяжести: некоторое время плачут после ухода родителей, неохотно берутся за игрушки; и 4 ребятишек (20%) сложно переживают адаптационный период. По окончании учебного года процентное соотношение количества детей с легкой и средней степенью адаптации значительно изменилось. Только 5 детей из 20 (25%) адаптировались к новым социальным условиям в средней степени тяжести, один ребенок (5%) адаптировался тяжело: часто болел, находился длительное время в отпусках. Остальная группа детишек пережила сложный период  в легкой форме. Уже к ноябрю оставались на полный день, в течение года болели не чаще 3-4 раз. Анкетирование родителей показало возросшую активность в процессе обсуждений педагогических тем на сайте ДОУ, вебинарах; к концу учебного года воспитатели второй группы раннего возраста отметили сплоченность родительского коллектива, инициативность в психолого-педагогических дискуссиях.  В этом педагоги видят результат эффективности новых приемов психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста, активного сотрудничества всех участников образовательного процесса: и родителей, и воспитателей, и специалистов ДОУ. Внедрение совместных детско-родительских адаптационных занятий в ДОУ, использование разнообразных психотехник в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста, а также активное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников посредством интернет-ресурсов возможно использовать в практике других ДОУ с целью оптимизации процесса адаптации в группах раннего возраста.

Заключение

    Резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести маленького ребенка к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. Поэтому так первостепенно стоит задача поиска наиболее эффективных приемов и методов, оптимизирующих процесс адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ.  Только грамотное, научно обоснованное использование комплекса методов, слаженная работа всех участников образовательного процесса позволит  организовать наиболее комфортное пребывание ребенка в ДОУ, обеспечит гармоничное , всестороннее его развитие.

Список используемых источников:

  1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Издат, 2014. 189 с.
  2.  Веракса А. Н., Гуторова Н. Ф. Практический психолог в детском саду. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 144 с.
  3.  Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. СПб. : Феникс, 2011.78с.
  4. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2012
  5. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. (2-е дополненное издание)
  6. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС

«Психолого-педагогические основы здоровьесбережения педагога в рамках ФГОС» Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогическо...

Статья на тему:Психолого-педагогические основы формирования изобразительных умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как  отмечают исследователи детского изобразительного творчесва (Сакулина Н.П., Камарова Т.С., и...

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследовани...

Статья на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивной группы"

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" были предусмотрены меры законодательного закрепления обеспечения равно...

Сборник статей на тему: "Психолого - педагогическое сопровождение детей: современные тенденции развития"

Статья на тему: "Фольклор в воспитании у дошкольников любви к малой Родине"....

Сборник статей на тему: "Психолого - педагогическое сопровождение детей: современные тенденции развития"

Статья на тему: "Фольклор воспитании у дошкольников любви к малой Родине"....