Консультация для родителей «Особенности эмоционального реагирования детей раннего возраста на процесс адаптации к условиям детского сада»
материал (младшая группа)

Барышникова Оксана Николаевна

Адаптация ребенка к условиям детского сада – это непростой процесс для маленького воспитанника. Эмоциональная сфера ребенка испытывает немалые перегрузки. Чрезвычайно важно учитывать индивидуальные особенности эмоционального реагирования детей на отделение от матери, опекающих взрослых и привыкание к новым условиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Барышникова О.Н.

Воспитатель первой квалификационной категории

Консультация для родителей

«Особенности эмоционального реагирования детей раннего возраста на процесс адаптации к условиям детского сада»

Адаптация ребенка к условиям детского сада – это непростой процесс для маленького воспитанника. Эмоциональная сфера ребенка испытывает немалые перегрузки. Чрезвычайно важно учитывать индивидуальные особенности эмоционального реагирования детей на отделение от матери, опекающих взрослых и привыкание к новым условиям.

Так, современный исследователь эмоциональной сферы детей Константинова Т.А., а вслед за ней и Кошелева А.В. выделяет четыре основные группы детей, которые отличны по уровню общей активности, характеру эмоциональных реакций и реагирования.

Уважаемые родители, информация, которая приведена ниже, может быть интересна для Вас. Попробуйте отнести вашего ребенка к одной из таких групп.

Среди детей в возрасте от полугода до трех лет эти группы условно обозначены как

Дети - "Ходунки" - дети с большой подвижностью, активные, для которых характерна исследовательская деятельность, сопровождающаяся значительным движением. Такие дети исследуют предметы окружающей среды, проявляют интерес к другим детям.

Таким детям присуще положительное эмоциональное состояние: они уравновешены, веселы, покладисты.

Дети - "Наблюдатели" – обладают средней двигательной активностью, не так как представители первой группы заинтересованы в исследовании окружающего мира и в контактах со сверстниками. Они предпочитают активному исследованию мира позицию наблюдателя-исследователя. Но тем не менее, их эмоциональное состояние также можно назвать уравновешенным и спокойным.

Дети - "Сидуны" - дети с низкой обще двигательной активностью, довольно равнодушны к познанию явлений мира вокруг и не велика у таких детей потребность в социальных контактах. Эмоциональное состояние таких детей в целом можно отнести к положительному полюсу. Сфера эмоций ребенка - сидуна не вызывает тревоги.

Дети - "Лежебоки" - дети с незначительной двигательной активностью, они проявляют крайне малую активность в исследовании пространства вокруг себя и довольно отрицательно относятся к другим детям. Им присущи негативные эмоциональные состояния

По исследованиям ученых в детской популяции процент детей- «ходунков», подвижных и активных составляет 61%, за ними на втором месте - «сидуны», их всего 16 %. «Наблюдатели» и «лежебоки» представлены 13% и 10 % соответственно. В первые годы жизни эти соотношения сохраняются устойчивыми. И давая характеристику эмоциональной сфере детей в период адаптации к детскому саду, стоит обращать внимание особенно на детей из условной группы «лежебоки», как потенциальной группе риска по развитию депрессивности и тревожности.

По характеру ведущей деятельности, которой для детей раннего возраста является игровая деятельность, и домашнему эмоциональному опыту, который ребенок привносит с собой в детский сад, принято разделять малышей также на следующие группы

Дети "Деятели" - это дети, которые постоянно чем-то заняты, в детской, дом у них большое количество игрушек по возрасту и по потребностям. Со взрослыми такие дети активно сотрудничают, тогда как взрослый предоставляет им в игре достаточно свободы. И главное - у такого ребенка существует большой запрос на исследование мира вокруг.

В группе, в новой обстановке ребенок начинает все исследовать, предметами его интереса становятся игрушки -узнаваемые и новые, похожие и непохожие на домашние.

Если в группе достаточно насыщенная предметно-развивающая среда, много предметов для исследования и насыщения познавательной активности такого ребенка - адаптация протекает безболезненно и гармонично.

Болезненными точками для эмоционального реагирования на привыкание остаются разве что режимные моменты – одевание, прием пищи, прогулка, сон.

К той же группе можно отнести и тех детей, для которых большое значение имеют одна-две вещи или игрушки домашнего обихода. С подобными предметами дети не расстаются ни на минуту в детском саду – эти вещи, игрушки утешают ребенка, помогают адаптироваться. Куклы, машинки, мишки, зайки и даже предметы маминой одежды.

Процесс адаптации у таких детей не осложнен.

Существуют и другие условные группы детей по характеру эмоционального реагирования на процесс привыкания к детскому учреждению.

Это такие как дети - "нумераторы", которые стремятся разглядеть близкого взрослого, опекуна (чаще всего маму) в воспитателе или няне. Ребенок как бы переносит функции матери на выбранного им взрослого - заместителя (или заменителя) мамы. Такие дети не отпускают руку воспитателя, ходят за ним, ревностно отстаивают свою долю внимания перед другими детьми. Но на новые лица взрослых реагируют отрицательно. Дети -"максималисты" плачут большую часть дня в период привыкания. Создается впечатление, что им ничто не интересно, их ничто не занимает, не привлекает, не радует. целый день такой ребенок повторяет фразу "Где мама?" или постоянно спрашивает у воспитателя: "Когда придет мама?"

В эту группу могут быть отнесены дети из дисгармоничных, либо неполных семей, где привязанность к матери болезненно сильна. Причинами подобных состояний могут быть развод и конфликты между родителями, холодность либо повышенная тревожность матери, озабоченной семейной ситуацией, а также физическое нездоровье самого ребенка, его ослабленность. Серьезными факторами дезадаптации могут послужить неврологические проблемы, в частности такие распространенные как минимальные мозговые дисфункции, нарушения в развитии нервной системы

Адаптация у таких детей может вообще не наступить без изменения ситуации в семье или определенного курса лечения ребенка.

К тому же не всех детей можно отнести к указанным группам. Однако выделение таких профилей адаптации облегчает для взрослых выбор тактики ведения ребенка в адаптационный период.

Надеюсь, представленный материал, будет полезным, поможет вашему малышу успешно интегрироваться в среду детского сада и влиться в коллектив сверстников сохраняя эмоциональное благополучие.

В добрый час!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Адаптация к детскому саду: особенности эмоционального реагирования детей»

 

Подготовил: воспитатель первой квалификационной категории

Барышникова О.Н.

Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке и новым условиям жизни. Для ребенка детский сад и есть такая обстановка с неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. 

Во время адаптации ребенок ни болен, ни здоров. Он находится в третьем состоянии, в состоянии постоянного нервно-психического напряжения. Постоянно находиться на грани стресса долго нельзя. Поэтому в скором времени ребенок или, в самом деле, заболеет, или снова станет сам собой. 

По наблюдениям психологов средний срок адаптации детей в норме составляет: 

до 3 лет – 7-10 дней, 

в 3-5 лет – 2-3 недели, 

после 5 лет – 1 месяц. 

 Адаптационный процесс может иметь разную степень тяжести: 

Тяжелая степень адаптации - дети реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее полученных знаний и навыков. Это наиболее неблагоприятный вариант. 

Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить с трудом (часто только через родителей). Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. 

Средняя степень адаптации - дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь" начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными инфекциями. У таких детей начинаются ОРЗ и прочие неприятности. Причем, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта. 

Поведение ребенка: Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). 

Легкая адаптация-  почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Любые изменения кратковременны и незначительны, поэтому ребенок болеет редко. 

Поведение ребенка: Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, настроение бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. 

Воспитатели создают благоприятную атмосферу в группе. 

  •  Воспитателю нужно успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
  •  Формирует у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
  •  Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
  •  Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
  •  В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
  •  Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.
  •  Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть родных и уже не так тосковать вдали от дома.
  •  Воспитатели понимают, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. В период адаптации воспитатели используют простейшие подвижные игры как можно чаще. Благодаря им, дети увлекаются и забывают о своих переживаниях. Также помогают различные музыкальные игры и игрушки. Музыка успокаивает детей, вносит радость. Чтобы ребенок не уставал, его своевременно переключают на более спокойные игровые действия, привлекая его внимание игрушками-забавами (каталки, волчки, заводные игрушки).Большой эмоциональный подъем вызывает у детей использование в работе игр-шуток, игр эмоционально-тактильного характера. 
  •  Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
  •  Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Центр изобразительного творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
  •  Воспитатель учитывает типологические особенности нервной системы ребенка в период адаптации к детскому саду. Понимает, что, строгая требовательность у детей неуверенных, малообщительных вызывает слезы, нежелание находиться в детском саду, резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание. 
  •  Работу воспитателя существенно облегчает знание привычек ребенка. Ведь если малыш не умеет сам есть, то в детском саду отказывается от еды или ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке, —плачет; не знает, где взять игрушку,— плачет; не привык спать без укачивания — плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади,— плачет и т. д. 
  •  При адаптации обязательно присутствие основных педагогов на группе, либо заменяющих их длительное время (не менее 1 месяца). Родители должны обращаться к сотрудникам детского сада по имени и отчеству.
  •  В виду возрастных особенностей детей I младшей группы, учебные занятия и праздничные утренники (Новый год, 8-е марта и пр.) не являются открытыми мероприятиями для родителей.
  •  Воспитатели просвещают и консультируют родителей.
  •  Родителей воспитанников сразу включать в жизнь дошкольного учреждения, принимать участие в конкурсах, выставках и других мероприятиях.

 

«Особенности эмоционального реагирования детей раннего возраста на процесс адаптации к условиям детского сада» 

Адаптация ребенка к условиям детского сада – это непростой процесс для маленького воспитанника. Эмоциональная сфера ребенка испытывает немалые перегрузки. Чрезвычайно важно учитывать индивидуальные особенности эмоционального реагирования детей на отделение от матери, опекающих взрослых и привыкание к новым условиям. 

Так, современный исследователь эмоциональной сферы детей Константинова Т.А., а вслед за ней и Кошелева А.В. выделяет четыре основные группы детей, которые отличны по уровню общей активности, характеру эмоциональных реакций и реагирования. 

Уважаемые родители, информация, которая приведена ниже, может быть интересна для Вас. Попробуйте отнести вашего ребенка к одной из таких групп. 

Среди детей в возрасте от полугода до трех лет эти группы условно обозначены как 

Дети - "Ходунки" - дети с большой подвижностью, активные, для которых характерна исследовательская деятельность, сопровождающаяся значительным движением. Такие дети исследуют предметы окружающей среды, проявляют интерес к другим детям. 

Таким детям присуще положительное эмоциональное состояние: они уравновешены, веселы, покладисты. 

Дети - "Наблюдатели" – обладают средней двигательной активностью, не так как представители первой группы заинтересованы в исследовании окружающего мира и в контактах со сверстниками. Они предпочитают активному исследованию мира позицию наблюдателя-исследователя. Но тем не менее, их эмоциональное состояние также можно назвать уравновешенным и спокойным. 

Дети - "Сидуны" - дети с низкой обще двигательной активностью, довольно равнодушны к познанию явлений мира вокруг и не велика у таких детей потребность в социальных контактах. Эмоциональное состояние таких детей в целом можно отнести к положительному полюсу. Сфера эмоций ребенка - сидуна не вызывает тревоги. 

Дети - "Лежебоки" - дети с незначительной двигательной активностью, они проявляют крайне малую активность в исследовании пространства вокруг себя и довольно отрицательно относятся к другим детям. Им присущи негативные эмоциональные состояния 

По исследованиям ученых в детской популяции процент детей- «ходунков», подвижных и активных составляет 61%, за ними на втором месте - «сидуны», их всего 16 %. «Наблюдатели» и «лежебоки» представлены 13% и 10 % соответственно. В первые годы жизни эти соотношения сохраняются устойчивыми. И давая характеристику эмоциональной сфере детей в период адаптации к детскому саду, стоит обращать внимание особенно на детей из условной группы «лежебоки», как потенциальной группе риска по развитию депрессивности и тревожности. 

Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к детскому саду 

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать - рано или поздно возникает в семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. 
 
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.  
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. 
 
 
Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ
 
К основным критериям адаптации относятся: 
• поведенческие реакции; 
• уровень нервно – психического развития; 
• заболеваемость и течение болезни; 
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес). 
 
Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: 
 
1. легкая адаптация:  
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); 
-аппетита (норма по истечении 10 дней); 
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; 
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; 
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно). 
 
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция). 
 
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. 
 
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский» ребенок. 
Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. 
 
Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой. 
 
Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются: 
-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения, 
-наличие у ребенка своеобразных привычек, 
-неумение занять себя игрушкой, 
-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков, 
-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми. 

 
Адаптационный период считается законченным, если: 
• Эмоционально общается с окружающими; 
• Играет; 

  •  у ребенка стабильное положительное эмоциональное состояние в течение недели, он активно играет, взаимодействует со сверстниками и взрослыми, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
  •  у него отсутствуют заболевания;
  •  есть динамика психомоторного развития.

Успех адаптационных мероприятий зависит от взаимных усилий родителей и сотрудников детского сада. 

Используемая литература: 

1.Заводчикова О. Г. «Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи» пособие для воспитателей М.  Просвещение, 2007. — 79 с. 

2.Кирюхина, Н. В. «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ» практическое пособие 2-е изд. — М. Айрис-пресс, 2006. — 112 с.