Технологическая карта
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Токарева Татьяна Васильевна
Тема:" История жилищ человека" Цель:создание условий для расширения и обогащения знаний детей об истории жилища человека в процессе встраивания хронологической последовательности исторического времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта36.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

воспитателя первой квалификационной категории

МБДОУ г. Иркутска детского сада № 97

Токаревой Татьяны Васильевны

по познавательно-исследовательской деятельности

с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени»

Тема: «История жилищ человека»

Возрастная группа: старшая 5- 6 лет.

Культурная практика: Познавательно – исследовательская деятельность (окружающий мир)

Культурно – смысловой контекст: Наполнение панно «История жилища человека» иллюстрированным материалом по исторической тематике для анализа, сравнения и выстраивания временных рядов

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: Создание условий для расширения и обогащения знаний детей в процессе знакомства с историей жилищ человека.

Образовательные задачи: систематизировать знания детей об истории жилища человека в процессе выстраивания хронологической последовательности исторического времени (древность, старина, наше время).

Развивающие задачи: развитие познавательной мотивации умения выстраивать связи между событиями и делать простейшие выводы и выражать их в речи.

Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативы. С пособствовать развитию интереса к истории жилища человека.

 Предметно -пространственная развивающая среда: телевизор, демонстрационный материал, раздаточный материал, компьютерная презентация «История жилищ человека», панно «Река времени»

Образовательная технология: Технология Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени»

 

 

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I. Обсуждение реального события

-Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?

Перед окнами нашей группы красуются пятиэтажные дома.

Ребята, а в каких дома живете вы?  Сколько этажей в вашем дома? У вас деревянные или кирпичные дома?

Дом нужен всем, но самое большое разнообразие домов у человека. Еще в древности люди занимались строительством.

Ведет диалог с детьми.

Эмоционально вовлекает детей в обсуждение.

Комментирует высказывания.

Дети свободно располагаются в группе.

Заинтересованные дети  присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. Высказывают свои предположения.

Организация и настрой детей на познавательную деятельность

II. Постановка целей  исследования

-Ребята, как вы думаете, в древнем мире, какие дома были, кто их строил? Хотите узнать?

-А что мы можем сделать, чтобы узнать о истории жилищ человека?

-Я предлагаю вам отправиться в прошлое (древние времена) по «реке времени». Кто хочет отправиться вместе со мной, и узнать историю жилищ человека?

Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение.

Побуждает к постановке цели исследования.

Озвучивают знание и жизненный опыт.

Дети добровольно присоединяются к деятельности.

Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности.

Формулирование цели деятельности.

III. Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного материала,

работа со слайдами

-А вот и река времени. Мы живем в современном времени, посмотрите какие у нас многоэтажные дома и современная техника. А вот на реке времени старина, тогда жили ваши прабабушки в избах, а еще раньше, в древности у людей не было домов, они жили в пещерах.

-Ребята, чтобы очутиться в далёкой древности, на чем можно отправиться по реке времени?

(дети перечисляют транспортные средства)

-Да, ребята, мы можем отправиться на корабле. А как мы можем назвать наш корабль?

-А теперь вперед, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем. Много нового узнаем»

-Посмотрите, вот наша первая остановка. Спустить, якорь!

-Интересно, что мы узнаем здесь?

- Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности.

- История жилищ человека уходит далеко в прошлое.

 Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется? (Пещера).

Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах.

Первым жилищем была пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников.  Позже появились шалаши из веток и костей мамонтов. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов

 А сверху на них делали покрытие из шкур.

Воспитатель демонстрирует на слайде изображение пещер

-Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? Давайте потрогаем камень, который я для вас приготовила.

Какой камень на ощупь? Вся пещера состояла из камней. Удобно ли было стоять на такой поверхности? А спать? А почему? Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? Почему?

В шалаше было ли удобно первобытным людям? Прочны ли было такое жилище? А давайте проверим?

У меня есть макет шалаша. Из чего был сделан шалаш?  Как вы думаете был ли шалаш прочным жилищем?

Ребята, а если вдруг начнётся сильный, порывистый ветер, сможет ли такой дом устоять и защитить людей, живущих в нём? Давайте проверим, подуем на шалаш.

Что с ним произошло? Правильно, он весь развалился. А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим? Польём водичкой наш шалаш. Что произошло?  

А удобно ли было жить в шалаше холодной снежной зимой?

Молодцы ребята, вы были правы.  

-Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

-Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше.

- Ну а сейчас, все на борт, продолжим наше путешествие. (Шум волны, дети выполняют покачивания). И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем»

- И вот наша вторая остановка. Мы с вами очутились в старине.

- Вот ребята, шли года.

 Как только у человека появился деревянный дом – появилась профессия строитель.

Люди осваивали профессию плотник. На Руси плотник, был как строитель.

Основой деревянного дома был сруб. Сруб – это скреплённые между собой четырехугольник бревна. Древесина была доступным материалом. Ребята, а как вы думаете, поему древесина была доступным материалом на Руси? Правильно.

Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. Крыши были двухскатные. (изображение двухскатных крыш). В качестве кровельного материала сначала выбирали солому. Как вы думаете, прочная ли была крыша из соломы? Почему? Когда люди поняли, что соломенная крыша не прочная, они стали делать крышу из дерева. Дом строили топорами.

Воспитатель демонстрирует на слайде изображение сруба, деревянных домов

Ребята, давайте потрогаем деревяшку. Какая она? Как вы думаете, были ли такие дома удобными? А были ли они прочным? Почему?

Да эти дома были удобными, день и по сей день в деревнях люди живут в деревянных домах. Так же они были прочными, деревянные дома могли защитить людей от ветра и непогоды.  Деревянные дома, если древесина у них обработана специальным раствором, могут простоять много лет. Только теперь их и строят немного по-другому и различных удобств в них побольше.

-Ну, что вы готовы продолжить наше путешествие?

Все на борт! Отдать швартовый!

 «Путешествие нас ждет, река времени несет.

В современном мире мы побываем. Много нового узнаем»

-Вижу берег! Подплываем! Опустить якорь!

-Вот наша следующая остановка.

Как вы считаете, где мы очутились?

-Правильно, мы с вами находимся в нашем времени, здесь нам все знакомо.

-Ребята, а какие дома у нас сейчас? Опишите их.

- Сегодня, чтобы построить жилой дом, требуется привлечение специальных механизмов и большого количества людей самых разных строительных профессий. А какие строительные профессии знаете вы?   Строитель должен многое знать и многое уметь.

Вы хотите узнать, как и какими специалистами строится дом?

  • Первым принимается за работу по строительству дома архитектор. Он делает проект дома. Чертит, рисует.
  • Когда проект дома готов, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Того, кто работает на бульдозере называют бульдозерист. Он на этой машине ровняет поверхность площадки.
  • После бульдозера за работу принимается экскаватор. Того, кто работает на экскаваторе называют экскаваторщик. Он роет котлован.
  • Теперь пора укладывать блоки для фундамента дома, для этого нужен подъемный кран. Того, кто работает на подъемном кране называют крановщик.
  • После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада каменщик. Они выкладывают из кирпича стены здания
  • И вот наш дом почти построен, но остался один рабочий, который работает выше всех – это кровельщик. Он покрывает крышу.
  • Затем на стройку прибывают плотники. плотники устанавливают двери и окна.

- А из чего сейчас построены наши дома? Из каким материалов? Как вы думаете наши дома прочные? Удобные? Почему? А красивые ли они? Что делает человек, для того чтобы украсить свой дом?

Правильно, наши дома сейчас очень прочные, они могут защитить на от любой непогоды, так же они комфортные для нас.

- Ребята, интересный путь мы с вами проложили?

- Давайте вспомним, где мы были?

-Ну, а теперь пора возвращаться, нужно поторопиться.

(Воспитатель предлагает во время плавания поиграть в игру «Море волнуется раз»)

Разворачивает  ленту.

Показывает метки – символы обозначающие время.

Вовлекает детей в совместное планирование. Способа передвижения.

Актуализирует цель деятельности.

Рассматривает вместе с детьми,  макета.

Предоставляет возможность высказать версии детям.

Педагог организует обследовательскую деятельность детей

Мотивирует детей к размышлению

Делится информацией.

 Предлагает  детям сделать вывод.

Использует технические средства

Поддерживает познавательный интерес

Использует наглядные средства

Использует наглядные средства

Побуждает детей к высказыванием.

 

Предлагает рассмотреть.

Вовлекает в экспериментальную деятельность.

Проявляет уважение к детским высказыванием.

Активизируют высказывания детей.

Поощряет детей.

Комментирует высказывания

Рассуждают о том, что видят на экране, аргументируют свои высказывания.  

 

Делятся впечатлениями,

 договариваются друг с другом,

 принимают совместное решение.

Предлагает способ действия.

Дети рассматривают, обследуют.

Сравнивают, делают вывод с помощью педагога.

Воспринимают рассказ педагога. Высказывают своё мнение

Участвуют в диалоге.

Слушают

Выражают собственные мысли.

Наблюдают за преобразованием.

Выражают собственные чувства.

Проявление интереса к истории куклы.

 Умение делать логические выводы;

Обогащение словарного запаса по теме.

IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

(Шум волны, педагог замечает бутылку)

Что за бутылка у нас на пути?  Заглянем в неё? (в бутылке лежат картинки жилищ домов и материалов из которых строили дома   разных периодов.) Педагог предлагает детям  объединиться в пары.

- Чтобы нам не запутаться, я предлагаю выбрать себе пару.  Кто разложит картинки с изображением домов человека и материалом из которых их строили древних времен, старины, современного мира?  

-  Давайте, эти все картинки разложим на реке времени.    

Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли.

Давайте теперь поменяемся и проверим, все ли картинки вы правильно приклеили.

Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие,

последовательность;

постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания.

Дети сортируют предметы на реке времени.

 Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей.

V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

Какая  река времени у нас получились! Как вы думаете, с помощью чего лучше всего получается строить дома? Почему? (рассуждения детей). 

Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, какое жилище человека самое удобное, прочное и красивое? В каком доме вы бы хотели жить?

-Сейчас с помощью этой таблицы мы выясним чье предположение было верным. --Напротив каждого жилища человека мы будем отмечать есть ли такое качество. (удобство, прочность, красота). Если вы согласны с утверждение, то мы на таблицу крепим зелёный кружок, а если вы не согласны, красный кружок.

-Пещеры, они красивые? Каким Кружочком отметим?

-Они прочные? Удобные?

-Шалаши, они красивые? Каким кружком отметим? Они прочные? Удобные?

-Деревянные дома, они красивые? Они прочные? Почему? Удобные? Почему ты так думаешь? Каким кружком отметим?

-Итак, давайте посмотрим на таблицу, лучшим домом будет тот, у которого больше зеленых кружков. (анализ таблицы).

 Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свою работу.

Мотивирует детей поделиться на группы.

Даёт поручение, ставит задачу.

Наблюдает за самостоятельной работой детей

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение делать выводы;

.

VI и VII этапы

Показ ленты времени в группе.

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Самостоятельная деятельность

(Рассматривают домов будущего на   реке времени)

Ребята, а вы хотели бы побыть архитекторами, придумать и нарисовать дома будущего?

Воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей.

Привлекает детей к рассматриванию ленты времени по истории возникновения куклы.

Выставляют на всеобщее обозрение свои работы

Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом

Открытость

Как мне понравилось с вами путешествовать!

-  Вы были отличными матросами.

Кому бы вы хотели показать   реку  времени?

Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия?

Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии?  

- В будущем, я предлагаю в нашей группе создать выставку ваших рисунков на тему «Дом будущего»

Инициирует общее обсуждения.

Комментирует высказывания.

 

Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали.

  •  Оценивание процесса деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...