Познавательно-творческий проект «Мир насекомых»
проект по окружающему миру

Орлик Румия Анатольевна

Познавательно-творческий проект «Мир насекомых»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_nasekomyh.docx100.29 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект «Мир насекомых»

Вид проекта: познавательный

Продолжительность: краткосрочный, с 10.04.23 г. По 14.04.23 г.

Участники: дети второй младшей группы №2, воспитатели, родители.

Актуальность: Формирование у детей экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир, бережно к нему относиться. Сформировать у детей представления о насекомых, их пользе и вреде, развивать творческие способности.

Проблема: Во время прогулки дети наблюдали за насекомыми. В ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых была неоднозначная. Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В ходе диалога выяснилось, что знаний дошкольников о насекомых недостаточно. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»

 

Ожидаемый результат:

  • дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик);
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  • знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
  • находить сходства и различия;
  • владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Цель проекта: формировать у детей представления о насекомых.

Задачи:

Образовательные: 

  • расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к живому;

Обеспечение:

Подборка детских произведений для домашнего чтения: А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»; Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»;  Г. Скребицкий «Счастливый жучок»;  В. Зотов  «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»,  

Предполагаемый результат:

  • - дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик);
  • - иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  • - знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
  • - находить сходства и различия;
  • - владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Основные этапы реализации проекта:

Подготовительный:

- Определение уровня знаний детей по теме «Насекомые».

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Перспективное планирование проекта.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.

Выявление субъективного опыта.

- «Что мы знаем?»

- «Что мы хотим узнать?»

- «Где мы можем найти информацию?

Планирование совместной - образовательной деятельности:

- Посмотреть на картинках какие бывают насекомые.

Наблюдения за насекомыми на участке.

- Чтение художественной литературы, в которой рассказывается о насекомых.

- Раскрашивание раскрасок с изображением насекомых. 

- Выполнение аппликации.


Сотрудничество с родителями: 

- предложить родителям провести с ребенком экскурсию в парк, что бы понаблюдать за насекомыми;

- почитать художественную литературу (рассказы, сказки);

- посмотреть мультфильмы «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Основной: Реализация проекта:

Образовательные области

Виды совместной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

1. Словесные игры: «Зеленая лужайка» (упражнять детей в названии предмета, признака предмета, действие предмета) и др.

2. Наблюдение на прогулке «За летающими бабочками», «За божьей коровкой», «За муравьями», «За гусеницей».

Цель: Развивать наблюдательность

3. Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.

Цель: Учить узнавать и правильно называть насекомых по внешнему виду. Называть действия, какие они совершают (летают, ползают, прыгают).

4. Просмотр мультфильма по произведению В. Сутеева «Под грибом»

Цель: Вызвать интерес к мультфильму. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Познавательное развитие

Беседа: «Что мы знаем о насекомых?». Цель: создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о насекомых и их характерных признаках

Д/игра «Сложи картинку. Картинки половинки»

Цель: Учить составлять целое из частей.

Д/игра «Найди бабочку»

Цель: Упражнять в употреблении предлогов «в», «на», «около».

Речевое развитие

1. Беседа: «Забавные букашки»

Цель: Познакомить детей с насекомыми на картинке.

2. Дидактическое упражнение «Подуй на бабочку»

Цель: Развивать речевое дыхание.

3. Чтение сказки К. Чуковского «Муха - Цокотуха»

Цель: Познакомить детей со сказкой. Учить выделять главную мысль

Физическое развитие

1. Артикуляционная гимнастика: «Пчелки», «Зудит комар»

2. Комплекс утренней гимнастики «Насекомые»

Цель: Развивать двигательную активность детей.

3. П/игра «Улитка, со мною проползи по дорожке»

Цель: Учить детей ползать по ограниченной поверхности.

Художественно-эстетическое развитие

1. Лепка «Пятнышки для божьей коровки»

Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней.

2. Рисование «Бабочка – красавица»

Цель: Продолжать развивать желание работать с гуашью. Учить рисовать методом тычка, дорисовывать мелкие детали.

3. Рисование на асфальте «Насекомые»

Цель: Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, интерес к художественному творчеству.

4. Раскраски по данной тематике.

Цель: Продолжать учить детей аккуратно закрашивать рисунки на данную тему, развивать у детей эстетическое чувство.

Работа с родителями:

• Консультация «Оказание первой помощи при укусах насекомых».

• Наблюдение за насекомыми вместе с родителями.

• Чтение художественной литературы (рассказы, сказки, потешки, стихи).

• Просмотр мультфильмов: «Лунтик», «Дюймовочка», «Под грибом».

Заключительный этап:

Выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта "Мир насекомых".

Анализ хода работы:

  В ходе реализации проекта «Мир насекомых» предполагаемые результаты были достигнуты:

  • пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме
  • на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию; 
  • дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;
  • -родители приняли активное и заинтересованное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.  

Наблюдение за бабочкой

Цели: расширять знания о бабочке, ее происхождении, строении, размножении и пользе; способствовать развитию экологического мышления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку. Не птица, а с крыльями.

Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка.)

Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: и желтые лимонницы, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, поэтому их называют чешуекрылыми. Тело бабочки покрыто чешуйками и волосиками. У них короткие усики и большие глаза. Когда она пьет капельки нектара с цветов, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спирально. Перелетая с цветка на цветок, бабочка собирает нектар и опыляет их. Летом самка откладывает яички в почву. Через некоторое время из них появляются личинки — гусеницы. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются, и появляются взрослые бабочки, которых называют мотыльками. Бабочки тутового шелкопряда, питающиеся листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают шелк.

Трудовая деятельность. Уборка мусора на участке.

Цель: формировать трудовые умения, желание самостоятельно наводить чистоту и порядок.

Пальчиковые игры про насекомых

Насекомые

Дружно пальчики считаем Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы) Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак) Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

Пчела и жук.

(Во время этой потешки нужно сжать обе ладошки в кулаки. Читая

стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет - в другую)

Жу-жу-жу - Пчела жужжит

И вокруг цветка кружит. Жу-жу-жу -

В цветке том жук:

Хря, пчела, жужжишь вокруг!

Жук.

Я веселый майский жук. (сжать кулачок)

Знаю все сады вокруг.

(указательный палец и мизинец) Над лужайками кружу,

(развести в стороны - «усы») А зовут меня Жу-Жу. (шевелить пальцами-усами)

Физминутки

Кузнечик.

Я гуляю по дорожке, Шаги на месте.

А кузнечик скачет рядом. Прыжки на месте.

Наклонюсь, возьму в ладошки Наклониться «взять кузнечика».

Здесь скакать ему не надо Погрозить пальчиком.

Пусть сидит он лучше в травке Шаги на месте, ладошки «держат кузнечика».

Там с ним будет все в порядке. Наклониться «отпустить кузнечика».

Бабочка.

Бабочка летала, Медленный бег на носочках,

Над цветком порхала. руки делают взмахи вверх-вниз.

Села, посидела Присесть, покачать головой

И нектар поела. вниз – вверх.

Два своих больших крыла Встать опустить и поднять выпрямленные руки.

Опустила, подняла.

Полетела дальше, Медленный бег на носочках, руки делают взмахи вверх-вниз.

Чтобы мир был краше.

Артикуляционная гимнастика

https://myslide.ru/documents_4/2712eeb3238d06734c513b5bde6b1c6c/img3.jpg

http://900igr.net/up/datas/154308/008.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/011b/000014a2-dc262074/img7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».

Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....

Познавательно – творческий групповой проект «Моя семья»

Формирование у детей понятия семья и семейные традиции,  повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....

Краткосрочный познавательно-творческий мини-проект "Удивительный мир насекомых"

Данный проект будет полезен для педагогов средней группы...

Краткосрочный познавательно – творческий мини-проект «Удивительный мир насекомых»

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг нас.  Знания которые имеют дети, недостаточны, чтобы делать правильные выводы, объяснять св...