Блокада Ленинграда
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мишко Ольга Евгеньевна

Блокада Ленинграда началась 8 сентябр 1941 года и закончилась 27 января 1943 года.Продолжалась Блокада 900 дней и ночей. Люди умирали от голода,но выстояли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_blokada_2024.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

       

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №89 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                   

                              Конспект занятия,

посвящённого 80 годовщине  полного освобождению Ленинграда  от фашистской блокады в старшей группе  «СКАЗКА» на тему: «Блокада  Ленинграда».

                       

                                                                          Воспитатель: Мишко О.Е.

                                   - Санкт-Петербург- 2024

        Тема : «Блокада Ленинграда»

Цель:  - способствование  нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

Задачи: по 5 областям

Образовательные

«Познавательное развитие» - формировать у детей знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах; познакомить ребят с понятием блокада.                                                                                   «Речевое развитие» - развивать выразительность речи при чтении стихов, историческую память дошкольников.                                                              «Социально-коммуникативное развитие»- развивать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, коммуникативные навыки.           «Художественно-эстетическое развитие»- совершенствовать умение передавать в рисунке образ предмета, продолжать формировать умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги.        «Физическое развитие» -развивать двигательную активность, связанную с выполнением упражнений.

Воспитательные: пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению. Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ, чувство благодарности и уважения к его защитникам.

Предварительная работа:
Подбор материала.
Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;

-Чтение художественных произведений по теме.

-Прослушивание песен и музыки военных лет

-Рассказ о блокаде, стихи о блокаде.

Пособия: презентация, картинки о блокаде, музыкальные композиции.

Оборудование: презентация по теме; песня «Священная вона» (сл. В.И. Лебедева-Кумача, муз. А.В. Александрова), «Ленинградский метроном», стакан с водой, кусок хлеба весом в 120грамм и ватман,клей,гуашь.

Ход занятия: 

ВедущийСегодня 27 января 2024года. Чем знаменателен этот день для всех россиян? (ответы детей).

27 января - это светлый день, мы отмечаем памятную дату - День полного освобождения города Ленинграда от вражеской блокады. Сейчас город Ленинград называется Санкт-Петербург.

- Кто знаете, что обозначает слово "Блокада"? (ответы детей). Не все знают, что обозначает слово - "Блокада". Вот сегодня мы собрались, чтобы узнать об этом и уже никогда не забывать, потому что это очень важно для всех нас россиян.

22 июня в 4 часа утра, когда все спали, без объявления войны Фашистские войска начали бомбить наши города. Началась Великая Отечественная война!                

  СТИХИ ДЕТЕЙ

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили      - Алеша
Что началася война.

Война началась на рассвете
Чтоб больше народу убить.          - Энри
Спали родители, спали их дети
Когда стали Киев бомбить.

Вздрогнут колеса вагона,
Поезд помчится стрелой,                  - Максим

Ты мне с перрона — я с эшелона
Грустно помашем рукой.

Пройдут года,
Я снова увижу тебя,         - Лера
Ты улыбнешься,
К сердцу прижмешься,
Вновь поцелуешь меня.

Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких        - Муслим
Против  русских, против нас.                                                                                           И грозные тучи фашисткой блокады                                                                      Извергдись  над городом Ленинградом.

Слайд 2

(Голос Ю.Левитана о начале войны 22.06.41г., звучит запись

песни «Вставай страна огромная»)

Ведущий:  На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт. Там они рыли окопы,делали землянки и конечно сражались с немецкими войсками,вели бой,но в моменты затишья ,они сидели у костра ,вспоминали своих близких и родных и пели песни.

Песня: «КАТЮША»

Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно  просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним.

Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам  прицеливаться.  Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!                                                                                                            Тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской.

Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной. 

- Посмотрите, КАРТА, на что это похоже?  (КРУГ.КОЛЬЦО)

Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’.

Ещё это кольцо называют блокадой. Блокада Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941г.  И длилась 900 дней, почти 3 года.

  Все дороги, ведущие к нашему городу, были  перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.

Потянулись  страшные  900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.

Давайте встанем и сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады А потом пойдем ближе к друг другу, Обнимемся и согреем друг друга своим теплом, поднимем руки вверх и помашем ими.

Садимся.

СТИХИ:

- Фанерой забито наше окно           -Лера

В городе тихо, очень темно                      

Звук самолетов слышен

Низко летят над крышей.

- Тихо одними губами,

Шепчу понятное маме.

Мама мне страшно

Мама 125 и больше не грамма

Свой хлеб разрезает мама и делит его пополам.

Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе

катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались

специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба —

небольшой (125 граммов) кусочек в день. И всё, больше ничего - только вода,

за которой ходили на Неву.

Люди ослабевали. Одни умирали от голода,

другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому.

Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800

тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.

Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

Весной 1942 года весь блокадный Ленинград принялся выращивать овощи. В огороды превратились сады, скверы, бульвары, набережные. Покрылись грядками Исаакиевский собор  и Марсово поле, и Летний сад изголодавшихся ленинградцев, чтобы не умереть с голоду.

Даже  тогда работали заводы и с Кировского завода на фронт уходили танки.

Работало радио: передавали новости с фронта, музыку,симфонии Шостаковича, стихи. Работал МЕТРОНОМ, сердце Ленинграда – который своим звучанием напоминал,что ГОРОД жив!!!

    Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги – чтобы осколки стёкол не ранили при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы – чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Каждую ночь слышался  гул самолётов, разрывы бомб.      

Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах  железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем.    Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Там стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

 Однажды учительница задала классу вопрос:

-Что зимой падает с неба?

А ученик сказал: Бомбы, осколки, снаряды и кирпичи. И никто не вспомнил о снеге…

-Как бы вы ответили?

       

Физкультминутка «С неба падают снежинки»

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке. (Руки вверх, подтягиваемся и ловим снежинки.)
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (Повороты вправо-влево)
Снегом замело дороги.

-Какой праздник мы отмечаем зимой?

Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Взрослые  совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.

СТИХИ:

В блокадные дни,
Под обстрелом в снегу
Не сдался, не сдался           - Сима
Наш город врагу.

Здесь гордые,
Смелые люди живут,        - ЛИЗА
И ценится всюду
Их доблестный труд.

И днем, и ночью шла бомбёжка,
И днём, и ночью шёл обстрел.
На клумбах не цветы росли – картошка.     - ВЕРА
Здесь каждый был голодный, есть хотел.

120 грамм простого хлеба -
Вот весь был детский рацион.  -   Энри
Никто два года сытым не был,
И много кто был погребён.

И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.                          -  Лера
Тогда «Дорогой жизни» звала
Её народная молва.

Ведущий: Во время блокады многие вели дневники, куда записывали то, что пережили. В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья,сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

Вот что писала девочка Таня Савичева,. Давайте вслушаемся в эти скупые и страшные слова.     МЕТРОНОМ (включить)!!!!

 Женя умерла 28 декабря 12-50 часов1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.

Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа 1942 года.

Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама 13 мая в 7-30 утра 1942 года.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

 

Ведущий: И все-таки жители блокадного Ленинграда нашли выход! По льду Ладожского озера везли в Ленинград хлеб!

"Дорогой жизни" назвали этот путь по Ладоге. Знали фашисты про эту дорогу и бомбили машины, на которых везли хлеб! Дорога была еще опасна и тем, что уже весной лед становился тонким и обламывался. Машина с уходила под воду и тонула.

Стихи:

В блокадные дни под обстрелом в снегу,                                                                                не сдался,не сдался  наш город врагу.            –  Миша                                                                 Здесь гордые,смелые люди живут,                                                                                      и славится всюду их доблестный труд!

Ведущий: Было холодно, голодно. Но ленинградцы не унывали! Они верили: мы победим!

Многие здания в освобожденном городе были разрушены, давайте попробуем их восстановить.

Пальчиковая гимнастика: 

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

(Сжимают пальчики в кулак, потом растопыривают пальцы на обеих руках.)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

(Приподнимают два больших пальчика, другие крепко сжать в кулак.)

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

(Приподнимают указательные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два танкиста-удальца!

(Приподнимают средние пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

(Приподнимают безымянные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

(Приподнимают мизинцы. Хлопают в ладоши.)

Гимнастика для глаз: «СОВА И ЛИСА»

На сосне сидит сова,                                                        Перемещают взгляд вверх-вниз.

Под сосной стоит лиса. .                                                 Выполняют круговые вращения

На сосне сова осталась.                                                    Глазами сначала по часовой стрелке,

                                                                                             затем — против нее.                                                  Под сосной лисы не стало.                                              

                                                                                         .

Игра: «Разрезные картинки»

На том месте,где было прорвано кольцо блокады, сейчвс установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо блокады».

За мужество и героизм наш город получил звание « Города – героя».               Подвиг наших людей мы никогда не забудем.

На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев,погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери-родины.

ДА ,ребята,кольцо блокады разорвано,немецкие войска отступили,но война продолжалась еще год и только 9 мая  1945 года она закончилась. В день снятия Блокады Ленинграда над городом прогремел победоносный салют!

Рефлексия и настрой: Ребята, мы с вами узнали, сегодня много нового, вы большие молодцы! Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали, то ,что вам больше всего понравилось, запомнилось и осталось в вашем сердце. Мы создадим альбом из ваших рисунков и будем показывать его всем нащим гостям. Что для вас было самым сложным и самым легким? Что вам больше всего запомнилось? Ответы детей.

На салфетках детям раздают по куску хлеба.

Дети садятся рисовать под песню «Алые закаты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)

Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он  объясняет понятие "Блокад...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

  27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...