знакомство с тико-конструктором.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Что такое «ТИКО»? – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
«ТИКО» - это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе.
В игре с конструктором ТИКО ребенок запоминает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), также открывается мир призм, пирамид.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Конструктор ТИКО создает для этого самые благоприятные возможности. Уже через 2 – 3 месяца обучения воспитанники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. Используя конструктор ТИКО в собственной деятельности, дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, конструируют поделки как плоскостные, так и объемные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Актуальность.
Конструирование – процесс творческий, осуществляемыйчерез самостоятельную или совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,позволяющийпровести интересно и с пользой время в детском саду и дома.При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели.
Проект направлен на развитие конструкторской деятельности, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Отличительной особенностью данного проекта является то, что в качестве основной содержательной базы предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования у дошкольников пространственного и логического мышления.
Цель: создать благоприятные условия для развития у дошкольников конструкторских умений, для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.
Задачи:
развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию;
обучение конструированию по заданной схеме, образцу, по замыслу;
овладение навыками пространственного ориентирования;
вовлечение воспитанников в активную творческую деятельностью;
формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться и сотрудничать с другими, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе;
развитие мелкой моторики рук, стимулируя речевое развитие и умственные способности;
развитие воображения, умения фантазировать.
Методы | Приёмы | |
Наглядный | Рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету. | |
Информационно-рецептивный | Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. | |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) | |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. | |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. | |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Возраст детей, участвующих в реализации проекта 5-6 лет.
Сроки реализации проекта - 1 учебный год (2017-2018 гг.), проект реализуется в совместной игровой деятельности во второй половине дня.
План проекта
1 этап – подготовительный | |
Сентябрь | Подготовка к основному этапу проекта: изучение и подбор литературы, определение цели и задач проекта, составление плана, подбор и изготовление демонстрационного материала ( схем, иллюстраций); диагностика, проводимая на начальном этапе проекта в виде естественно-педагогического наблюдения. |
2 этап – основной | |
Октябрь- май | Содержание работы над проектом: 1.Знакомство с названиями деталей ТИКО, различать и называть их. 2. Знакомство с различными способами крепления деталей . 3. Продолжать учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые модели; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе. 4. Учить детей конструировать по схеме, по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать материал. 5. Учить работать в паре. 6. Развивать конструктивное воображение, мышление, память, внимание. 7. Дать возможность детям поэкспериментировать с конструктором. 8. Познакомить родителей с данным видом конструктора. Основной этап состоит из 2 модулей. Модуль «Плоскостное моделирование» Цель: исследование многоугольников, конструирование и с моделирование на плоскости. Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости. Модуль «Объемное моделирование» Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. |
3 этап – заключительный | |
Май | Диагностика, проводимая на заключительном этапе проекта в виде естественно-педагогического наблюдения. Творческий отчёт ( презентация с фото) |
Способами определения результативности реализации проекта являются:
Выставки детских работ, организуемые в группе.
Участие педагога по распространению опыта в конкурсах, фестивалях на уровне района, города.
Ожидаемый результат:
Повышение профессиональной компетентности педагога в проектной деятельности.
По окончании дети должны знать:
плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);
различные виды многоугольников.
числа от 1 до 10.
По окончании дети должны уметь:
сравнивать и классифицировать многоугольники, многогранники по
2 -3 свойствам;
ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между», «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 10);
конструировать плоские и объёмные конструкции по образцу, по схеме, словесной инструкции и по собственному замыслу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей. «Знакомство с ТИКО конструктором».
Цель: Использование конструктора ТИКО в развитию у слушателей инновационного подхода в решении образовательных задач....
Конспект образовательной деятельности по конструированию из Тико-конструктора: «Знакомство с Тико-страной» для детей 5-6 лет.
Познакомить детей со способами соединения ТИКО-деталей при создании фигуры....
Мастер-класс для родителей. «Знакомство с ТИКО конструктором».
Мастер-класс для родителей. «Знакомство с ТИКО конструктором»....
План-конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора. По теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»
Использование конструктора ТИКО для развития математических способностей детей с ЗПР. Обучение счету и закрепления знания геометрических фигур. ...
Мастер-класс для родителей. «Знакомство с ТИКО конструктором».
Цель: Использование конструктора ТИКО в развитию у слушателей инновационного подхода в решении образовательных задач....
Консультация для воспитателей по теме "Применение Тико конструкторов учителем-логопедом при знакомстве и изучении звуков и букв"
Консультация для воспитателей по теме "Применение Тико конструкторов учителем-логопедом при знакомстве и изучении звуков и букв"...
Методическая разработка «ТИКО МАСТЕРА. Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» Для детей с 5 до 6 лет
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собо...