конспект "От воздуха к звуку"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гузанова Анна Андреевна

Непрерывная образовательная деятельность «От воздуха к звуку» для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_vozduha_k_zvuku_.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность «От воздуха к звуку» для детей старшего дошкольного возраста.

 Цель: Формирование у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

Задачи:

ООО «Познавательное развитие» - способствовать формированию первичных знаний о звуке как о физическом явлении; способствовать формированию интереса детей к исследованиям и

экспериментам;

ООО «Речевое развитие» - обогащение словаря новыми словами и выражениями.

ООО «Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

ООО «Художественно-эстетическое развитие» -  развивать в детях творчество, воображение, фантазию в процессе практической деятельности.

Практическая деятельность с родителями: смастерить музыкальные инструменты из бросового материала.

Ход деятельности.

Исходя из исследований последнего проекта «Что такое воздух» дети узнали, как можно почувствовать воздух, увидеть, поймать его. Мы решили продолжить исследование воздуха и следующий вопрос, на который хотим получить ответ это – можно ли услышать воздух. Для того чтобы ответить на этот вопрос мы организовали проект «От воздуха к звуку».

Мы живём в мире звуков. Нас окружают городской шум, гомон птиц, шелест травы и листьев, голоса людей, звуки природы. За всю жизнь мы слышим все эти звуки. Но ребёнок рождается  и всё слышит впервые. Он успокаивается на звук материнского голоса, пугается резкого стука, пытается повторить звуки, которые издают животные.

В раннем дошкольном возрасте дети просто слышат и пытаются воспроизвести знакомые звуки. А чем старше становятся дети, тем больше им хочется узнать про звук: почему они разные, как они образуются, и можно ли их повторить.

К детям приходит видео письмо от Стемика, в котором он загадывает загадку про воздух:

Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой он окутывает нас.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они узнали про воздух?

Рассмотрение и разъяснение выражений: ветер свистит в ушах; в трубе завывает ветер.

Беседа с детьми о том, какие звуки нас окружают. Послушать аудио запись звуков природы, звуков города, бытовые, технические звуки.

Опытным путём доказать, что звук это тоже движение воздуха.

 

                                                                 «ТЕЛЕФОН»

Цель: познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

Материал: два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички с обломанными головками.

Ход опыта. Через центры двух пустых спичечных коробков протягивают нить, закрепив ее с обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет». Один ребенок, прижав коробку к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает. Выясняют, что звук могут услышать только двое, участвующие в опыте.

Вывод :  Звук заставляет  дрожать один коробок, «бежит» по нитке ко второму. По воздуху вокруг звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим.

                               

                                               «КУКАРЕКАЮЩИЙ СТАКАН»

Цель:  Развитие у детей о представлений физических свойствах звука.

Материал: Нить бумажный стаканчик скрепка (канцелярская) шило, влажная салфетка 

Ход опыта. В этом опыте мы сделаем с вами устройство, которое будет кукарекать как петух.

Проделайте отверстие в центре дна стаканчика. Отрежьте нитку длиной 50-60 см. Привяжите скрепку к одному концу нитки, а свободный конец пропустите через отверстие в дне стаканчика таким образом, чтобы скрепка была с внешней стороны стакана. Возьмите стакан кверху дном так, чтобы нитка свободно висела. Другой рукой возьмите влажную салфетку и аккуратно проведите по нитке, скользя, вниз.

Что вы при этом слышите? Да, кричит петух! Если ничего не слышно, значит салфетка не достаточно влажная – намочите ее и попробуйте еще раз. Этот опыт потребует от вас некоторой сноровки, Когда влажная салфетка скользит по нитке, она создает вибрации, которые поднимаются вверх, достигая донышка стаканчика, и весь стакан начинает колебаться. Колебания передаются воздуху внутри стаканчика.

Вывод:  Форма стаканчика усиливает звук, и мы слышим довольно громкое «кукарекание», раздающееся из стакана.

« ГДЕ ЖИВЕТ ЭХО?»

Цель: подвести к понятию возникновения эха.

Материал: пустой аквариум или большая стеклянная банка, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.
Ход опыта. Дети определяют, что такое эхо.

Явление, когда сказанное слово, песенка слышатся еще раз, как будто кто-то повторяет их Называют, где можно услышать эхо.(В лесу, в арке дома, в пустой комнате.) 

Проверяют с помощью серии опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо. (Да, звуки повторяются.) Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т. п., снова произносят звуки. Повторяются ли они в этом случае? (Нет, эхо исчезло.)
Дошкольники играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы; не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы.) 

То же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняем, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью — нет.

Вывод: Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам.

Отправить Стемику видео проделанных опытов.

Рефлексия:  Знания, полученные по данной теме, помогут детям развить фонематический слух, повысят интерес к исследовательской деятельности. А инструменты, сделанные своими руками, можно внести в сюжетную игру «Магазин музыкальных инструментов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки опытов по темам: "Воздух", "Звук", "Магнит", "Под ногами", "Свет"

Картотеки опытов в подготовительной группе по разделам...

занятие –экспериментирование «Воздух»с использованием цифровой лаборатории для знакомства с окружающим миром- модуль «Звук»

задачи:Образовательные:— учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;— подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;— дать представление о том, возд...

Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»

Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....

«Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.»

Закрепить знания детей о йотированных гласных буквах Я, Ю,  Е, Ё.Формировать представление детей о воздухе и его свойствах....

«Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.»

Из учебно-тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы грамоты. Развитие речи»....

« Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха».

« Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха». ...

НОД на тему: «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Работа с предложением. Игры на развитие внимания, мышления и памяти. Роль воздуха.»

Закрепить знания детей о йотированных гласных буквах Я, Ю,  Е, Ё.Формировать представление детей о воздухе и его свойствах....