Исследовательская работа "Плесень и факторы, влияющие на её образование"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Замашкина Ирина Викторовна

Цель работы: Узнать, что такое плесень,  при каких условиях она образуется.

 Задачи: Узнать, что такое плесень.

• Провести опрос среди воспитанников детского сада
• Узнать в чем вред и польза плесени
• Провести наблюдение и: 

- определить факторы, влияющие на  появление плесени;

- выявить сорт хлеба, на котором быстрее появляется плесень (черный или батон)

- проанализировать полученные результаты, сформулировать вывод

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15 « СОЛНЫШКО » ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « Плесень и факторы, влияющие на ее появление » Автор работы: Малев Кирилл Руководители: Замашкина И.В. Доронова И.В. Городской округ город Бор 2024 г

Слайд 2

Цель работы: Узнать, что такое плесень, при каких условиях она образуется. Задачи: Узнать, что такое плесень. Провести опрос среди воспитанников детского сада Узнать в чем вред и польза плесени Провести наблюдение и: - определить факторы, влияющие на появление плесени; - выявить сорт хлеба, на котором быстрее появляется плесень (черный или батон) проанализировать полученные результаты, сформулировать вывод Объект исследования: ржаной хлеб и батон Предмет исследования: плесень на хлебе Гипотеза: Предполагаем, что появление и развитие плесени зависит от сорта хлеба, а также от условий его хранения.

Слайд 3

Введение Актуальность данного исследования определяется широким распространением плесени на Земле, и тем, что с каждым годом ее изучения человечество открывает новые свойства и особенности плесневых грибов. Мы выбрали именно эту тему потому, что интересно понять, какое значение имеет в нашей жизни плесень и насколько она важна в природе и жизни человека.

Слайд 4

Теоретическая часть Сбор и анализ информации по данной теме Интервьюирование со специалистом Вывод: Плесень появилась на земле очень, очень давно. Плесень – это особый вид грибов. Плесень бывает разных видов: черная, зеленая, белая, голубая , серая, желтая, розовая . Плесень может причинить вред, став причиной болезни, но она несёт и благо – даёт нам лекарства, вино, сыр и многое другое.

Слайд 5

Исследовательская часть ВОПРОС ВАРИАНТЫ ОТВЕТА Да Нет Не знаю 1 . Знаете ли вы, что такое плесень? 67% 33% - 2 . Знаете ли вы, какой вред для здоровья наносит плесень? 33% 17% 50% 3. Можно ли употреблять продукты с плесенью? - 58% 42% 4 . Знаете ли вы как правильно хранить хлеб, чтобы он не покрылся плесенью? - - 100% Социологический опрос

Слайд 6

Опытно-экспериментальная часть Опыт первый: выяснить, в каком пространстве быстрее образуется плесень поместили в пакет и оставили при комнатной температуре оставили на тарелке при комнатной температуре завакуумировали и оставили при комнатной температуре Вывод: в процессе наблюдения было выявлено, что плесень быстрее образуется в закрытом пространстве.

Слайд 7

Опыт второй: выяснить значение влажности и температуры воздуха для образования плесени Вывод: влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесени.

Слайд 8

Опыт третий: выявить, на каком сорте хлеба (ржаной или батон), при одинаковых условиях, плесень образуется быстрее Вывод: в процессе наблюдения выявлено, что плесень быстрее образуется на батоне.

Слайд 9

Опыт четвертый: узнать строение плесени (похоже ли строение плесени на гриб) Вывод: под микроскопом плесень действительно похожа на маленькие грибочки с тоненькими ножками, которые переплетены между собой.

Слайд 10

Заключение : Проанализировав проведённую исследовательскую работу, я сделал следующие выводы: Узнал, что плесень – это вид грибка Провел анкетирование среди ребят своей группы Узнал, в чем вред и польза плесени Провел наблюдение и: - определил факторы, влияющие на появление плесени; - выявил сорт хлеба, на котором быстрее появляется плесень проанализировал полученные результаты, сформулировал вывод

Слайд 11

Вывод : Плесень – это вид грибка. Наиболее благоприятная среда для развития плесени – это плохо проветриваемые, теплые места с повышенной влажностью.

Слайд 12

Источники https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-zagadochnaya-plesen-1455283.html 2. https://moluch.ru/young/archive/23/1435/ 3. https://www.youtube.com/watch?v=OhdrqZOWxl4

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 15 «СОЛНЫШКО»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Плесень и факторы, влияющие на её образование"

Выполнил:  

Малев Кирилл

Руководители: Доронова И.В.

Замашкина И.В.

Городской округ город Бор

2024 г

Содержание

Введение ……………………….…………………….……………………. 3

Цель, задачи …………………………………………………………….….4

I. Теоретическая часть

Глава 1.1. Что такое плесень.………………….…………………..……… 4

Глава 1.2. Вред и польза плесени……………………………….................4

II . Исследовательская часть

Глава 2.1 Анкетирование  ….. ……………………………………. ……..6

Глава 2.2 Интервьюирование со специалистом…………………………6

Глава 2.2. Опытно-экспериментальная часть ……………………..…… 6

Заключение ……………………………………………………..……...... 8

Литература. Источники ……………………………………..………...... .8

Приложения………………………………………………………………

Введение

Актуальность данного исследования определяется широким распространением плесени на Земле, и тем, что с каждым годом ее изучения человечество открывает новые свойства и особенности плесневых грибов. Мы выбрали именно эту тему потому, что  интересно понять, какое значение имеет в нашей жизни плесень и насколько она важна в природе и жизни человека.

Однажды утром Кирилл пришел в детский сад и рассказал такую историю: «Сегодня утром дома, когда мы завтракали, мама достала из хлебницы хлеб, на котором был какой-то серый пушок. Я удивился и спросил у мамы: «Что это?». Мама сказала, что это плесень и она вредна, и отложила хлеб в сторону. Мне стало интересно, откуда эта плесень могла взяться, может мы неправильно его храним, почему нельзя есть такой хлеб?»

Данный рассказ стал основой выбора темы для нашей исследовательской работы.

Мы решили провести опыты и узнать, что такое плесень? Насколько она вредна для человека? При каких условиях появляется? На каком сорте хлеба плесень появляется быстрее.

Цель работы:  Узнать, что такое плесень,  при каких условиях она образуется.

Задачи:  

  • Узнать, что такое плесень.
  • Провести опрос среди воспитанников детского сада
  • Узнать в чем вред и польза плесени
  • Провести наблюдение и:  

- определить факторы, влияющие на  появление плесени;

- выявить сорт хлеба, на котором быстрее появляется плесень (черный или батон)

- проанализировать полученные результаты, сформулировать вывод

Объект исследования: ржаной хлеб и батон

Предмет исследования: плесень на хлебе

Гипотеза: Предполагаем,   что появление и развитие плесени зависит от сорта  хлеба, а также от условий его хранения.

Методы исследования:

  1. Сбор и анализ информации по данной теме
  2. Анкетирование
  3. Интервьюирование со специалистом
  4. Наблюдение
  5. Сравнение и анализ

I Теоретическая часть

1.1 Что такое плесень.

Плесень – это вид грибка. Она очень быстро растет и распространяется. Плесень производят малюсенькие клетки с твердой оболочкой, они называются спорами. Споры гораздо меньше частичек пыли и могут переноситься на большие расстояния воздухом. Влага, тепло и темнота создают хорошие условия для роста плесени. Плесень размножается невероятно быстро.

1.2 Вред и польза плесени

Плесень имеет хорошие и плохие стороны.

Издавна считалось, что плесень безвредна для людей и даже в чем-то полезна. Но это не так. Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Даже в чистой комнате человек вдыхает воздух, наполненный их спорами.

Плесень портит вкус, и запах пищи, и саму пищу. Грибки плесени, споры которых летают в воздухе, попадают на поверхность хлеба и начинают размножаться, выделяя при этом минотоксины. А это вредное вещество, при попадании в организм человека вызывают отравление и аллергию.  Некоторые думают, что плесень поражает только корку хлеба, отрезают ее и употребляют в пищу, но не задумываются о последствии.

Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с корки хлеба или куска старого сыра, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно.

Самой ядовитой считается плесень жёлтого цвета – аспергилла жёлтая. Жёлтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи).

Но существует съедобная и полезная плесень:

Некоторые виды плесени применяют при приготовлении продуктов из сои, а также при изготовлении некоторых сортов сыра. В сельском хозяйстве плесневые грибы используют для борьбы с насекомыми – вредителями. Нашлось место плесневым грибам и в авиастроении – при их участии изготавливают смесь, которая защищает крылья самолетов от обледенения. А еще плесень является доктором! Много лет назад ученые выявили, что зелёная плесень убивает другие бактерии. С тех пор из неё делают лекарство – пенициллин.

Вывод: 

1.Плесень появилась на земле очень, очень давно. Плесень – это особый вид грибов.

2. Плесень бывает разных видов: черная, зеленая, белая, голубая, серая, желтая, розовая.

3. Плесень может причинить вред, став причиной болезни, но она несёт и благо – даёт нам лекарства, вино, сыр и многое другое.

II Исследовательская часть

 

2.1. Анкетирование

Для того чтобы понять, насколько  воспитанники  нашего детского сада знакомы с плесенью,  я решил  провести опрос среди ребят нашей  группы. Для этого подготовили  несколько вопросов  (Приложение 1).

В опросе  приняло участие 12 человек. Анализ проведенной анкеты показал следующие результаты:

На первый вопрос 8 человек дали положительный ответ, и только 4 ребят не знают  что такое плесень.

Всего лишь 4 человека знают, какой вред наносит плесень здоровью человека, остальные ответили на этот вопрос отрицательно.

На вопрос  можно ли употреблять продукты с плесенью, 7 человек ответили отрицательно, остальные сказали, что не знают.

Вывод: По результатам анкетирования выяснилось, что не все ребята знают, что такое плесень и с тем, какой вред она в себе несёт.

  1. Интервьюирование со специалистом

После сбора и изучения информации о плесени, я проконсультировался со специалистом – медицинским работником нашего детского сада. Лидия Викторовна рассказала, что плесень может быть причиной возникновения тяжелых заболеваний, таких как бронхит, бронхиальная астма и сердечно-сосудистые заболевания. А также, она подтвердила то, что из плесени готовят  лекарство - пенициллин.

2.3 Опытно-экспериментальная часть

В качестве объекта исследования был выбран хлеб (ржаной и батон)

1й опыт:

Цель: выяснить, в каком пространстве быстрее образуется плесень.

Оборудование: 3 кусочка батона, 2 пакета, вакууматор.

1й образец – оставили на тарелке при комнатной температуре

2й образец – поместили в пакет и оставили при комнатной температуре

3й образец – завакуумировали и оставили при комнатной температуре

Наблюдение проходило в течении 12 дней, изменения фиксировались в дневнике наблюдения (Приложение №2).

Вывод: в процессе наблюдения было выявлено, что плесень быстрее образуется в закрытом пространстве.

2й опыт:

Цель: выяснить значение влажности и температуры воздуха для образования плесени.

Оборудование: 2 кусочка батона,  2 полиэтиленовых пакета, вода.

Один кусок батона смачиваем водой, второй кусок остаётся сухим. Оба куска хлеба помещаем в разные пакеты и ставим в теплое место (батарея).

Наблюдение проходило в течении 12 дней, изменения фиксировались в дневнике наблюдения (Приложение №3).

Вывод: влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесени.

3й опыт:

Цель: выявить, на каком сорте хлеба (ржаной или батон), при одинаковых условиях, плесень образуется быстрее.

Оборудование: 2 кусочка хлеба (ржаной и батон), 2 полиэтиленовых пакета.

Кусочки хлеба, помещаем в разные пакеты и убираем в теплое место (батарея).

Наблюдение проходило в течении 12 дней, изменения фиксировались в дневнике наблюдения (Приложение №4).

Вывод: в процессе наблюдения выявлено, что плесень быстрее образуется на батоне.

4 опыт:

Цель: узнать строение плесени (похоже ли строение плесени на гриб)

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, перчатки, маска, кусочек плесени.

Кусочек плесени поместили на предметное стекло и расположили под микроскопом.

Вывод: под микроскопом плесень действительно похожа на маленькие грибочки с тоненькими ножками, которые переплетены между собой.

Заключение:

Проанализировав проведённую исследовательскую работу, я сделал следующие выводы:

  • Узнал, что плесень – это вид грибка
  • Провел анкетирование среди ребят своей группы
  • Узнал, в чем вред и польза плесени
  • Провел наблюдение и:  

- определил факторы, влияющие на  появление плесени;

- выявил сорт хлеба, на котором быстрее появляется плесень

  • проанализировал полученные результаты, сформулировал  вывод

             

Вывод:  Плесень – это вид грибка. Наиболее благоприятная среда для развития плесени – это плохо проветриваемые, теплые места с повышенной влажностью.

Список источников и литературы :

  1. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-zagadochnaya-plesen-1455283.html
  2. https://moluch.ru/young/archive/23/1435/
  3. https://www.youtube.com/watch?v=OhdrqZOWxl4

Приложение 1

ВОПРОС

ВАРИАНТЫ ОТВЕТА

1. Знаете ли вы, что такое плесень?

да

нет

не знаю

2.  Знаете ли вы, какой вред для здоровья наносит плесень?

Аллергия, отравление

нет

не знаю

3.  Можно ли употреблять продукты с плесенью?

да

нет

Не знаю

4. Знаете ли вы как правильно хранить хлеб, чтобы он не покрылся плесенью?

да

нет

не знаю

Приложение 2

Дневник наблюдения

Опыт1

«В каком пространстве быстрее образуется плесень»

1-й день

4-й день

8-й день

12-й день

IMG_20240201_154928.jpg

Хлеб в вакууме при комнатной температуре

IMG_20240201_154935.jpg

Хлеб в пакете при комнатной температуре

IMG_20240201_154919.jpg

Хлеб при комнатной температуре

Приложение 3

Дневник наблюдения

Опыт 2

«Значение влажности и температуры воздуха для образования плесени»

1-й день

4-й день

8-й день

12-й день

IMG_20240201_160630.jpg

Сухой хлеб

на батарее

IMG_20240201_160721.jpg

Хлеб, смоченный водой

на батарее

        

Приложение 4

Дневник наблюдения

1-й день

4-й день

8-й день

12-й день

IMG_20240201_160544.jpg

Батон

на батарее

IMG_20240201_160533.jpg

Ржаной хлеб

на батарее

Опыт 3

«На каком сорте хлеба (ржаной или батон), при одинаковых условиях, плесень образуется быстрее»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на формирование опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Статья подготовлена для публикации в вестнике педагогических работников Бердска "Педагогический калейдоскоп"...

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье

В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не зан...

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».

Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание»....

Презентация для родителей по теме "Факторы влияющие на формирование опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста"

В презентации даётся определение ОДА, рассматриваются его функции. Далее речь идёт о трёх основных факторах, влияющих на формирование ОДА у дошкольников: рациональном питании, двигательной активности ...

Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений

Консультация для родителей, дети которых посещают логопедическую группу...

«Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество образования»

Актуальность. В условиях формирующейся новой образовательной среды происходит провозглашение приоритета личности учащегося. Выдвигается на первый план не только традиционные задачи повышения качества ...