Конспект интегрированного занятия по математической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Янина Флориановна Голубятникова

 математическая деятельность  детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k4_moskovskiy_r-on._ya_f.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

.Воспитатель высшей

квалификационной категории Голубятникова

Янина Флориановна

Конспект интегрированного занятия по математической деятельности

для детей старшего дошкольного возраста.

Тема:

«Московский район»

Цель: состав числа 10, сравнение с помощью знаков >, <, =. Ориентировка по плану района.

Задачи:

 - закреплять представление числа 10;

- формировать умение сравнивать множества с помощью знаков >, <, =;

- закреплять порядковый счет в пределах 10;

- развивать желание решать логические задачи, кроссворды, загадки;

- способствовать развитию умения использовать свой опыт и проявлять смекалку при решении проблемных ситуаций;

- использовать план-схему для решения задач на ориентировку в конкретных заданных ситуациях: прокладывать маршрут, располагать символы, использовать план-схему (карту), как опору для рассказывания и ориентировку на месте от себя (право, лево);

- развивать наблюдательность, внимание, зрительную память, логическое мышление, творческое воображение;

- форматировать правильное поведение в природе и общественных местах (парк);

- закреплять знания о правилах дорожного движения на перекрестке – для водителей и пешеходов (знаки светофора);

- упражнять детей в освоении умения самостоятельно придумывать и конструировать здания по собственному замыслу;

- развивать умение придумывать выразительные движения, конкретизирующие и детализирующие сюжет, заданный словесно (пантомима);

- формировать представления о районе как части города;

- активизировать словарь за счет лексики городской тематики: город, район, улица; комплекс зданий архитектурный памятник, супермаркет, банк, спорткомплекс, театр, библиотека, представления (театральные, спортивные); поощрять полные ответы;

- выражать в речи связи и зависимости, сравнения, последовательность действий; проговаривать способы решений;

- способствовать повышению самооценки при правильном выполнении заданий;

- формировать умение эффективно сотрудничать в коллективе, поддерживать, оказывать помощь, способствовать возникновению дружеских чувств и симпатий;

- развивать познавательные и творческие способности детей.

Оборудование: карта-схема Московского района, адаптированная для детей.

Символы (магазин, гипермаркет, поликлиника, спорткомплекс (СКК, «Жесть»), библиотека детская, взрослая, театр, развлечения, памятник архитектуры (Московские ворота).

Числовые наборы, парные карточки, схемы заданий, наборы знаков, иллюстрации; книга о памятниках архитектуры (для детей), герой Почемучка; цвета светофора, цвета-знаки светофора.

Крупный и мелкий строитель, карандаш, цветные фломастеры, бумага.

Предварительная работа: пешеходная экскурсия по кварталу, автобусная экскурсия по Московскому проспекту, рассматривание иллюстративного материал, чтение художественной литературы и книг по петербурговедению, знакомство с картам района, города и картами для туристов, гостей нашего города (специальные обозначения).

Этап работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый этап  – постановка проблемы

Эмоциональное введение детей в поисковую ситуацию. Педагог знакомит с героем Почемучкой и просит ему помочь. Почемучка хочет выбрать, в каком из трех районов города ему поселиться, жить: Фрунзенском, Московском или Центральном? Он хочет больше узнать о нашем районе (Московском).

Дети здороваются, проявляют интерес, обдумывают ситуацию, высказывают предположения.

Второй этап – обсуждение проблемы, приняли задачи

Мотив деятельности: познакомить с магазинами и другими нужными для жизни и здоровья, хорошего настроения и отдыха зданиями, условиями.

Принимают мотив. Обсуждают и дают конструктивный ответ, как они будут знакомить и с помощью чего.

Третий этап – работа над проблемными ситуациями

Педагог предлагает детям подумать

 - Как вы будете знакомить?

- С помощью чего можно показать сразу весь Московский район?

- С помощью чего рассказать о его возможностях?

Дети предлагают показать карту Московского района и рассказать о возможностях с помощью символов. Символы: магазины, супермаркеты – покупают продукты и все необходимое для дома (хорошее настроение и здоровье), поликлиника - лечат врачи, оказывают помощь, выписывают лекарства,  можно купить лекарства (для здоровья), парикмахерская – делают красивым (хорошее настроение), банк – получают и хранят деньги, платят за квартиру (хорошее настроение), детская и взрослая библиотеки  – берут домой читать книги (хорошее настроение), СКК – Спортивно-концертный комплекс (развлечение и здоровье), театр – смотреть спектакли (хорошее настроение)

Даёт оценку детям

- Где Почемучка может взять книгу о Московском районе, чтобы еще больше узнать? – педагог предлагает показать на карте и зайти в библиотеку, чтобы взять книгу.

«Библиотека»

Книгу нужно искать там, где книг на полках поровну.

Дети делятся на две команды. Им даются по две карточки-схемы на каждую команду. Дети должны определить количество книг на каждой полке, обозначить числом (карточкой) и сравнит с помощь знаков (карточки).

- Как вы нашли и определили? Объясните Почемучке (приемы сравнения).

- Прочитайте, пожалуйста, записи неравенств и равенств.

Педагог вносит книгу для детей и Почемучки о Московском районе, чтобы он еще лучше и больше узнал о нём.

Дети берут карточки схемы по две штуки, на которых нарисованы по две полки с книгами. Сравнивают пару полок с книгами по количеству книг. Считают, обозначают числовыми карточками с правой и левой стороны от каждой полки, а между полками выкладывают карточку со знаком сравнения и находят карточку схему с равным количеством книг. Дети рассказывают о том, как они рассуждают, что они сосчитали на каждой полке книги, обозначили числами 8 и 7, мысленно провели «волшебные ниточки», как бы соединили книгу на одой полке с другой и увидели, что на левой полк книг на одну больше, чем на правой, поэтому полили знак больше. Дети читаю запись 8>7 (восемь больше, чем семь). Так дети читают записи неравенств и равенства 5=5 (пять равно пяти). На этих двух полках по пять книг, каждой книге хватило пары, их одинаковое количество. Поэтому на этих полках стоят книги о нашем городе.

Оценка педагога (положительная).

Детям предлагают начать пешеходную экскурсию, чтобы дойти до Московского проспекта. От перекрестка улицы Типанова и проспекта Космонавтов, двигаясь по проспекту и, рассказывая, что мы видим и мимо каких зданий мы проходим.

- Что находится слева, справа?

Дети подходят к карте, показывают перекресток, кладут обозначения (символы) гипермаркета О'КЕЙ. Рассказывают о том, что они идут по проспекту Космонавтов, с левой стороны – комплекс зданий «Голубое небо», поликлиника, с правой стороны – парикмахерская и магазин, с левой стороны – банк, магазин и перекресток с улицей Бассейной нужно перейти и повернуть налево.

Положительная оценка

Задание «Почини светофоры».

Педагог отмечает, что светофоры на перекрестке не работают и пешеходная экскурсия не может дальше продолжаться.

- Что нужно сделать, чтобы продолжит движение по перекрестку?

Педагог ставит силуэты машин на  проспекте Космонавтов.

- Какой свет зажечь на светофоре для пешеходов?

- На светофоре для транспорта?

Предлагает детям рассказать Почемучке, как нужно правильно переходить улицу.

- Какие правила соблюдать?

- Какие знаки помогают соблюдать правила дорожного движения?

Дети включают (кладут кружки) красные свет на светофоре для транспорта и выкладывают два зеленых кружка на светофорах для пешеходов (если есть время). Сделать это по проспекту Космонавтов.

Дети объясняют, что нужно переходить по «Зебре» - это пешеходные переход, увидеть зеленый свет для пешехода, посмотреть налево, и, дойдя до середины проезжей части, посмотреть направо (чтобы машины, нарушающие движение, не сбили пешехода; быть осторожным) и закончить переход до желтого сигнала светофора.

Положительная оценка

- На какую улицу повернули?

- Что мы можем увидеть по правой стороне улицы, если дойдем до перекрестка?

Педагог предлагает пригласить Почемучку побывать внутри  Спортивно- концертного комплекса.

Мини представление

На слова «Фигурное катание»

На слова «Концерт, шоу»

На слова «Зрители»

- Кого ты изобразил?

- Что делает твой фигурист, певец?

- Какие чувства вы испытывали, что произошло с вашим настроением?

Дети выкладывают на план символ СКК и называют полную расшифровку.

Дети изображают фигуристов одиночников, парников, имитируют движения, придумывают и создают образы фигуристов.

Дети создают с помощью пантомимы образы певцов, танцоров, элементы гимнастики, музыкантов и т.п.

Дети аплодируют.

Дети отмечают и рассказывают о своих ощущениях и описывают сове настроение (веселое, хорошее, бодрое…).

Положительная оценка

Педагог предлагает продолжить пешеходную экскурсию по улице Бассейной.

- Можем перейти перекресток.

- Почему так решили?

Приятный отдых в «Парке Победы»

Педагог раскладывает иллюстрации с правильным и неправильным поведением детей в парке, как общественном месте (на полу).

- Как сделать так, чтобы прогуливаясь по парку у нас было только хорошее настроение?

- Что радует?

- Что огорчает?

- Расскажите и объясните, почему вы так считаете?

- Оцени поведение детей?!

Мы переходим проспект Юрия Гагарина по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора и входим в парк Победы.

Дети идут и выбирают те иллюстрации, на которых изображено недопустимое поведение детей. Из девяти картинок оставляют четыре (убирают листву, поливают цветы, ухаживают за деревьям, не мусорят). Пять иллюстраций убирают (лезть на забор, качаться на ветках деревьев, залезать в фонтан, сидеть и трогать скульптуры, мешать птицам в гнездах, сидеть на скамейках с ногами).

Обсуждают, выбирают, участвуют в диалоге, слушают и дополняют ответы друг друга.

Оценка – вывод. Вы – настоящие петербуржцы и любите природу.

Педагог предлагает посетить аттракцион «Американские горки». Чтобы прокатиться, нужно починить вагончики и поставить их по порядку в соответствии с порядковым номером на крыше (задание на закрепление состава чисел в пределах 10).

  1. – Как получить число (5), если есть (3)? – (добавить 2)
  2. – Что нужно добавить к (7), чтобы получить число (8)?
  3. – Из каких двух чисел можно составить число 10?

- Все вагончики починены?

- Сделайте так, чтобы поезд смог катать нас по горкам.

Педагог предлагает сесть на пол в том порядке, какие вагончики ни починили.

- Который по счету ты? (Первый)

- Кто сидит между первым и третьим? (Вася, он второй по счету).

Перекличка по порядку.

- Назовите, каким по счету вы сидите.

- Поехали, держитесь друг за друга.

Под веселую музыку педагог командует наклониться «Вперед», «Назад», «Налево», «Направо», «встали», «приехали».

Педагог продолжает идти дальше по улице Бассейной.

- С какой стороны проспекта мы можем это увидеть?

- Где находится памятник архитектуры?

- Как называется?

- Расскажите, как выглядит, и что вы о нем знаете?

- Что еще можно рассказать, дополнить?

Дети самостоятельно разбирают «карточки-вагончики» и «картинки-колеса» с числами. Делают самопроверку вслух.

- Для того чтобы получилось число 4, у меня есть число 2, нужно добавить еще число 2 (не хватает числа 2).

- К числу 6 нужно добавить число 3, получится 9.

- Число 10 можно составить из двух чисел 5 и 5.

Дети собирают вагончики в поезд и объясняют, что они его собирают по номерам, указанным  на вагончиках.

Дети делают перекличку: первый, второй… десятый.

Дети держаться друг за друга и наклоняются вперед, назад, вправо, влево (стараются делать так, чтобы удержаться и не упасть).

Дети на карте показывают: с левой стороны они видят детскую библиотеку (выкладывают значок) и поворачивают направо на Московский проспект. С левой стороны выкладывают значок «Взрослая библиотека», «Театр», «ОКЕЙ» и посередине улицы – значок «Памятник архитектуры».

Дети рассказывают, что это Московские ворота, построены в честь победы русской армии в войне, похож на здание с колоннами, украшено фигурами, зеленого цвета, украшает проспект и город.

Дети дополняют рассказ друг друга, вспоминают, что еще не рассказали.

Положительная оценка педагога

Четвёртый этап

Почемучка предлагает ребятам подумать о том, какие здания и какого назначения они хотели бы увидеть в Московском районе или там, где они живут (рядом со своим домом).

Педагог предлагает детям сесть в кружок и поделится с другими своими замыслами.

- Что ты хочешь построить?

- Как, какие украшения, какой формы?

- Это будет многоэтажное современное здание или похожее на старинное?

- Для чего это здание?

- Кто хочет построить вместе?

- Что тебе для этого нужно? (строитель).

Дети, сидя в кружке, поочередно рассказывают о своем замысле. По желанию объединяются в «Команды строителей» и приступают к постройке.

Обсуждение, замысливание, детализация, воплощение, сотрудничество.

Мотив

Виды деятельности

Кто хочет узнать, какими книгами о Санкт-Петербурге интересуется Почемучка?

Литературный центр. Внесение новых познавательных книг в Санкт-Петербурге («Архитектура», «Мы – Петербуржцы»).

Что интересного прислал Почемучка для строительства из крупного и мелкого строителя?

Строительный центр. Расчлененные схемы построек «Планетарий», «Детский кинотеатр», «Аквапарк».

Какие новые игры появились в математическом центре?

Математический центр. «Ребусы и кроссворды о Санкт-Петербурге».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Мною предоставлен конспект по нравственно-патриотическому восеитанию для детей старшего дошкольного возраста, позволяющий дать детям представление и углубленные знания о своей Родине....

Конспект интегрированного занятия для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста на леквсическую тему: "Осенняя карусель"

Конспекты интегрированных  занятий  для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.  Занятие №5 "Осенняя карусель...

Конспект интегрированного занятия для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста на леквсическую тему: "Дождик"

Конспект интегрированного  занятия  для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста на леквсическую тему: "Дождик"...

конспект интегрированной совместной образовательно-художественной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: "День города"

Используемые технологии:Ø     Технология интегрированного занятия;Ø     Проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения;Ø     Т...

Интегрированное занятие по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Умелые руки»

Цель: развитие творческих способностей и познавательного интереса у дошкольников....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Космическо-математическое путешествие"

Цель: воспитывать интерес к математическим занятиям. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.Задачи:- закрепить знания о составе чисел в пределах 10...

Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...