Игра - квест "Приключения на Елагином острове"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Козырева Анна Александровна

Экопросвещение и пропаганда бережного отношения к природе; развитие эко-туризма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_na_elaginom_ostrove.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Приключения на Елагином острове»

Тип проекта: информационный (практико-ориентированный);

Форма организации: игра-квест.

Цель проекта: экопросвещение и пропаганда бережного отношения к природе; развитие эко-туризма.

Задачи:

Образовательные:

1. Сформировать представление о расположении, истории возникновения ООПТ «Елагин остров».

2. Познакомить с экосистемой ООПТ регионального значения «Елагин остров», её роли в природе и жизни человека.

3. Формирование умений и навыков по изучению и охране окружающей среды.

Развивающие:

1. Развивать навыки исследовательской деятельности в изучении природных объектов.

2. Создание условий для расширения кругозора воспитанников путем интеграции всех образовательных областей.

3. Побудить воспитанников к самостоятельному размышлению о важности природы для жизни человека в настоящем и в будущем.

Воспитательные:

1.  Воспитывать ценностное отношение к природе и способствовать формированию экологического сознания.

2.  способствовать осознанию возможности личного вклада в природоохранную деятельность.

3. Воспитание любви к родному краю.

Поставленные цели и задачи  соответствуют требованиям ФГОС.

Прогнозируемые результаты:

1.Дети обладают установкой положительного отношения к миру природы и личной ответственности за свои поступки.

2. Развитие у детей патриотических чувств к природе родного края.

3. Формирование установки у детей необходимости здорового образа жизни.

Содержание: игра-квест, состоящая из 7 тематических станций: «Мишин остров», «Травушка-муравушка», «Планета животных», «Синяя вода», «Гуси-лебеди», «Ёлки-палки», «Что такое хорошо и что такое плохо». Все станция направлены на комплексное ознакомление с памятником природы «Елагин остров». После каждого правильно выполненного задания дети переходят на следующую станцию. В конце все награждаются медалями «Знаток Елагина острова».

Методы: словесные, игровые, практические, наглядные, здоровьесберегающие, дидактические игры, сюрпризный момент.

Оборудование: Светоотражающие защитные жилеты для детей (по количеству участников); иллюстрации цветов, животных, птиц и деревьев;

цветы в 2х экземплярах (лепестки и серединки); мяч; 2 скакалки; листья деревьев; карточки с изображениями правил поведения на природе; медали.

Ход мероприятия:

Вводная часть: Педагог кратко напоминает технику безопасности. Раскрывает  детям содержание мероприятия. Дети делятся на 2 команды.

Основная часть:

1. Станция «Мишин остров».

Цель: Познакомить детей с историей Елагина острова.

Сопроводительный рассказ: Мы с вами находимся на территории Елагина острова, который является самым северным островом в устье Невы и омывается реками Большая и Средняя Невка. Первое название острова было «Мишин остров». Существует легенда, что дозору русских солдат здесь встретился большой бурый медведь. Зверь повёл себя как полноправный хозяин острова, и незваным гостям пришлось спешно покинуть остров. Сейчас остров носит название «Елагин остров», которое получил  от одного из своих владельцев. История этого острова началась с середины 18 века. Раньше на этом месте было огромная заболоченная территория, но благодаря Петру I остров стали приводить в порядок: осушать болота, высаживать деревья и растения. За 300 лет своего существования он  подвергался многочисленным изменениям. Около 100 лет назад на острове был открыт Центральный парк культуры и отдыха, который стал самым массовым местом отдыха ленинградцев. Сейчас остров является памятником природы, потому что здесь сосредоточено огромное разнообразие птиц, животных и растений, что очень необычно для нашего большого города.

Викторина:

1. Благодаря кому стали благоустраивать Елагин остров? (Ответ: Петр I)

2. Какое было первое название Елагина острова? (Ответ: Мишин остров)

3. Что было раньше на месте Елагина острова? (Ответ: болото)

4. Что открыли на острове около 100 лет назад? (Ответ: Центральный парк культуры и отдыха)

5. Почему сейчас Елагин остров является памятников природы? (Ответ: разнообразие птиц, животных и растений).

2. Станция «Травушка-муравушка»

Цель: Познакомить детей с разнообразием лугового сообщества на территории Елагина острова.

Сопроводительный рассказ: Там, где не растут леса, раскинулись широкие пространства, покрытые травой и цветами. Такие пространства называют - луга. На лугах обычно растут многолетние травянистые растения. Мир луговых растений славится своим многообразием. Каких только растений здесь не встретишь! Со многими из них вы уже знакомы: василёк, одуванчик, ромашка, клевер и колокольчик. Но и есть такие, которые занесены в «Красную книгу природы Ленинградской области». К ним нужно относиться с особой осторожностью, потому что их осталось очень мало по всей территории России. Причиной резкого снижения их численности является бесконтрольный сбор цветов человеком и загрязнённая почва.

Дидактическая игра: «Кто первый соберёт цветок?»

Игра малой подвижности: «Пять названий»

3. Станция «Планета животных»

Цель: Познакомить детей с животными, которые обитают на острове.

Сопроводительный рассказ: Когда то давным-давно на остров были завезены белочки, которые здесь живут и сейчас. Они очень дружелюбные и ласковые. Их можно покормить с рук орешками или семечками. На территории острова установлены предупреждающие знаки «Осторожно: белки!» - это делают для того, чтобы обезопасить животных, которые попадают под колёса велосипедов и служебных машин. Но помимо белок, на территории острова обитают такие млекопитающие, как: серая и рыжая полёвки, бурозубка и ондатра. А кутора обыкновенная и ласка обыкновенная занесены в «Красную книгу природы Санкт-Петербурга».

Игра малой подвижности: «Слова, слова».

4. Станция «Синяя вода»

Цель: Рассказать детям о водоёмах на Елагине острове и некоторых его обитателях.

Сопроводительный рассказ: Как вы уже узнали, Елагин остров - это самый северный остров в устье Невы и омывается реками Большая и Средняя Невка. Вследствие этого на острове образовались пруды: северные - от реки Большая Невка, а южные – от реки Средняя Невка. Они служат домом для многих видов водоплавающих птиц (лебеди, гуси, утки) и птиц побережья (озёрная чайка и чайки серебристая).

Подвижная игра: «Речка и берега».

5. Станция «Гуси-лебеди»

Цель: Познакомить детей с разнообразием видов птиц.

Сопроводительный рассказ: На острове можно встретить много разнообразных видов птиц. Гнездящиеся: соловей, дрозд-рябинник, зяблик, синица, большой пёстрый дятел, белая трясогузка. Осёдлые: домовый воробей и полевой воробей. Мигрирующие птицы: иволга, жёлтая трясогузка, певчий дрозд, болотная камышёвка. Остров расположен на пути перелёта мигрирующих птиц, они используют береговую линию острова и пруды парка, как стоянки для отдыха. На территории Елагина острова зарегистрировано 144 вида птиц, включая перелётных. Из них более 20 видов занесены в «Красную книгу природы Санкт-Петербурга» (большая выпь, шилохвость, ушастая сова и т.д.), более 15 видов охраняются в Ленинградской области (клуша, зелёный и седой дятлы и др.), 31 вид занесён в «Красную книгу Балтийского региона» (чернозобая гагара, скопа, тундряный лебедь).

Это разнообразие птиц определяется благоприятными природными условиями – остров имеет значительную площадь, относительно изолирован, а главное, в парке созданы благоприятные условия для гнездования.

Игра малой подвижности: «Летящие».

6. Станция «Елки-палки»

Цель: Рассказать детям о деревьях на территории острова.

Сопроводительный рассказ: С момента создания в парке высаживались широколиственные породы (дуб, вяз, клён, ясень, липа, конский каштан), а также хвойные (ель, сосна, лиственница) и различные виды кустарников. Среди старых насаждений на территории острова встречаются экземпляры деревьев, которые достойны внесения во всемирный Реестр деревьев памятников. В первую очередь, это два черешчатых дуба, которые, возможно, были посажены еще при Петре I во время освоения острова. В парке произрастают редкие и особо ценные виды растений, занесённые в Красные книги Санкт-Петербурга и Ленинградской области – безвременник осенний, жимолость голубая, первоцвет высокий.

Дидактическая игра: «Найди по листику»

Подвижная игра : «Дерево, куст, трава».

7. Станция «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения на природе.

Карточки с изображениями правил поведения на природе:

1. Нельзя собирать плоды, ягоды, грибы, цветы на территории парка.

2. Нельзя ломать зелёные насаждения.

3. Нельзя ловить насекомых, птиц, рыб и животных и причинять им вред.

4. Нельзя засорять территорию парка бытовым мусором.

5. Нельзя разводить костры на территории парка.

6. Нельзя совершать действия, нарушающие тишину и покой посетителей парка.

7. Разрешается передвигаться только по предназначенным для этого дорожкам.

8. Разрешается кормить белок.

9. Разрешается играть на специально отведённых игровых площадках.

10. Разрешается организовывать спортивные мероприятия, в специально предназначенных для этого местах.

Заключительная часть:

Ребята, мы сегодня побывали на территории памятника природы, который называется «Елагин остров». Вы узнали сегодня много нового и интересного о животном и растительном мире. Не все ваши товарищи здесь побывали, многие даже не знают, что есть такое замечательное место в нашем городе. Расскажите им об этом, поделитесь тем, что вы узнали сегодня. За ваше активное участие  мы хотим вас наградить медалями.

Рекомендации по проведению мероприятия

Данная методическая разработка может использоваться воспитателями старшей и подготовительной к школе групп. Проводиться данное мероприятие может на любом участке ООПТ регионального значения «Елагин остров». Для участия в мероприятии не требуется предварительной подготовки детей. Информационно-коммуникативные и игровые технологии, используемые в квесте «Приключения на Елагином острове» позволяют ребёнку структурировать знания и впечатления после его проведения. Данную игру-квест можно также проводить с детьми младшего дошкольного возраста, упростив задания.

Мероприятие рассчитано на 30-40 минут, в связи с физиологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»: Квест-игра «Путешествие к таинственным островам»

Создание условий для познавательного развития детей с использованием игровых технологий....

Квест-игра "Клад с необитаемого острова"

Квест-игра, организованная для детей и родителей в дистанционном формате...

Буклет «Исследователи Елагина острова»

Данный буклет является отличным инструментом для педагогов и родителей в изучении окружающего мира, в частности Елагина острова. Поможет организовать семейную прогулку весело и познавательно. Дети поч...

Проект совместной досугово-образовательной деятельности для семейной прогулки-экскурсии. "Елагин остров нас ждет".

Педагоги часто испытывают большие трудности  в общении с родителями по причине загруженности на работе взрослых людей. Вопрос поиска новых путей взаимодействия ДОУ с родитеями на сегодняший день ...

Итоговое совместное интегрированное занятие физ. инструктора и учителя – логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ТНР) в форме игры квест «Путешествие к острову сокровищ».

Итоговое совместное интегрированное занятие физ. инструктора  и учителя – логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ТНР) в форме игры квест&la...

Квест - игра «Поможем жителям загадочного острова»

Квест-игра по физической культуре...