Занятие в подготовительной группе"Что мы знаем о птицах"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы. Экологическое воспитание.
«Что мы знаем о птицах?»
Цель: Углубление и расширение знаний детей о птицах, об их жизнедеятельности; помощь птицам в зимний период.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать обогащению и углублению знаний о птицах;
- Учить детей выделять яркие отличительные признаки птиц, их внешнего вида, строения и поведения, находить признаки сходства и различия;
- Дать представления о том, чем питаются птицы;
- Закрепить понятие зимующие и перелетные птицы;
- Расширять знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающие:
- Развивать умение находить взаимосвязи в природе;
- Развивать связную речь, память, внимание, логическое мышление;
- Активизация словаря по теме «Птицы», использование в речи прилагательных;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому;
- Воспитывать заботливое отношение к птицам в зимний период;
- Привлекать к помощи птицам в трудное время, изготовить кормушки для птиц.
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами на прогулке с воспитателем, родителями;
- Рассматривание иллюстраций на тему «Птицы»;
- Чтение детской природоведческой литературы (произведения В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, Н.И.Сладкова и др.);
- Рассматривание схемы-модели птицы;
- Отгадывание загадок о птицах;
- Рисование птиц (лепка, аппликация, оригами);
- Кормление птиц в зимний период.
Активизация словаря:
Зимующие, перелетные, маховые, пуховые, полые, легкие, оперение, окраска, голод, пернатые друзья, парить, планировать.
Материалы и оборудование:
Дем.: ТСО, фотографии с изображением зимующих птиц, игрушка птица синица, два листа белой бумаги.
Разд.: Развивающая игра «Сложи узор» (Б.П.Никитин), плотный картон с веревочкой в форме круга или сердечка, мучной клейстер, кисти, подставки, тряпочки, пшено, гречка, семечки, рис.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель в кругу с детьми. Психогимнастика:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Введение в тему.
Сюрпризный момент.
Воспитатель держит шкатулку в руках и говорит:
- Ребята, сегодня я шла по улице и увидела…А тот, кого я увидела, находится у меня в сундучке. Вы узнаете, кто там, если отгадаете загадку.
Загадка:
Как вокруг похолодает,
Они в город прилетают.
Желтой грудкой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Всем знакомы эти птицы,
Называются…
Дети: - Синицы!
Зимующие и перелетные птицы.
Воспитатель: - Да ребята, вы угадали, я видела синицу (достает из шкатулки игрушку синицу). И я приглашаю вас сегодня в мир птиц. Сейчас я покажу вам фотографии птиц, и вы их назовете, если узнаете.
Воспитатель показывает слайды с изображением зимующих птиц. Дети их называют, дают краткое описание.
Воспитатель: - Ребята, а как же назвать одним словам этих смелых птиц, которые остаются с нами зимой?
Дети: - Зимующие.
Воспитатель: - А какие птицы улетают от нас в теплые края?
Дети: - Перелетные.
Воспитатель: - А каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру «Птицы и птенцы». Я буду говорить название птицы, а вы называть ее птенца.
Игра «Птицы и птенцы»:
Галка - …галчонок,
Ворона -…вороненок,
Сова -…совенок,
Курица - …цыпленок,
Пингвин -…пингвиненок,
Страус -…страусенок,
Гусь - …гусенок.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь отгадайте загадку про еще одного птенца.
Загадка:
Возмутился птичий двор:
«Вон чужой птенец идет!
Пусть уходит за забор
Незадачливый урод!
Звали все его утенком,
Ну а стал он …
Дети: - Лебеденком!
Воспитатель: - Правильно! А как называлась сказка об этом птенце?
Дети: - «Гадкий утенок»
Воспитатель: Ребята, а утки, лебеди это какие птицы?
Дети: Перелетные!
Воспитатель: «Ребята, я предлагаю вам пройти к столам и выполнить задание. Вам нужно с помощью игры «Сложи узор» составить утку и лебедя.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Ребята, вы молодцы! Но вашим глазкам пора отдохнуть.
Дети встают около своих стульчиков. Проводится гимнастика для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса!
Наши глазки не моргают, наши глазки отдыхают.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем букву «О», получается легко!
Теперь часики-глаза водят взгляд туда-сюда.
Влево, вправо посмотри, вверх и вниз взгляд опусти.
С глазками мы поиграем: жмуримся и открываем.
Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!
Дети выходят на ковер.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему птица летает, а человек нет?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель предлагает провести опыт. Он демонстрирует падение 2-х листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик.
Воспитатель: - Почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист – медленно планируя?
Дети высказывают предположения. Воспитатель объясняет опыт.
Воспитатель: - Гладкий и широкий лист при падении опирается на воздух, поэтому может лететь. Так и птица. В полете она расправляет свои крылья и хвост, они становятся больше самой птицы, и их форма, перья позволяют птице лететь, опираясь на воздух.
- Давайте, покажем, как птица летает, поиграем и отдохнем.
Физкультминутка: Игра на внимание «Прилетели птицы»
Воспитатель говорит названия птиц, дети машут руками, изображая крылья птиц, а если слышат название насекомого, то присаживаются и закрывают глаза.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, воробьи, пчелы, снегири…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, муравьи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, снегири, вороны, кузнечики…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, бабочки, вороны, дятлы…
Воспитатель: Ребята, мы вспомнили о многих птицах, они очень разные и радуют наш глаз. Мы любим слушать пение птиц. А какую пользу приносят птицы?
Дети: - Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена.
Воспитатель: Правильно. А как они уничтожают насекомых?
Дети: Они их едят.
Воспитатель: Значит, они питаются насекомыми? Насекомыми, червяками птицы питаются летом. А, чем питаются птицы зимой?
Дети отвечают. Воспитатель дополняет ответы детей. (Овес, пшено, семечки. Синички любят сало, снегири - ягоды рябины, клест ищет семена в шишках. Иногда даже птицы зимой отыскивают насекомых в коре деревьев)
Воспитатель: А почему им зимой трудно? Что страшней для птиц: холод или голод?
Дети: Птицам зимой трудно отыскать себе пищу (насекомых нет). Голод.
Воспитатель: Да во время снегопадов, сильных морозов птицам становится совсем туго. Они голодают и даже погибают.
Воспитатель: - А почему зимой птицы подлетают близко к нашим жилищам?
Дети: За едой.
Воспитатель: Правильно. Птицы просят помощи у человека.
А как люди помогают птицам? Как мы с вами помогаем птицам?
Дети: - Люди делают и развешивают кормушки, кормят птиц.
Воспитатель: - Сегодня, я предлагаю вам позаботиться о своих пернатых друзьях и сделать своими руками экологически-чистые кормушки для птиц при помощи мучного клейстера и различных семян и зерен.
Но прежде, чем начать работать, давайте с вами подготовим наши пальчики
Пальчиковая игра-релаксация «Спаси птенца»
Воспитатель: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его: медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него своим ровным дыханием; приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и представь, что птенец радостно взлетел, посмотри вверх, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе.
Практическая часть
Воспитатель объясняет детям, как сделать кормушки. Дети выполняют задание.
Дети с помощью воспитателя подводят итог занятия.
- О ком мы разговаривали на занятии? (О птицах)
- О каких птицах? (О зимующих и перелетных)
- Что помогает птице летать? (Форма крыльев, хвоста. Воздух. Легкий вес птицы)
- Когда нужно помогать птицам? (Зимой)
- Какое доброе дело для пернатых друзей вы сделали сегодня? (Сделали кормушки)
В конце занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»:
Прокормите птиц зимой, чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть одна нужна.
Горсть одна — и не страшна будет им зима.
Приручите птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в подготовительной группе "Что мы знаем о правах?"
В интересной и доступной форме познакомить с основами прав ребенка, отраженных в «Декларации прав ребенка». Довести до сознания детей то, что каждый человек имеет право на жизнь и никто не вправе поку...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Что мы знаем о рыбах"
На занятие дети уточняют и закрепляют знания о рыбах (морских и речных), работают со схемой, делают сообщения по теме, разгадывают кроссворд....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: ”Знай, люби и охраняй природу”
Конспект предназначен для закрепления знаний детей о природных изменениях весной, полученных в разных видах деятельности....
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: ”Знай, люби и охраняй природу»
познавательное развитие...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Знай, люби и охраняй природу»
Конспект занятия в подготовительной группе «Знай, люби и охраняй природу»...
Конспект интгрированного занятия в подготовительной группе "Что мы знаем о часах"
Знакомство детей с историей возникновения часов, с их разновидностями. Умение определять время по часам....
Конспект занятия в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?»
Программное содержание:- уточнить представления детей о знакомых птицах (зимующих , перелетных, домашних);- учить детей называть и различать птиц, сравнивать их строение, размер, выявлять ...