Отчет по экологическому проекту 2023-2024
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Петровна Новиченкова

Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_proekt_23-24.docx25.25 КБ
Файл otchet_proekt_23-24.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:


Отчёт о реализации экологического проекта

«Эколята-дошколята друзья и защитники природы»

в старшей группе №10

Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.

 Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники старшего дошкольного возраста.

Продолжительность: долгосрочный: сентябрь 2023 – май 2024

Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.

Образовательные цели:

Социально – коммуникативные:

- освоение правил коммуникации во взаимодействии с другими детьми через умение распознавать;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы;

- помочь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы;

- обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус;

- приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома;

- воспитывать культуру поведения в природе.

Познавательные:

- познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;

- формирование элементарных представлений о простейших связях в природе;

- стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с предметами времён года;

- формирование познавательно – исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.

Речевое развитие:

- при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы;

- ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);

- упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову;

- учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.

Художественно – эстетические:

- развитие воображения;

- овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования ( из бумаги, ткани, природного и бросового материала);

- знакомство с произведениями изобразительного искусства (пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встреч с прекрасным;

- воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Физическое развитие:

- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- формирование у детей потребности в двигательной активности;

- учить заботиться о своём здоровье в разные времена года;

- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времён года.

     Задачи проекта:

1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.

2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности.

3. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.

3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.

 4. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников: - развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы; - прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний; - обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы; - создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой; - участие в экологических акциях и проектах.

 5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

В настоящее время проблема взаимодействия человека с природой стала наиболее актуальна. Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Вырубка лесов, загрязнение водоемов, повсеместное использование пластика в быту засоряет природу, которая сама уже не в силах очистится. Обществу необходимо помочь природе возродиться. Современные дети слабо осознают последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Задача воспитательной работы по экологическому направлению состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе: уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе, бережном отношении к ней; развивать критическое мышление и формировать умение решать экологические задачи; формировать потребности заботиться об экологической чистоте; формировать умение рационально использовать бросовый материал с пользой для общества.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Проект «Эколята-дошколята друзья и защитники природы», который мы, реализуем, является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.

Первый этап проекта был подготовительный. На этом этапе определились с целями, задачами, спрогнозировали результаты проекта. Было подобрано программно-методическое обеспечение по данной проблеме; наглядно-демонстрационный, иллюстрированный, раздаточный материал. Разработали перспективный план работы по проекту. Изучили и проанализировали художественную литературу по реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята друзья и защитники природы»; аудио- и видео материалы, интернет – ресурсы. Включили в проект образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. В работе с родителями, в рамках проекта разработали: памятки, консультации для родителей, с целью привлечения внимания к проблеме защиты природы.

Второй этап основной, самый плодотворный и содержательный. Здесь роль отводилась практической работе. Уже согласно поставленным целям и задачам, во время просмотра мультфильма, мы познакомили детей со сказочными героями Шалуном, Ёлочкой, Тихоней и Умницей. Это эколята – защитники природы, вместе они охраняют и берегут её, помогают детям понять, как заботиться о птицах, животных, насекомых, как ухаживать за растениями и т. д., поэтому образы этих героев мы использовали при проведении мероприятий в рамках проекта. Ребята с родителями сочинили и оформили истории о приключениях «Эколят».

Ставя задачу пробудить в каждом ребенке желание помогать природе, заботиться о ней, разработали конспекты образовательных мероприятий, экологических занятий, экскурсий с участием героев, защитников природы.

С детьми проводились наблюдения, беседы, презентации о жизни животных и растений: «Береги Природу», «Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе», «Умей гулять на Природе», «Дружить с Природой», «Единство Человека и Природы», «Чудеса Природы», «Правила поведения на Природе» и т. д., отгадывание загадок, словесные и дидактические игры: «Как вести себя в лесу», «Алые цветки», «Что легче?» «Подарки от берёзы», «Зачем и почему у животных?», «Кто как кричит», «Детки с ветки», «Кто, где живет и чем питается» и мн. др.

Гостья ребят Ёлочка попросила провести для нее экскурсию, и рассказать, что растет в нашем детском саду. Заметив на участке красивую ель, которая очень похожа на саму Ёлочку, предложила ребятам сделать для нее на память портрет. Ребята нарисовали ель с натуры красками. Свои шедевры ребята подарили Ёлочке. Она вернется снова в лес, и там всем расскажет про наших талантливых, заботливых и добрых защитников природы!

С наступлением тепла наши юные «Эколята» узнавали все больше о живой природе. Наши юные друзья природы все прошедшие недели посвятили нашему прекрасному миру. Во время прогулки на свежем воздухе воспитанники наблюдали за распускающимися деревьями и цветами, которые находились в окружении заботливых пчел. Воздух приятно пах ароматом цветущих деревьев и слышался жужжание насекомых.

Находясь в группе, мы тоже не скучали, играя в интересную развивающую игру «Медовое побоище».

Воспитанники регулярно ухаживают за комнатными растениями. Они хорошо знают, какие условия наиболее благоприятны и необходимы для роста растений. Вопрос: как и откуда, появляются, новые жители в плошках очень заинтересовал ребят. И они решили провести эксперимент. Узнать дома из книг и других источников, вместе с родителями, о разведении комнатных растений, стало домашним заданием для ребят. Из полученных знаний наши почемучки выяснили способы размножения цветов и их строение. Поместив отростки в стаканчики с водой, они стали ждать. Через несколько дней их наблюдения увенчались успехом, появились первые маленькие корешки. Ребята решили еще немного подождать, а когда корни подросли, посадили, молоденький хлорофитум в плошку.

На этом наши наблюдения не закончились. У дошколят есть еще много вопросов и в них им предстоит разобраться. Конечно, в этом им помогут сказочные герои Эколята. «Шаг за шагом, день за днем. Мы природу узнаем, как беречь ее, любить и воспитанными быть!».

Наибольший интерес у ребят вызвали практические занятия, каждый ухаживал за комнатными растениями: протирали листочки, пропалывали сорняки в горшочках, рыхлили и поливали растения.

Также ребята ежедневно наблюдали за состоянием растений на "огороде", за влажностью почвы, рыхлили её, удаляли сорняки, подрезали пожелтевшие листья.

Воспитанники продолжали знакомство со сказочными героями «Эколят» - друзьями и защитниками природы, которые знают о природе много интересного, помогли детям подружиться с ней, научили, как беречь, охранять и уважать природу, заботиться о ней.

Было обыграно много экологических ситуаций, творческих мастерских подчинённых целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к природе.

Родители совместно с детьми принимали участие в экологических  акциях по сбору макулатуры и набрали от группы 47 кг.Участвовали в акции «Добрые крышечки» набрали два мешка благодаря Первушкиной К.А.

Третий этап работы заключительный. Мы подводили итоги, достигли ли мы поставленных целей, насколько проект дал результаты, необходимо ли в будущем проводить аналогичные проекты и. т. д.

В процессе формирования у детей представлений об окружающей нас природе, растительном и животном мире, а также в рамках реализации природоохранного проекта «Эколята — Дошколята друзья и защитники природы» итоговым мероприятием была создание фотовыставки рисунков родителей совместно с детьми «Мы друзья – природы».

На детских рисунках отражен целый спектр экологических проблем: загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов, негативное влияние отраслей промышленности на состояние окружающей среды, захламление территорий населенных пунктов отходами, сокращение видового разнообразия животных и растений.

Главная цель выставки — привлечь внимание к проблемам охраны окружающей среды с помощью детского рисунка. А совместное детско-родительское творчество, которое выполняет не только просветительскую и информационную функцию, но также имеет эколого-эстетическое значение — формирует видение красоты природы, способствует развитию творческого воображения, призывающие бережно относиться ко всему живому на нашей планете.

Участников, принявших наиболее активное участие в проекте,в акциях наградили благодарственными письмами.

В результате экологического праздника дети еще раз убедились в том, что нужно беречь и защищать свою родную природу: необходимо помогать растениям и животным, живущим рядом с человеком. У детей развивалось творческое воображение, логика, смекалка, уточнение знаний о животных, растениях, птицах, насекомых.

Актуальность и значимость экологического воспитания детей дошкольного возраста в наше время становится жизненно необходимой, одной из главных задач всех педагогов и родителей. Благодаря проведению в дошкольном учреждении экологических проектов, праздников в доступной для ребятишек форме помогают в решении серьезных воспитательных и образовательных задач: усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей. Они влияют на его отношение к окружающей среде. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации. Впечатление от проведения таких масштабных мероприятий запомнится для ребенка на всю жизнь.

Впервые в России за последние годы вопросам экологического воспитания и образования детей придано государственное значение. Мы считаем, что реализованная 2023-2024 году система мероприятий экологической направленности в рамках социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята друзья и защитники природы», способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нм, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

+❤ В Мои закладки



Предварительный просмотр:


Отчёт о реализации экологического проекта

«Эколята-дошколята друзья и защитники природы»

в старшей группе №10

Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.

 Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники старшего дошкольного возраста.

Продолжительность: долгосрочный: сентябрь 2023 – май 2024

Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.

Образовательные цели:

Социально – коммуникативные:

- освоение правил коммуникации во взаимодействии с другими детьми через умение распознавать;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы;

- помочь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы;

- обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус;

- приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома;

- воспитывать культуру поведения в природе.

Познавательные:

- познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;

- формирование элементарных представлений о простейших связях в природе;

- стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с предметами времён года;

- формирование познавательно – исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.

Речевое развитие:

- при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы;

- ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);

- упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову;

- учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.

Художественно – эстетические:

- развитие воображения;

- овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования ( из бумаги, ткани, природного и бросового материала);

- знакомство с произведениями изобразительного искусства (пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встреч с прекрасным;

- воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Физическое развитие:

- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- формирование у детей потребности в двигательной активности;

- учить заботиться о своём здоровье в разные времена года;

- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времён года.

     Задачи проекта:

1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.

2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности.

3. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.

3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.

 4. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников: - развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы; - прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний; - обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы; - создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой; - участие в экологических акциях и проектах.

 5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

В настоящее время проблема взаимодействия человека с природой стала наиболее актуальна. Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Вырубка лесов, загрязнение водоемов, повсеместное использование пластика в быту засоряет природу, которая сама уже не в силах очистится. Обществу необходимо помочь природе возродиться. Современные дети слабо осознают последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Задача воспитательной работы по экологическому направлению состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе: уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе, бережном отношении к ней; развивать критическое мышление и формировать умение решать экологические задачи; формировать потребности заботиться об экологической чистоте; формировать умение рационально использовать бросовый материал с пользой для общества.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Проект «Эколята-дошколята друзья и защитники природы», который мы, реализуем, является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.

Первый этап проекта был подготовительный. На этом этапе определились с целями, задачами, спрогнозировали результаты проекта. Было подобрано программно-методическое обеспечение по данной проблеме; наглядно-демонстрационный, иллюстрированный, раздаточный материал. Разработали перспективный план работы по проекту. Изучили и проанализировали художественную литературу по реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята друзья и защитники природы»; аудио- и видео материалы, интернет – ресурсы. Включили в проект образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. В работе с родителями, в рамках проекта разработали: памятки, консультации для родителей, с целью привлечения внимания к проблеме защиты природы.

Второй этап основной, самый плодотворный и содержательный. Здесь роль отводилась практической работе. Уже согласно поставленным целям и задачам, во время просмотра мультфильма, мы познакомили детей со сказочными героями Шалуном, Ёлочкой, Тихоней и Умницей. Это эколята – защитники природы, вместе они охраняют и берегут её, помогают детям понять, как заботиться о птицах, животных, насекомых, как ухаживать за растениями и т. д., поэтому образы этих героев мы использовали при проведении мероприятий в рамках проекта. Ребята с родителями сочинили и оформили истории о приключениях «Эколят».

Ставя задачу пробудить в каждом ребенке желание помогать природе, заботиться о ней, разработали конспекты образовательных мероприятий, экологических занятий, экскурсий с участием героев, защитников природы.

С детьми проводились наблюдения, беседы, презентации о жизни животных и растений: «Береги Природу», «Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе», «Умей гулять на Природе», «Дружить с Природой», «Единство Человека и Природы», «Чудеса Природы», «Правила поведения на Природе» и т. д., отгадывание загадок, словесные и дидактические игры: «Как вести себя в лесу», «Алые цветки», «Что легче?» «Подарки от берёзы», «Зачем и почему у животных?», «Кто как кричит», «Детки с ветки», «Кто, где живет и чем питается» и мн. др.

Гостья ребят Ёлочка попросила провести для нее экскурсию, и рассказать, что растет в нашем детском саду. Заметив на участке красивую ель, которая очень похожа на саму Ёлочку, предложила ребятам сделать для нее на память портрет. Ребята нарисовали ель с натуры красками. Свои шедевры ребята подарили Ёлочке. Она вернется снова в лес, и там всем расскажет про наших талантливых, заботливых и добрых защитников природы!

С наступлением тепла наши юные «Эколята» узнавали все больше о живой природе. Наши юные друзья природы все прошедшие недели посвятили нашему прекрасному миру. Во время прогулки на свежем воздухе воспитанники наблюдали за распускающимися деревьями и цветами, которые находились в окружении заботливых пчел. Воздух приятно пах ароматом цветущих деревьев и слышался жужжание насекомых.

Находясь в группе, мы тоже не скучали, играя в интересную развивающую игру «Медовое побоище».

Воспитанники регулярно ухаживают за комнатными растениями. Они хорошо знают, какие условия наиболее благоприятны и необходимы для роста растений. Вопрос: как и откуда, появляются, новые жители в плошках очень заинтересовал ребят. И они решили провести эксперимент. Узнать дома из книг и других источников, вместе с родителями, о разведении комнатных растений, стало домашним заданием для ребят. Из полученных знаний наши почемучки выяснили способы размножения цветов и их строение. Поместив отростки в стаканчики с водой, они стали ждать. Через несколько дней их наблюдения увенчались успехом, появились первые маленькие корешки. Ребята решили еще немного подождать, а когда корни подросли, посадили, молоденький хлорофитум в плошку.

На этом наши наблюдения не закончились. У дошколят есть еще много вопросов и в них им предстоит разобраться. Конечно, в этом им помогут сказочные герои Эколята. «Шаг за шагом, день за днем. Мы природу узнаем, как беречь ее, любить и воспитанными быть!».

Наибольший интерес у ребят вызвали практические занятия, каждый ухаживал за комнатными растениями: протирали листочки, пропалывали сорняки в горшочках, рыхлили и поливали растения.

Также ребята ежедневно наблюдали за состоянием растений на "огороде", за влажностью почвы, рыхлили её, удаляли сорняки, подрезали пожелтевшие листья.

Воспитанники продолжали знакомство со сказочными героями «Эколят» - друзьями и защитниками природы, которые знают о природе много интересного, помогли детям подружиться с ней, научили, как беречь, охранять и уважать природу, заботиться о ней.

Было обыграно много экологических ситуаций, творческих мастерских подчинённых целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к природе.

Родители совместно с детьми принимали участие в экологических  акциях по сбору макулатуры и набрали от группы 47 кг.Участвовали в акции «Добрые крышечки» набрали два мешка благодаря Первушкиной К.А.

Третий этап работы заключительный. Мы подводили итоги, достигли ли мы поставленных целей, насколько проект дал результаты, необходимо ли в будущем проводить аналогичные проекты и. т. д.

В процессе формирования у детей представлений об окружающей нас природе, растительном и животном мире, а также в рамках реализации природоохранного проекта «Эколята — Дошколята друзья и защитники природы» итоговым мероприятием была создание фотовыставки рисунков родителей совместно с детьми «Мы друзья – природы».

На детских рисунках отражен целый спектр экологических проблем: загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов, негативное влияние отраслей промышленности на состояние окружающей среды, захламление территорий населенных пунктов отходами, сокращение видового разнообразия животных и растений.

Главная цель выставки — привлечь внимание к проблемам охраны окружающей среды с помощью детского рисунка. А совместное детско-родительское творчество, которое выполняет не только просветительскую и информационную функцию, но также имеет эколого-эстетическое значение — формирует видение красоты природы, способствует развитию творческого воображения, призывающие бережно относиться ко всему живому на нашей планете.

Участников, принявших наиболее активное участие в проекте,в акциях наградили благодарственными письмами.

В результате экологического праздника дети еще раз убедились в том, что нужно беречь и защищать свою родную природу: необходимо помогать растениям и животным, живущим рядом с человеком. У детей развивалось творческое воображение, логика, смекалка, уточнение знаний о животных, растениях, птицах, насекомых.

Актуальность и значимость экологического воспитания детей дошкольного возраста в наше время становится жизненно необходимой, одной из главных задач всех педагогов и родителей. Благодаря проведению в дошкольном учреждении экологических проектов, праздников в доступной для ребятишек форме помогают в решении серьезных воспитательных и образовательных задач: усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей. Они влияют на его отношение к окружающей среде. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации. Впечатление от проведения таких масштабных мероприятий запомнится для ребенка на всю жизнь.

Впервые в России за последние годы вопросам экологического воспитания и образования детей придано государственное значение. Мы считаем, что реализованная 2023-2024 году система мероприятий экологической направленности в рамках социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята друзья и защитники природы», способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нм, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

+❤ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе в рамках "Наставничество "за 1 полугодие 2023-2024 уч.год

Отчет о работе в рамках "Наставничество "за 1 полугодие 2023-2024 уч.год...

отчет по методической работе 2023-2024 на воспитатель года

Отчет по методической работе "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"...

Проект 2023-2024 гг.

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных деятельности....

Отчет по самообразованию 2023-2024

Актуальность: События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственн...

Годовой отчет средней группы 2023-2024 год

Годовой отчет средней группы 2023-2024 год...

Аналитический отчет воспитателя за 2023-2024 учебный год

В отчете описаны все направления деятельности воспитателя за учебный год...