Теория и методика экологического образования дошкольников.
статья по окружающему миру

Князева Евгения Анатольевна

"До семи лет дети особо восприимчивы – подчеркивает С. Рерих – первые яркие впечатления откладываются на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие". Рерих писал о необходимости с самого раннего возраста привлекать внимание детей к особым приметам красоты, которые нас окружают. Дети часто без помощи взрослого не могут видеть эти приметы красоты, красоту природы, в чем мы взрослые должны им помочь, и в частности через один из методов экологического воспитания детей - наблюдение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Наблюдение - один из основных и ведущих наглядных методов - играет важную роль в воспитании и обучении дошкольников.

"До семи лет дети особо восприимчивы – подчеркивает С. Рерих – первые яркие впечатления откладываются на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие". Рерих писал о необходимости с самого раннего возраста привлекать внимание детей к особым приметам красоты, которые нас окружают. Дети часто без помощи взрослого не могут видеть эти приметы красоты, красоту природы, в чем мы взрослые должны им помочь, и в частности через один из методов экологического воспитания детей - наблюдение.

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом (А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова)  [3].   

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

В процессе наблюдения формируется основное содержание знаний дошкольников — представления о предметах и явлениях окружающего мира. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.

  1. Содержательный подход к наблюдению

Наблюдение — метод чувственного познания природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.

Содержание наблюдений - то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом [5].

Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений, - это результат непроизвольных наблюдений детей. С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем.

Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.

Различные формы восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого. Эти положения имеют решающее значение для экологического воспитания дошкольников - познания ими в процессе наблюдений различных объектов, взаимосвязей в природе, познания специфики живого.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных - разных форм поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.

Во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки - форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света. Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды. Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными.

  1. Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы

 

Цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада [4]. Они осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Форма педагогической работы, как циклы наблюдений, способствует постоянному возрастанию интереса, расширению представлений, наращиванию объема конкретных знаний о живых существах, которые весь учебный год живут рядом с дошкольниками. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств:

  • Весь объем знаний в цикле распределен на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение.
  • Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.
  • Цикл проводится в течение длительного времени - на неделю планируется одно-два наблюдения, в результате чего многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя.
  • Проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Цикл наблюдений - удобная форма организации педагогического процесса. Составление и разработка цикла наблюдений - это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по-разному, в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: например, в аквариуме живут две разные золотые рыбки, или золотая рыбка живет вместе с другими видами рыб - во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности. По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира - комнатным растениям, ели и березе и т.д., на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.

  1. Наблюдение закономерных изменений в природе

Большинство изменений в природе носит закономерный характер; изменения живых организмов, как правило, экологически обусловлены состоянием неживой природы; погодно-климатические факторы создают сезонноменяющиеся условия для жизни растений и животных.

 Можно выделить два процесса, которые доступны наблюдению дошкольников и могут продемонстрировать им закономерные изменения объектов природы. К этим процессам относятся: рост и развитие живых существ (растений и животных), сезонные явления природы и их смену на протяжении года. Объективно оба процесса взаимосвязаны друг с другом рост и развитие живых организмов подчиняются сезонноменяющимся условиям жизни. Тем не менее для детей дошкольного возраста с учетом ограниченных возможностей их познания эти процессы целесообразно представить раздельно и независимо друг от друга, особенно для дошкольников младшего и среднего возраста.

Закономерный характер обозначенных процессов заключается в том, что живые организмы и природа в целом постепенно и последовательно (но всегда одинаково) меняют свой облик, свои внешние особенности. Трудность восприятия для детей этих изменений заключается в том, что они происходят длительно: процессы растянуты во времени. Дошкольники их проживают и не замечают, не осознают закономерной смены явлений и событий. Именно поэтому необходимы специальные методики формирования представлений и отношения к явлениям. Разработанные методики основываются двух педагогических моментах — наблюдении и его фиксации.

Методика ознакомления дошкольников с ростом и развитием растений строится на совместной деятельности воспитателя с детьми по выращиванию однолетнего растения и цепочке последовательных наблюдений за ним.

В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду, зелень для подкормки обитателей уголка природы. В весенне-летнее время выращивать огородные культуры можно на участке детского сада. Любой из вариантов подходит для того, чтобы тщательно проследить рост и развитие одной однолетней культуры — последовательные стадии онтогенеза и соответствующие им условия внешней среды:

Первая  стадия – прорастания, вторая стадия развития – стадия вегетативного роста, во время которой интенсивно растет зеленая масса — стебель и листья. Следующие две стадии онтогенеза — стадии цветения и плодоношения, когда появляются новые органы растения — сначала цветы, а затем семена или плоды с семенами. В это время многие растения нуждаются в большем, чем раньше, количестве воды и питательных веществ (часто совершенно определенных). Именно поэтому их чаще поливают и подкармливают специализированными удобрениями. Таким образом, на примере одного-двух растений можно проследить последовательные их изменения, существенные и весьма заметные преобразования их облика с меняющимися условиями жизни.

Методику ознакомления дошкольников с ростом и развитием животных можно построить на примере тех обитателей детского сада, которые производят потомство. К ним относятся птицы (канарейки, волнистые попугаи), млекопитающие (хомячки, белые крысы, морские свинки, иногда кошки), живородящие рыбы. Каждое из этих животных имеет свою ярко выраженную специфику, проистекающую из биологических особенностей вида, поэтому циклы наблюдений за ростом и развитием молодых особей сильно отличаются друг от друга.

Формирование представлений о закономерных круглогодичных изменениях природы осуществляется посредством недельной методики ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в  следующем: одну неделю каждого месяца (вторую или третью) во всех группах детского сада планируется: ежедневное наблюдение за погодой; рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли в середине недели; поиск животных, которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада, и наблюдения за ними (в конце недели); дневная работа с календарем. Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся по одной неделе циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой, ветер слабый или сильный, ураган и т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрым, темным, блестящим, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки, белье на веревке; солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т.д.

Наблюдения за погодой включают три параметра: состояние неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода.

Ежедневные наблюдения погоды по всем составным компонентам должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей день ото дня не снижалась, а напротив, возрастала. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляется наблюдение.

В середине недели к наблюдениям погоды присоединяется рассматривание растений и  покрова земли, их сезонного состояния. Воспитатель выбирает одно постоянное листопадное дерево и рассматривает его тщательно, предлагает выделить такие моменты: есть на нем листья или нет, много их или мало, где их больше — на дереве или под ним, какого цвета листья на дереве, а какого под ним.

Воспитатель бегло осматривает с детьми и другие деревья, кустарники, их сезонное состояние. Отмечает красоту пейзажа, предлагает полюбоваться им. Подробное рассматривание одного дерева важно потому, что оно из месяца в месяц изображается в календаре природы — по рисункам дети смогут одновременно увидеть все последовательные изменения в состоянии растений в разные сезоны.

В эту же неделю воспитатель обращает внимание детей на покров земли — он всегда имеет сезонный облик.

В конце недели (четверг, пятница) воспитатель организует наблюдения за животными участка детского сада и ближайшего природного окружения: насекомыми, птицами, лягушками, ящерицами.

Таким образом, одна неделя каждого месяца разнообразных наблюдений за погодой, растениями и животными позволяет сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость ее развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, создают яркие картины очевидных изменений в природе.

  1. Требования к проведению наблюдения

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

Эффективность метода наблюдения (решение образовательных развивающих и воспитательных задач) обеспечивается при условии выполнения воспитателем следующих требований:

1. Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения (в зависимости от сформированности умения принимать задачу). Цель наблюдения должна быть мотивирована. Однако необходимо учитывать, что яркость, красочность и динамичность объекта наблюдения вызывают к себе непосредственный интерес и непроизвольное внимание.

2 Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения. Нет необходимости придерживаться единой схемы, вырабатывающей определенный стереотип процесса наблюдения. Логика наблюдения зависит от характера (типа) поставленных задач, от вида наблюдаемых объектов, от возраста детей, степени знакомства с объектом.                              

3 Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения (он должен быть небольшим, но достаточно определенным).

4. Высокая умственная активность и самостоятельность детей. Это достигается четкостью и ясностью постановки цели или задач наблюдения и его планомерностью, привлечением детей к созданию обстановки для наблюдения, а также организацией обследовательских, поисковых, трудовых и игровых действий. Возбуждает умственную активность детей и сочетание в ходе наблюдений вопросов констатирующего и поискового характера, а также широкое использование приема сравнения.

5. Сопровождение наблюдения точным и конкретным словом. “Проговаривание” детьми в ходе наблюдения способствует более точному восприятию объектов, формированию более полных и осознанных представлений, развитию словаря и связной речи.

Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки к ним воспитателя. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержания наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать; время и места проведения наблюдения; количества детей, которые могут участвовать в нем одновременно; методических приемов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Заключение

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы, в процессе чего формируется основное содержание знаний дошкольников— представления о предметах и явлениях окружающего мира. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.

Эффективность метода наблюдения (решение образовательных развивающих и воспитательных задач) обеспечивается при условии знания воспитателем:

  • основ экологии и естествознания,
  • требований к проведению наблюдения,
  • о структуре и содержании наблюдения,
  •  об особенностях руководства наблюдением.

Воспитателю так же необходимо уметь организовывать развивающую предметную среду для цели экологического воспитания.

Хорошо продуманное оборудование территории так же имеет важное значение. Например, правильно оформленная площадка природы позволяет воспитателю использовать обычную ежедневную прогулку для ознакомления дошкольников с новым материалом, закреплять пройденный, воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к окружающему миру, развивать его ощущения и учить видеть новое  в привычных объектах; способствует познавательному и эколого-эстетическому развитию, оздоровлению, формированию нравственных качеств и экологически грамотного поведения детей и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Эффективность экологического образования дошкольников зависит от профессиональной подготовки педагогов, т.е. воспитателю так же необходимо: освоить современные методики экологического образования и работы с родителями, уметь  самостоятельно оценивать экологическую обстановку, быть ответственным за свои действия и состояние окружающей среды.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. От рождения до школы. М.: Мозаика-Синтез, 2014, 304 с.
  2. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996. 57 с.
  3.  Козлова С.А., Куликова Т.А.  Дошкольная педагогика. М.: 2001. 416 с.
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002. 336 с.
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. М.: Издательский центр "Академия", 2001. 184 с.
  6.  Потапова Т.  Кошкин день // Дошкольное воспитание 2003.№ 7. С.66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования

Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада...

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННОМУ ЗАНЯТИЮ по предмету «Теория и методика экологического образования дошкольников»

Практические и игровые методы ознакомления с природой в дошкольном учреждении....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Перспективный план опытнической деятельности в старшей группе ДОУ

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...

Теория и методика экологического образования дошкольников.

Презентация "Теория и методика экологического образования дошкольников".Экологическое образование — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного &md...