Конспект занятия «Этот удивительный мир насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Продолжить формировать и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках; обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_udivitelnyy_mir_nasekomyh.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста

«Этот удивительный мир насекомых»

Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни,

о пользе и вреде насекомых.

Программное содержание:

- Продолжить формировать и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках; обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни; продолжать учить отгадывать загадки.

-развивать наблюдательность, внимание, память, мышление; активизировать и расширять словарный запас; развивать связную речь.

- воспитывать бережное отношение ко всему живому; замечать красоту окружающей природы; воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа. Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Капустная бабочка», В. Бианки «Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых». Стихотворения о насекомых.

Материал. Предметные картинки – карточки насекомых, макет дерева, плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик).

1. Вводная часть.

        Пришла весна! Ребята, кто сможет назвать весенние месяцы? (Ответы детей). Давайте назовем признаки весны. (ответы детей: солнце светит ярче, люди сняли теплую одежду, день стал длиннее, а ночь короче, прилетели птицы из теплых краев, проснулись насекомые). Ребята, у нас на пути дерево! Давайте подойдем по ближе и посмотрим кто же расположился на его листочках. Тут притаилась бабочка, а вот прилетела пчела, а внизу ползет муравей к муравейнику. Бабочка и пчела опыляют цветы, муравьи разносят семена растений по лесу и лугу. Эти насекомые приносят пользу природе, их называют полезные насекомые. Как вы думаете, ребята, что общего у этих насекомых? (ответы детей: маленькие, есть голова, туловище, у бабочки и пчелы есть крылья, у них есть шесть лапок). У этих насекомых есть и различие, как вы думаете, ребята, какие отличия есть у этих насекомых (ответы детей: бабочка и пчела летают, а муравей ползает).

        Какие же этапы развития проходит насекомое, чтобы появиться на свет? (Ответы детей)

Дети выходят и выставляет картинку цикла развития бабочки с объяснениями.  

Рассказ детей:

1 Бабочка отложила яйца на цветке или листе.

2 Потом появилась гусеница. Гусеница питалась листьями и росла.

3 Потом гусеница превратилась в куколку.

4 Вот из куколки появляется бабочка. У нее мокрые крылышки. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

2. Физ. минутка.

Видишь бабочка летает                        (машем руками, как крыльями)

На лугу цветы считает                        (считать пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять                        (хлопки в ладоши)

Ох, считать не сосчитать                        (прыжки на месте)

Шесть, семь, восемь, девять, десять        (хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела                                (машем руками, как крыльями)

Сосчитать бы не смогла                        (считать пальцем)

3.  Хищные насекомые.

Путешествие продолжается! Куда же привела нас тропинка? Посмотрите, дети, вам знакомы эти насекомые? (ответы детей: стрекоза, кузнечик, божья коровка). Это хищные насекомые. Как вы думаете почему этих насекомых называют хищными? (ответы детей: потому что питаются другими насекомыми). Что общего у этих насекомых? (ответы детей:

у стрекозы и божьей коровки есть голова, туловище, крылья, у них 6 лапок. Отличие: кузнечик скачет, стрекоза и божья коровка летают).

        Ребята послушайте стихи о насекомых (стихотворения читают дети).

Стихи о насекомых:

Вертолётик взвился в небо

Я – то там ни разу не был

«Мой зеленый вертолет

Ты возьми меня в полет»

Но он скрылся за травой

Оказался стрекозой

Божья коровка

Ты лети скорей домой

Загорелся домик твой

Разбежались детки

Спрятались на ветке

Ребята, смотрите паук! Как вы думаете паук – это насекомое? (ответы детей: паук не насекомое). Правильно! Паук не насекомое, ученые его относят к паукообразным животным.

4. Игра: «Закончи предложение:

(показ сюжетной картинки «На полянке»)

Пчела собирает…. (мед)

Кузнечик стрекочет в… (траве)

Жук грызет …. (кору)

Бабочка порхает над …(цветком)

Муха разносит… (болезни)

Божья коровка поедает…. (тлю)

Жук спрятался под… (травинку)

Гусеница превратилась в…. (бабочку)

5. Пальчиковая гимнастика

Чай душистый пьем, пыхтим: (Дети ритмично потирают ладонь)

- Уф-уф-уф-уф-уф-уф. (о ладонь горизонтально)

Отгоняем веткой мух. (Ритмично помахивают рукой)

Мух-мух-мух-мух-мух-мух

А они в варенье сели, (Ритмично постукиваем пальцем)

Ели-ели-ели-ели. о ладонь

Так нам мухи надоели! Мы варенье быстро съели.

5. Вредные насекомые.

Ребята, посмотрите нам на пути опять попались насекомые! (На мультимедиа загадки, ребенок отгадывает загадку, показывается ответ – картинка

В окна, двери залетаем

И назойливо жужжим.

Очень нас не любят люди,

Потому что им вредим.  (Мухи.)

Может в яблоко залезть,

А потом его же съесть:

Все, что вкусно, выедает

И обратно выползает (гусеница)).

Как вы думаете, что это за насекомые (ответ детей: это муха, гусеница. Они вредные насекомые). Назовите что общего между этими насекомыми? (ответы детей: общее они вредят растениям; различие – у мухи голова, туловище, шесть лапок, крылья, у гусеницы – голова, туловище, нет крыльев, лапок)

6. Дидактическая игра “Четвертый лишний.”

Cоставление предложения с союзом “потому что.” Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете.

Игра:

- Лишний паук, потому что он не относится к насекомым;

- Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают;

- Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые ползают;

- Лишняя бабочка, потому что она относится к полезным насекомым, а остальные к хищным.

7. ИЗО деятельности.

А теперь я давайте нарисуем, тех насекомых, которые вам больше всего понравились в нашем путешествии (звучит музыка “Звуки леса”) Дети проходят за столы, рисуют.

8. Итог:

- Каких полезных насекомых знаем?

- Какую пользу приносят?

Дети (Божья коровка, муравей, стрекоза - уничтожают тлю, вредных насекомых, помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.)

- Назовите вредных насекомых.

- Какой вред от них?

(дети - Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Этот День Победы"

Куда б ни шел, не ехал ты,Но здесь остановись,Могиле этой дорогойВсем сердцем поклонисьКто б ни был ты – рыбак, шахтер,Ученый иль пастух,-На век запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг,И для тебя ...

Конспект занятия «Этот День Победы» в старшей группе детского сада

Цель: Расширять представление детей об армии. Познакомить с героями В. О. В.Задачи:1. Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа.2. Развивать любо...

Конспект занятия "Этот загадочный космос"

Цель: расширение знаний детей о космическом пространстве; итогом стала коллективная работа «Мы в космосе!»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художестве...

Конспект занятия «Этот День Победы» в средней группе детского сада

Конспект интегрированного занятия «Этот День Победы» в средней группе с элементами социо – игровой технологии и применением ИКТ (информационно – компьютерных технологий)Форма п...

Конспект занятия "Этот День Победы"

Формировать представления детей о празднике "День Победы"...

Конспект занятия «Этот день победы» в подготовительной к школе группе. Тема: «Этот День Победы»

Цель: воспитание патриотических чувств у детей, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны.Задачи:Образовательные: - создать у детей настроение сопе...

Конспект занятия «Этот удивительный песок», средняя группа.

Цель: формирование представлений о песке как объекте неживой природы....