КОНСПЕКТ занятия с детьми подготовительной группы «Осенний Санкт-Петербург».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста направлено на знакомство с Санкт - Петербургом в осенний период. Расскрывает особенности города в данное время, его красоту и неповторимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 18_osenniy_peterburg.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

занятия

с детьми подготовительной группы

«Осенний Санкт-Петербург».

Педагог дополнительного образования Погаленко И.А

Цель:

Формирование предпосылок экологической культуры, воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Задачи:

  • Расширение и уточнение знаний о природно-климатических
  • особенностях Петербурга и Ленинградской области в осенний период;
  • Формирование навыков поисковой деятельности;
  • Обогащение словарного запаса: климат, осадки, шторм, плоды,
  • предзимье, приборы; впадает, надвигается, затопляет; числительные,
  • глубокая, затяжная, ненастная;
  • Воспитание коммуникативных навыков: умение выслушать вопрос,

обсудить ответ с товарищами, сделать вывод:

Предварительная работа:

  • Тематические занятия;
  • Целевые прогулки;
  • Наблюдения и экологические игры на участке;
  • Чтение художественной литературы;
  • Поисково-экспериментальная деятельность в группе и на улице;
  • Ведение дневников наблюдений;
  • Детская творческая деятельность.

Методическое обеспечение:

  • Календарь погоды и дневники наблюдений;
  • Игрушка "Сова", набор игрушек для моделирования "Наводнение";
  • Конверты с символическим изображением явлений и объектов природы;
  • Изограф "Сон";
  • Наборное полотно (коврограф) с набором букв и цифр;
  • Географическая карта;
  • "Тетрадь по краеведению №3" (для начальной школы);
  • Фонограмма "Вой ветра";
  • Демонстрационный материал "Птицы";
  • Фотографии (презентация) наводнение на Неве, дамба на Финском заливе;
  • "Картинка в картинке" (растения);
  • Дидактические игры "Чей хвост", "Мы и природа"

Содержание:

1 часть

Педагог - (стоя у календаря погоды) Ребята, посмотрите на календарь, какое сегодня число и месяц... Да, по календарю у нас наступает зима, но в СПб и Ленинградской области это больше напоминает...(осень). Нашу осень часто называют затяжной, потому что она длиться гораздо дольше весны и лета (можно предложить детям произнести слово затяжная). Я предлагаю вспомнить, что происходит в природе осенью в СПБ и Ленинградской области. В этом мне обещала помочь одна очень мудрая птица.

Подходит к Сове

Вот беда, она уснула, как вы думаете почему? (ночная птица). Она оставила нам письма, с их помощью мы совершим путешествие в петербургскую осень.

2 часть

Дети садятся за столы, педагог вскрывает первое письмо с эмблемой «ОСАДКИ», достаёт изограф со словом «Сон».

Педагог - Ребята, что нарисовано на этом конверте... ? Правильно и

дождь и снег называются осадки. Как вы думаете, что за слово зашифровано в изографе? Назовите буквы, из которых состоит это слово.

Детям предлагается выложить это слово на наборном полотне.

Педагог - Осенью природа как будто готовится ко сну, жизнь в природе замирает. Но осень у нас бывает разная.

Воспитатель выкладывает на наборном полотне названия осенних месяцев и периодов осени.

Педагог - Ребята, помогите расставить названия осенних месяцев в порядке их наступления так, чтобы их начальная буква совпала с буквами в изографе:

С - сентябрь

О - октябрь

Н - ноябрь.

Педагог - А теперь подумайте, какому месяцу соответствует период: предзимье, золотая осень, глубокая осень.

Детям предлагается подставить слова - периоды осени в соответствии с осенними месяцами и обосновать это.

Педагог - Ребята, посмотрите на карту (физическая карта мира), воздух движется на СПб и Ленинградскую область с огромного Атлантического океана. Атлантический океан накопил за лето большое количество тепла и постепенно отдаёт его нам. Влажный воздух движется с Атлантического океана, Балтийского моря и Финского залива. Это огромное количество воды, поэтому в СПб так часто осенью идут дожди. Посчитайте сколько было дождливых, солнечных дней осенью. Вам помогут ваши дневники наблюдений.

Дети производят подсчёт, используя дневники наблюдений и наборы цифр. Затем им предлагается наглядно, в соответствии с символикой (дождь, солнце), сравнить количество солнечных и дождливых дней по месяцам, обозначить знаками - больше, меньше.

Звучит фонограмма «Вой ветра».

Педагог - В конце октября, начале ноября у нас часто дуют холодные ветры, небо затягивается низкими облаками, часто появляется туман. Как называют такую погоду...? (пасмурная, ненастная, ветреная) В осеннее время из-за частых ветров Балтийское море и Финский залив очень неспокойны, нередки штормы. На многих реках города и Ленинградской области наблюдается подъём воды. Как называется это явление в природе? Что вы знаете о петербургских наводнениях?

Детям предлагается, используя ёмкости с водой, модели кораблей, бумажные веера, изобразить шторм и наводнение.

Педагог - В наше время наводнение не приносит столько бед, сколько было при строительстве СПб, потому существуют приборы, которые могут предсказывать наводнения, а на Финском заливе построили дамбу. (Показ фотографий)

3 часть

Педагог вскрывает второй конверт с эмблемой «ЛЕС» и загадывает загадку о растениях.

Педагог - Подумайте, что происходит с растениями в садах и парках нашего города осенью...? Вы правы, растения сбрасываю листву, но некоторые из них сохраняют зелёный наряд до самого снега и опадают последними. Для того чтобы узнать, что это за растения разгадайте эту картинку.

Детям предлагается «Картинка в картинке», в которой намечен контур тополя, сирени, яблони.

Педагог - Последними сбрасываю листву растения, которые вы видите вокруг нашего детского сада - сирень, тополь. Перед вами плоды (на подносах плоды дуба, шиповника, калины, рябины, лесного ореха) растений Ленинградской области. Выберите и назовите те, которые остаются зимой на ветвях (калина, рябина).

Педагог - Ребята, у меня сохранились листья с деревьев первого сада Санкт-Петербурга. Как называется этот сад, что это за деревья и почему именно их сажали на берегах Невы (Летний сад; дуб, липа, клён; сильные, разветвлённые корни).

Детям предлагается поиграть в П/И «Падающий лист».

4 часть

Воспитатель открывает конверт с эмблемой .животного «ЛОСЬ».

Педагог - Это сильное красивое животное живёт в лесах Ленинградской области. Кто это?

Педагог - Осень - это пора подготовки животных к зиме. Расскажите об этом (запас корма, спячка, смена окраса).

Детям предлагается поиграть в игру «Чей хвост», вспомнить животных северо-западного региона, отобрать тех, кто впадает в спячку и меняет окрас.

Педагог - Многие птицы покидают наш город осенью. Как называются такие птицы? Но, оказывается не все птицы улетают одновременно, это зависит от того, есть ли для них корм. Давайте вспомним очерёдность отлётов птиц и обозначим это соответствующей цифрой.

Детям предлагается выложить числовой ряд до 6.

Педагог - Которыми по счёту улетают стрижи, ласточки, зяблики, утки. скворцы, грачи?

Дети подставляют к цифрам изображения птиц.

5 часть

Педагог вскрывает последний конверт с эмблемой «ЛЮДИ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ», показывает детям.

Педагог - Ребята, как вы думаете, что нужно сделать людям, чтобы наш дом - планета Земля радовал нас и всех живущих на ней, чтобы вокруг нас было много животных и растений? (ответы детей)

Педагог - Перед вами предметы, которые помогают людям лучше узнать об окружающем мире. Назовите эти предметы и объясните, зачем они нужны людям.

Детям демонстрируются приборы или их изображения, используемые для изучения погоды, флоры и фауны (ЭОР).

Педагог - Ребята, к сожалению люди не всегда бережно относятся к тому что их окружает на Земле. Как нам нужно себя вести, чтобы природа на нас не обиделась?

С детьми проводится Д/И «Мы и природа», где на карточках изображены различные ситуации поведения человека в природе, а детям предлагается оценить это поведение и представить последствия.

Педагог - Сегодня, с помощью писем от Совы. Мы вспомнили, что происходит в природе осенью в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В этом вам помогли ваши знания, наблюдения и полезные игры и предметы. В подарок от Совы вы получаете книгу о нашем городе. Читая ее мы с вами узнаем много нового и интересного о планете на которой мы живем.

Занятие может проводиться в несколько этапов:

  • погода;
  • животный и растительный мир;
  • человек и природа.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Защитники Привольной».

данного занятия вы не встретите нигде, т.к. оно было разработано мной специально для расширения, углубления и закрепления знаний детей о родной станице Привольной, ее истории и героях. Авторы Ксенз В....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы, составление рассказов разных видов по сюжетной картине «Кошка с котятами»

Программное содержание: Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предлож...

Поможем звездным человечкам: конспект занятия с детьми подготовительной группы

Нравственное  воспитание, дружба, этикет. Образовательная область «Познание»....

Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы "Осенние зарисовки"

Цель: 1.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми через интеграцию образовательных областей 2.Развивать стремление к активной деятельности, самостоятельному решению познавательных задач...

Конспект занятия. Аппликация, в подготовительной группе. «Осенняя палитра»

Цель: знакомить детей с работами художников, писавших картины об осени. Совершенствовать умение детей складывать бумагу пополам, совершать симметричное вырезывание. Развивать мелкую моторику, воо...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» (Презентация к занятию)

К конспекту занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» добавлю некоторые слайды...

Конспект занятия. Аппликация, в подготовительной группе. «Осенняя сказка»

Конспект занятия. Аппликация, в подготовительной группе. «Осенняя сказка»Воспитатель: Анисимова Жанна Сергеевна. Цель: знакомить детей с работами художников, писавших картины об...