Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Денисенко Инна Станиславовна

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочения коллектива, умения сотрудничать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_istoriya_ruchki.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

непрерывной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в историю появления ручки для письма»

с использованием технологии Н.А. Коротковой

«Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочения коллектива, умения сотрудничать.

Задачи

Обучающие:

- формировать представления об истории появления шариковой ручки;

- расширять  словарный запас.

Развивающие:

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе  сравнения объектов;

- развивать самостоятельность, активность,  любознательность;

- развивать  умение фиксировать результаты;

- развивать исследовательские способности детей.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения, умение слушать высказывания сверстников.

Структура занятия

Действия воспитателя

Действия воспитанников

І. Вводная часть.

Организация детей. Беседа. Установка на предстоящую деятельность.

Воспитатель держит в руках ручку и задает вопрос: «Ребята, посмотрите, что у меня в руках?»

Беседа с воспитанниками:

- А для чего нам нужна ручка?

Каждый предмет имеет свою историю. Ручка тоже имеет свою историю.  

Предлагает воспитанникам побыть на занятии путешественниками и  исследователями.

- А кто такой путешественник?

- А  исследователь?

Воспитатель предлагает отправиться в путешествие «Путешествие в историю появления ручки для письма»  на машине времени, чтобы  сделать маленькое открытие, о котором они  смогут  рассказать своим друзьям и родным.

- Вы готовы?

Воспитанники  отвечают на вопросы и отправляются в путешествие «Путешествие в историю появления ручки для письма»

на машине времени.

ІІ. Основная часть. 

Создание условий для разнообразной познавательной, художественно-эстетической, познавательно-исследовательской деятельности детей.

- Ребята,  как  раньше люди передавали информацию?

Обращает внимание на экран,  демонстрирует презентацию.

Древний человек писать не умел, поэтому он рисовал.

Прошло время и человек, заменил рисунки на буквы.

 - Как вы думаете, чем рисовали древние люди?

Воспитатель создает глиняную дощечку.

Написать сообщение в древности на глиняных дощечках представляло очень длительный процесс. Сначала надо было создать эту дощечку (растворить нужное количество глины в воде), нанести рисунок, а потом дождаться пока она высохнет. Но и тут у людей возникали трудности, при высыхании глина трескалась, и  сообщения людей видоизменялись.

Прошло еще время, человек придумал бумагу.

- Как вы думаете, чем человек заменил палочки?

Чтобы писать гусиным пером, его надо было сначала почистить и правильно заточить. Для письма пером использовали черную краску – чернила, которые находились в чернильнице (емкость, в которую окунали перо для набора чернил).

Предлагает воспитанникам попробовать себя в роли людей прошлого времени и написать сообщение пером или папочкой на дощечке.

Распределяет детей на 2 группы, с помощью карточек: 1группа - «Глиняная дощечка с палочкой», 2 группа - «Гусиное перо с чернильницей».

Далее воспитатель обращает внимание детей на столы с аналогичными изображениями и просит детей подойти к ним.

Детям с 1 группы предлагает  написать любое слово палочкой на дощечке; 2 группе написать любое слово на листе бумаги, используя перо и чернила.

После предлагает воспитанникам поменяться видам деятельности.

Беседа с воспитанниками:

- Вам удобно было писать палочками на дощечках? Почему?

- Вам удобно было писать пером? Почему?

Перышки быстро ломались, высыхали. И человек стал думать, на что заменить перо. Спустя время появилось металлическое перо (демонстрирует его воспитанникам).

Прошло много лет и венгерский журналист Ласло Биро придумал шариковую ручку (показ портрета и шариковой ручки).

- А почему она называется шариковой?

Показ фрагмента из мультфильма «Фиксики. Серия: шариковая ручка»

Предлагает написать ручкой любое слово и проводит беседу с воспитанниками.

- Что в письме ручкой хорошего?

- Чем писать удобнее?

Воспитатель предлагает детям вернуться  в наше время на машине времени.

Воспитанники  отвечают на вопросы.  Просматривают презентацию, фрагмент из мультфильма «Фиксики. Серия: шариковая ручка».

 С помощью карточек делятся на 2 группы и выполняют задания предлагаемые воспитателем. Обсуждение выполняемых заданий.

ІІІ. Заключительная часть. 

Подведение итогов занятия, рефлексия.

Предлагает воспитанникам присесть на стульчики и  вспомнить историю появления шариковой ручки, разложив карточки по порядку.

- Чем с самого начала писали люди? - Что изобрели потом? Почему?

- Как называется ручка, которой мы пишем сейчас?

- Кто запомнил, почему ее так назвали?

Какая интересная история у обыкновенной ручки, которой мы пользуемся каждый день.

- А как сейчас можно передать информацию не используя ручки (телефон, планшет, компьютер). Воспитатель набирает сообщение на компьютере,  распечатывает его с помощью принтера и предлагает воспитанникам его прочитать

«Ребята! Спасибо вам за занятие!».

- Вам понравилось занятие?

- Что вы запомнили?

-  Может что-то вызывало у вас затруднения?

- Что было самым легким для вас?

 -  А как вы думаете, каким людям было сложнее всего создавать свои сообщения? Почему?

Предлагает детям оформить камень, с помощью восковых мелков, фломастеров, мела. Делает акцент на том, что раньше у человека не было таких возможностей в выборе материала для нанесения изображения, что мир технологий постоянно совершенствуется.

Воспитанники  отвечают на вопросы.  

Обсуждают и отражают карточками на «реке времени» историю появления шариковой ручки. Изображают рисунки на камнях. С помощью воспитателя подводят итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Вовки по сказкам"

СЦЕНАРИЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Вовки по сказкам"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная осень» С использованием игровых, «ТРИЗ», здоровьесберегающих технологий, мнемотехники

Цель:- обобщить знания детей об осениЗадачи:«Речевое развитие»- вести в активный словарь детей прилагательные – золотая, поздняя, грустная и т.д.- продолжать формировать умение детей...

Конспект открытого занятия по образовательной деятельности (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста.

Конспект по ФЭМП "В поисках клада" позволяет педагогу в игровой форме закрепить имеющие знания у детей, а также помогает освоить новые....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Наши права и обязанности» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, личностно-ориентированной

Задачи:- Расширять и уточнять элементарные знания и представления детей о Конвенции о правах ребенка.- Акцентировать внимание на том, что каждый человек, и ребенок в том числе, имеет не только права, ...