Летний экологический проект «Дошколята-эколята» в средней группе
проект по окружающему миру (средняя группа)

Михельсон Екатерина Николаевна

долгосрочный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_letniy_ekologicheskiy_proekt_sr_gr.docx73.09 КБ

Предварительный просмотр:

Летний экологический проект «Дошколята-эколята» в средней группе 

Экологический проект «Дошколята-эколята»

Подготовили воспитатели: Блощицина И.М. и Михельсон Е.Н.

Тема проекта. «Дошколята - эколята».

Вид проекта : информационно-творческий.

Участники: дети 3-4 лет, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта : долгосрочный (с 01.06. 2024г. по 30.08.2024г.).

Актуальность: Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы с дошкольниками по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто сведений о природных объектах и явлениях.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

Главная идея проекта : в соответствии с требованиями современных программ создать благоприятные условия для изучения природы родного края и развития экологической культуры дошкольников.

Цель проекта : формирование у дошкольников познавательно – исследовательского, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения к природе родного края.

Задачи проекта : Формирование экологически целесообразного поведения в природе; проведение систематических наблюдений, игр, формирование чувства близости к природе; овладение умениями ухода за живыми существами; воспитание эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Привлечь внимание родителей, педагогов ДОУ к проблемам экологического воспитания дошкольников

Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу?

Ожидаемые результаты проекта :

1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

Этапы проекта.

1 этап – подготовительный.

Выявление проблемы, подмор литературы, материалов.

2 этап – основной.

Организация совместной работы детей и педагога над проектом :

  1. Рисование «Бабочки»«Подводный мир» (рисование по мокрому листу).

  1. Чтение художественной литературы : (загадки о растениях и о животных, рассказ «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», рассказ «Девочки в лесу» по В. А. Сухомлинскому).

3. Дидактические игры: смотреть приложение 5

      4. Беседы «Правила поведения у водоема»«Правила поведения в лесу»«Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!»«Поплотнее кран закрой — осторожен будь с водой», «Что едят птицы летом».

     5. экспериментально-опытническая деятельность с водой, песком и воздухом.

6. Наблюдение за растительным и животным миром.

7. Уход за растениями на клумбе и на гряках.

8. Просмотр мультфильмов.

9. Участие в досугах на тему экологии.

10. Оформление стенгазеты «Дошколята-эколята».

Роль родителей в реализации проекта : прогулки с ребенком в парк, сквер, к водоёму.

3 этап – заключительный.

Подведение итогов

Список используемой литературы и методических пособий.

1. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Астрель, 2005.

2. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва«Издательство ГНОМ и Д», 200зг

3. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва: Педагогическое общество России, 2000г.

4. Деревенский домик. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 30.03.05г.

5. Ягоды садовые. Наглядно – дидактические пособие. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва 2005г.

6. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г.

7. Животные обитающие на территории нашей страны. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 2004г.

8. Цветы луговые, лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.

9. Гризик Т. И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет. : метод. Пособие для воспитателей. Москва. 2010г.

10. Цветы садовые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.

11. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей; Книголюб, 2003.

12. Попова Т. И. Мир вокруг нас г. Москва 1998г.

13. Дрязунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями : Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1981.- 80 с., ил.

Приложение 1

Конспект беседы в средней группе «Безопасное поведение на воде»

Цель: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих, развивать внимание, мышление, память, речь.

Ход:

1. Вводная беседа.

– Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о таком замечательном времени года, как лето. Вы любите лето? Почему?

(Летом тепло, ярко светит солнышко, в лесу зреют вкусные ягоды, цветут красивые цветы.)

– Во что вы любите играть летом?

(Догонялки, прыгать на скакалках, играть с мячом, кататься на роликах, велосипеде, купаться в водоеме.)

– Жаркий солнечный летний день очень приятно провести у реки или озера. Поплескаться, поплавать и позагорать на теплом песочке.

2. Рассматривание иллюстрации.

Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображен?

Чем занимаются дети? Какие у них лица?

Какое у них настроение? Им весело, радостно.

– Вы любите купаться? А умеете плавать?

Немножко умеете. Что ж, это очень хорошо!

Умение держаться на воде необходимо любому человеку.

3. Правила поведения на воде.

– Существуют правила безопасного поведения на воде, которые должен знать каждый.

Давайте мы с вами попробуем сами их сформулировать.

– Как вы думаете в любом пруду, реке, озере можно купаться. (Нет.)

Перед купанием в водоеме нужно спросить у взрослых, достаточно ли там чистая вода.

Если водоем загрязнен, то микробы попадут вам в рот, нос, на кожу, могут вызвать серьезное заболевание.

Теперь мы с вами знаем

правило № 1:

Убедись, что в водоеме можно купаться, прежде чем зайти в него.

Правило № 2:

Заходить в воду и купаться можно только в сопровождении взрослых.

Как вы думаете, почему?

(Под присмотром взрослых с детьми не случится беда.)

Правило № 3: Нельзя купаться в незнакомом месте.

Дно реки может таить в себе много опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, об которые можно порезать ноги, глубокие ямы.

Правило № 4: Нельзя толкаться, плескаться, хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду.

Это очень опасно, потому что человек, оказавшийся под водой, может захлебнуться и утонуть.

Правило №5. Нельзя заплывать далеко от берега на надувных матрасах. Матрас может зацепиться за корягу и лопнуть.

4. Итог.

Итак, ребята, о чем мы с вами беседовали?

(О правилах поведения на воде.)

Теперь вы знаете правила поведения на воде.

Давайте, их перечислим.

Молодцы, теперь вы никогда не попадете в беду.

Беседа в средней группе.

«Чем опасен водоем»

Летом в жаркую погоду лучший отдых – на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться.

Нужно помнить, что водоем очень опасная и непредсказуемая вещь.

Давайте побеседуем на эту тему.

Если на берегу установлен знак «купаться запрещено», не следует нарушать этого запрета, как бы ни было велико желание искупаться.

Таким образом, первое правило безопасного поведения человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоёмах проверена и не представляет опасности для здоровья человека, где купание разрешено.

Необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведения на воде. Это позволит избежать несчастных случаев.

Если вы не научились плавать, то все упражнения в воде выполняйте около берега.

Никогда не купайтесь в одиночку.

Если вы решили совершить дальний заплыв, кто-нибудь должен сопровождать вас на лодке со спасательными средствами.

Не ныряйте и не прыгайте в воду в незнакомых местах.

Не устраивайте в воде игры, связанные с захватами.

Если вы не умеете плавать, нельзя далеко заплывать на надувных матрасах или камерах.

Не подплывайте к моторным, парусным судам, весельным лодкам, баржам и другим плавательным средствам, это опасно.

Не толкайте товарищей с берега, вышек, трамплинов в воду.

Не теряйте самообладания в критической ситуации, не стесняйтесь звать на помощь.

При длительном пребывании в холодной воде, сильном утомлении или выполнении резких движений могут появиться в ногах судороги.

Что делать?

1. Необходимо сразу же перестать работать этой ногой.

2. Если есть возможность, стать на дно и растереть сведённую мышцу.

3. Либо на секунду погрузиться с головой в воду и, распрямив ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец.

4. Можно также плыть, работая только руками, расслабив сведённую ногу.

Иногда случается и такое: увлёкся, заплыл далеко и чувствуешь, что нет сил возвратиться обратно. Что делать?

Не теряйтесь, сохраняйте спокойствие и верьте в свои силы.

Повернитесь на спину, полежите спокойно, отдохните, восстановите ровное дыхание, а затем, избегая энергичных и порывистых движений, плывите к берегу.

Что делать? Как помочь человеку, который тонет?

Достаточно бросить ему спасательный круг, доску из пенопласта или другие предметы, за которые он может держаться, пока к нему не подплывёт кто-либо.

Если спасательных средств нет, то тонущему необходимо оказать помощь вплавь: подплывать к тонущему надо осторожно, лучше сзади, чтобы он не схватил вас за шею и не потянул с собой на дно.

Брать утопающего безопаснее всего сзади под мышки или за затылок, около ушей, и, поддерживая его лицо над водой, плыть на спине к берегу.

Приложение 2

Конспект беседы по безопасности для детей среднего дошкольного возраста «Правила поведения в лесу»

Цель: Расширить знания детей о природе, пополнить знания о правилах поведения на природе.

Задачи:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Формировать у детей нормы поведения в природе.

Оборудование: карточки с загадками, магнитофон, картины с изображением животных, птиц, насекомых.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, мы сегодняотправимся в путешествие – в лес. А для чего люди ходят в лес? Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать тихую музыку леса, шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков. А теперь закройте глаза и послушайте (звучит запись «голоса птиц» Что даёт человеку лес?

Дети: Грибы, ягоды, орехи/, лекарственные травы, строительный материал. 

Воспитатель: А какие животные живут в лесу?

Ответы детей :волк,лиса.

Воспитатель: Вы знаете в лесу есть тропы, по которым ходят звери, эти тропы называют звериные. И теперь мы по тропинке друг за другом, под пение птиц идём прямо в глубь леса. Стараемся не раздавить мелких насекомых, они не заметны в траве.

Отгадайте загадку:

Кто работает с утра Строит дом, несёт дрова,

Тащит целый воз еды Мало ест, не пьёт воды,

У него полно друзей Тот работник….(муравей). 

Запомните, нельзя разрушать муравейник, муравей очень трудолюбивое насекомое, оно по хвоинке строит свой дом и самое главное, муравьи санитары леса.

Идём под пение птиц дальше по тропинке и опять отгадываем загадку:

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук Ищет пищу под корой

Он голодную порой (дятел).

Запоминаем ещё одно правило «Не трогай птичьи гнезда»

Если мы испугаем птицу она может бросить своё гнездо. Будьте предельно внимательны и

ответьте на загадку:

Возле леса на опушке Украшая тёмный бор

Вырос пёстрый, как Петрушка Ядовитый….(мухомор).

Скажите, пожалуйста, мы идём по лесу и нам встречаются мухоморы, поганки, их можно сбивать (ответы детей)

Конечно нет, потому что ими лечатся некоторые животные.

Ещё одна загадка:

 

Этот маленький зверек Колючий вдоль и поперёк

И лишь животик гладить можно

Его узнать совсем не сложно(ёж).

Помните нельзя ловить в лесу бельчат, ежат, так как они не смогут жить у нас в квартире, ведь они лесные животные. Ребята нужно сделать привал и немножко отдохнуть.

Физминутка

На горе стоит лесок (круговые движения руками)

Он не низок не высок (сесть встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста Шли домой из далека (ходьба на месте)

Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять)

Набрались сил и разгадываем следующие загадки:

Шевелились у цветка Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел Он вспорхнул и улетел (бабочка).

Цветок этот голубой Напоминает нам с тобой

 Онебе чистом-чистом

И солнышке лучистом (незабудка).

Белые горошки на зелёной ножке (ландыш).

Вокруг нас столько зелени, цветов, и так хочется нарвать букет.

Но помните, ещё одно правило : Не рвите цветы, они очень быстро завянут. Не ловите бабочек, у них очень нежные крылышки.

И если мы их подержим в руках, мы повредим им крылышки, и они не смогут летать и погибнут. И конечно же как на привале без костра. Но запомните: Не потушенная искра может привести к пожару. И на этом месте, где был костёр ещё очень-очень долго не будет расти трава. Вот мы и прогулялись по тропкам в лес, надо возвращаться в группу, но давайте ещё раз повторим правила поведения в лесу : (ответы детей).

- ходить только по тропинкам

- не шуметь в лесу

- не рвать цветы

- не ловить бабочек

- не разрушать муравейники

- не пинать не съедобные грибы

- не трогать гнезда птиц

- не разжигать костёр

- не брать лесных животных домой.

Ребята вы были сегодня молодцы, старайтесь всегда выполнять правила поведения в лесу, в парке.

Приложение 3

Беседа на тему: "Чисто не там где убирают, а там где не сорят"

Цель проведения беседы: Социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Воспитательная задача: Воспитывать доброе отношение друг к другу через приветствие с поросёнком Чучей;

Воспитывать уважительное отношение к сверстникам через проведение творческой коллективной работы;

Воспитывать экологическое сознание и поведение на природе, эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности через проведение игр.

Коррекционно-развивающая задача: сформировать первоначальные представления о нравственных основах труда в жизни человека и общества через беседу о внесении вклада человека в чистоту мира;

Сформировать первоначальные навыки коллективной работы через выполнение творческой работы по раскрашиванию мусорных урн.

Сформировать первоначальные навыки соблюдения порядка на рабочем месте через выполнение коллективной работы.

Образовательная задача: Формировать эмоционально-познавательную активность детей, представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов через проведение игры «Художники»;

Пополнять знания учеников о природном окружение, о взаимосвязи между природой и деятельностью человека через диалог;

Беседа составлена в форме игры с различными героями.

Вступление:

В класс входит Поросёнок Чушка.

 - Здравствуйте детишки, здравствуйте девчонки, здравствуйте мальчишки.

Меня зовут Поросёнок Чушка. Сегодня я вам расскажу о том, как люблю проводить своё свободное время.

Основная часть :

Хотите знать, чем занимаются такие как я на улицах города? (ответы детей: да!)

- Отлично. Так вот мой обычный день начинается с прогулки по городу. Однажды в солнечный день, я решил прогуляться и поесть мороженого. Пока шёл, ел конфеты и бросал фантики на тротуар, ведь так мне удобнее. Съел и выбросил обертку (Разбрасывает фантики по классу).

(Дети начинают реагировать на слова и действия поросёнка и говорить, что так делать нельзя)

 - Как это нельзя? И что же тогда делать с фантиками? Тоже их съесть?

(Дети отвечают на вопросы: - выбросить в урну обертку или сложить ее в карман)

Поросёнок Чушка возмущенно:

 - Да вы что? Кто же понесет такой мусор в кармане?

(дети отвечают: мы)

- Тогда покажите, как нужно выбрасывать мусор в урну. Поиграем? Разделитесь на 2 команды. Первая команда будет собирать красные фантики, а вторая команда - желтые. Выиграет та команда, кто быстрее соберет фантики и выбросит их в мусорное ведро. Собирать нужно по одному фантику, добегаете до урны и выбрасываете фантик в ведро, бежите обратно и передаете эстафету следующему человеку. Готовы? Тогда, начали

(дети по очереди берут с пола фантик и выбрасывают в урну).

Здорово повеселились. Оказывается, собирать мусор очень весело и интересно, а самое главное, что чисто стало.

Спасибо вам ребята, за такой урок. Сейчас я тоже буду выбрасывать мусор в урну.

Так, что же я вам рассказывал?

(дети напоминают Чушке, что он пошел есть мороженое)

 - Ах да, точно. Так вот иду я и вижу, как детишки на тротуарах пакеты подкидывают вверх, а они на деревьях так смешно болтаются, как гирлянды. Вот я их и спрашиваю: «Можно и мне пакеты покидать?». Ну и давай играть с ними в такую замечательную игру. Чего только на улице не увидишь! А вы так делаете?

(дети отвечают, что нет, пакеты – это мусор)

Поросёнок Чушка возмущенно:

- Что же делать тогда с этими пакетами? Зачем они нужны?

 

(дети отвечают, что в них можно носить продукты, использовать в качестве мешков для мусора, для хранения вещей и т.д.)

- Ух ты! Ничего себе. Как интересно. Пакеты, бутылки пластиковые, стаканчики, тарелки, тоже можно использовать в играх?

(дети отвечают: да)

 Покажете мне?

Поиграем в игру: «Художник»? Мне нужно 2 человека. Выберу их с помощью загадок. Кто первый поднимет руку и отгадает загадку, тот участвует в игре.

1 загадка:

Рано утром он встает

Улицы метлой метёт! (дворник)

2 загадка:

Утром рано, или в ночь

Мусор увезёт он прочь! (мусоровоз)

Участники встают за этот стол. На столе лежат 2 бумажные тарелки, клей-карандаш и разные предметы (крышечки, палочки, фантики). Вам нужно выложить узор на тарелке, аккуратно приклеивая каждую деталь. Посмотрим, у кого получится яркая красочная картина. Итак, приступаем (звучит музыка, дети выполняют работу).

Ребята, пока ваши одноклассники выполняют задание, поиграем в игру. У меня в руках воздушный шарик. Под музыку я передаю этот шарик одному ученику, он передает его дальше. Как только музыка замолкает, тот, у кого окажется шарик, скажет «ХРЮ». Будет весело, ведь я тоже умею говорить «хрю, хрю». Музыка! Начали.

(проводится игра)

 - Здорово мы повеселились, оказывается у меня много собратьев! И наши художники закончили свои работы. Посмотрим, что у них получилось.

Чушка в восторге от работ:

- Ух ты! Как здорово у вас получилось! Вы настоящие художники. Из мусора сделали такие замечательные картины! Хоть сейчас выставку оформляй! А вам ребята нравится?

(ответы детей)

 

Молодцы, садитесь на свои места. Давайте немного потанцуем со мной и разомнемся. Повторяем за мной движения под музыку (дети выполняют физкультминутку).

Так вот я возвращаюсь снова к своей прогулке. Зашел я в кафе, взял мороженое сел за стол. А там такая табличка на столе стоит, на которой написано «Не будь свиньей, убери за собой... ». Вот тут мне стало очень стыдно. Ведь пока я шёл по улице, то вёл себя как настоящая свинья, везде мусорил, раскидывал обертки, пакеты, а мог бы убрать за собой все эти вещи. И когда, я съел мороженое, то выбросил за собой пластмассовый стаканчик и ложечку в урну.

Вам ребята я говорю спасибо, что помогли мне осознать, что мусорить нехорошо и ответили на все мои вопросы.

Заключение.

Прежде чем я с вами попрощаюсь, поиграем еще в одну игру. Мусор выбрасывать в урну, это я знаю, а вот какие бывают урны, вы знаете? Как они выглядят?

(дети объясняют поросёнку Чушке, какой формы, цвета бывают урны и где они стоят). Всё это конечно интересно, но я предпочитаю видеть все эти урны. На столах у вас лежат шаблоны урны, вам нужно нарисовать свою необычную урну и раскрасить её, а я буду вам помогать

(дети выполняют задание, рисуют узоры на урнах, Чушка помогает слабым ученикам).

- Отлично! И с этим заданием вы справились. Обрати внимание на доску. Что на ней написано?

(один ученик читает пословицу «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят»)

-  Что обозначает эта пословица?

(дети отвечают на вопрос)

Повесьте ваши урны на доску. Сегодня вы многому меня научили, и я хочу пожелать каждому: «Не будьте поросёнком, выбрасывайте мусор в мусорный контейнер». Посмотрим небольшой фильм «Наш мир», чтобы вы видели, каким он может быть прекрасным, если сохранять природу в ее первозданной чистоте. Мне пора бежать домой, до новых встреч, друзья.

Приложение 4

Беседа на тему: «Поплотнее кран закрой — осторожен будь с водой»

Цель: соблюдение мер безопасности при использовании воды в квартирах.

Задачи:

- Развивать у детей слуховое, зрительное и тактильное восприятие, мышление, речь.

- Узнать, какую воду называют «питьевой» и «технической», «кипяченная». Соблюдение правил осторожности при использовании воды в доме, квартире и меры предотвращения беды.

- Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: кукла Катя, картинки.

Ход занятия.

- Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

1).Тоненькие струйки

Нам помогут вымыть руки. (Струйки воды.)

2).Мы с ней очень-очень дружим,

Утром моемся под душем. (Вода.)

3).Если пить захотим,

То ее мы вскипятим. (Вода.)

4).Она помогает нам чистыми стать,

И пол протереть, и белье постирать. (Вода.)

Сегодня мы поговорим о воде, о соблюдении осторожности при пользовании воды в доме.

Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека без воды в квартире. В ванной комнате и на кухне у вас есть раковины и краны с горячей и холодной водой.

- Вспомним, ребята, когда мы открываем их и пользуемся водой? (Когда умываемся, моем руки, принимаем ванну или душ, чистим зубы или полощем рот.)

- Когда еще нужна вода? (Когда мы готовим пищу, хотим вскипятить чай, моем посуду, стираем белье, поливаем комнатные растения.)

Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок.

- Задумывались ли вы о том, как вода поступает в наше жилище? (Ответы детей.) Из больших емкостей ее с помощью насосов закачивают в трубы и она поднимается до самых верхних этажей. В ванной, над раковинной расположены два крана. Если открыть один (он обычно помечен красным цветом, то польется какая вода? (горячая, другой (помечен синим) — холодная. С помощью специального смесителя можно получить теплую воду, не слишком горячую, но и не холодную.

Воспитатель читает Утреннюю песенку:

По утрам и вечерам

Открываю в ванной кран.

Я воды не пожалею —

Уши вымою и шею.

Пусть течет водица —

Я хочу умыться!

Посильнее кран открыла

И взяла кусочек мыла,

Пышно пена поднялась —

Смыла с рук и пыль и грязь.

Пусть бежит водица —

Я хочу умыться!

Представьте себе, что вам захотелось пить. Можно ли пить не кипяченую воду из-под крана? (Ответы детей.) Нет, лучше этого не делать. Сырую воду нужно вскипятить. Кипячение убивает вредных микробов, которые содержатся в воде. Кроме того, при кипячении из воды уходит газ — хлор. Воду хлорируют на очистных станциях, чтобы обеззаразить ее. Но пить хлорированную воду не стоит.

Перед тем, как вскипятить воду в чайнике, ее можно пропустить через специальный очищающий фильтр. Вам хочется пить, а только что вскипяченная вода очень горячая. Как же быть? Кипяченую воду можно налить в кувшин или графин, она остынет, и у вас в доме всегда будет запас прохладной кипяченой воды.

Подумайте и скажите, какую воду мы используем для приготовления еды, для того, чтобы вскипятить чай, ту, которая течет из крана с холодной водой, или ту, что льется из крана с горячей водой (Ответы детей.) Вы ответили правильно! Для приготовления пищи, для питья мы наливаем в кастрюли и чайники холодную воду. Ее так и называют питьевой. Горячую воду, которую по трубам подают в наши квартиры, называют технической. Почему (Ответы детей.) Потому что ее используют в технических целях: в батареях отопления, для стирки белья, мытья полов и посуды. Пить эту воду нельзя. В техническую воду добавляют специальные химические вещества, защищающие трубы от разрушения. Эти вещества вредны для здоровья человека.

Помните, что с водой нужно быть внимательным и осторожным. Представьте себе, что в доме неожиданно отключили воду. Вы открыли краны, а вода не течет. Что нужно сделать? (Ответы детей.) Сейчас же краны плотно закрыть. Ведь если вы забудете сделать это, может случиться неприятность. Вы уйдете на прогулку или в детский сад, а в это время воду включат. Вода польется из открытых кранов. Она перельется через край раковины, потечет на пол и начнется настоящий потоп. Через щели в перекрытиях вода может попасть в квартиру, расположенную этажом ниже, и залить ваших соседей. Иногда случается так, что вы мыли руки в ванной, а в это время вас что-то отвлекло (например, зазвонил телефон). Вы оставили на минутку кран открытым, убежали из ванной, а потом и сами не заметили, как увлеклись интересной беседой и забыли о текущей воде. Как вы думаете, к чему это может привести?

Воспитатель: Ребята, к вам в гости пришла кукла Катя. Она рассказала историю, которая произошла с ней.

«Наводнение в кукольном домике»

Кукла Катя жила в красивом кукольном доме. Он был большой и удобный. На первом этаже расположены гостиная и кухня, на втором — спальня и ванная комната.

В кукольной спаленке очень уютно: кровать покрыта шелковым розовым покрывалом, пушистый ковер. На окнах цветы. Но если бы вы сегодня заглянули в домик Кати, непременно заметили, что куколка грустит.

Катя в розовой пижаме и тапочках с помпонами сидела в кресле у окна и печалилась. Да и как же ей не грустить? Ее любимая хозяйка Аня уехала с родителями к морю, и кукле оставалось только вспоминать, как весело Аня с ней играла. Девочка разговаривала со своей любимицей, шила ей красивые платья из лоскутков, брала на прогулку, где красавицей восхищались все Анины подружки.

«Ах, это было чудесно!» — вздохнула кукла и отвернулась от окна.

В это время на столике у кровати зазвонил телефон.

- Алло, Катя! Это я, Ляля! — услышала Катя голос маленькой фарфоровой куколки Ляли.

- Доброе утро, Лялечка!

- Чем ты сегодня занимаешься? — спросила Ляля.

- Ничем не занимаюсь! Мне очень скучно, ведь Аня уехала к морю на целый месяц, и я совсем одна, — ответила Катя.

- Может, мы навестим тебя? — спросила фарфоровая куколка.

- Приходите поскорей, я буду вам очень рада, — сразу повеселела Катя.

Она положила трубку, надела фартучек и принялась за уборку. В домике должно быть чисто, ведь придут гости! Она смахнула отовсюду пыль и решила полить цветы. Катя открыла кран, стала набирать воду в лейку, но в это время позвонили в дверь. Катя тут же скинула фартучек и, забыв закрыть кран, побежала вниз по лестнице.

Она распахнула дверь и впустила в дом своих добрых друзей — куклу Лялю, белого мохнатого щенка Тяфку и кошечку Мусю. Гости поздоровались с хозяйкой, а она захлопотала вокруг стола, расставляя чайные чашки, вазочки с вареньем и печеньем. Скоро друзья уселись вокруг стола и стали пить чай, болтая о том, о сём.

Между тем вода в ванной все бежала и бежала из незакрытого крана. Вот и перелилась через маленькую розовую раковину. Быстрые струйки потекли через край, потом побежали по полу. Одна любопытная струйка выглянула из ванной и оказалась в прихожей, ее примеру последовали и другие. Резиновый коврик поплыл, покачиваясь по волнам, словно плот. Струйки, будто весенние ручейки, вырвавшиеся на свободу, зажурчали и понеслись вниз по лестнице.

- Ах, как весело скакать по ступенькам! — звонко пели они.

Чуткий Тяфка первым услышал журчание воды и насторожил уши. Кошечка Муся спрыгнула с кресла, лениво прошлась по полу и вдруг крикнула: «Ой! Я промочила лапки! Откуда здесь лужа? Терпеть не могу холодной воды!»

Она вскочила на кресло и строго спросила:

- Катя, это ты пролила воду около стола?

- Нет, нет! Я ничего не проливала.

- Откуда же в гостиной вода? — продолжала допытываться Муся.

- Сейчас проверим! — решил Тяфка.

Он спрыгнул с кресла, стал ходить по комнате, принюхиваться и присматриваться.

- Все ясно! Вода льется с лестницы! — наконец сделал вывод умный щенок.

- Может быть протекла крыша и нас заливает дождь? — предположила фарфоровая кукла Ляля.

- Во-первых, никакого дождя нет, на улице светит солнце. А во-вторых, дом Кати находится не на улице, а в комнате Ани, — ответила Муся. — Но вода льется откуда-то сверху, со второго этажа, — продолжал настаивать Тяфка.

- Ай! — вдруг вспомнила Катя. — Я забыла закрыть кран в ванной. Что же делать?

- Вот именно, что делать, когда в квартире наводнение? — ворчливо передразнила куклу кошка Муся.

- Ничего страшного! — бодро ответил Тяфка. — Катя, беги наверх и поскорей закрой кран! А мы достанем ведра и тряпки и вытрем воду.

Игрушки так и сделали. Катя закрыла кран в ванной, а друзья помогли ей вытереть пол на лестнице, в ванной и гостиной.

Когда все снова уселись за столом, Тяфка попросил у Кати лист бумаги и красный фломастер. Он, высунув язык от старания, вывел крупными буквами: «Поплотнее кран закрой — осторожен будь с водой!»

Этот плакат щенок отнес в ванную комнату и прикрепил над раковиной. Полюбовался своей работой и позвал друзей.

- Спасибо, Тяфка! — поблагодарила щенка Катя. — Теперь-то я не забуду закрывать краны с водой!

Ребята, ответьте на вопросы.

- Где жила Катя?

- Почему она грустила?

- Кто пришел к ней в гости?

- Почему кукла забыла закрыть кран с водой?

- Что случилось в домике?

- Кто помог Кате справиться с наводнением?

- Какое объявление повесил щенок?

Стихотворение «Что случилось?»

Как кораблики плывут

Бабушкины тапки.

Кот рассержен:

«Где уют? Промочил я лапки!»

В коридоре ручейки

Дружно побежали.

Может майские деньки

Наконец настали?

Коврик у дверей промок,

Хлюпает водицей —

Здесь устроила потоп

Младшая сестрица:

Она куклу в ванной мыла,

Кран с водой закрыть забыла!

Теперь вы знаете, что хотя вода наша помощница, но с ней нужно быть внимательными, нельзя допускать небрежность и неосторожность.

Если вода заливает квартиру всерьез (потолки или стена стали мокрыми, нужно отключить электричество. Ведь в стенах проходят провода, может случиться короткое замыкание. При крупных авариях с водой нельзя пользоваться лифтом. Он работает от электричества и от любого сбоя может застрять между этажами.

Теперь вы уже кое-что знаете о той воде, которая течет из кранов в вашей квартире. Давайте вместе повторим то, что мы узнали из нашей беседы.

Вода в квартиры поступает из специальных больших емкостей, откуда ее закачивают мощными насосами по трубам в квартиры. Предварительно на станциях аэрации воду обеззараживают. У вас в доме есть холодная (питьевая) вода и горячая (техническая). Питьевую воду перед употреблением нужно вскипятить. Техническую воду не пьют. Ее используют для стирки, мытья, уборки квартиры. Нужно всегда закрывать краны. Если вода заливает квартиру нужно отключить электричество. При крупных авариях с водой нельзя пользоваться лифтом.

Приложение 5

Дидактические игры

Экологическая игра «Да или нет».

Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?                                       Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы?                                       Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают?                                 Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает?                                Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут?                                   Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют?                                   Можно детям загорать?

А букашки прилетают?                                      Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают?                                    Куртки, шапки надевать?

Экологическая игра «Отгадайте, что за ростение»

Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.

Ход игры. Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ«Медведь живёт в берлоге».

Экологическая игра «Найди пару»

Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность.

  Ход игры. Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог  даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.

Экологическая игра «Природа и человек»

 Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что дёт человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.

Экологическая игра «Назовите три предмета»

(вариант 1).

Цель. Упражнять в классификации предметов.

Ход игры. Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак».

(вариант 2)

Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.

Экологическая игра «Какое время года?»

Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.

Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

Экологическая игра «Третий лишний»

(растения)

Цель. Закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши.  Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т.д.

Экологическая игра  «Прогулка по лесу».

Разложите карточки с изображениями деревьев (береза, осина, дуб, клен и т.п.). Предложите ребенку совершить прогулку по лесу. Чтобы ребенку было интереснее, попросите зайчика (лисичку, медвежонка) сопровождать вас. Проходя мимо деревьев, зверушка рассказывает малышу о том, как называется то или иное дерево, описывает его внешний вид форму листьев, плодов. Задает крохе вопросы: как можно отличить березу от дуба? У какого дерева самый толстый ствол? На каком дереве растут желуди?

На прогулке соберите несколько листьев с разных деревьев, сравните их между собой, отметьте отличия, обращая внимание на цвет форму, размер. Попросите ребенка отгадать: какой лист с какого дерева.

Экологическая игра  «Собери дерево».

Нарисуйте три разных дерева (дуб, береза, клен). Вырежьте их и разрежьте каждое дерево на три части: корень, ствол, крона. Смешайте части. Предложите ребенку собрать деревья. Расскажите о функциях каждой части растения: корни поглощают из почвы питательные вещества, по стволу они поднимаются к ветвям и листьям, листья помогают дереву дышать и вместе с этим они очищают воздух.

Проведите аналогию с человеком. Попросите ребенка подумать, какую пользу приносят деревья.

Экологическая игра  «Назови дерево».

Приготовьте карточки с изображениями различных деревьев. Зайчик, лисичка и медвежонок хотят посадить по одному дереву возле своих домиков. Зайка выбрал березу, лисичка – осину, а мишка – дуб. Предложите ребенку помочь игрушкам найти свои деревья. Усложняя задание, можно попросить малыша найти одно дерево для зайчика, два дерева для лисы и три дерева для медвежонка. Таким образом, вместе с развитием навыков классифицирования происходит обучение счету.


Экологическая игра «Мы пойдем».

Вы начинаете предложение: «Мы пойдем с тобой в лес (в поле, на речку, на море) и увидим там…». Ребенок должен вспомнить и назвать все то, что можно увидеть в названном месте (животные, насекомые, растения и т. п.). Обращайте внимание на то, чтобы рассказ ребенка был развернутым, если малыш назвал категорию «животные», побудите его назвать всех лесных обитателей. Учите ребенка мыслить образно. Вполне возможно, что, перечислив представителей вышеназванных категорий, малыш исчерпает свой список объектов. Подскажите ему, что в лесу можно увидеть. Например, нору лисицы, еловую шишку, следы зайца и т. п.

Приложение 6

Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес».

В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок Паша да дочка Даша.

Как-то раз отправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу. Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло.

Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами.

Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля.

Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось посмотреть, как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка.

Что Паша сделал неправильно?

Медведица Ангелина остановила сына:

– Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник – живой, и ему больно, как бывает больно тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие орехи!

– Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может сломать его!

Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок?

– Шмель цветок не сломает! – возразила Ангелина. – Он прилетел к нему за каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро будет мед. А мы, медведи, – большие любители меда! Если ты вежливо попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым медком.

– Ладно, – согласился Паша, – не буду больше ветки ломать и шмелей с цветов прогонять, пусть себе мед собирают!

– Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! – воскликнула Даша, заметив в траве крупные голубые колокольчики. – Можно я нарву букет?

Можно ли рвать в лесу цветы?

– Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро завянут.

– Это тоже цветок? – спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно сидела на стебельке.

– Это летающий цветок! – удивленно воскликнул Паша, когда бабочка, расправив крылышки, вспорхнула со стебелька.

– Это не цветок, а бабочка! – объяснила мама.

– Давай ее поймаем, – предложил Паша сестре.

– Давай! – обрадовалась Даша.

Можно ли ловить бабочек? Почему?

Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.

– Не нужно обижать бабочек и стрекоз, – покачала головой Ангелина. – Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят.

– Что это за куча такая? – удивилась Даша, заметив под сосной высокий муравейник, построенный из высохших сосновых иголок.

– Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! – решительно заявил Паша. Медвежонок поднял сосновую шишку и хотел запустить ее в муравейник, но Ангелина остановила его:

– Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобы кто-то сломал ваш дом? – спросила медвежат мама.

– Конечно, нет! – дружно закричали Даша и Паша.

– Тогда и вы берегите чужие дома, – сказала Ангелина.

Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука-короеда.

– Муравьи – очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса. Они уничтожают вредных жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена многих растений и расселяют их по лесу, – объяснила мама.

Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывая малышам о лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко всем относиться.

– Запомните, что лес – это наш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам дает!

Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а мамины уроки запомнились.

Вопросы.

1. Почему мама не разрешила медвежонку Паше прогнать с цветка шмеля?

2. Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и полевые цветы?

3. Почему нельзя ловить бабочек и стрекоз?

4. Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу приносят муравьи?

5. Как вы думаете, о каких еще правилах поведения в лесу рассказала медвежатам медведица?

Сказка про всех на свете

Борис Заходер

Жили-были…
Жили-были…
Жили-были, по правде говоря, все на свете. И сказка эта как раз про них — ПРО ВСЕХ НА СВЕТЕ. Но так как про всех на свете сразу рассказать уж очень трудно, то лучше попробуем сначала рассказать про ягнёнка. А там, глядишь, доберёмся и до всех на свете.

Так вот, жил-был ягнёнок, маленький, хорошенький ягнёнок по имени Барашек. Жил он со своей мамой, неподалёку от большого луга, где росла кашка (многие называют её клевером), и он её очень любил. И между прочим, ел эту кашку (любую: белую, розовую и даже лиловатую) без всяких фокусов и капризов, без уговоров и сказок. Не то что НЕКОТОРЫЕ!

А ещё он очень любил своего большого друга, Чмока (его большой друг — это был маленький щенок по имени Чмок).

А ещё он очень любил играть.

И — бывают же такие совпадения! — Чмок тоже очень любил играть! Да, да, любил играть, хотя его хозяин был УЧЕНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Во что они только не играли: и в салочки, и в прятки, и в казаки-разбойники, и в «горячо-холодно»!

Не знаю, поверите ли вы мне или нет, но только Барашек выучился у Чмока играть в такие игры, в какие ягнята никогда не играют. В собачьи игры!

Он и палку в зубах таскал (а Чмок её отнимал), он и на задних лапках ходил (вернее, ножках, какие же у ягнёнка лапки!) и даже… немножко лаял. Правда, это у него не очень хорошо получалось. Лаял он так: «Бе-е! Бе! Бе-бе!..» Но согласитесь — для ягнёнка и это неплохо! Недаром Чмок тоже любил Барашка!

Зато, как и все (или очень многие) собачки, Чмок терпеть не мог кошек. Любимая его песня была такая:

Если встречаются кошка с собакой —
Дело обычно кончается дракой.
Если собака с кошкой встречается —
Дело, как правило, тем же кончается!..

Вот однажды играли Барашек с Чмоком на лугу, а из-за кустика на них смотрел маленький Котёнок. И так они славно играли, так хорошо веселились, что Котёнку, сами понимаете, тоже ужасно захотелось с ними поиграть.

Долго он не решался к ним подойти. Но когда друзья набегались и напрыгались до изнеможения и мирно улеглись рядышком, тут Котёнок, наконец, отважился: вышел из-за кустов и пошёл прямо к ним. Подошёл и говорит: «Примите и меня-у!..»

Чмок как вскочит!

— Чего, чего?

— Поиграть примите, — робко говорит Котёнок.

— Примем, а? — говорит Барашек. (Котёнок ему сразу понравился.)

— Ты молчи, овечка! — говорит Чмок. — Ещё чего! На что нам кошки!

Котёнок очень удивился:

— Как на что кошки? А на что… а на что собаки?..

Эх, лучше бы он этого не говорил!

— Ах, на что собаки?! — зарычал Чмок. — Ты не знаешь? Ну, я тебе сейчас покажу!

Сморщил нос, оскалил зубки, кинул задними лапами целую кучу земли и песку да как бросится на Котёнка!

Котёнок — бежать. Чмок за ним. И Барашек следом. И совсем было схвати Чмок Котёнка, чуть-чуть в хвостик ему не вцепился, да спасибо, рядом дерево стояло. Увернулся Котёнок и на дерево залез.

Сидит на тоненькой веточке — мяучит жалостно. А Чмок под деревом бегает, лает: «Вуф! Воф! Р-р-р! Вэф!»

И Барашек тоже прыгает и тоже лает: «Бе-е! Бе! Бе-бе!»

Словом, целый скандал. Да такой скандал, что на шум вышел из дому сам Чмоков Хозяин.

— Мой четвероногий друг, не будешь ли ты так добр кратко изложить мне причины этого с трудом выносимого нарушения тишины? — сказал Хозяин.

Конечно, не всякий догадался бы, что всё это значит, но Чмок привык к тому, как выражается Хозяин, и сразу перевёл его слова на простой человеческий язык. Получилось: «Ты что тут шумишь?»

— Кошку прогоняю, — ответил Чмок и залаял вдвое громче.

— Прогоняешь Кошку? — удивился Хозяин. — А каковы мотивы этих странных действий, мой юный друг?

В переводе на простой человеческий язык это означало: «А зачем?»

— Как зачем? — Чмок тоже удивился. — А на что нам кошки? — И он залаял втрое громче.

— Ай-яй-яй! — сказал Хозяин. — Я не ослышался? Ты действительно так сказал?

— А на что нам кошки? — повторил Чмок. — Да чтоб они все пропали!

— Бедный мой друг! — сказал Хозяин. — Ты произнёс роковые слова, которые могут иметь фатальные последствия.

Ну, тут уж и Чмок, несмотря на весь свой опыт, ничего не понял. Он разинул рот и молча уставился на Хозяина. Хозяин печально покачал головой и пояснил:

— Я хочу сказать, что добром это для тебя не кончится.

Но, видя, что Чмок всё равно не понимает, Хозяин сказал просто:

— А ну-ка, пойди сюда и послушай сказку.

Как тут было не послушаться! Чмок подошёл к Хозяину и лёг у самых его ног.

— Так вот, — сказал Хозяин. — Жил-был один царь — очень злой, глупый и жадный. Такой жадный, что однажды, увидав воробья, который клевал зёрнышки, он сказал: «Э-ге-ге! Один воробей склюёт одно зёрнышко; два воробья склюют два зёрнышка; сто воробьев склюют сто зёрнышек… Да этак я совсем разорюсь! А на что нам воробьи? Да чтоб они все пропали!»

И мало того, что он произнёс эти роковые слова, которые могут иметь фатальные последствия, — он ещё приказал своим подданным выгнать всех воробьев из своего царства. И подданные послушно принялись стрелять из ружей, бить в барабаны, трещать трещотками и лупить в кастрюли (не говоря уже о медных тазах), так что бедные воробышки в ужасе полетели куда глаза глядят, и скоро во всём этом царстве не осталось ни одного воробья.

Глупый царь этому очень обрадовался. А ещё больше обрадовались этому гусеницы, жуки и мошки — ведь воробьи их клевали! И в скором времени в этом царстве начался страшный голод, потому что гусеницы, жуки и мошки съели весь урожай. А на другой год глупому царю пришлось отправляться за тридевять земель и на коленях умолять воробьев вернуться обратно.

Вот что бывает, когда произносят роковые слова, которые могут иметь фатальные последствия… Понял? — сказал Хозяин и посмотрел Чмоку прямо в глаза.

— Чего понял? — переспросил его Чмок. — При чём тут воробьи? Я их и не трогал!

— Ну что ж, поймёшь со временем, — сказал Хозяин, засмеялся, махнул рукой и пошёл домой.

А Чмок подхватил какую-то палочку и со всех ног кинулся обратно к дереву, на котором всё ещё сидел Котёнок.

— А на что нам кошки? — повторял Чмок на бегу. — Чтоб они все пропали!

И то ли эти слова действительно были вроде волшебного заклинания, то ли просто глупую щенячью просьбу услыхал какой-то волшебник и решил подшутить над Чмоком, только, подбежав к дереву, Чмок уже не увидел там никакого Котёнка.

Котёнок исчез. И не только он один.

Исчезла полосатая серая кошечка, которая играла с клубочком; исчезла пушистая белая кошечка, кормившая целый выводок котят (котята исчезли вместе с ней); исчезла худая чёрная кошка, которая стерегла мышиную нору; исчезла рыжая кошка, которая мирно спала в кресле; исчезли все сибирские коты, и ангорские кошки, и сиамский кот с тёмными, как у соболя, лапками и мордочкой, и голубой персидский кот с курносым носом — словом, все-все-все коты и кошки исчезли в одну минуту, не исключая игрушечных кошечек и даже глиняных кошек-копилок.

Правда, Чмок этого не заметил. У него было очень много разных дел. А на другой день их стало ещё больше: он должен был разгрызть одну хозяйскую тапочку, а другую затащить под диван, и облаять трёх прохожих (по очереди), и, кроме того, вырыть большую яму под кустом цветущих роз. А ещё на другой день его взяли на реку купаться, и потом он до поздней ночи всё никак не мог просохнуть, так что только на следующее утро он заметил, что вот уже три дня, как он ни разу не видал своего лучшего друга Барашка и очень по нему соскучился.

Но на лугу, где они всегда играли, ягнёнка не было; не было его и на улице, а когда Чмок подошёл к калитке дома, где Барашек жил, и стал его кликать, оттуда выглянула Старая Овца — Барашкова мама — и грустно сказала:

— Он не выйдет. Вот уже третий день он лежит больной и ничего не ест… ничего в рот не берёт… Всё просит Кашки — белой, розовой или хотя бы лиловатой. А где я её возьму? — Старая Овца заплакала.

— Кашки? — переспросил Чмок. — Ну, это мы сейчас! — И он понёсся на знакомый луг с такой быстротой, что задние ноги у него, как у зайца, обгоняли передние.

Три раза Чмок обежал весь луг. Вернее, в первый раз он его обежал сломя голову, во второй — рысцой, а на третий раз он шёл шагом, вывесив свой розовый язычок.

Нигде на всём лугу не было Кашки.

И только на самом-самом краю Чмок нашёл один-единственный цветочек Кашки, который покачивался на тоненьком стебельке и, видимо, тоже собирался убежать.

— Постой, постой! — сказал Чмок. — Куда вы все девались? Где все остальные?

Цветок грустно покачал головкой.

— Мы ушли, — сказал он. — И мы до тех пор не вернёмся сюда, пока сюда не вернутся шмели.

Кто такие шмели, Чмок уже прекрасно знал (однажды он пытался поймать шмеля, приняв его за муху) и потому сильно удивился.

— Шмели? — сказал он. — Да ты что? Они кусачие! Они вас всех перекусают!

Цветок засмеялся. За ним засмеялись и другие цветы. Особенно заливались колокольчики.

— Да ты что! — выговорил наконец Цветок. — Шмели кусаются? Я слыхал, что кусаются собаки. — И он снова засмеялся.

Чмок промолчал.

— А шмели, — продолжал Цветок, — это наши лучшие друзья. Мы без них просто жить не можем!

— Без этих жужжачих и кусачих?! — Чмок удивился ещё больше. — Жить не можете? Почему?

— Всё очень просто, — терпеливо пояснил Цветок. — Если к нам не будут прилетать шмели, то у нас не будет семян. А ведь мы сами вырастаем из семян, и, значит, если к нам не будут прилетать шмели, нас скоро тоже совсем не будет. Ну, теперь-то ты понял?

— Понял не понял, пойду искать шмелей, — вздохнул Чмок и отправился на поиски.

Ему пришлось немало побегать, прежде чем он, наконец, заметил толстого, важного Шмеля, который чем-то занимался на ветке шиповника.

— Извините, — сказал Чмок (очень вежливо!), — можно вас на минуточку?

— Обож-ж-ди! — прогудел Шмель.
— Я должен написать письмо.

Чмок так и сел. Неужели шмели умеют писать? Он смотрел на Шмеля очень внимательно, но тот ничего не писал, а, как показалось Чмоку, зачем-то кусал лист шиповника.

Наконец Шмель закончил своё дело.

— Письмо готово, — сказал он с удовлетворением. — Теперь можно на минуточку!

— А где же?.. Где же ваше письмо? — удивлённо спросил Чмок.

— Письмо? — переспросил Шмель. — Письмо — вот оно. Оно у меня не простое, а душистое. Покусаешь листик, останется запах, вот тебе и письмо. Можешь сам прочитать. Подходи, подходи, не бойся! — сказал он, видя, что Чмок не очень торопится.

— По-моему, ничем не пахнет, — сказал Шмелю расхрабрившийся наконец Чмок, тщательно обнюхав листик.

— Эх, ты! А я слышал — у собак нюх хороший. Любой шмель моё письмо и через три дня прочитает, — сказал Шмель с гордостью. — Ну, да не в этом дело. Рассказывай, зачем пришёл.

— Ах, да, чуть не забыл, — похватился Чмок. — Пожалуйста, вернитесь на тот луг, где Кашка росла. Она вас очень просит. И я тоже. Очень-очень!

Шмель задумчиво повёл усиками.

— Оно бы можно, — сказал он. — Да только нельзя.

Видя, что Чмок окончательно сбит с толку, Шмель продолжал:

— Вот если бы с того луга мыши ушли — тогда бы можно. А так — нельзя. Там мышей вдруг развелось видимо-невидимо, а они наши гнёзда разоряют. Я как раз и пишу всем шмелям, чтобы на тот луг не летали, — гудел Шмель, но Чмок его уже не дослушал. Он со всех ног мчался прогонять мышей.

Но что он ни делал (а он и бегал, и прыгал, и раскапывал норки, и лаял) — всё было напрасно. Со всех сторон, из-под земли, появлялись насмешливые мышиные мордочки и слышалось: «Хи-хи! Хи-хи! Хи-хи!»

— Убирайтесь вон, — грозно рычал Чмок, — а то я вас!

Мордочки исчезали, но тут же откуда-то сзади снова слышалось: «Хи-хи! Хи-хи! Хи-хи!»

Совершенно замученный и сконфуженный поплёлся Чмок домой и, понурив голову и поджав хвостик, подошёл он к скамейке, на которой сидел Хозяин.

— Я вижу, мой юный друг, — сказал Хозяин, — что твои дела не в блестящем положении.

— Совсем никуда, — признался Чмок и даже лёг на землю.

— Так, значит, теперь ты понял, что бывает, когда произносят роковые слова, которые… ну, и так далее?

— Понял, — сказал Чмок виновато. — Надо мышей прогнать!

— Ну, что ж, можно помочь твоему горю, — сказал Хозяин. — Но тебе для этого придётся потрудиться…

— Потрудиться? Пожалуйста! — радостно вскочил Чмок.

— …потрудиться выучить и спеть Песню Про Всех На Свете и спеть её не одному, а кое с кем!

И с этими словами Хозяин достал из-за пазухи… кого бы вы думали? Совершенно верно — Котёнка.

Чмок было насупился, но потом поднял голову и лизнул Котёнка в нос. Понятно, это означало: «Не сердись, и давай дружить!» И Котёнок сразу его понял: он замурлыкал мелодию Песни Про Всех На Свете. А Хозяин подхватил. Он-то знал и слова. А чуть попозже запел и Чмок. А назавтра они пели песню втроём: Чмок, Барашек и их новый друг — Котёнок.

И пели они её на лугу, где порой слышался мышиный писк (но не так уж часто!), зато снова жужжали шмели и цвела Кашка — белая, розовая и даже лиловатая.

И так как вам, наверно, тоже хочется узнать, что это за Песня Про Всех На Свете, то вот её слова:

Все-все,
Все На Свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд —
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
— Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Все-все, Все На Свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Берегиня" - экологический проект родительской студии в средней группе детского сада

Тип проекта: практико-ориентированный; познавательный; исследовательский; творческий.Педагогическая проблема: как привлечь родителей к формированию у детей экологических знаний о природе ямальско...

Экологический проект «Водичка, водичка» в средней группе

Тип проекта: познавательно-поисковыйУчастники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Срок реализации: 3 месяца ( январь, февраль, март)....

Экологический проект "Цветы весны" презентация средняя группа

Экологический проект "Цветы весны" для средней группы.    В нем указаны задачи, планируемые результаты, а также работа , которая была проведена с детьми- рассматривание иллюстраций с изображ...

Экологический проект "Цветы весны" презентация средняя группа

Экологический проект "Цветы весны" для средней группы.       В ней  я хотела показать все этапы работы с детьми: рассматривание иллюстраций с изображением цветов, семян.Как правиль...

Экологический проект "Дошколята-эколята".

Проект реализован летом во второй младшей группе группе....

Сценарий итогового мероприятия «День эколят» в рамках проекта «Дошколята-эколята» в разновозрастной дошкольной группе

В данной работе представлен сценарий итогового мероприятия "День эколят" в рамках проекта "Дошколята-эколята" для разовозрастной дошкольной группы. Цель: подведение итогов реализац...