Особенности процесса познания детей раннего возраста
статья по окружающему миру (младшая группа)

MariaPomareva

Особенности процесса познания детей раннего возраста

Помараева Мария Валерьевна, воспитатель

ГБДОУ детский сад № 62

По исследованиям специалистов в области детской психологии ведущим видом деятельности детей раннего возраста является предметно-манипулятивная деятельность, которая требует развитой психомоторной активности и относительной свободы перемещения в предметном окружении. Достигается это за счет развития автоматизированных двигательных актов в форме ползания и освоения прямохождения. Ходьба для ребенка шаг за шагом становится основной формой передвижения, и именно она содействует усложняющейся дифференциации психических механизмов и убыстряет психическое развитие.

Постепенно у ребенка появляются новые возможности освоения окружающей среды, расширяются возможности манипуляций с предметами, растет познавательная активность. Освоение ходьбы приводит к изменению основных форм повседневной активности, при помощи взрослых ребенок осваивает произвольные, сложно координированные действия, связанные с самообслуживанием: умывание рук и лица утром после сна, самостоятельным питанием, надевание простейшей одежды. Всё это дается ребенку с трудом, порой родители теряют терпение и раздражаются. Активность ребенка в попытках освоения произвольных действий — это важный инструмент совершенствования всех видов деятельности.

В раннем возрасте освоение предметно-манипулятивной деятельности начинается еще в младенчестве с расширения манипуляций с игрушками и предметами быта и проходит через стадию предметных действий. Истоки освоения предметной среды можно искать в свободном манипулировании на втором году жизни ребенка: так, он с помощью первичных ощущений познает основные свойства предметов (гладкость, форму, твердость, вкус и пр.). Свободное манипулирование дает начало предметным действиям, целью которых становится познание назначения предметов; происходит это обычно в совместной деятельности с родителями. Данный этап может длиться два или более года, но он завершится освоением предметной деятельности, смысл которой – научиться использовать предметы по назначению. К трем годам дети знают не только практическое значение предмета, но и могут придумывать для него другое, непрямое назначение, что означает начало игры с предметом-заместителем. Например, дети трех лет ложку применяют не только для приема пищи, но и могут использовать ее как паровозик, стрелу, лопатку и т.п. 

imageВ предметных действиях выделяют соотносящие и орудийные. Соотносящие действия – это манипуляторно-игровые действия детей со специальными игрушками: собирание простейшего конструктора, складывание матрешки, кубиков, нанизывание колец пирамиды и т.п. Орудийные действия обращены на предметы быта, в которых способ действия зафиксирован практическим назначением предмета. Например, карандашом рисуют, ложкой едят, мылом моют руки. Понятно, что оба вида действий культурно обусловлены, но освоение детьми орудийных действий возможно в процессе обучения. В отечественной литературе по психологии и дошкольной педагогике описаны условия, в которых происходит развитие предметной деятельности детей раннего возраста. Одно из важнейших = наличие предметной среды.

Так, для развития соотносящих действий необходимы следующие игрушки: матрешки, пирамидки, деревянные и пластмассовые конструкторы разнообразных форм и ярких цветов. Также детям необходимы другие игрушки: машинки, куклы, наборы строительного материала, лопатки, ведра, все игрушки, имитирующие бытовые орудийные действия. 

Обязательным условием является совместная обучающая игра ребенка и родителя, поскольку освоение орудийных действий возможно только в ситуации практического обучения. 

Еще одним необходимым условием служит обеспечение свободной игровой активности детей. К ошибочным действиям малыша не стоит относиться отрицательно, не следует демонстрировать раздражение или иронию по отношению к нелепым способам применения известных предметов быта. Социальная ситуация развития в раннем возрасте обозначается как взаимодействие: «ребенок – предмет - взрослый» (по Л.С. Выготскому).

Возрастной период раннего детства характеризуется продолжением развития всех сенсорных функций, которые заложены в младенчестве. Слуховая чувствительность повышается под влиянием не только речевого восприятия (импрессивной речи), но и речевого порождения (экспрессивной речи). Речевое развитие ребенка раннего возраста приводит к формированию свойств слуховой системы, адекватных акустическим признакам осваиваемой речи. Психолингвисты утверждают, что недостаточное развитие дифференциальной и абсолютной слуховой чувствительности является причиной существенных фонетико-фонологических нарушений экспрессивной речи, а также логопедических расстройств. Зрительное восприятие в раннем возрасте проходит этап специализации, которая направлена на распознавание предметов окружающей обстановки людей. В самом начале раннего детства ребенок предмет воспринимает неотрывно от ситуации, в которой он действует с предметом, предмет не вычленен от ситуации, слит вместе с ней и с самим ребенком. Так, например, ребенок в полтора года с легкостью узнает вазу с цветами на столе, на котором он только что играл с мамой. Если вазу перенести в другое место, она им может быть не узнана, и он не знает, зачем нужен этот предмет. Эта же ваза, поставленная на стол без цветов, вызывает ориентировочную реакцию как новый предмет, с которым ребенок начинает знакомиться заново. Развитая образная категоризация необходима для формирования перцептивных эталонов. 

Детей двух лет надо научить узнавать и в дальнейшем называть красный цвет независимо от того, какие предметы он характеризует. Красная шапочка, красный свет светофора на улице объединены общим свойством – качеством цвета. В раннем возрасте ребенок способен раздичать разнообразную форму предметов: треугольник, квадрат, круг, а также цвет и размер предмета.

Раннее детство это сензитивный период для интенсивного развития речи. Импрессивная речь – это процесс восприятия звучащей речи и понимания её смысла. Экспрессивная – соотносится с процессом воспроизводства устной речи. Обычно родителей беспокоит позднее начало экспрессивной речи, поскольку оценка отставания восприятия и понимания обращенной к ребенку речи менее очевидна. Если идет отставание в импрессивной речи, то это станет возможной причиной задержки умственного развития в старшем возрасте. Есть условная норма начала говорения, обычно это срок в полтора или два года, в некоторых исследованиях приводят более ранние сроки – год и несколько позже. Главным носителем языка для ребенка являются родители, общее правило можно сформулировать так: «Чем больше родители разговаривают с ребенком, тем лучше он воспринимает тот речевой опыт, который они передают ему» . В работе Л. Чейни есть рекомендации для родителей по правильному развитию речи детей.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер, оно основано на механизмах ориентировочно-исследовательского поведения и ориентировочного рефлекса. Ребенок, внимание которого привлекается к какому-нибудь новому или необычному объекту, не может изучать его сосредоточенно, так как другие события, например, появление домашнего животного, тормозят познавательную активность и побуждают переключать внимание на новые объекты и действия с ними.

В работе Д. Лешли рассматривается стадийное становление внимания и фиксируется проявление разных признаков незрелой формы. В первой стадии – соответствует переходному возрасту от младенчества к раннему детству. Внимание ребенка охарактеризовано как рассеянное, и как следствие этого – отвлекаемость и неспособность к концентрации. Вторая стадия, на втором году жизни связана с возникновением фиксации, процесса произвольной концентрации на чем-то одном. На третьем году жизни внимание становится более гибким, что позволяет детям переключаться со своего занятия на чье-либо обращение, а затем после непродолжительного интервала вернуться к своему занятию. Данную стадию специалисты называют стадией гибкого одноканального внимания.

Центральным моментом в развитии психических функций является значительный рост динамики процессов памяти. В отечественной психологии были предприняты попытки изучения запоминания предметов и времени удержания зрительного образа в памяти в игровой методике «Театр» (В.Г. Каменская и др.). Данные серии изучения памяти позволили утверждать, что в раннем детстве представлена кратковременная форма зрительной памяти, которая функционирует на основе эмоциональных механизмов восприятия.

Мышление в раннем детстве тесно связано с восприятием, ребенок, действуя с предметами и манипулируя ими, проявляет познавательную активность. В детском возрасте выделяется в качестве самостоятельного психического феномена наглядно-действенное или практическое мышление.

Мало изученным является вопрос о возрастной динамике интеллекта, и поэтому в разных источниках представлены противоречивые взгляды на закономерности формирования интеллекта у детей. 

Эмоциональная сфера детей раннего возраста является центральной в системе психических свойств. Так, уже в первый год жизни эмоциональная жизнь младенца характеризуется проявлением в начальной форме базовых эмоций: тревоги (страха), радости, удивления (беспокойства) и раздражения (злости). Ребенок раннего возраста плохо опознает эмоциональную экспрессию различных эмоций близких, однако способность к мимическому выражению своих эмоциональных состояний у него выражена лучше. 

Ребенок в начале раннего детства не способен скрывать свои чувства и контролировать их, выдавать одни реакции за другие. Дети спонтанны и импульсивны, а также не устойчивы в выражении своих эмоциональных состояний и переживаемых им в данный момент чувств. В раннем возрасте происходит развитие экспрессии страха и злости, регулирующих поведение ребенка в ситуациях опасности и конфликта. 

В работах А.И. Захарова приведены классификации детских страхов и проанализированы причины их появления. Так, автор отмечает, что у детей в возрасте одного двух лет чаще встречается страх от неожиданных звуков. Следующее место по частоте встречаемости занимает страх одиночества, замыкает этот ряд страх боли и уколов. В качестве основных источников страхов в раннем возрасте А.И. Захаров считает конфликты в семье, ревность к младшим сестрам и братьям, а также психологическое состояние родителей. 

Проявление ночных страхов не редкость в этом возрасте. Сказочные герои типа Бабки Ёжки, с которыми рано знакомят детей, могут участвовать в виде действующих лиц сновидений ребенка. Поскольку сознание детей еще недостаточно развито, ребенок не может четко отделить сновидения от жизненных обстоятельств, устрашающие персонажи оставляют след в его памяти – тревогу и страх. Проявления злобы и мстительности в раннем возрасте достаточно редки и свидетельствуют о патологии развития детей или социальной ситуации его жизни. В общественном сознании распространено представление о детской жестокости, например, по отношению к домашним животным. Причиной такого поведения служит, жестокое обращение с животными, это объясняется подражанием жестоких форм поведения взрослых дома или в телевидении. По представлениям, В.В. Зеньковского, второй причиной негуманного отношения к животным, является специфика детской игры, фантазии, а также выраженная потребность в свободной исследовательской активности, проявлении освоенной аналитической деятельности. Дети исследуют все, что они видят не только глазами, но и руками. Ребенок не догадывается о боли и дискомфорте, которые он причиняет своему партнеру по игре. В процессе познания свойств животных и того, что животному больно, огромное значение имеет позиция родителей. Равнодушие или излишняя строгость способствует закреплению эмоциональной нечуткости и дает начало формированию жестокости. 

Помимо эмоций страха и гнева в раннем возрасте происходит становление еще двух базисных эмоций – удивления и радости. Выражение радости появляется в онтогенезе так же рано, как и страха. Эмоция радости приобретает мимическую форму улыбки, а затем появляется способ вокальной экспрессии радости – смех. В развитии положительных эмоций решающее значение имеют культурно-социальные условия, в частности, воспитание. Эмоция удивления формируется у детей раннего возраста на основе механизмов ориентировочного рефлекса и ориентировочно-исследовательской деятельности. 

В раннем возрасте начинают формироваться две высшие социальные потребности. Первая – потребность в самоутверждении, проявляющаяся в утверждении и защите своего зарождающегося «Я». Дети стремятся отстоять свои желания, точку зрения, проявляется это в упрямстве. Вторая – потребность в достижении, на основании которой дети стремятся добиться того, что им хочется. Выражается это в упорстве и настойчивости. 

Эмоция и мотивация развиваются в единстве. Мотивация комфортного общения вызывает радость, а в случае конфликта – страх или даже злость. Мотивация познания у детей раннего возраста эмоционально яркая, поскольку ребенку предметно-манипуляторная деятельность и ориентировочно-исследовательская формы деятельности доставляют удовольствие и радость. Если предмет новый, и он обладает необычными свойствами, то в самом начале ребенок будет проявлять удивление, а затем по мере его обследования – удовольствие, если только новый предмет не несет угрозы или боли. 

Одной из ярких характеристик эмоционально-потребностной сферы детей раннего возраста является сформированная реакция на фрустрацию, на невозможность организовать поведение на основе своих собственных желаний. Так к середине второго года жизни, иногда и раньше, в ответ на фрустрацию малыш выдает бурную негативную реакцию со слезами. В связи с высокой чувствительностью детей раннего возраста, необходима тактичность в ситуациях отказа ребенку.

Общение ребенка раннего возраста отличается от такового у младенца как по форме и используемым средствам, так и по содержанию. М.И. Лисина называла общение ребенка раннего возраста внеситуативно-деловым, подчеркивая способность ребенка вступать в общение вне зависимости от текущей ситуации и по своему желанию. Общение для детей раннего возраста становится самоценным, поскольку родители, обеспеченные знаниями и умениями, являются для ребенка источником информации, стимулирующим его развитие.

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие всех познавательных процессов. Развивая их у детей раннего возраста, родитель должен учитывать некоторые особенности, а именно сензитивные периоды и индивидуальные особенности ребенка, создавать благоприятные условия для их протекания. Поддержка познавательных проявлений ребенка будет содействовать в дальнейшем более легкому освоению получаемой информации и активному участию в любой человеческой деятельности.

Литература:

  1. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Информ. - метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни: книга для учителя М.: Просвещение, 2013. - 208 с.
  2. Кроник, А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений М.: Мысль, 2013. - 204 с.
  3. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество// Исследовательская работа дошкольников. – 2012. - №2. – С.29-35
  4. Полякова, М.Н. Освоение средств и способов познания как центральная задача познавательного развития дошкольников // Детский сад: теория и практика. №9. 2015. С. 6-17.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomaraeva_mv_statya.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности процесса познания детей раннего возраста

Помараева Мария Валерьевна, воспитатель

ГБДОУ детский сад № 62

По исследованиям специалистов в области детской психологии ведущим видом деятельности детей раннего возраста является предметно-манипулятивная деятельность, которая требует развитой психомоторной активности и относительной свободы перемещения в предметном окружении. Достигается это за счет развития автоматизированных двигательных актов в форме ползания и освоения прямохождения. Ходьба для ребенка шаг за шагом становится основной формой передвижения, и именно она содействует усложняющейся дифференциации психических механизмов и убыстряет психическое развитие.

Постепенно у ребенка появляются новые возможности освоения окружающей среды, расширяются возможности манипуляций с предметами, растет познавательная активность. Освоение ходьбы приводит к изменению основных форм повседневной активности, при помощи взрослых ребенок осваивает произвольные, сложно координированные действия, связанные с самообслуживанием: умывание рук и лица утром после сна, самостоятельным питанием, надевание простейшей одежды. Всё это дается ребенку с трудом, порой родители теряют терпение и раздражаются. Активность ребенка в попытках освоения произвольных действий — это важный инструмент совершенствования всех видов деятельности.

В раннем возрасте освоение предметно-манипулятивной деятельности начинается еще в младенчестве с расширения манипуляций с игрушками и предметами быта и проходит через стадию предметных действий. Истоки освоения предметной среды можно искать в свободном манипулировании на втором году жизни ребенка: так, он с помощью первичных ощущений познает основные свойства предметов (гладкость, форму, твердость, вкус и пр.). Свободное манипулирование дает начало предметным действиям, целью которых становится познание назначения предметов; происходит это обычно в совместной деятельности с родителями. Данный этап может длиться два или более года, но он завершится освоением предметной деятельности, смысл которой – научиться использовать предметы по назначению. К трем годам дети знают не только практическое значение предмета, но и могут придумывать для него другое, непрямое назначение, что означает начало игры с предметом-заместителем. Например, дети трех лет ложку применяют не только для приема пищи, но и могут использовать ее как паровозик, стрелу, лопатку и т.п.

В предметных действиях выделяют соотносящие и орудийные. Соотносящие действия – это манипуляторно-игровые действия детей со специальными игрушками: собирание простейшего конструктора, складывание матрешки, кубиков, нанизывание колец пирамиды и т.п. Орудийные действия обращены на предметы быта, в которых способ действия зафиксирован практическим назначением предмета. Например, карандашом рисуют, ложкой едят, мылом моют руки. Понятно, что оба вида действий культурно обусловлены, но освоение детьми орудийных действий возможно в процессе обучения. В отечественной литературе по психологии и дошкольной педагогике описаны условия, в которых происходит развитие предметной деятельности детей раннего возраста. Одно из важнейших = наличие предметной среды.

Так, для развития соотносящих действий необходимы следующие игрушки: матрешки, пирамидки, деревянные и пластмассовые конструкторы разнообразных форм и ярких цветов. Также детям необходимы другие игрушки: машинки, куклы, наборы строительного материала, лопатки, ведра, все игрушки, имитирующие бытовые орудийные действия.

Обязательным условием является совместная обучающая игра ребенка и родителя, поскольку освоение орудийных действий возможно только в ситуации практического обучения.

Еще одним необходимым условием служит обеспечение свободной игровой активности детей. К ошибочным действиям малыша не стоит относиться отрицательно, не следует демонстрировать раздражение или иронию по отношению к нелепым способам применения известных предметов быта. Социальная ситуация развития в раннем возрасте обозначается как взаимодействие: «ребенок – предмет - взрослый» (по Л.С. Выготскому).

Возрастной период раннего детства характеризуется продолжением развития всех сенсорных функций, которые заложены в младенчестве. Слуховая чувствительность повышается под влиянием не только речевого восприятия (импрессивной речи), но и речевого порождения (экспрессивной речи). Речевое развитие ребенка раннего возраста приводит к формированию свойств слуховой системы, адекватных акустическим признакам осваиваемой речи. Психолингвисты утверждают, что недостаточное развитие дифференциальной и абсолютной слуховой чувствительности является причиной существенных фонетико-фонологических нарушений экспрессивной речи, а также логопедических расстройств. Зрительное восприятие в раннем возрасте проходит этап специализации, которая направлена на распознавание предметов окружающей обстановки людей. В самом начале раннего детства ребенок предмет воспринимает неотрывно от ситуации, в которой он действует с предметом, предмет не вычленен от ситуации, слит вместе с ней и с самим ребенком. Так, например, ребенок в полтора года с легкостью узнает вазу с цветами на столе, на котором он только что играл с мамой. Если вазу перенести в другое место, она им может быть не узнана, и он не знает, зачем нужен этот предмет. Эта же ваза, поставленная на стол без цветов, вызывает ориентировочную реакцию как новый предмет, с которым ребенок начинает знакомиться заново. Развитая образная категоризация необходима для формирования перцептивных эталонов.

Детей двух лет надо научить узнавать и в дальнейшем называть красный цвет независимо от того, какие предметы он характеризует. Красная шапочка, красный свет светофора на улице объединены общим свойством – качеством цвета. В раннем возрасте ребенок способен раздичать разнообразную форму предметов: треугольник, квадрат, круг, а также цвет и размер предмета.

Раннее детство это сензитивный период для интенсивного развития речи. Импрессивная речь – это процесс восприятия звучащей речи и понимания её смысла. Экспрессивная – соотносится с процессом воспроизводства устной речи. Обычно родителей беспокоит позднее начало экспрессивной речи, поскольку оценка отставания восприятия и понимания обращенной к ребенку речи менее очевидна. Если идет отставание в импрессивной речи, то это станет возможной причиной задержки умственного развития в старшем возрасте. Есть условная норма начала говорения, обычно это срок в полтора или два года, в некоторых исследованиях приводят более ранние сроки – год и несколько позже. Главным носителем языка для ребенка являются родители, общее правило можно сформулировать так: «Чем больше родители разговаривают с ребенком, тем лучше он воспринимает тот речевой опыт, который они передают ему» . В работе Л. Чейни есть рекомендации для родителей по правильному развитию речи детей.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер, оно основано на механизмах ориентировочно-исследовательского поведения и ориентировочного рефлекса. Ребенок, внимание которого привлекается к какому-нибудь новому или необычному объекту, не может изучать его сосредоточенно, так как другие события, например, появление домашнего животного, тормозят познавательную активность и побуждают переключать внимание на новые объекты и действия с ними.

В работе Д. Лешли рассматривается стадийное становление внимания и фиксируется проявление разных признаков незрелой формы. В первой стадии – соответствует переходному возрасту от младенчества к раннему детству. Внимание ребенка охарактеризовано как рассеянное, и как следствие этого – отвлекаемость и неспособность к концентрации. Вторая стадия, на втором году жизни связана с возникновением фиксации, процесса произвольной концентрации на чем-то одном. На третьем году жизни внимание становится более гибким, что позволяет детям переключаться со своего занятия на чье-либо обращение, а затем после непродолжительного интервала вернуться к своему занятию. Данную стадию специалисты называют стадией гибкого одноканального внимания.

Центральным моментом в развитии психических функций является значительный рост динамики процессов памяти. В отечественной психологии были предприняты попытки изучения запоминания предметов и времени удержания зрительного образа в памяти в игровой методике «Театр» (В.Г. Каменская и др.). Данные серии изучения памяти позволили утверждать, что в раннем детстве представлена кратковременная форма зрительной памяти, которая функционирует на основе эмоциональных механизмов восприятия.

Мышление в раннем детстве тесно связано с восприятием, ребенок, действуя с предметами и манипулируя ими, проявляет познавательную активность. В детском возрасте выделяется в качестве самостоятельного психического феномена наглядно-действенное или практическое мышление.

Мало изученным является вопрос о возрастной динамике интеллекта, и поэтому в разных источниках представлены противоречивые взгляды на закономерности формирования интеллекта у детей.

Эмоциональная сфера детей раннего возраста является центральной в системе психических свойств. Так, уже в первый год жизни эмоциональная жизнь младенца характеризуется проявлением в начальной форме базовых эмоций: тревоги (страха), радости, удивления (беспокойства) и раздражения (злости). Ребенок раннего возраста плохо опознает эмоциональную экспрессию различных эмоций близких, однако способность к мимическому выражению своих эмоциональных состояний у него выражена лучше.

Ребенок в начале раннего детства не способен скрывать свои чувства и контролировать их, выдавать одни реакции за другие. Дети спонтанны и импульсивны, а также не устойчивы в выражении своих эмоциональных состояний и переживаемых им в данный момент чувств. В раннем возрасте происходит развитие экспрессии страха и злости, регулирующих поведение ребенка в ситуациях опасности и конфликта.

В работах А.И. Захарова приведены классификации детских страхов и проанализированы причины их появления. Так, автор отмечает, что у детей в возрасте одного двух лет чаще встречается страх от неожиданных звуков. Следующее место по частоте встречаемости занимает страх одиночества, замыкает этот ряд страх боли и уколов. В качестве основных источников страхов в раннем возрасте А.И. Захаров считает конфликты в семье, ревность к младшим сестрам и братьям, а также психологическое состояние родителей.

Проявление ночных страхов не редкость в этом возрасте. Сказочные герои типа Бабки Ёжки, с которыми рано знакомят детей, могут участвовать в виде действующих лиц сновидений ребенка. Поскольку сознание детей еще недостаточно развито, ребенок не может четко отделить сновидения от жизненных обстоятельств, устрашающие персонажи оставляют след в его памяти – тревогу и страх. Проявления злобы и мстительности в раннем возрасте достаточно редки и свидетельствуют о патологии развития детей или социальной ситуации его жизни. В общественном сознании распространено представление о детской жестокости, например, по отношению к домашним животным. Причиной такого поведения служит, жестокое обращение с животными, это объясняется подражанием жестоких форм поведения взрослых дома или в телевидении. По представлениям, В.В. Зеньковского, второй причиной негуманного отношения к животным, является специфика детской игры, фантазии, а также выраженная потребность в свободной исследовательской активности, проявлении освоенной аналитической деятельности. Дети исследуют все, что они видят не только глазами, но и руками. Ребенок не догадывается о боли и дискомфорте, которые он причиняет своему партнеру по игре. В процессе познания свойств животных и того, что животному больно, огромное значение имеет позиция родителей. Равнодушие или излишняя строгость способствует закреплению эмоциональной нечуткости и дает начало формированию жестокости.

Помимо эмоций страха и гнева в раннем возрасте происходит становление еще двух базисных эмоций – удивления и радости. Выражение радости появляется в онтогенезе так же рано, как и страха. Эмоция радости приобретает мимическую форму улыбки, а затем появляется способ вокальной экспрессии радости – смех. В развитии положительных эмоций решающее значение имеют культурно-социальные условия, в частности, воспитание. Эмоция удивления формируется у детей раннего возраста на основе механизмов ориентировочного рефлекса и ориентировочно-исследовательской деятельности.

В раннем возрасте начинают формироваться две высшие социальные потребности. Первая – потребность в самоутверждении, проявляющаяся в утверждении и защите своего зарождающегося «Я». Дети стремятся отстоять свои желания, точку зрения, проявляется это в упрямстве. Вторая – потребность в достижении, на основании которой дети стремятся добиться того, что им хочется. Выражается это в упорстве и настойчивости.

Эмоция и мотивация развиваются в единстве. Мотивация комфортного общения вызывает радость, а в случае конфликта – страх или даже злость. Мотивация познания у детей раннего возраста эмоционально яркая, поскольку ребенку предметно-манипуляторная деятельность и ориентировочно-исследовательская формы деятельности доставляют удовольствие и радость. Если предмет новый, и он обладает необычными свойствами, то в самом начале ребенок будет проявлять удивление, а затем по мере его обследования – удовольствие, если только новый предмет не несет угрозы или боли.

Одной из ярких характеристик эмоционально-потребностной сферы детей раннего возраста является сформированная реакция на фрустрацию, на невозможность организовать поведение на основе своих собственных желаний. Так к середине второго года жизни, иногда и раньше, в ответ на фрустрацию малыш выдает бурную негативную реакцию со слезами. В связи с высокой чувствительностью детей раннего возраста, необходима тактичность в ситуациях отказа ребенку.

Общение ребенка раннего возраста отличается от такового у младенца как по форме и используемым средствам, так и по содержанию. М.И. Лисина называла общение ребенка раннего возраста внеситуативно-деловым, подчеркивая способность ребенка вступать в общение вне зависимости от текущей ситуации и по своему желанию. Общение для детей раннего возраста становится самоценным, поскольку родители, обеспеченные знаниями и умениями, являются для ребенка источником информации, стимулирующим его развитие.

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие всех познавательных процессов. Развивая их у детей раннего возраста, родитель должен учитывать некоторые особенности, а именно сензитивные периоды и индивидуальные особенности ребенка, создавать благоприятные условия для их протекания. Поддержка познавательных проявлений ребенка будет содействовать в дальнейшем более легкому освоению получаемой информации и активному участию в любой человеческой деятельности.

Литература:

  1. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Информ. - метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни: книга для учителя М.: Просвещение, 2013. - 208 с.
  2. Кроник, А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений М.: Мысль, 2013. - 204 с.
  3. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество// Исследовательская работа дошкольников. – 2012. - №2. – С.29-35
  4. Полякова, М.Н. Освоение средств и способов познания как центральная задача познавательного развития дошкольников // Детский сад: теория и практика. №9. 2015. С. 6-17.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Важной задачей ДОУ является организация специалистами адаптационного периода, создание системы занятий, сценариев, призванных облегчить адаптацию детей на первоначальном этапе. Важными целями такой р...

Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Презентация опыта работы по теме "Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"...

Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении...

Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный перехо...

«Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»

laquo;Особенности организации педагогического процесса у детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»...

Консультация для родителей «Особенности эмоционального реагирования детей раннего возраста на процесс адаптации к условиям детского сада»

Адаптация ребенка к условиям детского сада – это непростой процесс для маленького воспитанника. Эмоциональная сфера ребенка испытывает немалые перегрузки. Чрезвычайно важно учитывать индивидуаль...