"Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
консультация по окружающему миру

савельева оксана николаевна

В консультации рассматривается метод экспериментирования в воспитании экологической культуры дошкольников и особенности исследовательской деятельности детей разных возрастных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»

     Глубокое знакомство с законами и свойствами окружающего ребенка мира трудно представить без исследовательской деятельности малыша в природе. Дошкольники любят экспериментировать, ведь эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления - наглядно-образного и наглядно-действенного.

В области экологического воспитания, метод экспериментирования особенно важен. Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей с взаимосвязями, существующими в природе. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребенок сам лично наблюдал процесс, участвовал в нем, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.

         Особенности исследовательской деятельности детей разных возрастных групп.

Дети первой младшей группы «экспериментируют» постоянно, их деятельность – предметно-манипулятивная - является ведущей в их возрасте. В этом возрасте дети приобретают способность пристально рассматривать объекты и явления. Задача взрослого - организация сенсорнобогатой и безопасной среды для пополнения чувственного, сенсорного опыта детей.

Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами. Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.

Со второй младшей группы уже можно начинать проводить с детьми элементарные опыты с неживой природой. По программе воспитания и обучения в детском саду во второй младшей группе дети изучают свойства воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается); песка (сухой – рассыпается, влажный - лепится); снега (холодный, белый, от тепла тает). Кроме того, детей уже этого возраста учат понимать элементарные взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т.д.). Задачу экспериментирования в этом возрасте формулирует воспитатель, а дети ее понимают. При проведении простейших экспериментов, начинают отвечать на вопрос взрослого: «Как это сделать?»,  «что случится, если мы сделаем это?». Работа идет вместе с воспитателем. В плане соблюдения правил безопасности, необходим контроль воспитателя.

У детей этого возраста уже появляются первые признаки произвольного внимания. Непрерывное наблюдение может длиться 1-2 минуты. Они уже способны понимать простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей, но нуждаются в большой поддержке со стороны воспитателя.

На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них.

В средней группе представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины расширяются. Дети становятся более активными. Дети часто задают вопросы на природоведческую тематику, которые можно использовать для организации опытов. При экспериментировании работают вместе с воспитателем, позже, под его контролем. Любят вопрос: «Угадай, что получится?». Продолжительность наблюдений увеличивается до 3-4 минут. Воспитатель детально комментирует ход эксперимента.

С детьми пятого года жизни впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».

При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо. Давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу.

Наконец, в средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.

В старшем дошкольном возрасте любознательность находится на пике своей активности, не зря его называют возрастом «почемучек», и экспериментальная деятельность здесь – ведущий способ познания действительности.

Детей интересует все, что неизвестно. В этом возрасте детей учат устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, понимать взаимосвязи между живой и неживой природой. Проводят множество опытов с водой, воздухом, изучают свойства и состав песка, глины, почвы. Дети могут самостоятельно проводить опыт, выслушав вначале инструкцию педагога с начала и до конца, они уже умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходства. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам, видят 2-3 звена причинно-следственных связей. В экспериментировании воспитатель побуждает детей к инициативе, учит прогнозировать результат опыта. Продолжительность непрерывного наблюдения в старшем возрасте увеличивается до 4-6 минут.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.

 В этом возрасте можно уже проводить продолжительные эксперименты, длящиеся несколько недель. Также можно использовать метод решения экспериментальных задач. Для дошкольников доступны 3 типа экспериментальных задач:

 - как доказать, что … (воздух может передвигать предметы и т.п.);

 - сколькими способами можно осуществить это действие… (потушить свечу, перенести воду из одной банки в другую, сдвинуть предмет со стола и т.п.);

 - предскажите, что получится, если… (положим иголку на поверхность воды, какой из предметов покатиться дальше, что будет с загрязненной мыльной водой почвой, что будет с растением, если… и т.д.)

Решение задач осуществляется в двух вариантах:

  • дети проводят эксперимент, не зная результата, и таким образом приобретают новые знания;
  • дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло.

Работа по экспериментированию в подготовительной группе носит еще более глубокий характер. В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.

Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

В этом возрасте дети часто являются инициаторами опытов. Задача педагога – быть внимательным к детям и не упускать инициатив детей, превращая их в полноценные исследования. Детей в этом возрасте интересует все – как работает магнит, что такое ток, откуда дует ветер, что такое землетрясение и др. Опыт в ответ на детский вопрос – самый лучший ответ. В подготовительной группе задачей экологического воспитания является развитие умения детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями: ничто не берется из неоткуда и ничто не уходит в никуда. В природе все взаимосвязано: животные и растения, живая и неживая природа, человек и окружающая среда. Детям интересны опыты с водой, воздухом, почвой, камнями, светом, электричеством, изменением температуры веществ  и пр. Дети уже достаточно самостоятельны и очень важно, доходчиво объяснить, что некоторые действия могут быть опасны, если проводить их без взрослых (с огнем, паром, водой, уксусом и др.).

Как организовать экспериментальную деятельность в детском саду.

В практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе. Во многих дошкольных учреждениях созданы самые разнообразные варианты лабораторий – от мини-лабораторий в группе до больших отдельных помещений.

Цель создания исследовательской лаборатории в развивающей среде группы развитие у детей познавательных способностей, повышения интереса к исследовательской деятельности и  формирования основ научного мировоззрения.

Мини-лаборатория  в группе обеспечивает возможность свободного, нерегламентированного взрослым экспериментирования и творческой активности в исследованиях, и одновременно возможности прибегнуть к помощи взрослого при анализе и обобщении полученных результатов.

Создание уголка экспериментирования, или мини-лаборатории в группе детского сада должно проходить постепенно. Для начала достаточно выделить несколько полочек и договориться с детьми, что здесь вместе мы станем создавать нашу собственную мини-лабораторию, где в свободное время можно будет самим проводить опыты и эксперименты. В это же время продемонстрировать детям 2-3 опыта, оборудование для которых специально составлено на отдельных подносах (для удобства переноса на стол). К каждому опыту прилагается карточка, на которой схематично нарисовано проведение опыта, при возможности есть способ зафиксировать результат (кармашки или липучки для фиксации фишек «да», «нет»). Сразу же с детьми необходимо оговорить правила работы в такой лаборатории:

За порядок здесь отвечают дети. Когда опыт окончен, итоги подведены, нужно самому навести порядок на подносе и убрать все в надлежащем виде на место. Это нехитрое правило избавит педагогов от возможных беспокойств и неудобств с беспорядком в уголке экспериментирования.

По истечении некоторого времени, когда все дети хорошенько познакомятся с опытами, представленными на подносах, карточки, изображающие последовательность действий опыта перемещают с подносов в картотеку опытов, а весь материал, выставляют на полочках в более компактном виде. При необходимости ребенок может взять карточку, набрать все необходимое на поднос и отправится к столу или коврику, чтобы еще раз провести этот опыт. На подносы же выставляются вновь малознакомые опыты, которые детям только предстоит самостоятельно проводить. Такие перемещения материалов и периодическое обновление уголка новыми экспериментами позволит сохранять интерес детей к этой деятельности. Когда дети познакомятся с несколькими экспериментами, содержание которых будет отражено на карточках экспериментов, целесообразно дополнить лабораторию различными природными и искусственными материалами, и предложить детям самим придумывать различные опыты и экспериментировать с разными веществами. Здесь лучше оговорить еще ряд правил работы:

  • Брать на поднос только нужные для работы материалы;
  • Пробовать на вкус можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество пробуешь;
  • С сыпучими материалами работать только на подносе.

Содержание работы в уголке экспериментирования.

Экспериментирование можно гармонично вплетать в общий педагогический процесс. Опыт может являться как частью занятия, так и быть и отдельным организационно-педагогическим моментом. Можно также построить на отдельном эксперименте или их серии целое занятие. Все зависит от задачи, стоящей перед педагогом.

Главная задача – помочь ребенку в проведении исследований, сделать их познавательными и безопасными для самого ребенка и его окружения.

Структура экспериментирования может включать в себя следующие этапы[1]:

  • постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • проверка гипотез;
  • вывод;
  • фиксация результатов;
  • вопросы детей.

Возможная перемена мест некоторых этапов не даст экспериментированию стать шаблонной деятельностью. Так, например, есть случаи, когда воспитатель сначала ставит опыт, и лишь затем дети выдвигают гипотезы, пытаясь объяснить увиденное. Не смотря на подвижность структуры экспериментирования, подведение итогов эксперимента, вывод, всегда должен присутствовать.

Педагогам желательно учитывать следующие рекомендации сопровождения детского исследования:

  1. Всегда подходите к проведению работы творчески.
  2. Учите детей действовать самостоятельно.
  3. Не сдерживайте инициативы детей.
  4. Не делайте за них то, что они  могут сделать сами, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
  5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
  1. Не забывайте подводить итог, делать вывод после проведенного эксперимента.

Умения и навыки исследователя, полученные в уголке экспериментирования, легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Важно помнить, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....

Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность -  это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...

Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная   деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников. Опытничество – активный способ изучения окружающей природы, т.к. позволяет изучать явлен...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

консультация для молодых специалистов на тему "Опытно- эксперментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...