Использование культурной практики Н. А Коротковой» Путешествие по» реке времени» в работе с дошкольниками.
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Немерова Оксана Станиславовна

Технология  -  «Путешествие по «реке времени».  Впервые эта технология была предложена Надеждой Александровной Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности. Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний.  С помощью нее легко окунуться в прошлое, посмотреть с чего все начиналось, и проследить динамику изменений от прошлого к настоящему.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование культурной практики Н. А Коротковой» Путешествие по» реке времени» в работе с дошкольниками.

Меня заинтересовала один из типов детского исследования – путешествие по «реке времени». Данная технология направлена на реализацию государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Технология носит инновационный характер, т. к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей: работа с пособием – панно «река времени», рассказ и обсуждение подкрепляются не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии. Использование подобных игр позволяет детям чувствовать себя раскованее, смелее, непосредственнее. Развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения, способствует формированию пытливости, ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления.

Актуальность выбранной темы.

Как показывает диагностическое обследование:

• Большинство современных детей редко обращают внимание на предметы старины.

• Ребенок не знает, что можно делать с ними, каково их предназначение.

• На сегодняшний день далеко не все семьи рассказывают об истории развития техники, предметов обихода, какими они были несколько лет назад.

Актуальность этой технологии в том, что данная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Мы хорошо знаем, как любознательны дети. Дошкольников интересует все: люди, предметы, животные, растения, явления природы и т. д. Мы постоянно сталкиваемся с детскими вопросами «Почему...?» Поэтому в шутку детей называют «почемучками». В процессе познавательной деятельности у детей развивается речь, он познает для себя много новых слов.

На мой взгляд образовательная технология «Путешествие по реке времени» Надежды Александровны Коротковой одна из наиболее интересных и доступных форм для познавательного развития ребёнка.

И наша задача, как педагогов развивать положительное отношение ребенка к познаниям уже в дошкольном возрасте, помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный мир. Мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда.

Большое значение для познавательного развития детей имеют знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т. п.)

Чтобы не привести детей к угасанию познавательных интересов мною были намечены цель и задачи познавательного развития дошкольников.

Цель: создать условия для познавательной активности дошкольников посредством образовательной технологии «Путешествие по «реке времени» Н.А. Коротковой.

Задачи:

1. Использовать познавательно – исследовательскую деятельность, как приоритетную для познавательного развития ребёнка, создавать для этого в группе предметно – развивающую среду.

2. Способствовать развитию у детей умений формировать проблемы, выдвигать гипотезы, выделять главное, сравнивать, делать самостоятельные выводы и обобщения. Создавать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству.

3. Формировать бережное и созидательное отношение к миру и в том числе к рукотворному миру.

4. Сотрудничать с родителями, вовлекая их с помощью разнообразных форм работы в образовательный процесс.

Решение этих задач, можно осуществить через игры-путешествия в прошлое предметов, окружающих нас. Только с помощью игры мы можем рассказать о преобразующей деятельности взрослых. Как меняется один и тот же предмет в зависимости от потребности в нем людей.

Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ними перспективу; как еще можно изменить предмет, сделать его красивее, полезнее.

На начальном этапе мной был составлен перспективный план работы игр-путешествий Перспективный план игр в прошлое предметов «Что был до……», в котором были намечены цель и используемый материал. Все эти игры – путешествия построены в форме диалога между детьми и воспитателем или рассказа о рассматриваемых предметах. Вместе с детьми мы отправлялись в путешествие в прошлое и настоящее жилья, ложки, стула, тарелки, посуды, одежды, вилки, кресла, часов. Эти занятия вызывают у детей живой интерес к рукотворному миру и к людям его создающим.

Наибольший интерес у детей на занятиях вызывает использование дополнительного материала - это стихи, загадки, песни. Этот прием вызывает эмоциональное настроение на занятиях.

На всех занятия х присутствует дидактическое пособие «река времени» - это длинный бумажный лист, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечены три «остановки» с понятными детям метками: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» - это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» - примерно мир средневековья и чуть позже; «наше время» - современный мир.

Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединиться за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Панно «река времени» «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности. При этом мобильно: есть возможность снять ее со стены, расположить на полу, на большом столе для дальнейших «исследований»

На занятиях детям предлагаю доступный, наглядный материал по трём эпохам. Это картинки, размером в стандартный лист бумаги (формат А4) для анализа – сравнения и выстраивания временных рядов: раньше – сейчас. А также подготовила небольшие иллюстрации – «метки», каждой остановки во времени. Такими символами «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки-символы характерные для определенной исторической эпохи.

Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, для того, чтобы убедиться, что человеку было трудно жить в каменной пещере, дети обследовали камень; чтобы узнать прочным ли было жилище древних людей, детям пришлось проверить воздействие сильного ветра и дождя на шалаш).

Путешествуя по «реке времени» в своей работе использую сюрпризные моменты.

Путешествие по «Реке времени» строю по следующему алгоритму:

  • Обсуждение реального или вымышленного события
  • Постановка цели исследования (узнать)
  • Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
  • Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
  • Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
  • Вывешивание таблицы на стене группового помещения
  • Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Опыт работы показывает, что технология «Река времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Дети стали более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Родители тоже являются активными участниками образовательного процесса. Они оказывают нам неоценимую помощь: вместе с ребёнком могут приготовить сообщение к занятию, помогают собрать и оформить необходимый материал (старинные вещи).

Я, показала вам технологию,

Так подходящую к нашим условиям,

В ней все понятно, и все логично

Она развивает детей отлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...

Мастер класс для педагогов «Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»

В данном мероприятии будет показано, как можно использовать технологию в работе с детьми....

Речевое развитие дошкольников посредством образовательной технологии " Путешествие по реке времени Н.А.Коротковой"

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.Традиционные формы ...

Использование технологии «Путешествие по реке времени» Н.А.Коротковой в работе с детьми дошкольного возраста

Материал может использоваться для консультации педагогам. Содержит теоретические аспекты и интересный фото материал по созданию развивающей среды в группе...

Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы.

Технологическая карта занятияпо познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии  Коротковой Н.А.«Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы....

Речевое развитие дошкольников посредством образовательной технологии «Путешествие по «реке времени» Н.А. Коротковой.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытыва...