Актуальность экологическое воспитание детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру

Кисляк Ирина Геннадьевна
Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Актуальность экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу актуальности экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ней рассмотрено место экологического воспитания в жизни детей дошкольников, рассмотрено понятие “экологическое воспитание”, выделены задачи экологического воспитания дошкольников, выделены составляющие экологического воспитания, рассмотрены и проанализированы методы и формы работы воспитателей при формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети, дошкольники, экологическое воспитание, природа, окружающий мир.

Современный мир столкнулся с множеством проблем, связанных с потребительским отношением человека к природе и низким образовательным уровнем населения. Ученые со всего мира оценивают современную экологическую ситуацию негативно и призывают всех задуматься о состоянии планеты. Поэтому, в рамках дошкольного образования важное место занимает экологическое воспитание, формирование нового поколения, живущего в гармонии с природой, ощущающего себя ее частью и бережно относящегося к ней.  

Основа формирования экологических представлений у дошкольников заложена следующими учеными: С.Л. Рубинштейна, Л. Выготского, А.В. Запорожца, М.М. Поддьякова, В.В. Давыдова и многих других. Они считают экологическое воспитание составляющей экологического образования и рассматривают его как новое направление. Экологическое воспитание отличается от традиционного знакомства детей с природой. Также, стоит учесть, что в педагогике и различных изданиях понятие “экологическое воспитание” трактуется по разному. Рассмотрим одно из толкований данного понятия.

Экологическое воспитание - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, чувства личной ответственности за деятельность, так или иначе, связанную с преобразованием окружающей природной среды, уверенности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств [1].

Основными экологическими задачами при работе с детьми дошкольного возраста является воспитание в них:

  • Понимания ценности природы;
  • Осознания себя как части природы;
  • Понимания того, что в природе все взаимосвязано;
  • Положительного отношения к окружающему миру;
  • Понимания неповторимости красоты природы;
  • Активной жизненной позиции, любви и бережного отношения к природе и всему живому;
  • Понимания того, что здоровье людей зависит в том числе и от качества окружающей среды;
  • Понимания и соблюдения правил поведения на природе.

Экологическое воспитание дошкольников ставит перед собой цель предоставления экологических знаний детям и осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя следующие составляющие [2]:

  • Создание условий для экологического воспитания детей дошкольников: создание развивающей среды и фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
  • Создание «экологического пространства» в детском саду: уголки природы, зимний сад, комната природы, живой уголок и т.д.
  • Создание «экологических пространств» на территории детского сада: площадки природы, микро-фермы, экологические тропы, «лекарственные грядки», огород и т.д.
  • Создание условий для совместного труда детей и взрослых в природной зоне детского сада.

Знакомя детей с окружающей средой, воспитатели используют объяснительно - иллюстративный метод. Рассказывая об окружающем мире они используют различные учебные элементы и естественные материалы. Также, воспитатели используют в работе с детьми эвристические беседы, содержащие в себе проблемные вопросы и задачи, которые в итоге решаются. Это способствует формированию у детей навыков сравнения, анализа, логики и т.д.

Также, в работе с детьми используются наглядные материалы (иллюстрации, гербарии, альбомы и т.д.)

Также, в работе с детьми применяется индуктивный метод познавательной деятельности. В ходе этого метода дети получают информацию через наблюдения, а затем на итоговых занятиях устанавливают причинно-следственные связи и делают выводы.

Существует множество форм работы с детьми, которые прививают им любовь к природе. Экологические знания ребенку целесообразнее получать в ходе познавательной деятельности. Ее основными видами являются экологические экскурсии, наблюдения, прогулки.

В работе с детьми дошкольниками воспитатели используют метод моделирования проблемных ситуаций. Так, они стимулируют у дошкольников любознательность, ставят их в условия практического поиска решения задачи. Подобный способ заставляет детей самостоятельно мыслить, заставляет искать верный ответа и т.д. Также, данный способ учит детей обосновывать свои суждения, предполагать, формулировать самостоятельные выводы.

Преподавателями активно используется основная форма деятельности детей дошкольного возраста - игра. Она является для ребенка главным способом познания мира, элементом развития, а также экологического воспитания ребенка. Применение игр в ходе обучения способствует созданию эмоционального настроения и мотивации экологической деятельности.

В рамках экологического воспитания лучше всего использовать экологические дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, сюжетноподвижные, подвижные, настольно-печатные и т.д.  [5].

Для закрепления экологических знаний в работе с детьми используются викторины, конкурсы, КВН. Проведение воспитательных экологических мероприятий помогает расширить эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни человека. При проведении экологических праздников хорошо использовать фольклор, сказки и поэзию о природе.

Экологические выставки детских рисунков, поделок из природного материала и фотографий природы способствуют проявлению активности и творчества детей и родителей, а также формируют интерес к объектам природы и видению прекрасного.

«Экологическая тропа» - важный элемент экологического воспитания детей дошкольного возраста. Она выполняет для ребенка познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Её используют для проведения учебных экскурсий, целевых прогулок,экологических мероприятий и т.д.

Для того, чтобы дети относились к природе более осознанно можно ввести в работу календари природы. В них можно отражать результаты наблюдений. Также, они помогает закрепить полученные знания в системе.

При знакомстве детей с окружающим миром, воспитателю невозможно обойтись без художественной литературы. Она способствует расширению словарного запаса, образному мышлению, воспроизведению впечатлений, развитию интереса к природе. Именно через мир художественной литературы дети учатся любить природу и видеть в ней прекрасное [4].

Таким образом, экологическое воспитание детей является центральным и пожалуй самым острым вопросом, который стоит решать в полной мере и с адекватным подходом в форме и методах. Потребительское и неуважительное отношение ко всему, связанному с природой грозит не просто уничтожить все это многообразие красоты окружающей среды, но и способствует деградации и непосредственному уничтожению самого человека. Во избежании возможных проблем, рисков и будущих экономических тягот необходимо воспитывать в детях подлинное, искреннее и всеобъемлющее уважительное отношение к природе. Формирование такого отношения должно строится в умах детей как что-то неотъемлемое, как часть существующей действительности, воспитать в них трепетное отношение к любому проявлению природы. Воспитание дошкольников в этой сфере одновременно простое и сложное, а также комплексное в своем наполнении. Формат приобщения дошкольников к природе эффективнее проходит в формате простых и актуальных задач с вопросами и ответами, на построении логических цепочек при поиске решения задач, в активной игровой и творческой деятельности, в прямом приобщении к природе через экологические участки, эко тропы, огороды и дендрарии, походы на природу. Через прямую, заинтересованную активность рождается подлинный интерес с любопытством и желанием решения различных вопросов и актуальных задач. Именно дошкольники открыты для такого активного и интерактивного опыта, построенного через правильно подобранные и созданные образы, картинки, изображения. Совместно с грамотно подобранной и доступной для понимания дошкольников методической программой и научных данных приобщение проходит с полным пониманием сути борьбы за сохранение природы. Незамутненность сознания дошкольников, их внутренняя морально-этическая чистота, постоянный интерес ко всему новому делают экологическое воспитание доступной задачей. Начав решать эту задачу с детства, построив на принципах искреннего позитивного отношения к такой задаче, мы сможем рассчитывать на кардинальные улучшения в будущем.

Список использованных источников

  1. Варламова Н. Ю. Система экологического воспитания в детском саду / Варламова Н. Ю., Соколова В. С., Кочеткова Н. В.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 92-100.
  2. Казарчик Г. Н. Развитие экологических представлений у дошкольников / Казарчик Г. Н.// Дошкольная педагогика. - 2009. - № 1- С. 33-37.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001. - С. 184.
  4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 14-18.
  5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей / Рыжова Н. А.; науч. ред. Г.А. Ягодин. - М.Изд. дом «Карапуз», 2001. - С. 432.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»

Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

Актуальность этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей "Актуальность этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна

Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существу...