Конспект по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением по теме: “В мире пластмассы”
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Иголкина Вера Александровна

 

Цель: знакомство детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Задачи:

Образовательная:

-формировать умение выявлять свойства пластмассы;

Развивающая:

-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования через игры-эксперименты;

-развивать любознательность;

Воспитательная:

-воспитывать бережное отношение к предметам.

 

Предварительная работа: Д/И “Что из чего?”, “Сортируем мусор”, “Чудесный мешочек”, обучающее видео “Производство пластмассы”, игры-эксперименты “Тонет - не тонет”, “Притягивается - не притягивается”..

 

Средства реализации: телевизор, аудиозаписи “Звонок фиксика”, земкость с водой, пластиковые стаканчики, палочки, предметы из пластмассы (пирамидки, леечка, конструктор, крышки от бутылок, пуговицы, игрушечная посудка-тарелки, ложки, мозаика, кубики), мяч, Д/и “Сортируем мусор”.

 

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Сюрпризный момент:

Звук звонка по видео связи.

Воспитатель: Ребята, нас вызывают по видео связи! Посмотрим, кто нам звонит?

Ответ детей: Да!

На экране изображение Мультгероя из м/ф “Фиксики” - Нолика.

Нолик: Прием, ребята! Мне нужна ваша помощь! Очень хочу отгадать загадку которую загадала мне Симка, думал, думал, у самого не получается догадаться. Помогите пожалуйста!

Воспитатель: Ребята, поможем Нолику отгадать загадку ?

Ответ детей: да!

Воспитатель:

Такая разноцветная,

С виду я приметная.

Легкая и тонкая,

А на звук не звонкая. 

Из меня предметов масса,

А зовусь я …. (Пластмасса)

Ответ детей: Пластмасса!

Нолик: Какое интересное слово, а что такое пластмасса, какая она, ребята, расскажите, пожалуйста!

Воспитатель: Ну что ребята, давайте мы с вами познакомимся с пластмассой поближе и потом расскажем все о ней Нолику!

Как вы думаете что же такое пластмасса?

Ответы детей.

Воспитатель:

Пластмасса – это материал, которого нет в природе. Ученые сумели создать такой материал, такую массу, которая может быть мягкой и принимать любую форму, а застывая, может быть твердой. В настоящее время пластмассу  используют во многих отраслях. Пластмасса очень удобный материал для использования. Она очень легка, мягка, удобна и не разбивается. Эту послушную массу и назвали пластмассой.

Ребята, присядем на стульчики, посмотрим что такое лежит у нас на столе.

 

Стол с пластмассовыми предметами накрыт платком. Дети садятся в полукругом на стулья. Платок снимается.

Воспитатель: Дети, перед вами стол с различными предметами. Скажите, пожалуйста, что это за предметы? Назовите их.

Ответ: Кубики, мозаика, конструктор, леечка, крышки, пуговицы.

 

image

 

Воспитатель: А из чего сделаны эти предметы?

Ответ: Из пластмассы.

Воспитатель: Правильно. А раз они сделаны из пластмассы, то значит они какие?

Ответ: Пластмассовые.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите эти предметы и определите, что в них общего? Чем они отличаются?

Ответ: Все предметы – пластмассовые. Они имеют разную форму, круглую, прямоугольную, треугольную, овальную. Они разного цвета.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Вывод: предметы из пластмассы бывают разного цвета.

А теперь возьмите в руки предметы потрогайте их и скажите, какая пластмасса на ощупь?

Ответ: Гладкая, шершавая.

Вывод: пластмасса бывает гладкая и шершавая.

Воспитатель: А если сжать предмет в руке, но не очень сильно?

Ответ детей: Мягкий.

Вывод: Пластмасса - это мягкий материал.

Воспитатель: Ребята, а попробуйте постучать по предметам палочкой. Что вы выясните для себя?

Ответ детей: Слышен глухой звук.

Вывод: у пластмассовых предметов глухой звук.

Воспитатель: Я положила небольшой предмет в пластмассовый стаканчик и давайте попробуйте определить, что там находится.

Ответ детей: Мы ничего не видим.

Воспитатель: Раз ничего не видно, то что можно сказать о пластмассовом стаканчике?

Ответ детей:Что он непрозрачный.

Вывод: пластмасса, из которой сделан стаканчик, непрозрачная.

На пол падает стакан.

Воспитатель: Ой, стакан упал. Дети, посмотрите с нашим стаканчиком ничего не случилось? Не разбился? Так значит он еще какой?

Ответ детей:Он небьющийся.

Вывод: пластмасса - небьющийся материал.

Воспитатель: Вот сколько свойств у пластмассы, но это еще не все. Давайте немного отдохнем.

 

Физкультминутка

Мы вместе поиграем в мячик: (соединяют пальцы рук кольцом)

Я отбиваю, а он скачет. (отбивают воображаемый мяч)

Его мы бросим в потолок, (подбрасывают «мяч» вверх)

А сами сделаем прыжок. (руки на поясе, три прыжка)

Мы мяч ногою поддадим, (удар ногойпо «мячу»)

И, как летит он, поглядим. (руку козырьком, глядят)

И вновь берем мы мячик в руки, (соединяют пальцы рук кольцом)

С мячом не знают дети скуки! (хлопаютв ладоши)

 

Воспитатель: Отлично, отдохнули! А теперь посмотрите вокруг себя и скажите, какие пластмассовые предметы находятся в группе?

Ответ детей: Машинки, куклы, пирамидка, посуда, утюги, кегли и. т. д.

Воспитатель: Пусть каждый из вас найдет и выберет себе пластмассовый предмет.

Дети находят предметы, берут в руки.

Воспитатель: Теперь можно дальше проводить наши исследования. с помощью чего можно еще изучить свойства пластмассы?

Ответ детей: Вода, утонет или нет.

Воспитатель: Верно, я приготовила вам тазик с водой, давайте к нему подойдём, проверим, а тонет ли пластмасса в воде?

Дети кладут найденные ими предметы в воду и наблюдают тонет-не тонет их предмет.

Ответ детей: не тонет

 

Воспитатель: Правильно, она не тонет, то значит она какая?  Лёгкая или тяжёлая?

Дети: Легкая.

Вывод: пластмасса не тонет, она легкая.

 

             image

 

 

Воспитатель: С помощью воды можно исследовать еще одно свойство пластмассы: зачерпнём водичку стаканчиком и посмотрим проходит ли через пластмасу вода.

Дети берут стаканчики,набирают в него воды и смотрит проходит ли вода.

Ответ детей: Вода держится в стакане.

Воспитатель: Да, ребята, вода не проходит.

Вывод: Пластмасса водонепроницаема.

Воспитатель: Ребята, скажите, какие предметы из пластмассы используют в домашнем хозяйстве ваши родители?

Ответ детей: Вешалки, пуговицы, тазики, прищепки, хлебница.

Воспитатель: Вот такой удивительный материал пластмасса, пластик - используется почти во всех сферах жизни человека, легкий, пластичный, водонепроницаемый, прочный.

Но важно узнать еще об одном свойстве пластмассы, послушайте стихотворение:

Стихотворение о полиэтилене.

Железо, дерево, стекло...

Сейчас повсюду рулит пластик

Скорее, полиэтилен,

Добрался он сейчас до власти.

Лишь только ветер, и вокруг

Пакеты пО небу летают,

Они летят, куда хотят,

И на деревьях оседают.

Бутылки - вовсе не стекло

Пластмасса. Это ведь не бьётся

И может долго прослужить

Любой водицы ведь напьется.

Но не разложится она,

На свалке будет век валяться.

А те, кто рядом с ней живут,

В итоге будут задыхаться.

Железо, дерево, стекло ...

О натуральности забудем.

Но я сказать хочу одно:

"Не мусорьте. Ведь мы же люди!”

 

Ребята какое свойство пластмассы из стихотворения вы узнали?

Ответ детей: Пластмасса долго разлагается.

Воспитатель: Что важно делать с пластмассой чтобы она не приносила вреда окружающей природе?

Ответ детей: Перерабатывать, сортировать мусор.

Воспитатель: У вас на столах карточки с изображением предметов - мусора, переверните их, и давайте потренируемся сортировать мусор, определите в какой контейнер мы положим металл, пластик, бумагу, пищевые отходы.

Д/И “Сортируем мусор” Дети раскладывают карточки в соответствующие коробочки.

 

Рефлексия

Звонок от Нолика: Прием ребята! Как ваши успехи?

Воспитатель: Мы с ребятами провели ряд опытов-исследований, понаблюдали и определили свойства пластмассы. А вот какие мы сейчас еще раз вспомним и проговорим. У меня в руке мяч: я сейчас его передаю одному из вас и он называет один из свойств и затем передает другому, он говорит следующее свойство и так передается мяч другим. (гладкая, мягкая, не прозрачная, не бьющая,при стуке друг об друга  издаёт глухой звук, водонепроницаемая, легкая,не тонет, не разлагается)

Нолик: Спасибо, друзья! Какие вы умные! Пойду расскажу все Симке.

Воспитатель: вам понравилось сегодняшнее занятие? А что именно вам понравилось? (ответы детей). Ребята, вы сегодня все молодцы. Все старались и активно участвовали в исследованиях свойств пластмассы. Наше занятие с вами закончено. Можете еще поиграть в игру по сортировке мусора или поробовать провести опыт “Тонет - не тонет” с другими предметами.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением)». Тема: «Дымковская игрушка»

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности «Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением)». Тема: «Дымковская игрушка»...

Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» Образовательная область «Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным окружением)

Данный материал будет полезен воспитателям при проведении бесед и НОД по теме: «Мебель» с детьми средней группы...

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением и социальным миром) в группе раннего возраста «Кто в домике живет?».

Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, приучать находить и показывать игрушки по названию....