Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира
статья по окружающему миру

Захарова Татьяна Ивановна

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах и закономерностях. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах и закономерностях. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а первые три года- практически единственным способом познания мира. Главное достоинство применения этого метода в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой его обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируется мыслительный процесс

• Развивается речь, т. к. ребенку необходимо давать отчет об увиденном, делать выводы.

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.

Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше выделяет ребенок в исследуемом объекте.

В этой работе можно выделить следующую классификацию детского

экспериментирования :

• По характеру объектов, используемых в эксперименте ( опыты: с растениями, с объектами неживой природы)

• По месту проведения опытов (в групповой комнате, на участке)

• По причине их проведения (случайные, запланированные, поставленный ответ на вопрос воспитанника)

• По количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные)

• По количеству наблюдений за одним и тем же объектом (однократные,

многократные, циклические)

• По характеру включений в процесс (эпизодические, систематические)

• По продолжительности (кратковременные 5-15мин,длительные более 15мин)

Очень важным для достижения поставленных задач, является создание условий для детского экспериментирования.

С детьми в группе можно проводить множество экспериментов, соответствующих времени года.

Например, зимой в игровой форме изготовить цветные украшения изо льда, путем окрашивания и замораживания воды. Осенью, дети узнают что картофель можно не только есть, но и делать из него штампы для печати и показать реакцию крахмала с йодом.

Особое внимание можно уделить экспериментам и циклическим наблюдениям в весенний период. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о растениях. Наблюдать за комнатными растениями, растениями произрастающим на территория детского сада, первоцветами.

Пришла весна и пора готовить рассаду цветов для цветника на участке.

Весенний эксперимент - посадка семян цветов. Цель данного эксперимента заключается в том, что бы дети пополнили знания о цветах, имели представление о семенах лютика; ознакомились с правилами посадки данного растения, аккуратно выполняли полив, рыхление; учились высказывать свои предположения и делать выводы. Все, что находится рядом с детьми привлекает его внимание, вызывает интерес.

Конечно, дети познают мир в процессе любой своей деятельности, но именно в экспериментально - исследовательской деятельности дошкольники получают возможность полностью удовлетворить любознательность (почему, зачем, как устроен мир, возможность наблюдать, принимать непосредственное участие в эксперименте, практикуются в установление

причинно-следственных связей, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет расширять свои представления о мире.

В заключении можно сказать, что экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе и т. д.

Через природу можно расширить кругозор детей о природном и социальном мире, дети научаться мыслить критически. Значительно пополнится словарный запас детей, они будут активнее и увереннее оперировать понятиями, анализировать и обобщать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира

Рождаясь ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Возраст пятилетних детей называют «почемучками». Сам...

Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.Воспитатели:В настоящее время дети живут в окружении информатизации и компьютеризации. В этих условиях требования к постоянн...

Консультация для родителей «Детское экспериментирование, как способ познания окружающего мира»

laquo;Умей открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще,...

Буклет для педагогов "Детское экпериментирование - путь к познанию окружающего мира"

Буклет для педагогов на тему "Детское эспериментирование -путь к познанию окружающего мира"...

Консультация для родителей «Детское экспериментирование, как способ познания окружающего мира»

Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, друг...