Конспект занятия-экскурсии по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе Тема: «Ленинград – город мужества»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Судакова Ирина Владимировна

Цель данного занятия - формирование и уточнение представлений детей о мужестве и героизме жителей блокадного Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_nod.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Ленинского района муниципального образования

«Город Саратов»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 209» Ленинского района г. Саратова

Конспект занятия-экскурсии по образовательной области «Познавательное развитие»

в подготовительной к школе группе

Тема:

 «Ленинград – город мужества»

Провела:

воспитатель Судакова И.В.

г.Саратов

2024 г.


Образовательная программа МДОУ «Детский сад № 209»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема занятия-экскурсии: «Ленинград – город мужества»

Направление образования и развития (образовательная область): «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: формирование и уточнение представлений детей о мужестве и героизме жителей блокадного города.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с историей города во время Великой Отечественной войны;
  • расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда;
  • закрепить знания детей о героических поступках юных жителей блокадного Ленинграда;
  • закрепить навыки речевой деятельности, побуждать детей активно участвовать в диалоге с воспитателем.

Развивающие:

  • развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих.

 Воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма;
  • воспитывать уважительные отношения к исторической памяти, к жителям Ленинграда, к ветеранам войны.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Оборудование: мультимедийный проектор; фонограмма фрагмента 7 «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича; запись звуков «воздушной тревоги»; минусовка песни «И все о той весне» (сл. и муз. Е. Плотникова); фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце»; 2 обруча; 8 конусов; корзина для мячей; мешочки с песком для каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание альбомов: «Военная техника», «На страже Родины (танкисты, солдаты, артиллеристы, моряки, летчики, пограничники); просмотр презентаций «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Дети блокадного Ленинграда», «Расскажем о войне», «Ежи против танков»; чтение Н.Ходза «Дорога жизни», В.Семенцова «Лист фикуса», С.Алексеев «Блокада Ленинграда».


Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

I. Вводная часть (мотивация)

-Здравствуйте, ребята. Какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение. Приглашаю вас всех в круг. Покажите мне свои ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете?

— Это тепло ваших добрых сердец и душ.  Давайте передадим тепло друг другу. Только такие добрые и ласковые ребята могут жить в нашем садике.

- Мы с вами часто разговариваем об одном городе-герое, а вот сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию, попутешествовать во времени. Но предупреждаю вас, что никому неизвестно, в какое время мы попадем!

-Давайте закроем глаза и послушаем:

Звучит фонограмма фрагмента 7 «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

 В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Ленинград на морском берегу.

 С дворцами и парками, строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

В блокадные дни, под обстрелом в снегу

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут,

И ценится всюду их доблестный труд.

Слайд 2. «Панорама блокадного города»

- Ребята кто уже понял, в какое время мы попали?  В каком городе мы оказались? Что это было за время?

Тепло.

Дети берутся за руки.

Ответы детей.

II. Основная часть

- Правильно, ребята в сентябре 1941 года фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты.

Слайд 2. «Немецкие офицеры»

Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Чтобы спасти от врага памятники Ленинграда, на помощь позвали альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть маскировочными чехлами купола храмов и зданий.

Слайд 3. «Альпинисты»

-Многие скульптуры сняли и закопали в землю. Для других были собраны защитные короба. Всё вокруг приняло военный вид.

Слайд 3. «Сфинксы и Памятник Петру Первому».

-Вот так выглядел «Медный всадник» в суровую блокадную зиму.

-На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики.

Фашисты хотели уничтожить не только город, но и жителей. Они окружили город со всех сторон.

Слайд 4. «Карта кольцо блокады Ленинграда»

Посмотрите, на карту. Город оказался блокированным с суши и с моря. Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа?

- Правильно на кольцо. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Это кольцо называли блокадным. Началась блокада Ленинграда.

На кольцо. На круг.

Игровое задание:

- Давайте мы сейчас построим город из модулей. Встанем вокруг него и возьмемся за руки. Получилось «кольцо». Вот так стояли враги вокруг города со своим оружием.

- В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики. Для жителей Ленинграда настали очень тяжелые времена. 

Дети строят из конструктора. Берутся за руки. Образуют круг.

Дети разбирают постройку.

- Фашисты каждый день совершали налеты на Ленинград. В этих налетах были разрушены почти все продуктовые склады города. Особенно тяжело было зимой. А зима выдалась очень суровая. В городе отключили свет, отопление, воду.

Слайд 5. «Карточки на хлеб», «Нормы Блокадного хлеб»

- Были введены хлебные и продуктовые карточки. И если карточку теряли, то свой кусочек хлеба на сегодня человек уже не получал. Каждый житель города получал один раз в сутки такой маленький кусочек хлеба (250 граммов – рабочим, а остальным – всего по 125 граммов), но от голода это все равно не спасало.

- Как вы думаете, можно наесться таким кусочком?

Ответы детей.

- Блокада продолжалась очень долго.

Ребята, а как вы понимаете слово «блокада»?

- Это холод, голод, темнота, это страх за свою жизнь и жизнь своих родных, все кого ты любишь и знаешь.

Слайд 6. «Карта кольцо блокады Ленинграда» 

- Все дороги, ведущие к городу Ленинграду, были перерезаны, захвачены фашистами. И теперь в город нельзя было подвозить продукты.

Слайд 7 «Карта. Путь по Ладожскому озеру»

- Осталась одна дорога - по Ладожскому озеру. - Ее ленинградцы назвали «Дорогой жизни». Как вы думаете, почему так назвали дорогу?

Слайд 7. «Дорога жизни на Ладоге»

-По этой дороге под огнем противника везли хлеб в город, а обратным рейсом эвакуировали часть населения, стариков и детей.

Слайд 9. «Охрана «Дороги жизни»

-Протяженность такой дороги по льду была около 30 км.

Недалеко от трассы замаскировали в снегу зенитные установки. Для чего?

В город нельзя приехать, нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде.

Ответы детей.

Ответы детей.

Подвижная игра «Дорога жизни».

-Необходимо пройти через все «озеро», не сбивая на своем пути неразорвавшиеся снаряды (кегли) и не угодив в полынью (обруч).

Дети встают и берутся за руки, образуя живую цепочку.

Слайд 10. «Нет водопровода, света, тепла»

- Зима была суровая. В январе 1942 г. перестал работать водопровод, и воду приходилось брать из прорубей на Неве и Фонтанке.  В Ленинграде не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались

- Все взрослые встали на защиту родного города. Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте. Но и дети Ленинграда не остались в стороне. Они ответили делами на этот призыв. Вы уже знакомы с героическими делами ленинградских школьников.

Давайте посмотрим на экран.

Слайд 11. «Дети на защите города»

- Расскажите, ребята, как дети помогали защищать свой родной город?

-Не смотря на голод и холод дети, школьники всеми силами помогали защищать свой город. Они собирали металлолом, чтобы на заводе из него сделали снаряды, патроны, гранаты для фронта. Наравне со взрослыми рыли траншеи вокруг города, чтобы в них могли укрываться наши солдаты, защищавшие город.

После уроков многие ребята навещали раненых в госпиталях. Дети читали и писали письма раненым, читали книги, стихи, пели песни.

Ответы детей.

Слайд 12. «Окна в крестах»

- Постоянно были артиллерийские обстрелы и бомбежки. В городе все окна были заклеены бумагой крест-накрест, чтобы не вылетали стекла во время воздушных налетов врага.

Слайд 12. «Сигнальщик воздушной тревоги».

Ежедневно вечером и ночью, почти в одно и то же время, из репродукторов разносились пронзительные звуки сирены: «Воздушная тревога!» Люди прятались в бомбоубежищах.

Включается звук воздушной тревоги

Слайд 12. «Часовые Ленинградских крыш»

- На крышах домов организовывали дежурные отряды. Если на крышу падали зажигательные бомбы, то люди быстро и ловко гасили их в бочках с водой или закидывали песком.

Слайд 13. «Часовые Ленинградских крыш тушат «зажигалки»-бомбы»

-Среди отважных людей, которых называли «часовыми Ленинградских крыш», были и школьники. Коля Андреев с друзьями обезвредил 43 «зажигалки»-бомбы.

Подвижная игра «Часовые ленинградских крыш».

- Сейчас мы попробуем «погасить зажигательные бомбы».

На полу очерчивается круг («крыша»), в центре которого стоит бочка.

В круг встают трое участников- часовых. Несколько детей бросают в круг тряпичные мячики, пока звучит музыка. Часовые должны их поднять и бросить в бочку. С окончанием музыки в кругу не должно остаться ни одного мячика.

- 900 дней и ночей длилась героическая оборона Ленинграда.

Зимой в 1944 году Ленинград был полностью освобожден от блокады. Горожане выстояли и победили в этой неравной схватке с ненавистным врагом. Ленинград стал городом-героем. Но город не может существовать без своих жителей, каждый житель города сам – герой!

Слайд 14.  Медаль «За оборону Ленинграда».

III. Заключительная часть (рефлексия)

-Давайте снова закроем глаза, пора нам вернуться в свое время, сказав «волшебные слова».

С дворцами и парками город красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

Здесь гордые, смелые люди живут,

И ценится всюду их доблестный труд.

Слайд 13. «Санкт-Петербург наше время»

- Вот мы и оказались в нашем времени. Город стал еще прекраснее. Все это благодаря героизму наших солдат, стойкости и мужеству горожан, ленинградцев, отстоявших город. Город Ленинград сменил свое название на другое. Его называют…

…Санкт-Петербург.

Слайд 14. «80 лет со дня снятия блокады»

- Каждый, год, 27 января, в память о жителях и защитниках, погибших в блокадном Ленинграде, горожане и гости Санкт-Петербурга отмечают День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Слайд 15. «Трасса А-128»

А вот та самая «Дорога жизни». Это существующая трасса А-128, ее протяженность 47км. На этой трассе от Петербурга до берега Ладожского озера установлены памятники тем страшным годам, но, в первую очередь тем, кто спасал город.

Слайд 16. Памятник «Цветок жизни»

-На дороге жизни стоит памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображено лицо улыбающегося мальчика и высечены слова «Пусть всегда будет солнце». Памятник создан в память о детях, погибших в годы блокады

-Давайте и мы все словами песни поблагодарим всех жителей Ленинграда за их подвиг.

- Вот и закончилась наша экскурсия. Скажите, что вам запомнилось больше всего и что останется в ваших сердцах навсегда после этой экскурсии?

Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце»» (муз. А. Островского и слова Л. Ошанина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект НОД в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Мой дом - Россия»

План – конспект НОД в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области познавательное развитие в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в мини музей Городца"

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...