Проект для детей старшей группы «Удивительный мир насекомых»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ахматова Ульяна Владимировна

Изучая насекомых и наблюдая за ними, у детей расширятся знания о насекомых, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; научатся самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия, овладеют обобщающим понятием «насекомые»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект для детей старшей группы «Удивительный мир насекомых»

Автор: Ахматова Ульяна Владимировна

Организация: МКДОУ  4

Населенный пункт: Сим, Челябинская область

1. Информационная карта проекта.

Название проекта: «Удивительный мир насекомых»

Автор проекта: Ахматова Ульяна Владимировна

Продолжительность проекта: 15. 06. 2023-15.07.2023 г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят? »

Цель проекта: Расширение знаний детей об особенностях внешнего вида и жизненного цикла насекомых, сформировать у детей чувства сопереживания к живой природе.

Задачи проекта:

Для детей:

Общеобразовательные:

- Расширять и систематизировать знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

- Формирование познавательного интереса к насекомым.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе

Развивающие:

- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

- Развивать коммуникативные навыки;

- Развивать эмоциональную отзывчивость;

Для педагогов:

1.Формулирование проблемы и продумывание методов и приёмов для решения данной проблемы.

2. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (вовлечение в проект детей и родителей).

3. Освоение дополнительной литературы.

 

Для родителей:

Непосредственное участие и оказание помощи в организации проекта.

 

Форма проведения итогового мероприятия проекта: спортивно-познавательное развлечение.

Название итогового мероприятия проекта «Эстафета насекомых»

 

Продукты проекта:

Для детей: коллективная аппликация «На полянке», выставка детских работ «Милые букашечки».

Для педагогов: подбор иллюстраций, создание электронной презентации.

Для родителей: изготовление масок для игры – драматизации «Муха – Цокотуха», консультация «Первая помощь при укусах насекомых», оформление книжек – малышек о насекомых.

 

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

Изучая насекомых и наблюдая за ними, у детей расширятся знания о насекомых, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; научатся самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия, овладеют обобщающим понятием «насекомые»

Для педагогов:

Пополнение, накопление материала по теме «Насекомые», вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Для родителей:

Освоение некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании, объективная оценка возможностей своего ребёнка и умение сотрудничать с ним, как с равноправным партнёром.

 

 

II. Краткое содержание проекта «Удивительный мир насекомых» 

 

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

Проблема: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?»

Прогнозирование: вызвать интерес к насекомым, желание им помочь и оберегать.

Исследовательская деятельность детей.

Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?

 

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было насекомых?»

Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

Вовлечь дошкольников в решении проблемы.

Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

Обратиться за консультациями к узкими специалистам детского сада.

Собрать материал, информацию.

Дать домашние задания родителям и детям.

Содействовать детям в сборе информации о насекомых.

Деятельностный

Выявить, как насекомые приспосабливаются к жизни в определенной экосистеме, прийти к выводу, что в экосистеме все взаимосвязано.

Театрализованная деятельность «Муха - Цокотуха»

Подвижные игры

Ручной труд из бросового материала «Полянка насекомых»

«На лугу» - коллективная аппликация

Изобразительная деятельность «Бабочка»;

 

 

Проведение дидактических и подвижных игр.

Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».

Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.

Проведение намеченных мероприятий.

Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.

Презентация «Эти милые букашки»

Подбор развивающих, дидактических игр по теме «Насекомые»

Рекомендации родителям по оформлению книжек-малышек.

Содействовать детям в воплощении замысла через наблюдения, рассматривании насекомых во время прогулок, беседы.

Завершающий

Презентация продуктов проекта

 

 

 

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Оформление выставки детских поделок «Удивительный мир насекомых»

Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»

Презентация проекта.

Содействовать фантазии и словотворчеству детей, помогать в подборе материала для оформления книжек – малышек о насекомых.

 

Осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком, сопереживание, сочувствие, содействие.

 

 

  1. Планирование (системная паутинка) по проекту

Удивительный мир насекомых

Познавательно-исследовательская деятельность

(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?

Просмотр мультфильма «Путешествие муравья» по сказке В. Бианки

Просмотр м/ф «Стрекоза и муравей» по басням Крылова

Просмотр мультимедийной презентации «Неизведанный мир насекомых»

Просмотр презентации «Жизнь насекомых»

Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя»

Наблюдение и рассматривание насекомых через лупу.

Наблюдение за насекомыми. Как передвигаются насекомые?

Наблюдение за насекомыми (муравей).

Наблюдение за жуками

Наблюдение за пауком.

Рассматривание изображений насекомых на иллюстрациях в книгах и альбомах.

Решение проблемных ситуаций: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?» Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)

«Счастливый жучок»- чтение рассказа Г. Скрябицкого

«Лесные хоромы» - чтение сказки М. Михайлова

Чтение стихов о насекомых.

"Тараканище", "Муха-цокотуха" К. Чуковский

В. Татарников «Зажжужала тут оса».

П. Синявский «Штрашная иштория».

Ян Бжехва «Муравей», «Комар».

Н. Нищева «На ромашке – две букашки».

В. Митько «Я кузнечика ловил».

Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».

В. Бианки «Приключения муравьишки».

К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».

В. Песков «Лечебница под сосной».

Чтение рассказа «Как появляется бабочка» Коммуникативная деятельность

(Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками0

Беседы:

«Что мы знаем о насекомых?»

«Шестиногие малыши»

«Где зимуют насекомые?»

«Безопасность в природе»

Рассказ воспитателя «Таинственные превращения»;

«Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок

Составление описательного рассказа о насекомых;

Игровая деятельность

(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)

Дидактические игры:

«Кто что умеет делать», «На полянке», «Бабочки», «Узнай, во что превратится гусеница», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?»

Игры с Лунтиком («Кто не относится к насекомым», «На какую букву начинается», «От большего к меньшему», «Помоги пчёлке построить соты»)

«Узнай насекомое», Игра-драматизация по сказке «Муха-цокотуха».

Творческие игры с игрушками насекомыми Изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация)

«На лугу» - коллективная аппликация

Изобразительная деятельность «Поляна бабочек»;

Раскраски по теме «Насекомые»

«Улитки и гусеницы» - лепка

Рисование «Обведи насекомое по трафарету и раскрась».

Объёмная аппликация «Бабочка»

Двигательная деятельность

(овладение основными движениями0

Подвижные игры:

«Медведь и пчёлы»

«Бабочки и кузнечики»

«Жуки»

«Ласточки и мошки»

Игра малой подвижности «Кузнечики, пчёлы, жуки»

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Добрый жук»

Мини-игры на создание образа, «Какое насекомое я изображаю».

Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»

Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

«Полянка насекомых» из бросового материала.

Конструирование из счётных палочек «Стрекоза»

Оригами «Бабочка»

Трудовая деятельность

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

Подбор коллекции насекомых игрушечных муляжей.

Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.

Помощь взрослым в изготовлении декораций к спортивно-познавательному мероприятию, украшению зала.

Музыкальная деятельность

(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

«Полёт шмеля» прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова

Передача образов насекомых в движениях под музыку.

Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности)

Гимнастика для глаз «Стрекоза»

Пальчиковая гимнастика «Жук», «Сороконожки», «Пчела».

Физкультминутка «Божьи коровки», «Пауки»

Артикуляционная гимнастика «Оса».

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

«Как привить любовь к природе» - папка-передвижка.

Творческое домашнее задание для детей и родителей: о любимом насекомом оформить книжку - малышку, используя рисунки, фотографии.

«Первая помощь при укусах насекомых» - информация в уголке здоровья.

Наблюдение за насекомыми во дворе, на даче, в деревне…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Удивительный мир насекомых»

Слайд 2

Проект «Удивительный мир насекомых" Вид проекта : познавательно — исследовательский Тема : Путешествие в мир насекомых Длительность проекта: 15.06.2023-15.07.2023 Возраст детей: 5-6 лет

Слайд 3

Задачи проекта : Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности. Цель проекта : Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительный мир насекомых»

Слайд 4

Актуальность: Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен. Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее . Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей. Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Слайд 5

Предварительная работа: Создание минимузея • подбор энциклопедий, журналов о насекомых • оформление ООД ,схем развития • подбор художественного слова • подбор дидактических игр(лото, пазлы ) • подбор дисков со звуками насекомых Предполагаемый результат: 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым. 2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, муравья и т.д. 3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям. 4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы. 5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым. 6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. 7. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных насекомых. 8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. 9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Слайд 6

1 этап – подготовительный. подбор методической, научно-популярной и художественной литературы; разработка конспектов ООД, бесед; подбор иллюстраций, музыкального репертуара, презентаций, дидактических и подвижных игр по теме «Насекомые»; сбор материалов для детского творчества. Сотрудничество с семьей: консультации для родителей; привлечение родителей к созданию тематического альбома «Что я знаю о насекомых». Продукт проекта: оформление групповой выставки с работами детей; оформление тематического альбома «Что я знаю о насекомых»; викторина «Удивительные насекомые».презентация проекта 2 этап – организационный. Виды деятельности: Беседы «Путешествие в мир насекомых», «Кто приносит мед», «Где живут насекомые», «Польза или вред», «Зачем нужны букашки» Просмотр презентаций: «Насекомые», «Рождение бабочки», «Муравейник»; мультфильмов « Под грибом», « Лунтик », «Муха-цокотуха», «Стрекоза и муравей» Наблюдения за насекомыми (муравьями, бабочками, божьими коровками, пчелами, жуками) Дидактические игры «Узнай по описанию», «Подбери пару», «Кто лишний», «Загадай, я отгадаю», «Летает – не летает» Настольно-печатные игры лото «Насекомые», Подвижные игры «Мотыльки», «День – ночь», « Ловишки – муравьишки », «С цветка на цветок», «Мухоловка» «Поймай комара» «Хоровод насекомых» Чтение художественной литературы В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»; Г.-Х. Андерсен « Дюймовочка »; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»; В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика»); К. Ушинский «Пчелки на разведках»; К. Чуковский « Тараканище »; В. Сутеев «Под грибом»; Н. Владимирова «На полянке рос грибок»; Заучивание стихов А. Барто «Фонарик», Е. Жданова «Божья коровка», «Про жука» автор неизвестен. Чтение и заучивание загадок, пословиц, поговорок о насекомых; прослушивание музыкальных произведений, аудиоэнциклопедия «Удивительные насекомые». Творческая мастерская, конкурс рисунка на асфальте 3 этап – итоговый Групповая выставка с работами детей «Букашки-таракашки»; Тематический альбом «Что я знаю о насекомых»; Викторина «Удивительные насекомые»;

Слайд 7

Работа с родителями по проекту «Удивительный мир насекомых» - Памятка для родителей желающих участвовать в проекте. - Оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр. - Выставка детских работ «Милые букашечки». - Консультация родителей «Значение насекомых» в природе».

Слайд 13

Результат: 1. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым. 2. Научились различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, муравья и т.д. 3.знают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям. 4.Научились составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы. 5. Ребята бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к насекомым. 6. Дети уверенно отличают, и называют характерные признаки разных насекомых. 7. У ребят сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. 9. К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даёт большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Слайд 14

Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную работу по интересам, помог выявить талантливых и одаренных детей, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Работа над данным проектом способствовала · накоплению у детей конкретных представлений о насекомых, их жизнедеятельности, среде обитания; формированию у детей интереса к насекомым; самостоятельному действию в повседневной жизни (различных видах детской деятельности), принимать живое заинтересованное участие в исследовательской деятельности, самостоятельно задавать вопросы, ставить задачи и решать ее посредством эксперимента; развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру природы у каждого ребенка. Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в рамках обмена опытом с коллегами (нашего детского сада, других образовательных учреждений), а также всеми заинтересованными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы: «Удивительные насекомые».

Цель: расширение и обогащение представлений у детей о многообразном мире насекомых и их значении в природе.Задачи :v Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах ...

Образовательная деятельность с детьми старшей группы «Удивительный мир насекомых» (Экологический урок)

Цель занятия: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых.Задачи:Образовательные          -расширят...

Проект для детей старшей группы "Насекомые-наши друзья"

Расширить знания детей о насекомых....

Краткосрочный проект для детей старшей группы "Удивительный мир насекомых"

Краткосрочный проект для детей старшей группы "Удивительный мир насекомых"...

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Удивительный мир насекомых»

Актуальность проблемы В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: Кто это? Какой? Для чего? Почему? Про жучко...

Долгосрочный проект для детей старшей группы «Удивительный мир часов»

Цель: развитие интереса к истории возникновения различных видов часов, обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме....

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Удивительные насекомые".

Данная занятие направлено на создание условий для формирования у детей представлений о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера) и их характерных признаках....