Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».
план-конспект урока по теме

Ковенькова Валентина Ивановна

 

 Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 5. Понятие о биологических и социальных факторах развития. Закономерности развития. Факторы, влияющие на развитие личности. Соотношение понятий «развитие» и «воспитание».

 В переводе с  латинского языка, фактор означает  - делающий, производящий, движущая сила развития. Выделяют три фактора развития: наследственность, среда, воспитание. Эти факторы можно объединить в две группы: биологические и социальные.

Наследственность – это то, что передается от родителей к детям,  то, что заложено в генах.

Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть отвечает за рождение человека человеком – представителем человеческого рода. Переменная часть  - это то что роднит человека с его родителями: цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к некоторым заболеваниям, особенность нервной системы.

Но предметом обсуждения является вопрос о том, передаются ли по наследству интеллектуальные, моральные качества, способности к какой-либо деятельности. Большинство зарубежных ученых (М.Монтессори, Э.Фромм, К.Лоренц) убеждены в том, что по наследству передаются не только интеллектуальные, но и моральные качества. Отечественные ученые долгое время придерживались противоположной точки зрения, признавая лишь биологическое наследование, а все остальное – мораль, интеллект – считали, приобретенными под влиянием среды и воспитания.

Однако, академики Н.М. Амосов, П.К. Анохин, высказывались в пользу наследственной предрасположенности ребенка к  нравственным качествам. Но данный вопрос не имеет до сих однозначного ответа.

Следует различать врожденное наследование и генетическое. Небольшие случайные отклонения в развитии зародыша могут изменить качество и направление его развития.

Пренатальная педагогика – отрасль педагогики, ее появление связано с тем, что ученые обнаружили возможность влиять на развитие зародыша. Воздействовать можно не только на здоровье ребенка ни на эмоциональную сферу, следовательно через нее на интеллектуальную, эстетическую сторону. (следует переживать положительные эмоции, читать стихи, слушать музыку, общаться с плодом и т.п.)

Так же на развитие ребенка влияет среда. Среда может рассматриваться как в широком, так и в узком смысл.

Среда в широком смысле  - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок, общественное устройство государства, обычаи, быт, традиции.

Среда в узком смысле – это непосредственное предметное окружение. Предметы позволяют ребенку познать реальный мир и развиваться.

Профессор Брунер в Америке провел эксперимент: в котором, одну группу новорожденных детей поместил в белую комнату, изолированную от всяких шумов, а другая группа находилась в обычных условиях, в комнате с обоями, игрушками, звуками и т.п. по окончанию эксперимента, после проведенных тесов, выяснилось, что группа находящаяся в белой комнате отставала в развитии на 3 месяца.

Этот эксперимент говорит о том, что среда имеет существенное влияние на развитие детей.

В педагогике существует понятие «развивающая среда». Под развивающей средой понимается не только предметное окружение, она должна быть выстроена таким образом, чтобы наиболее эффективно влияла на развитие детей.

Также выделяют негативное влияние среды – улицы, но изолировать детей от среды нельзя, это приведет к задержке психического развития.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека, только с годами человек овладевает умениями фильтровать его, интуитивно уклоняться от определенных влияний. Среда может сдерживать развитие, а может активизировать его.

Воспитание – всегда носит целенаправленный, осознаваемый характер. Воспитание как фактор развития личности всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие.

Воспитание предполагает систему воздействий на личность, единичное влияние – неэффективно.

Наследственность, среда, воспитание – все же не обеспечивают полноценное развитие ребенка.  Необходима собственная активность ребенка. Активность проявляется в движении, в познании мира, эмоциональная активность.

Активность как свойство живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития.

У человека активность реализуется в различных видах деятельности: игре, труде, учении.

Игра – удовлетворение потребности проявить активность, в той сфере, в которой  невозможно реальное действие.

Труд – удовлетворение потребности в получении реального результата, в самоутверждении.

Учение – удовлетворение потребности в познании.

Но все эти факторы не возможны без взрослого. От того, какой взрослый находится с ребенком, «кто вводит его» в жизнь многое зависит.

Функции взрослого: 1) взрослый – носитель ценностей;

2) взрослый – организатор процесса передачи социального опыта.

Таким образом, взрослый является проводником между ребенком и его окружающим социальным миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная организованная образовательная деятельность: «Волшебное путешествие: транспорт» (интеграция о областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, и художественно-эстетическое развитие).

Программное содержание: - Уточнить и закрепить знания детей о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный); - Познакомить работать с методами ниткография и рисование пеной.- Развива...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

“Нравственно - патриотическое воспитание - фактор, влияющий на развитие личности.”

Нравственно - патриотическое воспитание, одна из важнейших проблем нашего времени Мы живём в очень сложное время, когда снижаются  моральные принципы....

Социально-коммуникативное развитие дошкольников, как одно из направлений развития личности ребенка в аспекте нового нормативного документа ФГОС ДО.

Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализаци...

Статья на тему: «Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка»

Статья:  «Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка»...