Картотека игр "Первый дар Фрёбеля"
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Чернобылец Наталья Александровна

Играя с мячиками, дети знакомятся с сенсорными эталонами, пространственными представлениями, с утверждением и отрицанием, развивают речь, мелкую моторику, познают окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_pervyy_dar_fryobelya.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр «Первый  дар Фрёбеля»

(шерстяные мячики)

 для детей раннего возраста

Составила:

воспитатель

Чернобылец Н.А.

Первый дар Фрёбеля – небольшие, мягкие мячики на ниточке, связанные из шерсти и окрашены в цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Играя с мячиками, дети знакомятся с сенсорными эталонами, пространственными представлениями, с утверждением и отрицанием, развивают речь, мелкую моторику, познают окружающий мир.

Развивающий набор  «Дары Фрёбеля»  можно применять  на индивидуальных, групповых,  и фронтальных занятиях, а также в режимных моментах.

Упражнение  «Сжимание мяча»

Задачи: 

- познакомить детей с шерстяными мячами и возможными действиями с ними;

- развивать мелкую моторику, внимание, речь;

- воспитывать интерес к игре.

Воспитатель предлагает ребенку взять в руки мяч и сжать его. Проговаривая: «Сожми мячик, смотри, он сжался, стал маленьким; разожми руку – мячик снова стал большим и круглым». Вывод: мяч круглый, мягкий, его можно сжать, после манипуляций принимает исходную форму.

Упражнение  «Подбрасывание, метание, ловля мяча»

Задачи:

- познакомить детей с мячами и их свойствами;

- развивать мелкую моторику, мышление, воображение, речь;

- воспитывать интерес к играм с мячами.

Ребенку предлагается взять мячик и бросить его вдаль. Можно предложить сбить игрушку, перекидывать мячик друг другу. Далее предложить ребенку подкинуть мяч вверх и поймать его. Вывод: с мячом можно играть, его можно подкидывать, ловить, бросать вдаль.

Упражнение  «Катание мяча»

Задачи: 

- познакомить детей с мячами и их свойствами;

- развивать речь, воображение, мелкую моторику;

- воспитывать доброжелательное взаимоотношение к сверстникам во время игры.

Ребенку предлагается взять мяч и покатать его. Вывод: мяч катится.

Игры-манипуляции

Задачи: 

- познакомить детей с некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, летательные движения, плавательные движения (используется мячик на веревочке);

- развивать мелкую моторику, речь, воображение, мышление;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

Игра «Покачай мячик»

Мячик в руки мы возьмём.  

И туда-сюда качнём.

«Кач-кач», «Кач-кач».

(раскачивание мяча из стороны в сторону)

Игра «Балованный мячик»

Мячик баловаться стал  

И по кругу побежал.  

(раскручивание мячика, держа за ниточку).

Игра «Бегом-бегом»

Побежал бегом-бегом,  

Все кругом-кругом-кругом.  

(вращение мяча по кругу)

Игра «Прыг-скок»

Выше-ниже прыгать стал,  

Баловаться не устал.  

(подтягивание мяча за веревочку вверх-вниз).  

Игра «Мячик спрятался»

Спрятался в коробку мяч  

И опять пустился вскачь!

(спрячь и достань мячик из коробочки).

Игра «Пила»

Я пила, пила, пила,  

Всё пилю, пилю, пилю,  

Перепиливаю!

(Вперёд-назад, вперёд-назад).

Игра «Лиса»

Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,  

Я, бедняжка так вертелась, что на части разлетелась…

(вращать мячиком).

Игра «Рыбка»

Воспитатель берет мячик за веревочку, кладет на вертикальную поверхность и тащит: сначала по прямой, потом зигзагообразно, приговаривая:

«Рыбка плавает в пруду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Рыбка плавает всегда.

Да-да-да, да-да-да!»

Дети могут играть одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.

Игра «Часики»

Воспитатель берет мячик за веревочку, опускает вниз и начинает раскачивать в воздухе из стороны в сторону, приговаривая: «Часики идут: тик-так, тик-так»

Далее повторить игру предлагается детям.

Игра  «Найди цветной мячик».

Задачи: 

- познакомить с основными цветами, формировать сенсорные эталоны – цвет;

- развивать речь, мелкую моторику, сенсорные способности;

- воспитывать интерес к игре со сверстниками.

Играть можно индивидуально и с подгруппой детей.

Варианты игры:

1. Воспитатель показывает ребенку (детям) мяч и предлагает найти мяч такого же цвета (найти дружочка, братика);

2. Воспитатель называет цвет и предлагает показать ребенку (детям) мяч такого же цвета.

Игра  «Какого мяча нет?»

Задачи: 

- формировать сенсорные эталоны – цвет, знакомить с основными цветами;

- развивать мелкую моторику, сенсорные способности, внимание;

- воспитывать интерес к игре.

Игру можно проводить индивидуально и с подгруппой детей.

Воспитатель выкладывает 4 мяча основного цвета (желтый, красный, зеленый, синий) и называет цвета, затем предлагает детям закрыть глаза и убирает один мяч, затем предлагает принести или показать в ряду оставшихся мячей, мяча какого цвета не стало.

Игра «Путешествие цветных мячиков»

Задачи: 

- формировать сенсорные эталоны – цвет, познакомить с основными цветами;

- развивать двигательную активность, внимание, воображение, речь;

- воспитывать дружелюбие, интерес к игре.

Игру можно проводить индивидуально и с подгруппой детей.

Варианты игры:

1. Воспитатель берет мячик и говорит детям, что он очень любит путешествовать (гулять) и находить себе «дружочков» такого же цвета. Предлагает погулять вместе с ними, взяв один из мячиков.

2. Воспитатель предлагает детям выбрать себе мячик любого цвета и самостоятельно погулять с ним по группе и найти мячику «дружочков» (игрушки такого же цвета).

Игра «Мячик спит»

Задачи: 

- познакомить детей с основными свойствами шара;

- расширять пассивный словарь детей словом «шар» (состояние покоя на горизонтальной поверхности), развивать мелкую моторику, внимание;

- воспитывать интерес к игре.

Воспитатель кладет мячик на стол и говорит: «Мячик не двигается, он лежит спокойно. Мячик спит. Стол прямой и если мячик не трогать, то он будет лежать неподвижно».

Игра «Мячик катится по дорожке»

Задачи: 

- познакомить детей с основными свойствами шара;

- пополнить пассивный словарь детей словом «шар» (движения по поверхности), развивать память, воображение, мышление;

- воспитывать интерес к играм с шарами.

Воспитатель кладет шар на стол и толкает его. Обращает внимание на то, что мячик катится. Предлагает детям толкнуть мяч и посмотреть, как он будет катиться. Далее, можно сделать прямую дорожку из кубиков и т. п. и прокатит мячик по ней.

Игра «Мячик катится по тропинке»

Задачи: 

- познакомить детей с основными свойствами шара. Пополнение пассивного словаря детей словом «шар» (движение по кривой поверхности);

- развивать воображение, внимание, мелкую моторику;

- воспитывать интерес к игре со сверстниками.

Воспитатель вместе с детьми строит из конструктора, палочек, трубочек, шнурков и т д. кривую дорожку. Кладет мячик на дорожку и толкает его. Мяч катится по кривой дорожке. Вывод: мячик может катиться не только по прямой дорожке, но и по кривой.

Игра «Волшебный мешочек»

Задачи: 

- познакомить с шерстяными мячиками, учить детей на ощупь определять текстуру (мягкий-твердый);

- развивать мелкую моторику, речь, внимание;

- воспитывать дружелюбие.

Воспитатель предлагает детям достать из волшебного мешочка шерстяные мячики, потрогать их, покачать их за веревочку из стороны в сторону «влево-вправо», затем  «вверх-вниз», повращать.

Игра «Сними урожай»

Задачи:

- учить надевать мячики с веревочкой на пальчики и снимать их;

- развивать мелкую моторику, воображение, речь;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям.

Воспитатель надевает на пальчики мячики с веревочкой, и говорит детям, что рука это дерево, а и пальчики веточки нужно с дерева снять урожай с яблоками. Затем просит детей также повторить, при необходимости помогает.

Игра «Светофор»

Задачи:

- учить детей назвать и различать цвет светофора, выкладывать сигналы светофора из шариков соответствующего цвета;

- развивать внимание, память, мышление, речевые навыки общения, чувство цвета;

- воспитывать интерес к правилам дорожного движения.

Воспитатель предлагает поиграть в светофор, из коробочки дети достают шерстяные мячи и по образцу выкладывают по цвету светофора.

Игра «Разноцветные шарики»

Задачи:

- учить детей различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый);

- формировать умение соотносить цвета шариков с цветом шнурка; развивать внимание, мышление, чувство цвета, память, навык речевого общения;

- воспитывать чувство радости.

Воспитатель предлагает детям взять шарики из коробочки одной рукой и соотнести цвет шарика с цветом шнурка.

Игра «Разноцветная  гусеница»

Задачи:

- учить выкладывать шарики друг за другом, обращать внимание на цвет, различать основные цвета;

- развивать сенсомоторные навыки, внимание, память, усидчивость;

- воспитывать дружелюбное взаимоотношение к сверстникам.

Воспитатель предлагает детям из шерстяных мячиков выложить разноцветную гусеницу.

Игра «Найди друга»

Задачи:

- учить детей подбирать мяч по цвету и форме;

- развивать внимание, память, мышление, навык речевого общения, мелкую моторику руки;

- воспитывать эмоциональность, интерес к игре.

Воспитатель предлагает взять один шерстяной мячик и найти ему друга по цвету и форме.

Игра «Цветные дорожки»

- учить детей выкладывать дорожки из шерстяных мячиков различной длины и ширины;

- развивать внимание, память, мышление, навыки речевого общения;

- воспитывать интерес к игре.

Воспитатель предлагает из шерстяных мячиков сделать дорожки разной длины и ширины.

Игра «Один-много»

Задачи:

- учить детей различать понятия «один и много», выкладывать две группы мячиков, различных по количеству;

- развивать глазомер, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

- воспитывать интерес к игре.

Воспитатель предлагает детям взять мячики из коробочки и выложить их на стол, деля их на 2 группы по количеству, в одной группе 1 мячик, в другой много.

Игра «Найди домик»

Задачи:

- учить детей находить по цвету мячика домик, различать основные цвета;

- развивать внимание, речь, мелкую моторику;

- воспитывать интерес к игре.

Воспитатель предлагает детям взять мячик и найти ему домик такого же цвета (домики можно положить из колец пирамидки).

Игра «Прокати мяч с горы»

Задачи:

- познакомить со свойствами мячика, катить мячики по наклонной поверхности, с горы, познакомить с геометрическими фигурами - круг, квадрат;

- развивать мышление, речь, мелкую моторику, познавательный интерес;

- воспитывать дружелюбное взаимодействие  со сверстниками.

Воспитатель вместе с детьми строит небольшую горку из конструктора, ставит мячик наверх горки и отпускает. Обращает внимание на то, что мяч катится с горки вниз. Предлагает детям повторить то же самое. Затем предлагает взять кубик и попробовать его скатить с горы, акцентируя внимание на форму, что он квадратный и не катится. Вывод: мячик катится с горки вниз. Предлагает положить мячик под горку. Обращает внимание на то, что мяч самостоятельно по горке вверх не катится.

Игра «Ловишки»

Цель: развитие двигательной активности

Мяч на веревочку прицепляется сзади каждому ребенку, а цель догоняющего, поймать и отобрать шарик.

Игра «Попади в цель»

Цель: развитие координации движений, глазомера

Воспитатель раскладывает обручи, детям раздаёт мячи, задача детей попасть в обруч мячом.

Игра «Скачут мячики»

Задачи: 

- познакомить детей с некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, плавательные движения, летательные движения, движения вверх-вниз;

- развивать мелкую моторику, речь, внимание;

- воспитывать интерес к играм с мячами.

Воспитатель берет мячик и бросает его на любую горизонтальную поверхность. Мячик отскакивает. Можно действия сопровождать словами: «Мячик скачет: прыг-скок»

Далее повторить игру предлагается детям.

«Голуби»

Задачи: 

- познакомить детей с некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, плавательные движения, летательные движения, летательные движения (используется мячик на веревочке);

- развивать воображение, мышление, речь, мелкую моторику;

- воспитывать интерес к игре.

Воспитатель берет мячик за веревочку, и подбрасывает вверх. Веревочку не отпускает. Мячик летит.

Дети могут играть одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»...

Картотека игр с использованием набора "Дары Фрёбеля".

Игры с использоанием набора "Дары Фрёбеля" занимательны, развивающие, способствуют формированию коммуникативных качеств детей....

Картотека игр "Дары Фрёбеля"

Картотека игр "Дары Фрёбеля"...

Картотека игр «Дары Фрёбеля»

Картотека игр «Дары Фрёбеля»...

Картотека игр "Дары фрёбеля"

Набор дидактических игр для детей 3-4 лет с использованием игрового набора "Дары Фрёбеля"...

Картотека игр «Дары Фрёбеля»

Картотека игр «Дары Фрёбеля»Дидактическая игра « Точки»Возраст: с 3 летЦель : Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для укрепления и развития руки ребёнка, координаци...

Картотека "Подвижные игры - Фрёбель"

Картотека "Подвижные игры - Фрёбель"...