Главные вкладки

    Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
    статья (младшая группа) на тему

    Гудкова Алена Сергеевна

    Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.

    Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследования мы изучали труды великих педагогов и исследователей по данной теме. Мы предполагаем, что содержание данной программы поможет детям пройти адаптационный путь без каких-либо патологий.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_1.docx18.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гудкова Алена

    воспитатель

    МБДОУ «Детский сад № 436»

    г.Нижний Новгород

    ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

    Аннотация: Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.

    Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследования мы изучали труды великих педагогов и исследователей по данной теме. Мы предполагаем, что содержание данной программы поможет детям пройти адаптационный путь без каких-либо патологий.

    Ключевые слова: ранний возраст, психолого – педагогическое сопровождение, дети дошкольного возраста.

    Вопрос адаптации человека к видоизменившимся условиям жизни существовал и остаётся важным в наше время. Данная проблема захватывает умы научных и практических исследователей. Наиболее актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда малыш с домашней стабильной среды переходит в иную, порой наиболее агрессивную среду. При поступлении детей в дошкольную организацию совершается перемена стереотипов: с знакомой домашней обстановки ребенок поступает в непривычное окружение, где всё так неизвестно. Четкий порядок дня, дефицит родителей, иной образ общения, новейшие условия к поведению, постоянная связь с ровесниками, новейшее место – все эти перемены формируют для детей напряженную обстановку. В итоге нарушается сон, аппетит, зарождаются различные страхи, ребенок не желает играть с другими детьми, все это без исключения сопутствуется соматическими недугами, порой переходящими в хронические заболевания. Непосредственно по этой причине, насколько быстро и менее негативно пройдет процесс адаптации, настолько благоприятным станет состояние детей и его самочувствие.

    К вопросу о сложностях адаптационного периода подходили и отечественные, и зарубежные исследователи: Аксарина Н.М., Тонкова – Ямпольская Р.В., Шмидт – Кольмер Е. и др.

    Теплюк С. изучила деятельность дошкольных учреждений в момент адаптации обнаружила, что этот вопрос – один из недостаточно решаемых. Педагоги групп никак не готовы оказывать вновь поступившим ребятам квалифицированную помощь и психолого-педагогическую помощь; они зачастую показывают дефицит умений грамотного построения отношений с родителями новеньких.

    В связи с этим, она советует, методисту и психологу укрепить работу с персоналом в данном направлении: систематично освещать ранее не известные подходы к выявлению таких тем, равно как ведущая роль взрослого в формировании детей (Г.М. Лямина), этапы развития общения взрослого с ребенком (С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева), фактическое использование данных знаний в условиях адаптации (Н.Д. Ватунина), диагностическая методика адаптационного профиля (Е.И. Морозова).

    Гипотеза исследования – продолжительность и эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада зависит от специфики психолого – педагогического воздействия.

    Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:

    1.        Раскрыть основные теоретические подходы к изучению проблемы исследования.

    2.        Изучить и проанализировать условия адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.

    3.        Разработка и апробация программы психолого – педагогическое сопровождение детей от года до трех лет в период их адаптации к условиям детского сада.

    4.        Проверка эффективности работы по психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации.

    Для эффективной адаптации мы разработали содержание для программы психолого – педагогического сопровождения ребенка с года до 3-х лет в момент адаптации к условиям ДОО.

    Программа включает 3 блока6 работа с ребенком, с родителями и с педагогами.

    Работа протекает в 3 шага:

    1.        Подготовительный состоит в диагностики с целью установления сильных и слабых сторон развития детей, условий дезадаптации и адаптационных возможностей, а также с целью установления прогноза хода адаптации.

    2.        Основной охватывается в системности исследования за ребенком в процессе адаптации и разнообразная индивидуальная совместная работа с ребенком «групп риска» с целью приторможения отрицательных эмоциональных состояний

    3.        Заключительный включается в анализе протекания хода адаптации ребенка к ДОО; в рассмотрении обстоятельств эмоционального неблагополучия и затруднения вхождения в воспитательно – образовательный процесс ДОО отдельных детей и в разработке мер индивидуальной помощи дезаптированным детям.

    Используемая литература:

    1.        Абраменкова В.В, Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. / – М.: Московский психолого – социальный институт. Воронеж: МОДЭК, 200.

    2.        Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. /– Волгоград: Учитель, 2008. – 188 С.

    3.        Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2003. - №5. – С. 49 – 53.

    4.        Белкина В.Н.., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. / – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 С.

    5.        Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. / – М.: Ацрис – Пресс, 2004. – 112 С.

    6.        Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. / – М.: Айрис-пресс, 2006


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

    В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

    Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

    Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

    Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада

    Презентация "Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада"...

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...

    Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"

    "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...

    Программа: Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

    Данная программа расчитана на детей раннего возраста(2-3). Целевое назначение программы.  Цель: Способность успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами...

    Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

    В материале содержатся концептуальные основы технологии. Основные задачи по данной технологии.Этапы реализации. Основные методы и приемы....