Конспект занятия "Магнит. Свойства магнита"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Пихуля Виктория Анатольевна

В данном материае представлен конспект по познавательному развитию. Ребята, путешествуя по сказкам , знакомятся с волшебными свойствами магнита. При помощи опытной деятельности они на практике выясняют свойства магнита. Для полного закрепления знаний - заполняют карточки-запоминалки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

КОНСПЕКТ НОД

на тему:

«Магнит. Свойства магнита»

в старшей группе.

Образовательная область:

познавательное развитие

                                                     

                                                                               Разработала воспитатель:

                                   

                                                                                                                Пихуя В.А.

2024г.

Тема: «Магнит. Свойства магнита».

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель:  развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

Образовательная: знакомство с понятием "магнит". Сформировать представление о свойствах магнита, познакомить с физическим свойством «магнетизмом»

Развивающая: развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, любознательность, познавательную активность.

Воспитательная: Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности.

Предварительная работа:  игры с магнитной доской и магнитными буквами; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»

Словарная работа: магнит, магнетизм, полюса.

Методы и приёмы: беседа, показ иллюстраций, вопрос, уточнение, физкультминутка, поощрение, опытно-исследовательская деятельность.

Оборудование и материалы: магниты, металлические скрепки, деревянные кубики, кусочки ткани, пластмассовые предметы, стаканы с водой, крупа пшённая, пластмассовые тарелочки.

Ход деятельности:

Воспитатель. Здравствуйте, дети! Я — Фея Науки. Я была в гостях у многих ребят, и сегодня пришла к вам. Мы с вами будем заниматься волшебством. Ой, кто это? (Появляется кукла -ворона).

Ворона : Срочное известие, смерть Кощея потерялась, если не найдем - всему волшебному Королевству наступит конец! Ребята, помогите! Вы же знаете , где находится смерть Кощея? (В игле). Давайте, я покажу вам место, где она потерялась! (Приводит к «стогу сена» из бумаги) Как же быть?  Что делать?

Воспитатель: Ребята, я ведь непростая фея, а фея Науки ! У меня волшебная палочка с секретом! (Показывает магнитную палочку, подносит к «стогу сена» и вытаскивает иглу). Вот мы и нашли смерть Кощея, теперь положим ее в яйцо и запрем в сундук! Как вы думаете, из чего была сделана моя волшебная палочка? (Ответы детей)

С помощью волшебной палочки я могу делать фокусы и совершать чудеса. А вы хотите этому научиться?

Как же нам быть, палочка одна, а вас много?

Я произнесу волшебные слова: «Палочка, проснись, волшебством поделись!» (воспитатель снимает магниты для каждого ребенка)

Воспитатель. Какой материал  на ощупь? (твердый, холодный, тяжелый) Как вы думаете, что это может быть?

Это магнит. Магниты бывают разной формы,  размера и цвета. У него чудесные свойства!

-Дорогие ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными и узнать свойства такого предмета как магнит. Ребята а вы знаете кто такие ученные?

(ответы детей)

-Это люди, которые изучают что то новое, неизведанное, проводят различные эксперименты, вот и мы с вами побудем сегодня учеными и проведём опыты и эксперименты.

- Вы согласны?

(ответы детей)

-Для начала давайте узнаем, что же это за предмет такой магнит:

Я расскажу вам одну старинную легенду. «В давние времена жил – был   Иван- мастер. Иван мастерил  шкатулки из дерева. Материал для своих поделок Иван искал в лесу. Как-то, отправился Иван за материалом для будущих поделок, да так увлёкся, подбирая необходимое, что обронил  резак - инструмент для резьбы по дереву. Стал искать его Иван, да никак найти не может. Долго ходил Иван по лесу, устал, сел на пенёк и думает, что же я без резака делать буду. Вдруг, слышит Иван, пищит кто-то жалобно, смотрит – птенец из гнезда выпал. Поднял птенца Иван, да и в гнездо положил. Вдруг откуда ни возьмись, старичок появился и говорит: « Давно я за тобой, Иван, наблюдаю, вижу - добрый ты человек, помогу я тебе». Дал старичок Ивану камень. « Спасибо, тебе дедушка. А зовут- то тебя, как?»- спрашивает Иван. Старичок отвечает: « А зовут меня Нит. Кто ко мне с добром придёт, тот добро и найдёт». Только старичок произнёс эти слова, как тут же исчез. Думает Иван: « Что за диво,  старичок просто маг какой-то. А что я с этим камнем делать буду». Положил Иван камень в суму, а сам стал опять резак искать, вдруг что-то со звоном «прилипло» к  суме. Поднял Иван суму, а к ней его резак «прилип». Вот так чудеса, камень – то волшебный! Пришёл Иван домой рассказал матушке, что с ним в лесу приключилось. А она ему и говорит: « Это ты с магом Нитом встретился, всё до чего он прикоснётся, потом притягивать к себе может, вот  как этот камень.  Ребята, существует ли на самом деле «волшебный» камень, который может притягивать к себе некоторые другие предметы?»

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами. Но сначала напомню некоторые правила вы должны быть очень внимательны, поэтому соблюдайте тишину. Брать предметы в рот, или трогать до того как они нам понадобятся не нужно.

А чтобы узнать какой будет следующий опыт вам нужно отгадать загадку:

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.

-Про кого эта загадка? (ответы детей)

- Вам всем знакома сказка «Золушка». Злая мачеха заставляла её выполнять различную работу, а как только бедняжка заканчивала, то мачеха высыпала мешки с крупой в одну большую кучу, а потом заставляла Золушку отделять одну крупу от другой. А на этот раз Мачеха придумала для неё новое испытание: высыпала в крупу волшебные магнитные шарики. Золушка хочет успеть на бал во дворец, чтобы вновь увидеться с Принцем. Как помочь Золушке быстро справиться с работой?

В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться магнитом)

Опыт «Всё ли притягивает магнит?»

- Способность предмета притягивать к себе другие предметы называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.

(У каждого ребенка набор предметов :ножницы, деревянная палочка, бумага, листик из ткани, скрепка ).

- Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Те предметы, которые притягивает к себе магнит положите слева от себя, а остальные – которые не притягивает магнит – справа от себя.

- Какие же предметы притягивает магнит, а какие нет?

(Дети перечисляют предметы).

Воспитатель. Перед вами лежат карточки-запоминалки. Я предлагаю отметить в ней  ваше наблюдение. Возле каждого опыта есть пустой квадрат, его нужно закрасить зеленым цветом, если материал –притягивается к магниту, и красным – если не притягивается. Вы можете сделать также? (Дети фиксирую наблюдения в карточке (Приложение 1).

Воспитатель. Что мы сейчас узнали? Ответы детей

Воспитатель. К магниту притягиваются металлы. Только металлические предметы как будто приклеились к магниту, примагнитились. Предметы из других материалов не примагничиваются.

 

Ребята, а я вам предлагаю воспользоваться только что определенным свойством магнита - притягивать все железное. Давайте попробуем подержать магнит над миской с крупой и шарики притянутся к магниту.

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

- Ребят, я очень люблю придумывать сказки. Недавно я переделала сказку Буратино. В моей сказке Карабас-Барабас придумал новое испытание для Буратино. Он спрятал кукол в тёмном чулане и закрыл дверь на замок. Ключ от этого замка Карабас-Барабас бросил в банку с водой. Если Буратино сможет достать этот ключ, не сливая воду и не замочив руки, то он откроет замок и куклы будут свободны. Что же нужно сделать Буратино, чтобы достать ключ из банки с водой, не замочив руки?

(Дети высказывают своё мнение, что может быть так же поднести магнит к банке с водой, как это было с крупой и шариками).

(У каждого ребенка набор предметов :бумага, фанера, пластмассовый стаканчик, скрепка ).

- Возьмите магнит и самостоятельно определите, через какие предметы скрепка притягивается, а через какие нет.

-Давайте попробуем достать скрепку из воды, она как и ключик сделана из железа. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

- “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия? Перед вами лежат карточки-запоминалки (Приложение 2). Я предлагаю отметить в ней  ваше наблюдение. Возле каждого опыта есть пустой квадрат, его нужно закрасить зеленым цветом, если через материал скрепка притягивается к магниту, и красным – если не притягивается.

Воспитатель: Ребята, магнит через все материалы притягивал скрепку? (Да, через бумагу, дерево, воздух, воду).

Наше путешествие заканчивается, прошу вас сдать волшебные палочки.

Итог опытно-экспериментальной деятельности

Воспитатеь:

 

- Дорогие мои волшебники , На этом наша работа на сегодня окончена. Давайте вспомним:

- С каким удивительным камнем мы сегодня познакомились? (Магнитом)

- Какие предметы притягивает магнит? (Металлические)

- Как называется свойство притягивать к себе предметы? (Магнетизм, от слова магнит, а предметы магнетическими)

- Какие свойства магнита вы запомнили?

(Магнит притягивает только металлические предметы; Магнит действует через препятствие – бумагу, стекло, воду…).

- Где в окружающей нас обстановке можно увидеть магниты?

Ответы детей

(Магниты на доске для удержания картинок, буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами…)

Скажите, дома у вас есть магниты? Наверняка на холодильнике они есть! Попробуйте показать родителям один из опытов, который мы проводили сегодня!  До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ножницы Колечко Ткань Дерево Бумага Скрепка Притягивание предметов к магниту Вывод: магнит притягивает металлические предметы 1 2 3 4 5 6

Слайд 2

Притягивание к магниту через предметы Бумага Дерево Пластик Вода Вывод: магнит может притягивать через бумагу, дерево, воздух, воду и другие предметы Дерево 1 2 3 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Непосредственно образовательная деятельность по  образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»   Цель: познакомить детей с физичес...

Конспект НОД «Свойства магнита»

КОнспект НОД "Свойства магнита"...

Конспект «Удивительные свойства магнита» для детей старшей группы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ «Удивительные свойства магнита» (старшая группа)...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита.»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Знакомство с понятием "магнит".Формирование представлений о свойствах магнита.Формирование ...

Конспект занятия "Свойства магнита"

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о  свойствах магнита.Задачи:...

Конспект "Удивительные свойства магнита"

Расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах...