Занятие в подготовительной группе"Что мы знаем о птицах"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Филатова Елена Ивановна

о птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.odt23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы. Экологическое воспитание.

 «Что мы знаем о птицах?»

 

Цель: Углубление и расширение знаний детей о птицах, об их жизнедеятельности; помощь птицам в зимний период.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать обогащению и углублению знаний о птицах;
  • Учить детей выделять яркие отличительные признаки птиц, их внешнего вида, строения и поведения, находить признаки сходства и различия;
  • Дать представления о том, чем питаются птицы;
  • Закрепить понятие зимующие и перелетные птицы;
  • Расширять знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

  • Развивать умение находить взаимосвязи в природе;
  • Развивать связную речь, память, внимание, логическое мышление;
  • Активизация словаря по теме «Птицы», использование в речи прилагательных;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому;
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам в зимний период;
  • Привлекать к помощи птицам в трудное время, изготовить кормушки для птиц.

 

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на прогулке с воспитателем, родителями;
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Птицы»;
  • Чтение детской природоведческой литературы (произведения В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, Н.И.Сладкова и др.);
  • Рассматривание схемы-модели птицы;
  • Отгадывание загадок о птицах;
  • Рисование птиц (лепка, аппликация, оригами);
  • Кормление птиц в зимний период.

 

Активизация словаря:

Зимующие, перелетные, маховые, пуховые, полые, легкие, оперение, окраска, голод, пернатые друзья, парить, планировать.

 

Материалы и оборудование:

Дем.: ТСО, фотографии с изображением зимующих птиц, игрушка птица синица, два листа белой бумаги.

Разд.: Развивающая игра «Сложи узор» (Б.П.Никитин), плотный картон с веревочкой в форме круга или сердечка, мучной клейстер, кисти, подставки, тряпочки, пшено, гречка, семечки, рис.

 

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель в кругу с детьми. Психогимнастика:

 

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Введение в тему.

Сюрпризный момент.

Воспитатель держит шкатулку в руках и говорит:

- Ребята, сегодня я шла по улице и увидела…А тот, кого я увидела, находится у меня в сундучке. Вы узнаете, кто там, если отгадаете загадку.

Загадка:

Как вокруг похолодает,

Они в город прилетают.

Желтой грудкой всем знакомы,

Ищут сало на балконах.

Всем знакомы эти птицы,

Называются…

 

Дети: - Синицы!

 

Зимующие и перелетные птицы.

Воспитатель: - Да ребята, вы угадали, я видела синицу (достает из шкатулки игрушку синицу). И я приглашаю вас сегодня в мир птиц. Сейчас я покажу вам фотографии птиц, и вы их назовете, если узнаете.

Воспитатель показывает слайды с изображением зимующих птиц. Дети их называют, дают краткое описание.

Воспитатель: - Ребята, а как же назвать одним словам этих смелых птиц, которые остаются с нами зимой?

Дети: - Зимующие.

Воспитатель: - А какие птицы улетают от нас в теплые края?

Дети: - Перелетные.

Воспитатель: - А каких перелетных птиц вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру «Птицы и птенцы». Я буду говорить название птицы, а вы называть ее птенца.

Игра «Птицы и птенцы»:

Галка - …галчонок,

Ворона -…вороненок,

Сова -…совенок,

Курица - …цыпленок,

Пингвин -…пингвиненок,

Страус -…страусенок,

Гусь - …гусенок.

 

Воспитатель: - Молодцы! А теперь отгадайте загадку про еще одного птенца.

 

Загадка:

Возмутился птичий двор:

«Вон чужой птенец идет!

Пусть уходит за забор

Незадачливый урод!

Звали все его утенком,

Ну а стал он …

 

Дети: - Лебеденком!

Воспитатель: - Правильно! А как называлась сказка об этом птенце?

Дети: - «Гадкий утенок»

Воспитатель: Ребята, а утки, лебеди это какие птицы?

Дети: Перелетные!

Воспитатель: «Ребята, я предлагаю вам пройти к столам и выполнить задание. Вам нужно с помощью игры «Сложи узор» составить утку и лебедя.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы! Но вашим глазкам пора отдохнуть.

Дети встают около своих стульчиков. Проводится гимнастика для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса!

Наши глазки не моргают, наши глазки отдыхают.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Нарисуем букву «О», получается легко!

Теперь часики-глаза водят взгляд туда-сюда.

Влево, вправо посмотри, вверх и вниз взгляд опусти.

С глазками мы поиграем: жмуримся и открываем.

Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

Дети выходят на ковер.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, почему птица летает, а человек нет?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель предлагает провести опыт. Он демонстрирует падение 2-х листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик.

Воспитатель: - Почему бумажный шарик падает очень быстро, а гладкий лист – медленно планируя?

Дети высказывают предположения. Воспитатель объясняет опыт.

Воспитатель: - Гладкий и широкий лист при падении опирается на воздух, поэтому может лететь. Так и птица. В полете она расправляет свои крылья и хвост, они становятся больше самой птицы, и их форма, перья позволяют птице лететь, опираясь на воздух.

- Давайте, покажем, как птица летает, поиграем и отдохнем.

Физкультминутка: Игра на внимание «Прилетели птицы»

Воспитатель говорит названия птиц, дети машут руками, изображая крылья птиц, а если слышат название насекомого, то присаживаются и закрывают глаза.

 

Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, воробьи, пчелы, снегири…

Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, муравьи

Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, снегири, вороны, кузнечики

Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки, бабочки, вороны, дятлы…

 

Воспитатель: Ребята, мы вспомнили о многих птицах, они очень разные и радуют наш глаз. Мы любим слушать пение птиц. А какую пользу приносят птицы?

Дети: - Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена.

Воспитатель: Правильно. А как они уничтожают насекомых?

Дети: Они их едят.

Воспитатель: Значит, они питаются насекомыми? Насекомыми, червяками птицы питаются летом. А, чем питаются птицы зимой?

Дети отвечают. Воспитатель дополняет ответы детей. (Овес, пшено, семечки. Синички любят сало, снегири -  ягоды рябины, клест ищет семена в шишках. Иногда даже птицы зимой отыскивают насекомых в коре деревьев) 

Воспитатель: А почему им зимой трудно? Что страшней для птиц: холод или голод?

Дети: Птицам зимой трудно отыскать себе пищу (насекомых нет). Голод.

Воспитатель: Да во время снегопадов, сильных морозов птицам становится совсем туго. Они голодают и даже погибают.

Воспитатель: - А почему зимой птицы подлетают близко к нашим жилищам?

Дети: За едой.

Воспитатель: Правильно. Птицы просят помощи у человека.

А как люди помогают птицам? Как мы с вами помогаем птицам?

Дети: - Люди делают и развешивают кормушки, кормят птиц.

Воспитатель: - Сегодня, я предлагаю вам позаботиться о своих пернатых друзьях и сделать своими руками экологически-чистые кормушки для птиц при помощи мучного клейстера и  различных семян и зерен.

Но прежде, чем начать работать, давайте с вами подготовим наши пальчики

Пальчиковая игра-релаксация «Спаси птенца»

Воспитатель: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его: медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него своим ровным дыханием; приложи ладони к своей груди, отдай доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и представь, что птенец радостно взлетел, посмотри вверх, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе.

Практическая часть

Воспитатель объясняет детям, как сделать кормушки. Дети выполняют задание.

Дети с помощью воспитателя подводят итог занятия.

  • О ком мы разговаривали на занятии? (О птицах)
  • О каких птицах? (О зимующих и перелетных)
  • Что помогает птице летать? (Форма крыльев, хвоста. Воздух. Легкий вес птицы)
  • Когда нужно помогать птицам? (Зимой)
  • Какое доброе дело для пернатых друзей вы сделали сегодня? (Сделали кормушки)

 

 

В конце занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»:

 

Прокормите птиц зимой, чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, горсть одна нужна.

Горсть одна — и не страшна   будет им зима.

Приручите птиц в мороз к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе "Что мы знаем о правах?"

В интересной и доступной форме познакомить с основами прав ребенка, отраженных в «Декларации прав ребенка». Довести до сознания детей то, что каждый человек имеет право на жизнь и никто не вправе поку...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Что мы знаем о рыбах"

На занятие дети уточняют и закрепляют знания о рыбах (морских и речных), работают со схемой, делают сообщения по теме, разгадывают кроссворд....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: ”Знай, люби и охраняй природу”

Конспект предназначен для закрепления знаний детей о природных изменениях весной, полученных в разных видах деятельности....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Знай, люби и охраняй природу»

Конспект занятия в подготовительной группе «Знай, люби и охраняй природу»...

Конспект интгрированного занятия в подготовительной группе "Что мы знаем о часах"

Знакомство детей с историей возникновения часов, с их разновидностями. Умение определять время по часам....

Конспект занятия в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?»

Программное содержание:- уточнить  представления детей о  знакомых птицах (зимующих , перелетных, домашних);- учить детей называть и различать птиц, сравнивать их строение, размер, выявлять ...